ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2381/19 от 09.10.2019 Центрального районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело № 2а-2381/19

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 октября 2019 года город Тверь

Центральный районный суд г.Твери в составе председательствующего судьи Пержуковой Л.В., при секретаре Скородумовой Ю.В.,

с участием представителя административного истца – помощника прокурора Центрального района г.Твери Иванова Д.А., представителей административного ответчика Администрации города Твери: ФИО1, ФИО2, одновременно действующей в интересах заинтересованного лица управления по обеспечению жизнедеятельности населения администрации города Твери, представителей заинтересованного лица УФСБ по Тверской области: ФИО3, ФИО4, представителей заинтересованного лица Администрации Центрального района в городе Твери: ФИО5 и ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании 09.10.2019 и 14.10.2019 (с перерывом) административное дело по административному исковому заявлению прокурора Центрального района города Твери в защиту прав неопределенного круга лиц к Администрации города Твери, департаменту дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Твери об оспаривании бездействия административных ответчиков,

у с т а н о в и л :

прокурор Центрального района г.Твери в интересах неопределенного круга лиц на основании ч. 1 ст. 39 КАС РФ, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предъявил в суд административное исковое заявление к Администрации г.Твери, департаменту дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Твери, в котором просил признать незаконным бездействие административных ответчиков по непринятию мер по обеспечению антитеррористической защищенности места массового пребывания людей «Площадь у Обелиска Победы», «Площадь у стелы «Город воинской Славы», обязать административных ответчиков в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по исполнению пунктов 22, 23 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.03.2016 №272, по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей: «Площадь у Обелиска Победы», «Площадь у стелы «Город воинской Славы», оборудовав системой видеонаблюдения, системой оповещения и управления эвакуацией, а «Площадь у стелы «Город воинской Славы» информационными стендами (табло), содержащими схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, телефоны правообладателя соответствующего места массового пребывания людей, аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов и органов безопасности.

В обоснование требований со ссылками на положения п.7.1 ст. 16, п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона РФ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.2, ч.4 ст.3, п.3, п.3.1 ст. 5, ст.5.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», положения Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2012, Постановления Правительства РФ от 25.03.2015 №272, п.9 ст.8, ст.41 Устава города Твери, прокурор указал, что прокуратурой Центрального района г.Твери была проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства о противодействии терроризму и экстремизму в Администрации города Твери.

Постановлением Главы Администрации города Твери от 15.02.2017 № 254 утвержден перечень мест массового пребывания людей на территории муниципального образования города Твери. Во исполнение требований Постановления Правительства от 25.03.2015 №272 межведомственной комиссией проведено обследование и категорирование мест массового пребывания людей, установлены категории, по некоторым объектам составлены, согласованы и утверждены паспорта безопасности.

Проверкой установлено, что на двух объектах, включенных в перечень и расположенных на территории Центрального района города Твери, по истечении установленного срока исчерпывающие меры по соблюдению требований антитеррористического законодательства не приняты.

Правообладателем объекта «Площадь у Обелиска Победы» является департамент дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Твери, категорирование проведено 20.02.2017, присвоена 1 категория.

Правообладателем объекта «Площадь у стелы «Город воинской Славы» также является департамент дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Твери, категорирование проведено 20.02.2017, присвоена 3 категория.

В нарушение пунктов 22, 23, 29 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.03.2016 № 272, данные объекты не оборудованы системой видеонаблюдения, системой оповещения и управления эвакуацией, информационными стендами (табло), содержащими схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, телефоны правообладателя соответствующего места массового пребывания людей, аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов и органов безопасности, что не отвечает требованиям ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ и свидетельствует о неисполнении предусмотренной п.п. «а» ч. 4 ст. 3 названного закона деятельности по предупреждению терроризма (профилактике терроризма).

Прокуратурой района 29.12.2018 Главе города Твери вносилось представление № 19-20128 об устранении нарушений п. 22 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, однако исчерпывающих мер для устранения нарушений не предпринято.

Срок завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, в том числе по оборудованию данных мест инженерно-техническими средствами охраны, истек 20.02.2019, однако мероприятия не выполнены.

Дальнейшее несоблюдение требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей администрацией города Твери нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе пребывающих в данных местах массового пребывания людей, на безопасное их пребывание. Возможное наступление вреда является достаточным основанием для обращения в суд с заявлением о понуждении к совершению действий.

Вышеуказанные обстоятельства явились основанием для обращения прокурора в суд в соответствии со ст. 39 КАС РФ.

В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил заявленные требования просил суд признать незаконным бездействие Администрации города Твери, департамента дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Твери, выразившееся в непринятии мер по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей «Площадь у обелиска Победы», «Площадь у стелы Воинской Славы»; обязать Администрацию города Твери, департамент дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Твери в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по исполнению пунктов 22, 23 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.03.2016 №272, по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей: Площади у обелиска Победы и Площади у стелы Воинской Славы, а именно оборудовать Площадь у обелиска Победы и Площадь у стелы Воинской Славы системой видеонаблюдения, системой оповещения и управления эвакуацией, а Площадь у обелиска Победы - информационными стендами (табло), содержащими схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, телефоны правообладателя соответствующего места массового пребывания людей, аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов и органов безопасности.

В судебном заседании представитель административного истца требования поддерживал, просил суд их удовлетворить.

Представитель административного ответчика департамента дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Твери против удовлетворения требований прокурора возражал по изложенным в письменном отзыве доводам. В нем указано, что данный административный ответчик не является надлежащим, поскольку указанные в иске объекты не закреплены за ним на праве оперативного управления, он не располагает ни полномочиями, ни финансированием для реализации мероприятий по их антитеррористической защищенности в рамках исполнения постановления Правительства РФ от 25.03.2015 №272. В силу постановления администрации города Твери от 12.01.2018 № 8 на департамент возложена функция по организации обеспечения транспортной безопасности в отношении объектов транспортной инфраструктуры, переданных департаменту в установленном порядке. Кроме того, раздел IV «Мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей» Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей не содержит указаний о лице, на которого возлагаются обязанности по оборудованию мест массового пребывания людей техническими средствами, на которые указано в административном исковом заявлении. Нет соответствующего этому обоснования и в административном иске. С учетом изложенного представитель департамента просил суд в удовлетворении административного искового заявления прокурору отказать.

В судебное заседание представитель административного ответчика департамента дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Твери не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.

В судебном заседании представители административного ответчика Администрации города против удовлетворения административного искового заявления возражали, указав в письменном отзыве, что Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 № 272 утверждены требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий). В соответствии с пунктом 5 Требований террористическая защищенность мест массового пребывания людей должна соответствовать характеру угроз, оперативной обстановке, обеспечивать наиболее эффективное и экономное использование сил и средств, задействованных в обеспечении безопасности мест массового пребывания людей. Пунктом 23 Требований установлено, что все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются: системой видеонаблюдения; системой оповещения и управления эвакуацией; системой освещения.

Из приведенного положения закона следует, что достижение цели обеспечения безопасности предполагает необходимость комплексного подхода к решению указанной цели, то есть конкретные меры по обеспечению безопасности должны определяться с учетом результатов оценки уязвимости и защищенности объекта, наличия иных мер по предупреждению терроризма.

В период проведения массовых мероприятий на спорных объектах принимаются все необходимые меры безопасности: видеонаблюдение с архивированием видеозаписей в течение 30 суток; размещение металлодетекторов, ограждений и работы досмотровых групп, кинологических расчетов; установка противотаранных устройств; размещение системы оповещений и эвакуации людей; дежурства эвакуационных автобусов; дежурство пожарных расчетов; медицинское обеспечение; дополнительные обследования подвалов и чердаков; прекращение движения и парковки транспорта на прилегающей территории, таким образом представители административного ответчика полагали, что меры по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности на спорных объектах приняты.

Пункт 13 Требований устанавливает, что результаты работы комиссии в 10- дневный срок со дня обследования оформляются актом обследования и категорирования места массового пребывания людей, который составляется в произвольной форме. Акт обследования и категорирования места массового пребывания людей является неотъемлемой частью паспорта безопасности места массового пребывания людей (далее - паспорт безопасности). На каждое место массового пребывания людей в течение 30 дней после проведения его обследования и категорирования комиссией составляется паспорт безопасности (пункт 14 Требований). Паспорт безопасности является информационно-справочным документом, отражающим состояние антитеррористической защищенности места массового пребывания людей, и содержит перечень необходимых мероприятий по предупреждению (пресечению) террористических актов в месте массового пребывания людей.

Акты обследования и категорирования места массового пребывания людей по спорным объектам были составлены в феврале 2017 года, а утверждены Главой города Твери в феврале 2019 по причине длительности процедуры согласования с уполномоченными органами. При указанных обстоятельствах течение двухлетнего срока должно исчисляться с даты подписания паспортов безопасности, так как акты обследования спорных объектов являются их неотъемлемой частью.

Постановлением Администрации города Твери от 28.01.2010 № 116 утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования город Тверь. Под номерами 172 и 173 значатся Площадь Октябрьская и Площадь Победы.

Автомобильной дорогой является объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (статья 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В свою очередь, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах города Твери и обеспечение безопасности дорожного движения на них относится к основным задачам деятельности департамента дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Твери (п. 2.2. Положения о департаменте дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Твери, утвержденного постановлением Администрации города Твери от 12.01.2018 № 8).

В силу пункта 5 Требований антитеррористическая защищенность мест массового пребывания людей должна соответствовать характеру угроз, оперативной обстановке, обеспечивать наиболее эффективное и экономное использование сил и средств, задействованных в обеспечении безопасности мест массового пребывания людей. В настоящее время бюджет города Твери является дефицитным. В этой связи Администрация города Твери обращалась в Правительство Тверской области с заявкой на финансирование мероприятий по обеспечению средствами антитеррористической защиты мест массового пребывания людей в городе Твери. Министерством финансов Тверской области сообщалось, что заявка Администрации города Твери будет рассмотрена на заседании бюджетной комиссии Тверской области 21.02.2019. Однако до настоящего времени заявка не рассмотрена.

Из вышеуказанного бездействия Администрации города Твери не усматривается.

Представители заинтересованного лица УФСБ по Тверской области ФИО3 и ФИО4 в судебном заседании поддерживали требования прокурора.

Представители заинтересованного лица Администрации Центрального района в городе Твери ФИО5 и ФИО6 в судебном заседании поддерживали позицию административного ответчика Администрации города Твери.

Представители остальных участвующих в деле заинтересованных лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, письменных возражений по существу заявленных требований в суд не направили.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Право прокурора обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами, закреплено в части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 8, 9 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с частью 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно пунктам 1 и 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" к принципам противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона "О противодействии терроризму" от 06.03.2006 года N 35-ФЗ противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

В силу части 3 статьи 5 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

Согласно части 3.1 статьи 5 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ юридические лица обеспечивают выполнение требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

05.10.2009 Президентом РФ была утверждена Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (далее – Концепция), которая определяет основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в Российской Федерации, цель, задачи и направления дальнейшего развития общегосударственной системы противодействия терроризму в Российской Федерации.

Согласно пунктам 5-6 данной Концепции общегосударственная система противодействия терроризму представляет собой совокупность субъектов противодействия терроризму и нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность по выявлению, предупреждению (профилактике), пресечению, раскрытию и расследованию террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Общегосударственная система противодействия терроризму призвана обеспечить проведение единой государственной политики в области противодействия терроризму и направлена на защиту основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации. Субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий.

В пункте 10 данной Концепции определена цель противодействия терроризму в Российской Федерации - защита личности, общества и государства от террористических актов и иных проявлений терроризма.

Согласно п. 42 Концепции расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

Согласно п.2 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 №272, перечень мест массового пребывания людей в пределах территорий субъектов Российской Федерации или муниципальных образований определяется соответственно исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В силу п. 22 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей в зависимости от установленной категории в отношении места массового пребывания людей реализуется комплекс мероприятий по обеспечению его антитеррористической защищенности, предусмотренный настоящими требованиями, который может быть изменен в зависимости от складывающейся общественно-политической, социальной и оперативной обстановки по решению руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (главы муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей.

Срок завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности места массового пребывания людей, в том числе по оборудованию его инженерно-техническими средствами охраны, устанавливается комиссией исходя из степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов, прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий за счет средств соответствующего бюджета и средств внебюджетных источников и не может превышать 2 лет со дня подписания акта обследования и категорирования места массового пребывания людей.

Согласно пункту 23 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются:

а) системой видеонаблюдения;

б) системой оповещения и управления эвакуацией;

в) системой освещения.

В соответствии с пунктом 29 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей места массового пребывания людей 1 и 2 категории оборудуются информационными стендами (табло), содержащими схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, телефоны правообладателя соответствующего места массового пребывания людей, аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов и органов безопасности.

В силу п.2 ст.2 Устава города Твери, принятого Решением Тверской городской Думы от 23.06.2005 N 68, местное самоуправление в городе Твери осуществляется на следующих основных принципах: 1) соблюдения прав и свобод человека и гражданина; 2) самостоятельности местного самоуправления в решении вопросов местного значения; 3) достаточности материальных и финансовых ресурсов для выполнения функций местного самоуправления; 4) гласности; 5) взаимодействия органов местного самоуправления с органами и должностными лицами государственной власти; 6) гарантированности осуществления местного самоуправления; 7) ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением города, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами; 8) законности; 9) добровольности.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом N131-ФЗ осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

К вопросам местного значения городского округа в соответствии с п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.

В соответствии с пунктом 9 статьи 8 Устава города Твери, утвержденного решением Тверской городской Думы от 23.01.2019 № 2 «О принятии Устава города Твери», участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах города Твери относится к вопросам местного значения города Твери.

Из положений статьи 41 Устава следует, что Администрация города Твери осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Твери, в соответствии с федеральным законодательством, муниципальными правовыми актами города Твери (п.4); организует и осуществляет мероприятия по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории города Твери от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны (п.78); участвует в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах города Твери (п.85).

В соответствии с п.1.1 Положения о департаменте дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Твери, утвержденного постановлением администрации города Твери от 12.01.2018 № 8 департамент дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Твери (далее - департамент) является структурным подразделением администрации города Твери по вопросам жизнеобеспечения города Твери.

Судом установлено, что в Перечень мест массового пребывания людей на территории муниципального образования города Твери (в том числе единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места), утвержденный постановлением администрации города Твери от 15.02.2017 N 254, включены Площадь у обелиска Победы и Площадь у стелы Воинской Славы.

Судом установлено, что акты обследования и категорирования места массового пребывания людей на территории муниципального образования города Твери в отношении мест массового пребывания людей: Площади у обелиска Победы и Площади у стелы Воинской Славы составлены 20.02.2017, их копии приобщены к материалам настоящего дела. Согласно данным актам по результатам обследования места массового пребывания людей - Площади у обелиска Победы данному объекту присвоена 1 категория места массового пребывания людей, по результатам обследования места массового пребывания людей - Площади у стелы Воинской Славы данному объекту присвоена 3 категория места массового пребывания людей.

В указанных актах срок завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности места массового пребывания людей, в том числе по оборудованию его инженерно-техническими средствами охраны, не установлен, при этом в силу п. 22 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей данный срок не может превышать 2 лет со дня подписания акта обследования и категорирования места массового пребывания людей.

Правообладателем данных объектов согласно актам обследования и категорирования места массового пребывания людей на территории муниципального образования города Твери от 20.02.2017 является департамент дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Твери, руководитель которого участвовал в их составлении. Актом обследования городской территории от 10.10.2019, составленным начальником департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери и начальником департамента дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Твери, установлено, что территория, на которой проводятся массовые мероприятия, входит в состав автомобильной дороги общего пользования местного значения площадь Победы (площадь у обелиска Победы) с кадастровым номером , закрепленной на праве оперативного управления за департаментом дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Твери, расположенной на земельном участке с кадастровым номером площадью 41772 кв.м., переданном департаменту дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Твери по договорам безвозмездного пользования от 17.08.2018 № 352-1 и от 28.08.2019 № 356-1. Копии свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления и данных договоров приобщены к материалам дела. Этим же актом от 10.10.2019 установлено, что территория, на которой проводятся массовые мероприятия, входит в состав автомобильной дороги общего пользования местного значения площадь Октябрьская (площадь у стелы Воинской Славы) с кадастровым номером , закрепленной на праве оперативного управления за департаментом дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Твери. Копия свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления приобщена к материалам дела.

Совокупность данных письменных доказательств позволяет суду сделать вывод о том, что наряду с Администрацией города Твери департамент дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Твери является надлежащим ответчиком по заявленным прокурором требованиям, доводы административных ответчиков в этой части суд находит несостоятельными.

Материалами дела подтверждено, что в нарушение Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 №272, места массового пребывания людей: Площадь у обелиска Победы и Площадь у стелы Воинской Славы не оборудованы системой видеонаблюдения, системой оповещения и управления эвакуацией, а Площадь у обелиска Победы - информационными стендами (табло), содержащими схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, телефоны правообладателя соответствующего места массового пребывания людей, аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов и органов безопасности, что с учетом выше приведенных правовых норм является незаконным бездействием.

Отсутствие требуемой нормативными правовыми актами антитеррористической защищенности указанных прокурором мест массового пребывания людей свидетельствует о несоблюдении закрепленных Федеральным законом от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации, в том числе принципу обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, а оспариваемое незаконное бездействие нарушает основные права и свободы неопределенного круга лиц.

Доводы представителей Администрации города Твери о том, что не истек двухлетний срок исполнения обязанностей по антитеррористической защищенности указанных прокурором мест массового пребывания людей, судом внимание не приняты как основанные на неправильном толковании норм материального права, поскольку данный срок, как было приведено выше, исчисляется со дня подписания акта обследования и категорирования места массового пребывания людей, а не со дня утверждения паспорта безопасности.

Доводы представителей Администрации города Твери о том, что в период проведения массовых мероприятий на спорных объектах предпринимаются все необходимые меры безопасности, судом во внимание не приняты, поскольку данное обстоятельство не освобождает административных ответчиков от исполнения ими пунктов 22, 23 и 29 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей.

Ссылки представителей Администрации города Твери о том, что бюджет города Твери является дефицитным, а направленная в Правительство Тверской области заявка на финансирование данных мероприятий до настоящего времени не рассмотрена, судом также во внимание не приняты, поскольку доказательств проявления административными ответчиками должных заботливости и осмотрительности в целях исполнения требований нормативных правовых актов, регулирующих спорное правоотношение, в установленные сроки суду не представлено.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что административными ответчиками до настоящего времени места массового пребывания людей: Площадь у стелы Воинской Славы и Площадь у обелиска Победы не оборудованы системой видеонаблюдения, системой оповещения и управления эвакуацией, а Площадь у обелиска Победы - информационными стендами (табло), содержащими схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, телефоны правообладателя соответствующего места массового пребывания людей, аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов и органов безопасности, суд полагает, что ими допущено незаконное бездействие, нарушающее права неопределенного круга лиц, безопасность которых должна обеспечиваться государством.

Способом устранения данного бездействия является возложение на административных ответчиков обязанностей в пределах компетенции каждого из них в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по исполнению пунктов 22, 23 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.03.2016 №272, по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей: Площадь у обелиска Победы, Площадь у стелы Воинской Славы, а именно оборудовать Площадь у стелы Воинской Славы и Площадь у обелиска Победы системой видеонаблюдения, системой оповещения и управления эвакуацией, а Площадь у обелиска Победы - информационными стендами (табло), содержащими схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, телефоны правообладателя соответствующего места массового пребывания людей, аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов и органов безопасности.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что заявленные прокурором исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 177, 226-228 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление прокурора Центрального района г.Твери к Администрации города Твери, департаменту дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Твери удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации города Твери, департамента дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Твери, выразившееся в непринятии мер по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей «Площадь у обелиска Победы», «Площадь у стелы Воинской Славы».

Обязать Администрацию города Твери, департамент дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Твери в пределах компетенции каждого из административных ответчиков в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по исполнению пунктов 22, 23 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.03.2016 №272, по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей: Площади у обелиска Победы и Площади у стелы Воинской Славы, а именно, оборудовать Площадь у обелиска Победы и Площадь у стелы Воинской Славы системой видеонаблюдения, системой оповещения и управления эвакуацией, а Площадь у обелиска Победы - информационными стендами (табло), содержащими схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, телефоны правообладателя соответствующего места массового пребывания людей, аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов и органов безопасности.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Центральный районный суд города Твери в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий