Дело № 2а-80/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1 марта 2018 года г. Горно-Алтайск
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Зрелкиной Е.Ю.,
при секретаре Кыныраковой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям Горно-Алтайского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Центр государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Республике Алтай», государственному инспектору ГПС № 1 Федерального казенного учреждения «Центр государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Республике Алтай» Неверову <В.Н.> о признании недействительной регистрацию судов - <данные изъяты>», <данные изъяты>» в реестре маломерных судов, признании незаконными заключений по результатам предоставления государственной услуги по освидетельствованию маломерных судов,
УСТАНОВИЛ:
Горно-Алтайский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц с учетом уточнений обратился в суд с административным исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению «Центр государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Республике Алтай» о признании недействительной регистрацию судна - <данные изъяты>» в реестре маломерных судов, обязании снять судно с регистрационного учета в реестре маломерных судов, признании незаконным заключения по результатам предоставления государственной услуги по освидетельствованию маломерного судна, указывая, что Горно-Алтайской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего вопросы функционирования внутреннего водного транспорта и эксплуатации маломерных судов на территории Республики Алтай. В ходе которой установлено, что в реестре маломерных судов ФКУ «Центр государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Республике Алтай» 21.06.2015 года зарегистрировано маломерное судно - <данные изъяты>, для подтверждения факта регистрации указанного судна его собственнику Агаркову Е.И. выдан судовой билет № от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с заключением по результатам предоставления государственной услуги по освидетельствованию маломерного судна №, указанное судно имело длину 19,7 м., ширину - 3,98 м., высоту борта - 2,1 м. В ходе проверки были произведены замеры судна, согласно которым длина судна составила более 20 м. также было установлено, что государственный инспектор ГПС № 1 Неверов В.Н., производивший освидетельствование судна, не убедился в безопасности данного судна для объектов водного транспорта, взяв за основу расчеты, указанные в проекте, составленном <данные изъяты>, незаконно признал судно маломерным и допустил его к эксплуатации. При этом наибольшая длина судна необоснованно была измерена государственным инспектором Неверовым В.Н. без учета носовой и кормовой частей, что повлияло на незаконное составление заключения по результатам предоставления государственной услуги по освидетельствованию маломерного судна - <данные изъяты> Также в ходе проверки установлено, что указанное судно является судном заводской постройки, проекта 376 <данные изъяты>», ранее состояло на классификационном учете в Западно-Сибирском филиале Российского Речного Регистра как самоходное разъездное судно с наибольшей длиной 21 м. на основании проекта, разработанного <данные изъяты>, данное судно было модернизировано собственником, была уменьшена наибольшая длина судна путем разреза его корпуса и дальнейшего составления при помощи петлевых соединений. При этом установлено, что при внесении собственником изменений, согласно проекта, наибольшая длина судна не изменилась. Кроме того, внесенные изменения создают угрозу безопасной эксплуатации судна. Согласно заключению директора <данные изъяты> Макарова В.А., составленного на основании проведенного анализа и с учетом представленных материалов проверки установлено, что наибольшая длина судна - <данные изъяты> составляет не менее 21 м., что позволяет сделать вывод о том, что оно не относится к маломерным судам и не может состоять на учтете в реестре маломерных судов; все съемные части данного судна входят в его наибольшую длину, конструкция модернизированного судна, вне зависимости от наличия или отсутствия носовой части, не отвечает требованиям технической безопасности, и как следствие не может обеспечить безопасную эксплуатацию данного судна. Поскольку установлено, что указанное судно не является маломерным, соответственно оно незаконно зарегистрировано в реестре маломерных судов. Незаконное нахождение данного судна на учете в ГИМС МЧС России нарушает интересы неопределенного круга лиц в части не обеспечения безопасности судоходства, в связи с чем прокурор обратился в суд с настоящим административным иском и просил признать недействительной регистрацию судна - <данные изъяты>, зарегистрированное 21.06.2015 года в реестре маломерных судов ФКУ «Центр государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Республике Алтай», обязать ФКУ «Центр государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Республике Алтай» снять судно с регистрационного учета в реестре маломерных судов, признать незаконным заключение по результатам предоставления государственной услуги по освидетельствованию маломерного судна <данные изъяты>
Также Горно-Алтайский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц с учетом уточнений обратился в суд с административным исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению «Центр государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Республике Алтай» о признании недействительной регистрацию судна - <данные изъяты>» в реестре маломерных судов, обязании снять судно с регистрационного учета в реестре маломерных судов, признании незаконным заключения по результатам предоставления государственной услуги по освидетельствованию маломерного судна. В обоснование требований указал доводы аналогичные доводам в отношении судна <данные изъяты>.
Протокольными определениями суда от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ к участию в делах в качестве заинтересованного лица привлечен Агарков <Е.И.>, в качестве соответчика - государственный инспектор ГПС № 1 Федерального казенного учреждения «Центр государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Республике Алтай» Неверов <В.Н.>.
Определением суда от 01 февраля 2018 года административные дела по административным искам Горно-Алтайского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Центр государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Республике Алтай», государственному инспектору ГПС № 1 Федерального казенного учреждения «Центр государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Республике Алтай» Неверову <В.Н.> о признании недействительной регистрацию суден - <данные изъяты>» в реестре маломерных судов, обязании снять судна с регистрационного учета в реестре маломерных судов, признании незаконными заключений по результатам предоставления государственной услуги по освидетельствованию маломерных суден объединены в одно производство.
Протокольным определением суда от 09.01.2018 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Федеральное автономное учреждение «Российский Речной Регистр».
Представитель административного истца помощник Горно-Алтайского транспортного прокурора Галузин М.А. требование исковых заявлений уточнил, просил признать незаконной регистрацию судна – <данные изъяты> и регистрацию судна – <данные изъяты>, признать незаконными заключения по результатам предоставления государственной услуги по освидетельствованию указанных маломерных судов.
Представитель административного ответчика Баданова С.Б. возражала против удовлетворения исковых требований Горно-Алтайского транспортного прокурора, полагая регистрацию судов и заключение инспектора ГИМС законными.
Административный ответчик Неверов В.Н. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Заинтересованное лицо Агарков Е.И., его представитель Вяткина О.В., представитель заинтересованного лица Федеральное автономное учреждение «Российский Речной Регистр» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, оценив доказательства в совокупности, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2004 г. N 835 Положению о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, инспекция руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми и другими актами МЧС России, а также настоящим Положением.
Основными задачами государственной инспекции по маломерным судам являются осуществление государственного надзора за маломерными судами и их пользованием во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации; осуществление в установленном порядке классификации, освидетельствования, государственной регистрации и учета маломерных судов, присвоение им идентификационных номеров, выдача судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда; осуществление ведения реестра маломерных судов и государственный учет выдаваемых регистрационных и иных документов, необходимых для допуска маломерных судов к участию в плавании.
Согласно ч. 1 ст. 7 Кодекса торгового мореплавания под судном в настоящем Кодексе понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания.
Частью 3 ст. 7 Кодекса торгового мореплавания РФ, а также ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российкой Федерации предусмотрено, что под маломерным судном понимается судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать.
Суда, длина которых превышает 20 метров, в соответствии со ст. 35 указанного кодекса подлежат регистрации в Государственном судовом реестре капитаном морского порта.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в реестре маломерных судов ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Республике Алтай» произведена государственная регистрация судна <данные изъяты>
Кроме того, 21 июня 2015 года в указанном выше реестре маломерных судов зарегистрировано судно <данные изъяты> Собственником указанных судов является Агарков Е.И.
Судом установлено, что данные суда были модернизированы собственником в соответствии с проектами, подготовленными ООО «ИЦСП». Задача данной модернизации состоит в уменьшении наибольшей длины судна для возможности постановки его на учет в ГИМС МЧС России. До модернизации длина корпусов судов <данные изъяты>» и <данные изъяты>» составляла 21 м, после модернизации наибольшая длина корпуса должна составлять 19,7 м.
Согласно проектам, для уменьшения длины водоизмещающего корпуса, борт и днище судов обрезаются на расстоянии 50 мм в нос от первого практического шпангоута. На первом практическом шпангоуте устанавливается носовой вертикальный транец. Срезанный участок носовой оконечности, после установки вертикального транца, устанавливается на прежнее место в качестве посадочной площадки. Установка носового образования производится при помощи разъемных соединений. На главной палубе в районе первого шпангоута устанавливаются три шарнира. В районе установки шарниров палуба основного корпуса и посадочной площадки подкрепляется набором. Кормовой кринолин, расположенный на 42-45 шпангоутах, также выполняется съемным. Доступ людей во время движения судна на носовую посадочную платформу и кормовой кринолин категорически запрещается.
Помощником Горно-Алтайского транспортного прокурора 16 октября 2017 года проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего вопросы функционирования внутреннего водного транспорта и эксплуатации маломерных судов на территории Республики Алтай, в результате которой произведены замеры маломерных судов - <данные изъяты>», <данные изъяты>». По результатам проведенных замеров установлено, что длина судов составляет более 20 метров, в связи с чем указанные суда не являются маломерными и незаконно зарегистрированы в реестре маломерных судов.
В соответствии с «ГОСТ Р ИСО 8666-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Суда малые. Основные данные», утвержденном Приказом Росстандарта от 20.09.2012 № 368-ст определены габаритная длина судна (наибольшая) (п. 5.2.1) и наибольшая длина корпуса судна (п. 5.2.2).
Габаритная длина судна должна измеряться в соответствии с п. 5.2 между плоскостями, которые проходят через крайние точки носовой и кормовой оконечности судна. Данное значение длины включает конструктивные и неотъемлемые части корпуса, такие как деревянные, пластиковые или металлические элементы носа и кормы, фальшборты, обносы, бушприты. Габаритная длина включает постоянно закрепленные части. В габаритную длину не включают подвесные моторы; любые другие виды оборудования, которое может быть демонтировано без помощи инструмента.
Наибольшая длина корпуса судна должна измеряться между плоскостями, которые проходят через как носовую, так и кормовую оконечности корпуса судна. Данное значение длины включает конструктивные и выступающие элементы, такие как деревянные, пластиковые или металлические части носа и кормы, фальшборты и обносы. Наибольшая длина корпуса не включает съемные части, которые могут быть демонтированы без нарушения конструктивной целостности судна. Наибольшая длина корпуса включает в себя съемные части корпуса, которые служат для обеспечения гидростатического или динамического поддержания, когда судно движется или находится в неподвижном состоянии.
Из представленного суду ответа Западно-Сибирского филиала Российского Речного регистра от 26.02.2018 года следует, что для определения наибольшей длины судна следует применять ГОСТ 1062-80 «Размерения надводных кораблей и судов главные. Термины, определения и буквенные обозначения», согласно которому габаритные размерения судна – это расстояние, измеренное в горизонтальной плоскости между крайними точками носовой и кормовой оконечностей корпуса судна с учетом постоянно выступающих частей. Также указанный ГОСТ содержит понятие наибольшая длина судна, которой является расстояние, измеренное в горизонтальной плоскости между крайними точками теоретической поверхности корпуса судна в носовой и кормовой оконечностях.
При этом, суд приходит к выводу, что применение ГОСТ 1062-80, так и ГОСТ Р ИСО 8666-2012 к рассматриваемой ситуации, свидетельствует о том, что обрезанные носовая и кормовая части судов входят в наибольшую длину судов.
Так данные части не возможно демонтировать без помощи инструмента, конструктивная целостность судна нарушается при демонтаже частей корпуса, которые обрезаны на основании представленных проектов, в связи с чем данные части корпуса судна включаются в наибольшую его длину.
Оснований полагать, что данные «съемные части» корпуса судов не обеспечивают гидростатическое и динамическое поддержание, когда суда движутся или находятся в неподвижном состоянии, оснований не имеется, что следует из ответа директора Западно-Сибирского филиала Российского Речного Регистра, согласно которому представленными проектами модернизации в условиях эксплуатации не предусматривается демонтаж носовой части теплохода. Исходя из этого, постоянно закрепленная съемная носовая часть корпуса судна однозначно будет служить для обеспечения гидростатического или динамического поддержания, когда судно движется или находится в неподвижном состоянии. Кроме того, съемная носовая часть как в базовом проекте постройки, так и в существующем виде рассматриваемых судов однозначно относится к теоретической поверхности корпуса судна, так как объемы данной части корпуса определяют основные характеристики мореходности, парусности, ходкости и управляемости судна.
Также, Кормовой кринолин не является съемной кормовой частью судна. Данная конструкция является постоянно закрепленным выступающим элементом и входит в наибольшую длину корпуса судна. Съемная носовая часть судна не является выступающим элементом металлической части носа судна. Данная конструкция является конструкцией корпуса судна, при этом она не должна являться съемной, так как на ней располагается составная часть якорного устройства.
Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста директор Западно-Сибирского филиала «Российский Речной Регистр» ФИО1 пояснил, что данные съемные части должны включаться в габаритные размеры судна. Конструкция модернизированных судов не отвечает требованиям технической безопасности и не может обеспечить безопасную эксплуатацию данных судов. С данной модернизацией Российский Речной Регистр не согласен. Данные обрезанные части некорректно относить к съемным частям, потому что к съемным частям относятся отвесные или другие оборудования, которые можно демонтировать при помощи инструментов.
Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста ФИО2 пояснил, что суда нужно измерять без съемных частей, поскольку они не влияют на прочность оболочки, данные судна могут эксплуатироваться без съемных частей, но он крайне против этого, никакого серьезного влияния на остойчивость и потопляемость судов данные части не влияют. Полагает, что в данном случае необходимо измерять наибольшую длину судна, а не габаритную, в габаритную длину судна данные съемные элементы включаются. Полагает, что съемные части не служат для обеспечения гидростатического или динамического поддержания.
В судебном заседании, допрошенный в качестве специалиста ФИО3, пояснил, что при определении наибольшей длины судна ГИМС руководствуется ГОСТ 8666-2012, что отражено в методических рекомендациях от 28.09.2016 года. Съемные части не обеспечивают ни гидростатического ни динамического поддержания.
Показания ФИО2 и ФИО3 суд не может принять как допустимые, поскольку ФИО2 являлся разработчиком проекта, в соответствии с которым проводилась модернизация судов по заказу собственника и целью данной модернизацией являлась постановка судов в ГИМС. ФИО3 является работником ГИМС по РА.
При этом, проект модернизации судов не предусматривает возможность эксплуатации судов без обрезанных носовой и кормовой частей спорных судов, данные части в обязательном порядке крепятся на прежние места. В связи с чем, оснований полагать, что эксплуатация судов без этих частей возможна, не является безопасной, не обеспечивает гидростатическое и динамическое поддержание судов, не имеется. Кроме того, согласно ГОСТ Р ИСО 8666-2012, на который ссылаются специалисты ФИО2 и ФИО3, наибольшая длина корпуса не включает съемные части, которые могут быть демонтированы без нарушения конструктивной целостности судна. При этом, суд полагает, что демонтаж обрезанных кормовой и носовой частей судов нарушает конструктивную целостность данных судов.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что наибольшая длина судов превышает 20 метров, суд полагает подлежащими удовлетворению требования прокурора о признании незаконными регистрации судна – <данные изъяты>, зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ в реестре маломерных судов ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Республике Алтай» и судна – <данные изъяты> зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ в реестре маломерных судов ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Республике Алтай».
Также суд полагает подлежащими удовлетворению требования прокурора о признании незаконными заключений по результатам предоставления государственной услуги по освидетельствованию указанных маломерных судов, поскольку в оспариваемых заключениях инспектором Неверовым В.Н. длина судна указана как 19,7 м, при этом судом установлено, что длина спорных судов составляет более 20 метров.
Рассмотрев доводы представителя заинтересованного лица Агаркова Е.И. Вяткиной О.В. о пропуске прокурором срока исковой давности, суд приходит к следующему.
В силу с части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно части 8 указанной статьи пропуск срока для обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Из материалов дела усматривается, что помощником Горно-Алтайского транспортного прокурора проведена проверка исполнения законодательства, о чем 16 октября 2017 года составлены справки о результатах проверки спорных судов. С административными исковыми заявлениями в суд Горно-Алтайский транспортный прокурор обратился 25 октября 2017 года, то есть в пределах трехмесячного срока.
Руководствуясь ст.ст. 174-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Горно-Алтайского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконной регистрацию судна – <данные изъяты>, зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ в реестре маломерных судов ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Республике Алтай».
Признать незаконной регистрацию судна – <данные изъяты>, зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ в реестре маломерных судов ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Республике Алтай».
Признать незаконным заключение по результатам предоставления государственной услуги по освидетельствованию маломерного судна – <данные изъяты>.
Признать незаконным заключение по результатам предоставления государственной услуги по освидетельствованию маломерного судна – <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Алтай в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай.
Судья Е.Ю. Зрелкина
Решение в окончательной форме принято 06 марта 2018 года