ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-237/2022 от 12.01.2022 Дзержинского городского суда (Нижегородская область)

Решение в окончательной форме принято 19 января 2022 года

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Дзержинск 12 января2022года

ДзержинскийгородскойсудНижегородской области в составе председательствующего судьи: Буциной И.Б.,

при секретаре Калаяновой Е.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрация городского округа города Дзержинска Нижегородской области о признании незаконным отказ Администрации г.Дзержинска в переводе в жилой фонд нежилого помещения

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным отказ Администрации г.Дзержинска в переводе в жилой фонд нежилого помещения. В обоснование заявленных требований истец указала, что является собственником нежилого помещения <адрес> первый этаж многоквартирного дома. ДД.ММ.ГГГГ. истец обратилась в Администрацию города Дзержинска с заявлением о переводе нежилого помещения в жилое.

Распоряжением заместителя главы администрации городского округа г. Дзержинска от ДД.ММ.ГГГГ. административному истцу было отказано в переводе нежилого помещения в жилое, в связи с несоблюдением предусмотренных ст. 22 ЖК РФ условий перевода помещений (уведомление от ДД.ММ.ГГГГ) а именно:

- отсутствует проект переустройства помещения, содержащий решения об обеспечении помещения инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление, вентиляции, газоснабжения), позволяющим использование помещения в качестве жилого;

- отсутствие возможности определения местонахождения инженерных систем, которыми должно быть оборудовано жилое помещение, что в свою очередь, приводит к отсутствию возможности определения соответствия их требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности.

Административный истец считает данный ответ незаконным, нарушающим её права, поскольку основаниями к отказу явилось отсутствие в проекте переустройства обеспечения помещения инженерными сетями, которое не требуется, так как они имеются, конструктивные изменения помещения не производились. Между тем представленный истцом проект выполнен в соответствии с действующими строительными нормами и правилами, в том числе по обеспечению безопасной эксплуатации здания после выполнения перепланировки в квартире.

Административный истец ФИО1 просили суд: признать незаконным, недействительным отказ Администрации г.Дзержинска Нижегородской области в переводе в жилой фонд нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> и об обязании ответчика перевести нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> в жилой фонд в течение 10 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Представитель истца ФИО3, действующий на основании доверенности в судебное заседание не явилась, в предварительном судебном заседании административные исковые требования поддержала в полном объеме.

Административный ответчик Администрация городского округа города Дзержинска Нижегородской области в судебное заседание не явилась, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, от которого в суд поступил письменный отзыв на исковое заявление. Считает оспариваемое постановление законным, поскольку административным истцом не выполнены требования ст. 22 Жилищного кодекса РФ, что влечет отказ в переводе жилого помещения в нежилое.

Изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Положениями ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

Согласно ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится: осуществление муниципального жилищного контроля; принятие в установленном порядке решения о переводе жилых помещений в нежилое и нежилых помещений в жилое, согласование переустройства и перепланировки жилых помещений.

На основании п. 1 ст. 23 Жилищного кодекса РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.

В соответствии с п. 4 ст. 22 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что перевод нежилого помещения в жилое не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.

Требования, которым должно отвечать жилое помещение, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее Постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47).

Частью 1 ст. 24 ЖК РФ предусмотрены случаи, при которых допускается отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение. Такой отказ допускается в случае: непредставления определенных ч. 2 ст. 23 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; представления документов в ненадлежащий орган; несоблюдения предусмотренных ст. 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения; несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

Перечень оснований для отказа является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:

подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения.

Согласно частей 4 - 6 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных документов. Решение органа, осуществляющего согласование является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.

Как следует из пункта 13 постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", система вентиляции относится к внутренним инженерным системам многоквартирного дома.

Инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и др.), оборудование и механизмы, находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности. Устройство вентиляционной системы жилых помещений должно исключать поступление воздуха из одной квартиры в другую. Не допускается объединение вентиляционных каналов кухонь и санитарных узлов (вспомогательных помещений) с жилыми комнатами.

На основании пункта 19 Положения в реконструируемом жилом помещении при изменении местоположения санитарно-технических узлов должны быть осуществлены мероприятия по гидро-, шумо- и виброизоляции, обеспечению их системами вентиляции, а также при необходимости должны быть усилены перекрытия, на которых установлено оборудование санитарно-технических узлов.

Из материалов дела следует, что административному истцу на праве собственности принадлежит нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, реестровой выписки из ЕГРН.

Административный истец обратилась ДД.ММ.ГГГГ. в Администрацию города Дзержинска с заявлением о переводе нежилого помещения в жилое.

Распоряжением заместителя главы администрации городского округа г. Дзержинска от ДД.ММ.ГГГГ. административному истцу было отказано в переводе нежилого помещения в жилое, в связи с несоблюдением предусмотренных ст. 22 ЖК РФ условий перевода помещений (уведомление от ДД.ММ.ГГГГ) а именно:

- отсутствует проект переустройства помещения, содержащий решения об обеспечении помещения инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление, вентиляции, газоснабжения), позволяющим использование помещения в качестве жилого;

- отсутствие возможности определения местонахождения инженерных систем, которыми должно быть оборудовано жилое помещение, что в свою очередь, приводит к отсутствию возможности определения соответствия их требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности.

Рассматривая требования административного истца, суд приходит к следующему.

Порядок перевода жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое определен ст. 23 ЖК РФ. Данный порядок предусматривает ряд последовательных этапов, начиная от подачи заявления заинтересованного лица, с приложением необходимых документов, до принятия решения о переводе или об отказе в переводе помещения.

Согласно ст. 24 ЖК РФ отказ в переводе нежилого помещения в жилое помещение допускается, в том числе, в случаях непредоставления определенных ч. 2 ст. 23 настоящего Кодекса документов и несоблюдения предусмотренных ст. 22 ЖК РФ условий перевода помещения.

Пунктом 5 ч. 2 ст. 23 ЖК РФ предусмотрено, что для перевода нежилого помещения в жилое собственник соответствующего помещения обращается в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения и представляет подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения). Перевод нежилого помещения в жилое не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует техническая возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям, либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц (ч. 4 ст. 22 ЖК РФ).

Таким образом, при согласовании в порядке ст. 23 ЖК РФ изменения режима использования нежилых помещений в первую очередь должна определяться сама возможность перевода их в жилые помещения. Необходимо разрешение вопроса о технической возможности использовать такие помещения в качестве жилых. Орган, осуществляющий перевод помещений, может посчитать, что для обеспечения использования помещения в качестве жилого проведение переустройства и (или) перепланировки в соответствии с предоставленным проектом и (или) иных работ является необходимым.

Согласно имеющимся в материалах дела выписки ЕГРН, техническому паспорту на спорные помещения, последнее использовалось как нежилое. Назначение –нежилое помещение. Сведения о том, что ранее указанное помещение использовалось как жилое, в деле также отсутствует.

Требования, предъявляемые к жилым помещениям, указаны в ст. 15 ЖК РФ и Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47).

Как следует из материалов дела, документы, подтверждающие соответствие рассматриваемых помещений требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, в соответствии с предписаниями вышеприведенных законоположений, административным истцом не представлены.

Отказывая административному истцу в удовлетворении заявленных требований, суд приходит к выводу, что подавая заявление о переводе в жилое помещение выделенного объекта, необходимо представить подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и перепланировки переводимого помещения, в связи с чем, даже при наличии заключения о соответствии помещения, которое истец просит перевести в жилое, требованиям, предъявляемым законодательством к жилым помещениям, в проектной документации указанные обстоятельства отсутствуют.

Доводы представителя административного истца о том, что устранение указанных в распоряжении нарушений возможно составлением акта обследования помещения противоречат требования, предъявляемые к жилым помещениям, указаным в ст. 15 ЖК РФ и Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47).

При таких обстоятельствах оспариваемое решение административного ответчика об отказе в переводе нежилого помещения в жилое является законным.

Условиями для удовлетворения требований в рамках публично-правового спора в силу ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ является наличие нарушения прав и свобод административного истца и незаконность оспариваемых действия (бездействия) субъекта публичной власти. Эти условия не нашли своего подтверждения в судебном заседании.

Принимая во внимание, что оснований для удовлетворения заявленных требований о признании незаконным постановления от об отказе в переводе в переводе нежилого помещения в жилое, обязании ответчика перевести нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> в жилой фонд в течение 10 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу, у суда не имеется, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом исковых требований в полном объеме.

Вместе с тем, административный истец не лишен права на повторное обращение к административному ответчику с соответствующим заявлением с соблюдением требований вышеуказанных норм.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Администрация городского округа города Дзержинска Нижегородской области о признании незаконным отказ Администрации г.Дзержинска в переводе в жилой фонд нежилого помещения– отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Нижегородского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через суд первой инстанции.

Судья: п/п И.Б. Буцина

Копия верна

Судья: И.Б. Буцина