РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 сентября 2018 года Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи К. А. Деминой,
при секретаре Е.Р. Молоствовой
с участием:
административного истца ФИО1, паспорт
административного истца ФИО2, паспорт
представителя административного истца ФИО2 – ФИО3 на основании ордера от 29.08.2018 года, удостоверение,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске
административное дело №2а-2385/2018
по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2
к Министерству иностранных дел Российской Федерации
о признании незаконным бездействия, выразившегося в уклонении консульского отдела Посольства РФ в Республике Чили от принятия совместного письменного заявления от 27.04.2018 года об оказании юридической помощи в связи с возникшими трудностями при продаже квартиры и в уклонении от рассмотрения по существу данного заявления, а также выразившегося в уклонении министра иностранных дел РФ ФИО4 от рассмотрения совместного письменного заявления от 06.06.2018 года с просьбой принять меры к устранению нарушения прав истцов, надлежащей регистрации заявления об оказании юридической помощи от 27.04.2018 года, а также принять меры по оказанию необходимой помощи для разрешения сложившейся ситуации, обязав ответчика принять в установленном законом порядке и рассмотреть по существу совместное заявление об оказании юридической помощи в связи с возникшими трудностями при продаже квартиры,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, ФИО5 обратились в суд с административным исковым заявлением к Министерству иностранных дел Российской Федерации (далее – МИД РФ), в котором просили признать незаконными бездействие ответчика МИД РФ в лице консульского отдела Посольства РФ в Республике Чили и в лице министра иностранных дел РФ ФИО4, выразившееся в уклонении консульского отдела Посольства РФ в Республике Чили от принятия совместного письменного заявления от 27.04.2018 года об оказании юридической помощи в связи с возникшими трудностями при продаже квартиры и в уклонении от рассмотрения по существу данного заявления, а также выразившееся в уклонении министра иностранных дел РФ ФИО4 от рассмотрения совместного письменного заявления от 06.06.2018 года с просьбой принять меры к устранению нарушения прав административных истцов, надлежащей регистрации заявления об оказании юридической помощи от 27.04.2018 года, а также принять меры по оказанию необходимой помощи для разрешения сложившейся ситуации, обязав ответчика принять в установленном законом порядке и рассмотреть по существу совместное заявление об оказании юридической помощи в связи с возникшими трудностями при продаже квартиры.
В обоснование административного иска указано, что в Республике Чили административные истцы имеют в собственности недвижимость (квартиру), которую приобрели ДД.ММ.ГГГГ. При продаже квартиры с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ в отношении них нас со стороны гражданина Чили, который является покупателем квартиры, были совершены действия, нарушившие соглашение от 28.04.2018 года, составленное между ними и изложенное в договоре купли-продажи квартиры в письменном виде. Для получения необходимой помощи, в том числе юридической, 20.04.2018 года истцы обратились в консульский отдел Посольства РФ в Республике Чили, непосредственно к заведующему консульским отделом ФИО6 В ходе устного разговора, который состоялся 23.04.2018 года, ФИО6 была изложена суть проблемы и предоставлены имеющиеся документы. ФИО6 выслушал истцов и дал свою оценку всем происходящим событиям, охарактеризовав ситуацию как особый вид мошенничества, используемый покупателем по отношению к административным истцам. В ходе разговора было принято решение принести дополнительные документы и встретиться 25.04.2018 года в часы приема граждан. Не получив дополнительных документов в нотариальной конторе в связи с созданием препятствия покупателем в их получении, истцы явились в оговоренное время в консульский отдел, где ФИО6 отсутствовал в связи с выездом по работе за пределы посольства. Через день административные истцы вновь пришли в консульский отдел с письменным заявлением с просьбой об оказании необходимой юридической помощи. Вице-консул ФИО9 отказался принять письменное заявление, заявив, что в консульском отделе нет книги регистрации, где можно было зарегистрировать данное заявление. На обороте заявления ФИО9 написал собственноручно, что рекомендует истцам обратиться по данному вопросу к одному из адвокатов на территории Республики Чили, указанных на сайте МИД РФ. На сайте МИД РФ таких адвокатов указано двое, из которых русским языком владеет только один - ФИО7, обратившись к которому, выяснилось, что он, хотя и оказывает юридическую помощь, но лицензии на адвокатские деятельность не имеет, то есть, фактически адвокатом он не является. С учетом данной информации истцы к услугам данного юриста решили не обращаться, вынуждены были уехать из Чили, оставив сложившуюся с недвижимостью ситуацию неразрешенной. Изложенное свидетельствует, что сотрудниками консульского отдела Посольства Российской Федерации в Республике Чили были грубо нарушены права граждан Российской Федерации.
В возражениях на административное исковое заявление МИД РФ просило отказать в удовлетворении административного иска в полном объеме ввиду недоказанности оспариваемого бездействия. По мнению ответчика, 27.04.2018 года Консульским отделом Посольства РФ в Республике Чили в ходе личного приема было принято совместное заявление от административных истцов. 27.04.2018 года поданное заявление было рассмотрено по существу и был дан письменный ответ, заявителям было рекомендовано обратиться к одному из адвокатов, зарегистрированных на сайте МИД РФ. 13.06.2018 года в адрес МИД РФ поступило заявление от 07.06.2018 года от административных истцов, в котором заявители оспаривали действия заведующего консульским отделом Посольства России в Чили от 27.04.2018 года. 23.07.2018 г. за исх.№/кд-чп Консульским департаментом МИД России был подготовлен ответ на поступившее обращение и заявителям дан ответ по существу. Письменное обращения от 07.06.2018 года, направленное в адрес МИД РФ, также было рассмотрено по существу и на него дан соответствующий ответ письмом от 23.07.2018 года (исх. №/кд-чп). Сотрудники Посольства РФ в Республике Чили, являясь федеральными государственными гражданскими служащими, не имеют полномочий по оказанию квалифицированной юридической помощи. Письменные ответы Посольства России в Чили и МИД России не нарушают прав, свобод и законных интересов заявителей, а отказ в предоставлении квалифицированной юридической помощи обоснован, не создает препятствий к защите прав, свобод и законных интересов истцов на территории иностранного государства в порядке, предусмотренном гражданским, административным или уголовным законодательством такого государства.
В судебное заседание административный ответчик, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя не направил, в возражениях на административный иск просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Согласно статье 150 КАС РФ дело рассматривается при имеющейся явке.
В судебном заседании административные истцы и их представитель заявленные требования поддержали по основаниям, указанным в административном иске, настаивали на их удовлетворении.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу пункта 1 статьи 45 Конституции РФ, государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется.
Согласно статье 46 Конституции РФ, положениям главы 22 КАС РФ, пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд гражданином или организацией.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 1 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Статьей 2 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее – Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ) установлено, что граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно.
В силу части 1 статьи 9 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ, обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Согласно статье 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ, государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: 1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; 2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; 3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; 4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; 5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ, личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.
Из материалов дела следует, что 27.04.2018 года административные истцы обратились с совместным заявлением в Консульский отдел Посольства РФ в Республике Чили, в котором просили оказать квалифицированную юридическую помощь в связи с возникшими трудностями при продаже квартиры, находящееся в собственности по адресу: Чили,
Согласно данному заявлению, на его обратной стороне имеется текст, подписанный собственноручно заведующим консульским отделом Посольства России в Чили ФИО9 об ознакомлении с заявлением. Гражданам рекомендовано обратиться к одному из адвокатов, зарегистрированных на сайте МИД РФ.
Административными истцами указано на уклонение консульского отдела Посольства РФ в Республике Чили от принятия совместного письменного заявления от 27.04.2018 года и от его рассмотрения по существу.
Между тем, данная позиция административных истцов опровергается представленными по делу доказательствами.
Как видно из материалов дела, письменное обращение административных истцов от 27.04.2018 года было подано в консульский отдел Посольства России в Чили в ходе личного приема ФИО1 и ФИО2 и принято заведующим консульского отдела Посольства России в Чили ФИО9
Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ предусматривает возможность личного приема граждан в государственных органах.
Так, в статье 13 (части 1, 3) Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ указано, что личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан. Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Заявление административных истцов от 27.04.2018 года было подано в консульский отдел Посольства России в Чили при их личном приеме.
Данное заявление было принято к рассмотрению, что подтверждается штампом консульского отдела Посольства России в Чили.
Отсутствие номера регистрации на заявлении не может свидетельствовать об уклонении консульского отдела Посольства России в Чили от принятия к рассмотрению заявления и не является основанием для признания бездействия в данной части состоявшимся, поскольку на заявлении стоит штамп уполномоченного органа, подтверждающий фактическое принятие его к рассмотрению.
Обращение административных истцов от 27.04.2018 года было рассмотрено по существу в их присутствии, а именно, по существу поставленных в нем вопросов истцам были даны устные разъяснения об отсутствии полномочий по оказанию запрашиваемой помощи и дан незамедлительный письменный ответ, составленный сотрудником на обратной стороне обращения в виде рекомендации обратиться к одному из адвокатов, зарегистрированных на сайте МИД РФ.
Следовательно, административный ответчик отреагировал на обращение административных истцов от 27.04.2018 года, приняв его к рассмотрению, рассмотрев по существу, и дав, в том числе, письменный ответ заявителям.
Фактически доводы административных истцов направлены на выражение несогласия с ответом, полученным на их обращение в Посольство РФ в Республике Чили.
Между тем, само по себе несогласие административных истцов с содержанием ответа Посольства РФ в Республике Чили на их обращение от 27.04.2018 года, при отсутствии уклонения от его принятия и рассмотрения, не является основанием для признания бездействия МИД РФ, о котором заявлено истцами, состоявшимся.
Административные истцы также ссылаются на допущенное МИД РФ бездействие, выразившиеся в уклонении министра иностранных дел РФ ФИО4 от рассмотрения совместного письменного заявления истцов от 06.06.2018 года с просьбой принять меры к устранению нарушения их прав.
Как усматривается из материалов дела, ФИО1 и ФИО2 в адрес МИД РФ было направлено их совместное заявление от 07.06.2018 года об оспаривании действия заведующего консульским отделом Посольства России в Чили от 27.04.2018 года, принятии мер к устранению нарушенных прав и оказанию соответствующей помощи.
Данное заявление было получено адресатом 13.06.2018 года, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления.
23.07.2018 года за исх.№/кд-чп Консульским департаментом МИД России был подготовлен и направлен письменный ответ на поступившее обращение, выраженный в виде письма, подписанного заместителем директора Консульского департамента МИД России ФИО21
Таким образом, заявителям был дан ответ по существу их обращения от 06.06.2018 года, в частности, истцам указано, что дипломатические работники не могут выступать в качестве адвокатов, поскольку не обладают соответствующей профессиональной квалификацией.
Ответ на обращение от 23.07.2018 года был получен адресатом 08.08.2018 года, что следует из отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 11920025005568. Факт получения данного ответа от МИД РФ истцами в ходе рассмотрения дела не оспаривался.
Следовательно, доводы административных истцов о том, что МИД России уклонилось от рассмотрения их совместного письменного заявления от 06.06.2018 года, являются необоснованными и опровергаются представленными по делу доказательствами, а именно, ответом на обращение от 23.07.2018 года за исх.№/кд-чп.
Несогласие административных истцов с содержанием ответа на их обращение от 06.06.2018 года, само по себе не свидетельствует о наличии бездействия со стороны МИД России в указанной части.
Ссылки административных истцов на неправомерное уклонение ответчика от оказания им правовой помощи отклоняются судом ввиду их необоснованности.
В соответствии с абзацем 10 пункта 6 Положения о Посольстве Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 28.10.1996 года № 1497 (далее – Положение), Посольство осуществляет функции по защите в государстве пребывания нрав и интересов граждан и юридических лиц Российской Федерации с учетом законодательства государства пребывания. В соответствии с абзацем 12 пункта 6 Положения на Посольство возлагается выполнение консульских функций.
Защита прав и интересов граждан Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом законодательства государства пребывания путем выполнения сотрудниками дипломатического представительства Российской Федерации консульских функций.
Перечень консульский функций, выполняемых, в том числе, консульскими отделами дипломатических представительств Российской Федерации, по защите прав и интересов граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации, установлен частью 2 статьи5 Федерального закона от 05.07.2010 года. № 154-ФЗ «Консульский устав Российской Федерации».
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 27.07.2010 года № 205-ФЗ «Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации» дипломатические работники являются федеральными государственными гражданскими служащими, исполняющими функции дипломатического характера и замещающие в центральном аппарате Министерства иностранных дел Российской Федерации, загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации, территориальных органах Министерства иностранных дел Российской Федерации должности федеральной государственной гражданской службы, по которым предусмотрено присвоение дипломатических рангов.
Исходя из толкования указанных положений действующего законодательства, сотрудники Посольства Российской Федерации в Республике Чили, являясь федеральными государственными гражданскими служащими, не имеют полномочий по оказанию квалифицированной юридической помощи, поскольку как на территории Российской Федерации, так и на территории иностранного государства, такие лица не наделены статусом адвоката.
Таким образом, в обязанности сотрудников Посольства РФ в Республике Чили, в силу закона, не могут входить действия по оказанию квалифицированной юридической помощи гражданам.
Оценив представленные доказательства в совокупности, учитывая установленные обстоятельства спора, суд приходит к выводу, что административным ответчиком заявленное истцами бездействие не допущено, в связи с чем основания для удовлетворения административных исковых требований ФИО1 и ФИО2 у суда отсутствуют.
В соответствии с частью 1 статьи 103 КАС РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В силу части 1 статьи 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Поскольку в административном иске отказано, понесенные истцами судебные расходы по оплате государственной пошлины возмещению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска ФИО1, ФИО2 к Министерству иностранных дел Российской Федерации о признании незаконным бездействия, выразившегося в уклонении консульского отдела Посольства РФ в Республике Чили от принятия совместного письменного заявления от 27.04.2018 года об оказании юридической помощи в связи с возникшими трудностями при продаже квартиры и в уклонении от рассмотрения по существу данного заявления, а также выразившегося в уклонении министра иностранных дел РФ ФИО4 от рассмотрения совместного письменного заявления от 06.06.2018 года с просьбой принять меры к устранению нарушения прав истцов, надлежащей регистрации заявления об оказании юридической помощи от 27.04.2018 года, а также принять меры по оказанию необходимой помощи для разрешения сложившейся ситуации, обязав ответчика принять в установленном законом порядке и рассмотреть по существу совместное заявление об оказании юридической помощи в связи с возникшими трудностями при продаже квартиры, отказать.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г.Томска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья К.А. Демина