ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2382/18 от 06.08.2018 Свердловского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 августа 2018 года г. Иркутск

Свердловский районный суд г. Иркутска в составе:

председательствующего судьи Галата С.В.,

при секретаре Дудкиной М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-2382/2018 по административному исковому ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации и кадастра и картографии по Иркутской области о признании предписания незаконным, устранении нарушений прав,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился В Свердловский районный суд г. Иркутска с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации и кадастра и картографии по Иркутской области о признании незаконным предписания <Номер обезличен>, устранении нарушений прав.

В обоснование иска указано, что предписанием <Номер обезличен> от <Дата обезличена> об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, (далее - Предписание) вынесенного государственным инспектором Иркутской области по использованию и охране земель (далее - Административный орган) ФИО3 гражданину ФИО1 (далее - Истец) было предписано устранить нарушения, выразившееся в нецелевом использовании земельного участка с кадастровым номером 38:26:010123:169, который принадлежит Истцу на праве собственности. Считает, что требования в Предписании является незаконными и необоснованными, вынесенными с грубым нарушением и подлежит отмене по следующим основаниям.

Требованиями ограничены законные интересы и права собственника. ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>. площадью 2160 кв.м., категория земель - земли населённых пунктов, вид разрешённого использования - для приусадебного хозяйства. На земельном участке расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами <Номер обезличен> и <Номер обезличен>, принадлежащие мне на праве собственности, что подтверждается записью о государственной регистрации права от <Дата обезличена><Номер обезличен> и записью о государственной регистрации права от <Дата обезличена><Номер обезличен>. Согласно фототаблице и акта проверки, на земельном участке с кадастровым номером <Номер обезличен> находятся жилой дом, хозяйственные строения, часть участка используется под огородничество и садоводство. Земельный участок огорожен, доступ третьих лиц ограничен.

Земельный участок разгорожен забором, на одной из которых расположен жилой дом, хозяйственный строения, часть участка используется под огородничество и садоводство, на другой части земельного участка находится второй дом, на котором имеется вывеска «Христианская церковь «Благодать», с указанием расписания богослужений «Воскресенье -11.00, Четверг - 18.30», а также детская игровая площадка.

По всем признакам, земельный участок с кадастровым номером 38:26:010123:169 используется по назначению. В акте проверки и в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, о том, что истец использует земельный участок не по назначению, никакого вреда окружающей среде не наносится и не нарушаются права и законные интересы других лиц.

Тот факт, что на данном земельном участке, в жилом доме 2 раза в неделю проводится собрание религиозной группы не является нарушением статьи 8.8 Кодекса об административном правонарушении РФ, иное означало бы ущемление прав граждан на мирные собрания, установленные ст. 31 Конституции РФ и свободу совести и вероисповедания ст.28 Конституции РФ.

Между тем, в Предписании, при проведении внеплановой выездной проверки о соблюдении требований Земельного законодательства РФ, в части использования земельного участка по целевому назначению, государственный инспектор Иркутской области по использованию и охране земель ФИО3 указала в качестве нарушения ст. 42 Земельного Кодекса РФ, выразившееся в нецелевом использовании земельного участка с кадастровым номером 38:26:010123:169, путем размещения собственником земельного участка вывески на жилом доме Христианская церковь «Благодать» и проведение религиозных собраний, указано, что ФИО1, должен устранить данное нарушение в установленном законодательством Российской Федерации порядке и приступить к использованию земельного участка, в соответствии с установленным для него целевым назначением либо изменить целевое назначение вышеуказанного земельного участка.

На основании изложенного просил, признать незаконным предписание <Номер обезличен> от <Дата обезличена> об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, вынесенного государственным инспектором Иркутской области по использованию и охране земель ФИО3 к гражданину ФИО1.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела без своего участия не просил, ранее в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям указанным в административном иске.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Иркутской области ФИО2, действующий на основании доверенности, против административного иска возражал, пояснив, что в рамках осуществления государственного земельного надзора Управлением было установлено, что в нарушение требований статьи 42 Земельного кодекса РФ гр. ФИО1 использует земельный участок, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, кадастровый <Номер обезличен>, не по целевому назначению - для размещения Христианской церкви «Благодать» и проведения религиозных собраний. В связи с этим в отношении гр. ФИО1 Управлением было возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.8 КоАП. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении постановлением заместителя главного государственного инспектора Иркутской области по использованию и охране земель ФИО7 от <Дата обезличена><Номер обезличен> гр. ФИО1 признан виновным в совершении вменяемого ему правонарушения и ему назначено административное наказание в виде штрафа. Данное постановление признано законным вступившим в силу решением Ангарского городского суда Иркутской области от <Дата обезличена> по жалобе гр. ФИО1 Факт совершения гр. ФИО1 правонарушения, выразившегося в нецелевом использовании земельного участка с кадастровым номером 38:26:010123:25, событие и состав правонарушения считаются однозначно установленными. Факт нецелевого использования гр. ФИО1 земельного участка был установлен в ходе проверки, зафиксирован надлежащим образом уполномоченным лицом в акте проверки и протоколе об административном правонарушении, иных материалах административного дела.

Выслушав представителя административного ответчика ФИО2 сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе удовлетворении административного иска по следующим основаниям..

Согласно ч. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частью 8 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объёме.

В соответствии с ч.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При этом обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 27 апреля 1993 года Закона РФ от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» и согласно п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» граждане вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений иных федеральных государственных органов, в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечён к какой-либо ответственности.

Таким образом, для удовлетворения требования заявителя о признании незаконными постановлений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие обжалуемых постановлений, действий нормам действующего законодательства и нарушение ими прав и законных интересов административного истца.

На основании ч.1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трёх месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Административным истцом оспаривается предписание Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Иркутской области <Номер обезличен> по устранению нарушений требований земельного законодательства Российской Федерации, вынесенное <Дата обезличена>. Истец обратилась в суд с настоящим административным иском <Дата обезличена>, то есть срок, установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ, не нарушен.

Обсуждая законность оспариваемого акта, суд принимает во внимание следующее.

ФИО1 является собственником земельного участка по адресу: <адрес обезличен>, <адрес обезличен> кадастровый <Номер обезличен>, что подтверждается представленной суду выпиской из ЕГРН от <Дата обезличена>.

Из указанной выписки видно, что земельный участок по адресу: <адрес обезличен>, уч. 16, кадастровый <Номер обезличен> имеет площадь 2 160 кв.м., относится к землям населённых пунктов с видом разрешённого использования для ведения приусадебных хозяйств.

Кроме того, как установлено судом из представленных документов, в том числе фотоотчётов, на указанном земельном участке расположен жилой дом, хозяйственные строения, часть участка используется под огородничество и садоводство, на другой части земельного участка здание на котором имеется вывеска «Христианская церковь Благодать» с указанием расписания богослужений «Воскресенье – 11-00, Четверг – 18-30».

В соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 N 486 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора» проверка соблюдения земельного законодательства возложена на Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии.

В силу п. 1. ст. 71. ЗК РФ, под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.

В силу п.5 ст. 71, должностные лица органов государственного земельного надзора (далее - должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного земельного надзора) имеют право: 1) осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации; 5) выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки; 6) обращаться в органы внутренних дел за содействием в предотвращении или пресечении действий, препятствующих осуществлению государственного земельного надзора, в установлении лиц, виновных в нарушениях земельного законодательства; 7) осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях, в том числе составлять по результатам проверок соблюдения требований земельного законодательства протоколы об административных правонарушениях и иные акты, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, и направлять их соответствующим должностным лицам для рассмотрения дел об административных правонарушениях в целях привлечения виновных лиц к ответственности, рассматривать в пределах своей компетенции дела об административных правонарушениях;

В случае не устранения в установленный срок правообладателем земельного участка нарушений, указанных в предписании, предусмотренном пунктом 7 настоящей статьи, орган государственного земельного надзора, выдавший такое предписание, в срок не позднее чем тридцать дней со дня привлечения виновного лица к административной ответственности за неисполнение такого предписания информирует о его неисполнении с приложением соответствующих документов: орган государственной власти или орган местного самоуправления, которые в соответствии с законодательством вправе обратиться в суд с требованием об изъятии находящихся в частной собственности земельных участков в связи с их неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации и об их продаже с публичных торгов, в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности (подп. 2 п. 9 ст. 71).

Во исполнение указанных полномочий, на основании распоряжения <Номер обезличен>-р от <Дата обезличена> административным ответчиком была произведена внеплановая проверка соблюдения земельного законодательства административным истцом.

По результатам указанной проверки <Дата обезличена> было вынесено предписание <Номер обезличен> об устранении в срок до <Дата обезличена> нарушений Земельного законодательства, выразившихся в размещении на участке Христианской церкви «Благодать» и проведения религиозных собраний.

Как следует из материалов дела, ФИО1 постановлением заместителя главного государственного инспектора по Иркутской области по использованию и охране земель был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ. Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 была подана жалоба на постановление.

Решением Ангарского городского суда Иркутской области от <Дата обезличена>ФИО1 постановление заместителя главного государственного инспектора по Иркутской области по использованию и охране земель было оставлено в силе. Также в решении Ангарского городского суда Иркутской области указано, что фактически земельный участок используется гр. ФИО1 не в соответствии с документально учтенным видом разрешенного использования, что влечет за собой нарушение правового режима использования земельного участка, установленного требованиями ст. 1, ст. 7 и 42 ЗК РФ. Факт нарушения земельного законодательства подтверждается материалами проверки, проведенной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области. Все доказательства получены в законном порядке, постановление должностным лицом мотивировано, основано на имеющихся в деле доказательствах, которым дана надлежащая правовая оценка, с которой соглашается и суд. Срок привлечения к административной ответственности по ч.1 ст.8.8 КоАП РФ составляет 1 год, и таким образом, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом не истек.

В силу ч.2 ст.64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Принимая во внимание, что со стороны ФИО1 собственника земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенного по по адресу: <адрес обезличен>, уч. 16, было допущено нарушение требований земельного законодательства, а именно нарушение ст.42 Земельного кодекса РФ, выразившееся в не целевом использовании земельного участка в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, выданное государственным инспектором предписанием <Номер обезличен> от <Дата обезличена> соответствует требованиям закона и не нарушают прав ФИО1 Форма предписания, а также его содержание не противоречат требованиям земельного законодательства, предписания содержат законные требования.

Правовые основания для признания оспариваемого предписания <Номер обезличен> от <Дата обезличена> незаконным не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 о признании незаконным Предписания <Номер обезличен> от <Дата обезличена> об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, вынесенного государственным инспектором Иркутской области по использованию и охране земель ФИО3 к гражданину ФИО1 - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд города Иркутска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, которое будет изготовлено 10 августа 2018 года в 17:45.

Председательствующий: Галата С.В.

Решение изготовлено 10.08.2018г.