2а-2381/21
26RS0№-76
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Промышленный районный суд <адрес> края в составе:
председательствующего судьи Степановой Е.В.
с участием:
административного истца ФИО1,
представителя заинтересованного лица Управления Федеральной налоговой службы РФ по СК- ФИО2 по доверенности,
при секретаре Дзалаеве А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к заместителю руководителя ФНС России ФИО3, ФНС об обжаловании действий (бездействий),
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в Промышленный районный суд <адрес> с административным исковым заявлением к заместителю руководителя ФНС России ФИО3, ФНС об обжаловании действий (бездействий).
В обоснование заявленных требований указано, что административным истцом дата руководителю ФНС России ФИО4 были поданы заявления на ознакомление с информацией содержащейся в документах и материалах относящихся к рассмотрению жалоб и заявлений ФИО1 направленных в ФНС России:
1. жалобы от дата;
2. заявления от дата;
3. жалобы от дата;
4. дополнение от дата к жалобе ФИО1 от дата;
5. жалобы от дата.
Заместитель руководителя ФНС России ФИО3 письмом от дата № КЧ-3-9/7548@ (прилагается) отказал административному истцу в ознакомлении с информацией содержащейся в документах и материалах относящихся к рассмотрению жалоб и заявлений ФИО1
Отказ ознакомить с материалами и документами относящимися к рассмотрению жалобы от дата мотивирован согласно п. 1 письма от дата № КЧ-3-9/7548@ тем, что:
«По информации Управления Заявитель ознакомлен дата Управлением с документами, содержащимися в деле по рассмотрению его жалобы от дата (расписка от дата).
Таким образом, из изложенного следует, что иных документов налоговых органов, затрагивающих права ФИО1 и отличных от тех, с которыми он ознакомлен или которые ему направлены налоговыми органами, в материалах, касающихся рассмотрения вышеуказанных жалоб (заявлений, дополнений), не содержится, (стр. 5 письма).
То есть, отказ в ознакомлении с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы ФИО1 по жалобе от дата направленной в ФНС России, рассмотренной должностным лицом ФНС России дата совместно с документами и материалами относящимися к указанной жалобе, основан на том, что ФИО1 ознакомлен с материалами другой жалобы от дата, направленной в другой орган - Управление ФНС России по <адрес> и рассмотренной другим должностным лицом - заместителем руководителя Управления ФИО5дата.
И по мнению должностного лица ФИО3, ФИО1 25.01.2019г. уже ознакомился с тем, что должно было состоятся только с дата по дата по жалобе поданной в ФНС России.
Неправомерный отказ должностного лица ФИО3 в ознакомлении с документами и материалами относящимися к жалобе ФИО1 от дата не позволяет Заявителю установить достоверность и определить соответствие сведений содержащихся в представленных в Федеральную налоговую службу материалах Управлением ФНС России по <адрес> письмами от дата№, от дата№@, от дата№@, заключениях Управления по жалобе ФИО1 от дата и иных документах и материалах относящимся к жалобе, которые рассматривал заместитель руководителя ФНС России ФИО6, доводам ФИО1 изложенным в жалобе от дата, а также ознакомиться с основаниями содержащихся в этих документах и материалах по которым ФИО1 было отказано в удовлетворении жалобы от дата и о содействии в реализации его конституционных прав на государственную защиту.
Отказ ознакомить с материалами и документами относящимися к рассмотрению заявления от дата мотивирован согласно п. 2 письма от дата № КЧ-3-9/7548@ тем, что:
«Из материалов жалобы следует, что Заявитель дата ознакомлен Управлением с документами, содержащимися в деле по рассмотрению его жалоб от дата и дата (стр. 2 письма).
Таким образом, из изложенного следует, что иных документов налоговых органов, затрагивающих права ФИО1 и отличных от тех, с которыми он ознакомлен или которые ему направлены налоговыми органами, в материалах, касающихся рассмотрения вышеуказанных жалоб (заявлений, дополнений), не содержится, (стр. 5 письма).»
То есть, отказ в ознакомлении с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы ФИО1 по заявлению от дата направленного в ФНС России, рассмотренного должностным лицом ФНС России дата совместно с документами и материалами относящимися к указанному заявлению, основан на том, что ФИО1 ознакомлен с материалами других жалоб от дата и от дата, направленных в другой орган и рассмотренных другими должностными лицами соответственно дата и дата.
Неправомерный отказ должностного лица ФИО3 в ознакомлении с документами и материалами относящимися к заявлению ФИО1 от дата не позволяет Заявителю установить достоверность и определить соответствие сведений содержащихся в представленных в Федеральную налоговую службу материалах Управлением ФНС России по <адрес> письмом от дата№@, заключениях Управления по заявлению ФИО1 от 25.10.2019г. и иных документах и материалах относящимся к заявлению, которые рассматривал заместитель руководителя ФНС России ФИО6, доводам ФИО1 изложенным в заявлении от дата, а также ознакомиться с основаниями содержащихся в этих заключениях, документах и материалах по которым ФИО1 было отказано в удовлетворении заявления от дата и о содействии в реализации его конституционных прав на государственную защиту.
Отказ ознакомить с материалами и документами относящимися к рассмотрению жалобы от дата мотивирован согласно п. 3 письма от дата № КЧ-3-9/7548@ тем, что:
«Управлением письмом от дата№@ в ФНС России представлено заключение по жалобе Заявителя от дата с приложением копий документов.
При этом получение ответа Управления от дата№ и решения Управления от дата№ Заявителем не оспаривается (стр. 2-3 письма).
Таким образом, из изложенного следует, что иных документов налоговых органов, затрагивающих, права ФИО1 и отличных от тех, с которыми он ознакомлен или которые ему направлены налоговыми органами, в материалах, касающихся рассмотрения вышеуказанных жалоб (заявлений, дополнений), не содержится, (стр. 5 письма).»
То есть, отказ в ознакомлении с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы ФИО1 по жалобе от дата направленной в ФНС России, рассмотренной должностным лицом ФНС России дата совместно с документами и материалами относящимися к указанной жалобе, основан на том, что ФИО1 не оспаривает получение ответа Управления от дата№ и решения Управления от дата№, направленных в другой орган и рассмотренных другими должностными лицами.
Неправомерный отказ должностного лица ФИО3 в ознакомлении с документами и материалами относящимися к жалобе ФИО1 от дата не позволяет Заявителю установить достоверность и определить соответствие сведений содержащихся в представленных в Федеральную налоговую службу материалах Управлением ФНС России по <адрес> письмами от дата№@, от дата№@, заключениях Управления по жалобе ФИО1 от дата и иных документах и материалах относящимся к жалобе, которые рассматривал заместитель руководителя ФНС России ФИО3, доводам ФИО1 изложенным в жалобе от дата, а также ознакомиться с основаниями содержащихся в этих заключениях, документах и материалах по которым ФИО1 было отказано в удовлетворении жалобы от дата и о содействии в реализации его конституционных прав на государственную защиту.
Отказ ознакомить с материалами и документами относящимися к рассмотрению дополнений от дата к жалобе ФИО1 от дата мотивирован согласно п. 4 письма от дата № КЧ-3-9/7548@ тем, что:
«Управлением письмом от дата№@ в ФНС России представлено заключение по дополнению от дата к жалобе от дата с приложением копий судебных актов.
При этом вышеуказанные судебные акты приняты по результатам рассмотрения жалобы ФИО1 в Промышленный районный суд <адрес>, следовательно, с данными документами Заявитель ознакомлен, (стр. 3 письма).
Таким образом, из изложенного следует, что иных документов налоговых органов, затрагивающих права ФИО1 и отличных от тех, с которыми он ознакомлен или которые ему направлены налоговыми органами, в материалах, касающихся рассмотрения вышеуказанных жалоб (заявлений, дополнений), не содержится, (стр. 5 письма).»
То есть, отказ в ознакомлении с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы ФИО1 по дополнениям от дата к жалобе ФИО1 от дата направленным в ФНС России, рассмотренным должностным лицом ФНС России дата совместно с документами и материалами относящимися к указанным дополнениям к жалобе, основан на том, что ФИО1 ознакомлен с судебными актами принятыми Промышленным районном судом <адрес> по жалобам поданным в суд и рассмотренным судом.
Неправомерный отказ должностного лица ФИО3 в ознакомлении с документами и материалами относящимися к дополнениям от дата к жалобе ФИО1 от дата не позволяет Заявителю установись достоверность и определить соответствие сведений содержащихся в представленных в Федеральную налоговую службу материалах Управлением ФНС России по <адрес> письмами от дата№@, от дата№@, заключениях Управления по дополнениям от дата к жалобе ФИО1 от дата и иных документах и материалах относящимся к дополнениям к жалобе, которые рассматривал заместитель руководителя ФНС России ФИО3, доводам ФИО1 изложенным в дополнениях от дата к жалобе ФИО1 от дата, а также ознакомиться с основаниями содержащихся в этих заключениях, документах и материалах по которым ФИО1 было отказано в удовлетворении дополнений от дата к жалобе ФИО1 от дата и о содействии в реализации его конституционных прав на государственную защиту.
Отказ ознакомить с материалами и документами относящимися к рассмотрению жалобы от дата мотивирован согласно п. 5 письма от дата № КЧ-3-9/7548@ тем, что:
«Управлением письмом от дата№@, представлено заключение по жалобе Заявителя от дата с приложением копий документов, находящихся в делах по рассмотрению жалоб ФИО1 от дата и от дата, с которыми он ранее ознакомлен.
Также Управлением представлены копии судебных актов, с которыми заявитель ознакомлен, поскольку являлся стороной в административном деле (стр. 3-4 письма).
Таким образом, из изложенного следует, что иных документов налоговых органов, затрагивающих права ФИО1 и отличных от тех, с которыми он ознакомлен или которые ему направлены налоговыми органами, в материалах, касающихся рассмотрения вышеуказанных жалоб (заявлений, дополнений), не содержится, (стр. 5 письма).»
То есть, отказ в ознакомлении с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы ФИО1 по жалобе от дата направленной в ФНС России, рассмотренной должностным лицом ФНС России 27.08,2020 совместно с документами и материалами относящимися к указанной жалобе, основан на том, что ФИО1 ознакомлен с материалами других жалоб от дата и от дата, направленных в другой орган и рассмотренных другими должностными лицами соответственно дата и дата года.
Неправомерный отказ должностного лица ФИО3 в ознакомлении с документами и материалами относящимися к жалобе ФИО1 от дата не позволяет Заявителю установить достоверность и определить соответствие сведений содержащихся в представленных в Федеральную налоговую службу материалах Управлением ФНС России по <адрес> письмами от дата№, от дата№@, от дата№@, заключениях Управления по жалобе ФИО1 от 27.07.2019г. и иных документах и материалах относящимся к жалобе, которые рассматривал заместитель руководителя ФНС России ФИО7, доводам ФИО1 изложенным в жалобе от дата, а также ознакомиться основаниями содержащихся в этих заключениях, документах и материалах по которым ФИО1 было отказано в удовлетворении жалобы от дата и о содействии в реализации его конституционных прав на государственную защиту.
Неправомерный отказ должностного лица ФИО3 нарушает гарантированное Конституцией РФ право Административного истца ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы заявителя, а также нарушает конституционное право гражданина на защиту своих прав.
Учитывая, что должностное лицо ФИО3 отказал в ознакомлении с документами и материалами относящимся к рассмотрению жалоб и заявлений, административный истец не имеет возможности полноценно обжаловать бездействие должностных лиц ФНС России и защищать свои нарушенные права не ознакомившись с документами и материалами относящимися к рассмотрению обращений направленных в ФНС России.
Отказ в ознакомлении с документами и материалами препятствует Административному истцу подавать обоснованные жалобы вышестоящему должностному лицу, в надзорные и правоохранительные органы, а также в судебные инстанции для защиты своих прав и законных интересов.
На основании изложенного с учетом уточнения требований административный истец просит суд:
1. Признать незаконным действие заместителя руководителя ФНС России ФИО3 выраженное в письме от дата № КЧ-3-9/7548@ в нарушении конституционных прав ФИО1 на ознакомление с документами и материалами относящимися к рассмотрению ФНС России -жалобы от дата; заявления от дата; жалобы от 28.05.2020г.; дополнений от дата к жалобе ФИО1 от 06.05.2020г.; жалобы от 22.07.2019г. и непосредственно затрагивающими права и свободы Административного истца но заявлениям от 16.10.2020г.
2. Обязать заместителя руководителя ФНС России ФИО3 устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, и ознакомить с документами и материалами относящимися к рассмотрение ФНС России - жалобы от 01.03.2019г.; заявления от 25.10.2019г.; жалобы от 28.05.2020г.; дополнений от 21.05.2020г. к жалобе ФИО1 от 06.05.2020г.; жалобы от 22.07.2019г. и непосредственно затрагивающими права и свободы Административного истца по заявлениям от 16.10.2020г.
3. Признать незаконным бездействие государственного органа ФНС России выраженное в письме от 13.11.2020г. № КЧ-3-9/7548@ в нарушении конституционных прав ФИО1 на ознакомление с документами и материалами относящимися к рассмотрению ФНС России - жалобы от 01.03.2019г.; заявления от 25.10.2019г.; жалобы от 28.05.2020г.; дополнений от 21.05.2020г. к жалобе ФИО1 от 06.05.2020г.; жалобы от 22.07.2019г. и непосредственно затрагивающими права и свободы Административного истца по заявлениям от 16.10.2020г.
4. Обязать государственный орган ФНС России устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, и ознакомить с документами и материалами относящимися к рассмотрению ФНС России -жалобы от 01.03.2019г.; заявления от 25.10.2019г.; жалобы от 28.05.2020г.; дополнений от 21.05.2020г. к жалобе ФИО1 от 06.05.2020г.; жалобы от 22.07.2019г. и непосредственно затрагивающими права и свободы Административного истца по заявлениям от 16.10.2020г.
В судебном заседании административный истец ФИО1, заявленные требования уточнил в части признания недействительным действий административного ответчика, поддержал в полном объеме, дал пояснения, аналогичные изложенным в административном иске, и просил суд их удовлетворить.
В судебное заседание представители административных ответчиков заместителя руководителя ФНС России ФИО3, ФНС России, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не явились, явка не является обязательной и не признана судом таковой, причины неявки суду не известны, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело по существу в их отсутствие.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Управления Федеральной налоговой службы РФ по СК- ФИО2 по доверенности, возражала против заявленных требований административного истца по основаниям, письменно изложенным в возражениях, приобщенных к материалам дела, дополнительно пояснила о том, что доводы административного истца не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, что подтверждается представляемыми заинтересованным лицом документами, свидетельствующими о надлежащем и всестороннем рассмотрении ФНС России обращений ФИО1 от 16.10.2020г., и направления ему мотивированного ответа письмом от дата №КЧ-3-9/7548@ в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В ответе на заявления ФИО1 от 16.10.2020г. ФНС России учтена информация, представленная УФНС России по <адрес>, в том числе информация о результатах рассмотрения заявлений, жалоб ФИО1 в судебном порядке.
В отношении каждого заявления административного истца от 16.10.2020г. ФНС России письмом от дата №КЧ-3-9/7548@ приведена подробная информация о порядке рассмотрения ФНС России заявлений, жалоб ФИО1, о содержании материалов, имеющихся в распоряжении ФНС России, а также об ознакомлении административного истца с документами и материалами жалоб, непосредственно затрагивающим его права и свободы.
Из специфики структуры и организации деятельности налоговых органов, а также содержания письма ФНС России от дата №КЧ-3-9/7548@ следует, что в распоряжении ФНС России и УФНС России по <адрес> имеются одни и те же документы и материалы жалоб ФИО1, непосредственно затрагивающие его права и свободы. Поскольку заявления и жалобы ФИО1 связаны с деятельностью УФНС России по <адрес>, иных территориальных налоговых органов <адрес>, входящих вместе с ФНС России в единую централизованную систему налоговых органов, дополнительные документы и материалы по жалобам ФИО1, в ФНС России отсутствуют.
УФНС России по <адрес> полагает, что документами и материалами, затрагивающими права и свободы, в частности, являются акты налоговых органов ненормативного характера, влекущие для налогоплательщика определенные юридические последствия, в том числе содержащие властно-распорядительные предписания, устанавливающие либо отменяющие определенные обязанности, восстанавливающие нарушенные права (решения, определения, требования, протоколы, уведомления, решения по жалобам).
Так, в отношении заявления от дата (вх. №/ЗГ от 16.10.2020г. ) об ознакомлении с информацией, содержащейся в документах и материалах, касающихся рассмотрения жалобы ФИО1 от 01.03.2019г., ФНС России указано, что заявитель 25.01.2019г. ознакомлен УФНС России по <адрес> с документами, содержащимися в деле по рассмотрению его жалобы от 08.11.2018г. (расписка от 25.01.2019г.), несогласие заявителя с результатами которой послужило основанием для обращения в ФНС России с жалобой от 01.03.2019г., за исключением документов, касающихся персональных данных должностного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> (далее - Инспекция), в отношении которого проведена служебная проверка, и принятого в отношении него дисциплинарного взыскания.
В отношении заявления от дата (вх. №/ЗГ от 16.10.2020г.) об ознакомлении с информацией, содержащейся в документах и материалах, касающихся рассмотрения жалобы ФИО1 от 25.10.2019г., ФНС России указано, что заявитель 19.07.2019г. ознакомлен УФНС России по <адрес> с документами, содержащимися в деле по рассмотрению его жалоб от 25.02.2019г. и 27.03.2019г., за исключением документов, касающихся персональных данных должностного лица Инспекции и принятых в отношении него мер.
В отношении заявления от дата (вх. №/ЗГ от дата) об ознакомлении с информацией, содержащейся в документах и материалах, касающихся рассмотрения жалобы ФИО1 от 28.05.2020г., ФНС России указано, что согласно ответу УФНС России по <адрес> от 22.05.2019г. №ФИО1 отказано в предоставлении информации о персональных данных должностных лиц Инспекции, действия которых признан незаконными решением УФНС России по <адрес> от 21.03.2019г. № по жалобе заявителя от 25.02.2019г. При этом получение ответа УФНС России по <адрес> от 22.05.2019г. № и решения УФНС России по <адрес> от 21.03.2019г. №ФИО1 не оспаривается.
Поскольку административный истец не является стороной регулируемых Законом №79-ФЗ отношений, оснований сообщать ему сведения о мероприятиях, проводимых по фактам, выявленных нарушений, допущенных должностными лицами налогового органа, и принятых в отношении них мер, не имеется.
По заявлениям ФИО1 от 16.10.2020г. (вх. №/ЗГ, 038695/ЗГ) ФНС России указано, что административный истец, являясь стороной судебных дел, ознакомлен с их материалами.
Таким образом, в ФНС России отсутствуют документы и материалы по заявлениям и жалобам ФИО1, с которыми административный ответчик не ознакомлен.
К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом («Обзор правоприменительной практики за II квартал 2015 года по спорам о признании недействительными нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) Минфина России (на основании вступивших в законную силу судебных актов)»).
При этом Заместителем руководителя ФНС России ФИО3 заявления ФИО1 от 16.10.2020г. рассмотрены, на них дан обоснованный и мотивированный ответ, что в данном случае свидетельствует об отсутствии бездействия, как со стороны указанного должностного лица, так и со стороны ФНС России.
На основании изложенного просила в удовлетворении заявленных требований административного истца отказать.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив собранные по делу доказательства по отдельности и в их совокупности, полагает необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать по следующим основаниям.
Согласно ст. 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствие с ч. 1 ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В силу ч. 1, 2, 3 ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 1 и 2 ч. 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. 4 ч. 9 и в ч. 10 ст. 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следу из материалов дела административным истцом дата руководителю ФНС России ФИО4 были поданы заявления на ознакомление с информацией содержащейся в документах и материалах относящихся к рассмотрению жалоб и заявлений ФИО1 направленных в ФНС России:
1. жалобы от дата;
2. заявления от дата;
3. жалобы от дата;
4. дополнения от дата к жалобе ФИО1 от дата;
5. жалобы от дата.
Вместе с тем заместитель руководителя ФНС России ФИО3 ответом от дата №КЧ-3-9/7548@ отказал ФИО1 в ознакомлении с информацией, содержащейся в документах и материалах, относящихся к рассмотрению жалоб и заявлений ФИО1, ранее направленных им в ФНС России.
Из текста указанного письма следует, что данный отказ был мотивирован тем, что:
«По информации Управления Заявитель ознакомлен дата Управлением с документами, содержащимися в деле по рассмотрению его жалобы от дата (расписка от дата) (стр. 1 письма).
Таким образом, из изложенного следует, что иных документов налоговых органов, затрагивающих права ФИО1 и отличных от тех, с которыми он ознакомлен или которые ему направлены налоговыми органами, в материалах, касающихся рассмотрения вышеуказанных жалоб (заявлений, дополнений), не содержится, (стр. 5 письма).
Из материалов жалобы следует, что Заявитель дата ознакомлен Управлением с документами, содержащимися в деле по рассмотрению его жалоб от дата и дата (стр. 2 письма).
Таким образом, из изложенного следует, что иных документов налоговых органов, затрагивающих права ФИО1 и отличных от тех, с которыми он ознакомлен или которые ему направлены налоговыми органами, в материалах, касающихся рассмотрения вышеуказанных жалоб (заявлений, дополнений), не содержится, (стр. 5 письма).
Управлением письмом от дата№@ в ФНС России представлено заключение по жалобе Заявителя от дата с приложением копий документов.
При этом получение ответа Управления от дата№ и решения Управления от дата№ Заявителем не оспаривается, (стр. 2-3 письма).
Таким образом, из изложенного следует, что иных документов налоговых органов, затрагивающих, права ФИО1 и отличных от тех, с которыми он ознакомлен или которые ему направлены налоговыми органами, в материалах, касающихся рассмотрения вышеуказанных жалоб (заявлений, дополнений), не содержится, (стр. 5 письма).
Управлением письмом от дата№@ в ФНС России представлено заключение по дополнению от дата к жалобе от дата с приложением копий судебных актов.
При этом вышеуказанные судебные акты приняты по результатам рассмотрения жалобы ФИО1 в Промышленный районный суд <адрес>, следовательно, с данными документами Заявитель ознакомлен, (стр. 3 письма).
Таким образом, из изложенного следует, что иных документов налоговых органов, затрагивающих права ФИО1 и отличных от тех, с которыми он ознакомлен или которые ему направлены налоговыми органами, в материалах, касающихся рассмотрения вышеуказанных жалоб (заявлений, дополнений), не содержится, (стр. 5 письма).
Управлением письмом от дата№@, представлено заключение по жалобе Заявителя от дата с приложением копий документов, находящихся в делах по рассмотрению жалоб ФИО1 от дата и от дата, с которыми он ранее ознакомлен.
Также Управлением представлены копии судебных актов, с которыми заявитель ознакомлен, поскольку являлся стороной в административном деле (стр. 3-4 письма).
Таким образом, из изложенного следует, что иных документов налоговых органов, затрагивающих права ФИО1 и отличных от тех, с которыми он ознакомлен или которые ему направлены налоговыми органами, в материалах, касающихся рассмотрения вышеуказанных жалоб (заявлений, дополнений), не содержится, (стр. 5 письма)».
Не согласившись с вынесенным отказом датаФИО1 обратился в Промышленный районный суд <адрес> с настоящим административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что неправомерный отказ нарушает гарантированное Конституцией РФ право административного истца ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы заявителя, а также нарушает конституционное право гражданина на защиту своих прав, а также препятствует административному истцу полноценно обжаловать бездействие должностных лиц ФНС России и защищать свои нарушенные права не ознакомившись с документами и материалами относящимися к рассмотрение обращений направленных в ФНС России, а также препятствует административному истцу подавать обоснованные жалобы вышестоящему должностному лицу, в надзорные и правоохранительные органы, а также в судебные инстанции для защиты своих прав и законных интересов.
Суд соглашается с доводами административного истца, признает их законными и обоснованными ввиду нижеследующего.
Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Частью 1 ст. 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Согласно ст. 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
В целях обеспечения участия граждан Российской Федерации в управлении делами государства и в местном самоуправлении, а также следуя необходимости создания гарантий защиты прав личности в ее взаимоотношениях с государством в лице носителей публичной власти, Конституция Российской Федерации закрепляет право граждан Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33), которое в совокупности с другими элементами правового статуса личности позволяет гражданам выразить свое отношение к деятельности публичной власти, свои потребности (как личные, так и публичные) в эффективной организации государственной и общественной жизни, выступает средством осуществления и охраны прав и свобод граждан и одновременно - через выявление конкретных проблем и возможных путей их решения - способом оптимизации деятельности органов публичной власти (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от дата№-П).
Право граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления направлено, в частности, на обеспечение права каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации). При этом органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч. 2 ст. 24 Конституции Российской Федерации). Конституционное право гражданина на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления и конституционное право каждого на информацию могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от дата № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и их должностным лицам.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от дата № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от дата № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.
Закрепляемое указанным законоположением право гражданина знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения его обращения, является конкретизацией конституционного права каждого на информацию, гарантией надлежащей защиты его прав, свобод и законных интересов при осуществлении им конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления.
Данное право, как и право представлять дополнительные документы и материалы органу (должностному лицу), рассматривающему обращение, право обращаться к нему с просьбой об истребовании таких документов и материалов, возможность гражданина лично участвовать в рассмотрении его обращения позволяют ему защищать свои права при рассмотрении его обращения, что наряду с иными законодательными мерами направлено на объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами (п.п. 1 и 2 ст. 5, п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от дата № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).
То обстоятельство, что право гражданина знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения его обращения, увязано законодателем с периодом рассмотрения его обращения (ст. 5 Федерального закона от дата № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»), не исключает осуществления гражданином этого права и после направления ему уполномоченным органом, должностным лицом соответствующего ответа. Ознакомление гражданина с названными документами и материалами после получения им официального ответа на свое обращение дает ему возможность лично проверить обоснованность такого ответа (определение Конституционный Суд Российской Федерации от дата№-О).
Федеральный закон от дата № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», развивая положения Конституции Российской Федерации, к числу принципов правового регулирования отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, относит, в частности, следующие: свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом; установление ограничений доступа к информации только федеральными законами; открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами; достоверность информации и своевременность ее предоставления; неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия (п.п. 1 - 3, 6 и 7 ст. 3).
Согласно ст. 5 названного Федерального закона информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений; информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения (ч. 1); в зависимости от категории доступа к ней информация подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию ограниченного доступа, т.е. доступ к которой ограничен федеральными законами (ч. 2); информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на следующие виды: 1) свободно распространяемая; 2) предоставляемая по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях; 3) подлежащая в соответствии с федеральными законами предоставлению или распространению; 4) информация, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается (ч. 3).
При этом в соответствии с данным Федеральным законом ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства; обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами; защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне; федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение; запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами; порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается федеральным законом о персональных данных (ч.ч. 1 - 4, 8 и 9 ст. 9); запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (ч. 6 ст. 10).
Как было выше установлено судом дата руководителю ФНС России ФИО4 административным истцом были поданы заявления на ознакомление с информацией содержащейся в документах и материалах относящихся к рассмотрению жалоб и заявлений ФИО1 направленных в ФНС России:
1. жалобы от дата;
2. заявления от дата;
3. жалобы от дата;
4. дополнения от дата к жалобе ФИО1 от дата;
5. жалобы от дата.
Ответом от дата №КЧ-3-9/7548@ заместитель руководителя ФНС России ФИО3 отказал ФИО1 в ознакомлении с информацией, содержащейся в документах и материалах, относящихся к рассмотрению жалоб и заявлений ФИО1, ранее направленных им в ФНС России.
Анализируя вышеизложенные нормы права, суд приходит к выводу о том, что ответ от дата №КЧ-3-9/7548@ нарушает вышеуказанные положения Конституции Российской Федерации и Федерального закона от дата № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Кроме того согласно п. 2 ст. 22 НК РФ права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов. Помимо непосредственных обязанностей, предусмотренных НК РФ, должностные лица налоговых органов обязаны соблюдать Конституцию РФ, требования иных законов, в частности, с учетом ст. 102 и п. 3 ст. 33 НК РФ.
Бездействием признаются случаи, когда должностные лица налоговых органов не исполняют обязанности (пассивное поведение), в том числе в установленные сроки, либо ненадлежаще осуществляют предписания НК РФ или уклоняются от их исполнения, а также злоупотребляют правом. Бездействие также проявляется, когда налогоплательщик в установленный законом срок не получает ответа на свое заявление.
В соответствии со ст. 137 НК РФ каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.
Согласно абзацу 1 пункта 2 статьи 138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном этим Кодексом.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации акты налоговых органов ненормативного характера, принятые по итогам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб), могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в судебном порядке.
Согласно пункта 1 статьи 139 НК РФ, жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются. Налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.
В силу пункта 2 статьи 139 НК РФ, жалоба в вышестоящий налоговый орган может быть подана, если иное не установлено настоящим Кодексом, в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
В соответствии со ст. 140 НК РФ вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу (апелляционную жалобу), документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), а также материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, без участия лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Таким образом отказ в ознакомлении с документами и материалами относящимся к рассмотрению жалоб и заявлений препятствует административному истцу обжаловать бездействие должностных лиц ФНС России и защищать свои нарушенные права не ознакомившись с документами и материалами относящимися к рассмотрению обращений направленных в ФНС России, а также подавать обоснованные жалобы вышестоящему должностному лицу, в надзорные и правоохранительные органы и судебные инстанции для защиты своих прав и законных интересов.
При этом суд критически относится к доводам возражений заинтересованного лица УФНС РФ по СК, поскольку они основаны на неверном толковании закона.
Доказательств в опровержение доводов административного истца о незаконности действий (бездействий) административных ответчиков со стороны самих административных ответчиков - заместителя руководителя ФНС России ФИО3 и государственного органа ФНС России в процессе рассмотрения дела в адрес суда представлено не было.
В то время как правильность доводов административного истца так же подтверждается позицией Генеральной прокуратуры РФ изложенной в письме № от дата.
Тем самым, в процессе рассмотрения дела факт того, что конституционное право ФИО1 на ознакомление с документами и материалами по его обращению, непосредственно затрагивающими права и свободы административного истца, административными ответчиками были нарушены нашел свое подтверждение.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Суд приходит к выводу о том, что совокупность таких условий при рассмотрении настоящего административного дела имеется.
При этом сами действия административных ответчиков выражаются в вынесении письма от 13.11.2020г. № КЧ-3-9/7548@, а бездействие – в не ознакомлении административного истца с запрашиваемой в заявлениях от дата информацией содержащейся в документах и материалах относящихся к рассмотрению жалоб и заявлений ФИО1 направленных в ФНС России.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Оспариваемые действия (бездействия) заместителя руководителя ФНС России ФИО3 и государственного органа ФНС России были выражены в письме от 13.11.2020г. № КЧ-3-9/7548@, которое получено ФИО1дата, о чем свидетельствует отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 10178250433118. ФИО1 обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением дата.(посредством почтового отправления), тем самым срок обращения не был пропущен.
На основании изложенного суд считает возможным удовлетворить требования ФИО1, признать незаконным действие заместителя руководителя ФНС России ФИО3, выраженное в письме от дата № КЧ-3-9/7548@ в нарушении конституционных прав ФИО1 в отказе на ознакомление с документами и материалами относящимися к рассмотрению ФНС России -жалобы от дата; заявления от дата; жалобы от 28.05.2020г.; дополнений от дата к жалобе ФИО1 от 06.05.2020г.; жалобы от 22.07.2019г. и непосредственно затрагивающими права и свободы Административного истца но заявлениям от 16.10.2020г.; а также признать незаконным действие государственного органа ФНС России выраженное в письме от 13.11.2020г. № КЧ-3-9/7548@ в нарушении конституционных прав ФИО1 на отказ ознакомления с документами и материалами относящимися к рассмотрению ФНС России - жалобы от 01.03.2019г.; заявления от 25.10.2019г.; жалобы от 28.05.2020г.; дополнений от 21.05.2020г. к жалобе ФИО1 от 06.05.2020г.; жалобы от 22.07.2019г. и непосредственно затрагивающими права и свободы Административного истца по заявлениям от 16.10.2020г.
Согласно ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых ответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым обязать заместителя руководителя ФНС России ФИО3 устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, и ознакомить с документами и материалами относящимися к рассмотрение ФНС России - жалобы от 01.03.2019г.; заявления от 25.10.2019г.; жалобы от 28.05.2020г.; дополнений от 21.05.2020г. к жалобе ФИО1 от 06.05.2020г.; жалобы от 22.07.2019г. и непосредственно затрагивающими права и свободы Административного истца по заявлениям от 16.10.2020г.
Обязать государственный орган ФНС России устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, и ознакомить с документами и материалами относящимися к рассмотрению ФНС России -жалобы от 01.03.2019г.; заявления от 25.10.2019г.; жалобы от 28.05.2020г.; дополнений от 21.05.2020г. к жалобе ФИО1 от 06.05.2020г.; жалобы от 22.07.2019г. и непосредственно затрагивающими права и свободы Административного истца по заявлениям от 16.10.2020г.
Следовательно суд находит заваленные требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования ФИО1 к заместителю руководителя ФНС России ФИО3, ФНС об обжаловании действий (бездействий) - удовлетворить.
Признать незаконным действие заместителя руководителя ФНС России ФИО3, выраженное в письме от дата № КЧ-3-9/7548@ в нарушении конституционных прав ФИО1 на ознакомление с документами и материалами относящимися к рассмотрению ФНС России -жалобы от дата; заявления от дата; жалобы от 28.05.2020г.; дополнений от дата к жалобе ФИО1 от 06.05.2020г.; жалобы от 22.07.2019г. и непосредственно затрагивающими права и свободы Административного истца но заявлениям от 16.10.2020г.
Обязать заместителя руководителя ФНС России ФИО3 устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, и ознакомить с документами и материалами относящимися к рассмотрение ФНС России - жалобы от 01.03.2019г.; заявления от 25.10.2019г.; жалобы от 28.05.2020г.; дополнений от 21.05.2020г. к жалобе ФИО1 от 06.05.2020г.; жалобы от 22.07.2019г. и непосредственно затрагивающими права и свободы Административного истца по заявлениям от 16.10.2020г.
Признать незаконным бездействие государственного органа ФНС России выраженное в письме от 13.11.2020г. № КЧ-3-9/7548@ в нарушении конституционных прав ФИО1 на ознакомление с документами и материалами относящимися к рассмотрению ФНС России - жалобы от 01.03.2019г.; заявления от 25.10.2019г.; жалобы от 28.05.2020г.; дополнений от 21.05.2020г. к жалобе ФИО1 от 06.05.2020г.; жалобы от 22.07.2019г. и непосредственно затрагивающими права и свободы Административного истца по заявлениям от 16.10.2020г.
Обязать государственный орган ФНС России устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, и ознакомить с документами и материалами относящимися к рассмотрению ФНС России -жалобы от 01.03.2019г.; заявления от 25.10.2019г.; жалобы от 28.05.2020г.; дополнений от 21.05.2020г. к жалобе ФИО1 от 06.05.2020г.; жалобы от 22.07.2019г. и непосредственно затрагивающими права и свободы Административного истца по заявлениям от 16.10.2020г.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд подачей апелляционной жалобы через Промышленный районный суд <адрес> в течение месяца.
Судья Е.В. Степанова