+
Дело № 2а-237/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Называевск 20.05.2022
Называевский городской суд Омской области
в составе председательствующего судьи В.А. Шумилиной
с участием прокурора Лукьяновой О.Ш.
при секретаре судебного заседания Бушуевой И.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании сиспользованием аудиопротоколирования административное исковое заявление Называевского межрайонного прокурора Омской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кисляковского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить нарушения законодательства путем разработки, принятия и организации исполнения муниципальной целевой программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности в границах населенных пунктов сельского поселения в срок до 31.12.2022
УСТАНОВИЛ:
Называевский межрайонный прокурор Омской области, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Кисляковского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области, в обоснование которого указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в лесах и населенных пунктах, в результате которой установлено, что администрацией сельского поселения в недостаточной мере реализуются полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в сельском поселении, что в свою очередь может повлечь распространение пожаров, в случае их возникновения, на земле государственного лесного фонда.
Между тем, в нарушение указанных норм законодательства муниципальная целевая программа по вопросам обеспечения пожарной безопасности в сельском поселении отсутствует.
Выявленное нарушение законодательства о пожарной безопасности угрожает жизни и здоровью населения, кроме того, в случае распространения пожаров на земли лесного фонда может повлечь причинение ущерба лесному фонду.
В связи с выявленными нарушениями межрайонной прокуратурой в администрацию сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ внесено представление, по результатам рассмотрения которого нарушение не устранено.
Согласно ответу на представление муниципальная программа по вопросам обеспечения пожарной безопасности не принята в связи с тем, что в бюджете сельского поселения отсутствуют необходимые денежные средства.
Бездействие администрации сельского поселения, выразившееся в непринятии мер для устранения нарушений законодательства, разработке и организации выполнения муниципальной целевой программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности, угрожает жизни и здоровью населения, кроме того, в случае распространения пожаров на земли лесного фонда может повлечь причинение ущерба лесному фонду.
Просит признать незаконным бездействие администрации Кисляковского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области, выразившееся в непринятии надлежащих мер по разработке, принятию и организации исполнения муниципальной целевой программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности в границах населенных пунктов сельского поселения. Обязать Администрацию Кисляковского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области ИНН: 5523004866, КПП: 552301001, ОГРН: 1055525021870 устранить нарушения законодательства путем разработки, принятия и организации исполнения муниципальной целевой программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности в границах населенных пунктов сельского поселения в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании прокурор Лукьянова О.Ш. административные исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика администрации Кисляковского сельского поселения в судебном заседании отсутствовал, хотя о времени и месте слушания дела уведомлен надлежащим образом, в заявлении, направленном в суд просил рассмотреть дело без его участия.
Выслушав заключение прокурора, изучив доводы административного искового заявления и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с ч.3 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта РФ и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч. 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п. 23 ч.1 настоящей статьи).
Статьей 2 Закона Омской области от 24.09.2015 № 1786-ОЗ «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Омской области», вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что за сельскими поселениями Омской области закрепляются вопросы местного значения, предусмотренные п.п. 5, 8, 13, 15, 20, 22, 26, 31, 38 части 1 ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ.
В соответствии с п. 8, 9 ч.1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Поскольку пожары, как природного, так и техногенного характера, относятся к чрезвычайным ситуациям, органы местного самоуправления несут обязанности по предупреждению и ликвидации последствий террористических актов в границах поселений.
Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность городских и сельских поселений обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами местного самоуправления в соответствии со ст. 63 данного Федерального закона.
В ст. 63 Федерального закона № 123-ФЗ приведен перечень первичных мер пожарной безопасности, включающий реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности и др.
Пунктом 3 ст. 63 Федерального закона № 123-ФЗ предусмотрено, что к первичным мерам пожарной безопасности отнесены разработка и организация выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности.
В силу ч.1 ст. 53 Лесного кодекса РФ от 04.12.2006 № 200-ФЗ меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.
В соответствии с п.п. 3, 4 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417, в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляется противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов; создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров, содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности; мониторинг пожарной опасности в лесах; разработка планов тушения лесных пожаров; тушение лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.
Как установлено в судебном заседании администрацией сельского поселения в недостаточной мере реализуются полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в сельском поселении, что в свою очередь может повлечь распространение пожаров, в случае их возникновения, на земле государственного лесного фонда.
Между тем, в нарушение указанных норм законодательства муниципальная целевая программа по вопросам обеспечения пожарной безопасности в сельском поселении отсутствует.
Выявленное нарушение законодательства о пожарной безопасности угрожает жизни и здоровью населения, кроме того, в случае распространения пожаров на земли лесного фонда может повлечь причинение ущерба лесному фонду.
В связи с выявленными нарушениями межрайонной прокуратурой в администрацию сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ внесено представление, по результатам рассмотрения которого нарушение не устранено (л.д. 7-13).
Согласно ответу на представление муниципальная программа по вопросам обеспечения пожарной безопасности не принята в связи с тем, что в бюджете сельского поселения отсутствуют необходимые денежные средства (л.д. 14-15).
Бездействие администрации сельского поселения, выразившееся в непринятии мер для устранения нарушений законодательства, разработке и организации выполнения муниципальной целевой программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности, угрожает жизни и здоровью населения, кроме того, в случае распространения пожаров на земли лесного фонда может повлечь причинение ущерба лесному фонду.
При указанных обстоятельствах исковые требования Называевского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно ч.3 ст. 114Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
В соответствии с п.19 ч.1 ст. 333.16 Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Таким образом, поскольку административный ответчик в лице администрации сельского поселения освобожден от уплаты государственной пошлины, она не подлежит взысканию.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Называевского межрайонного прокурора Омской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Кисляковского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области, выразившееся в непринятии надлежащих мер по разработке, принятию и организации исполнения муниципальной целевой программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности в границах населенных пунктов сельского поселения.
Обязать Администрацию Кисляковского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области ИНН: 5523004866, КПП: 552301001, ОГРН: 1055525021870 устранить нарушения законодательства путем разработки, принятия и организации исполнения муниципальной целевой программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности в границах населенных пунктов сельского поселения в срок до 31.12.2022.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Называевский городской суд Омской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 23.05.2022 на 4 стр.
Судья В.А. Шумилина