ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2386/2021 от 26.08.2021 Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

УИД 34RS0005-01-2021-003501-07

Дело № 2а-2386/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 августа 2021 года город Волгоград

Краснооктябрьский районный суд города Волгограда в составе:

председательствующего судьи И.И. Костюк,

при секретаре судебного заседания Беркетовой Е.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к МИФНС России № 9 по Волгоградской области о признании незаконным решения налогового органа, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к МИФНС России № 9 по Волгоградской области о признании незаконным решения налогового органа, возложении обязанности.

В обосновании заявленных требований указывает, что ФИО1 22 апреля 2021 года от МИФНС России № 9 по Волгоградской области почтовым отправлением получены сообщения № 1348 от 8 апреля 2021 года и № 1420 от 14 апреля 2021 года, согласно которых приняты решения отказать ФИО1 в возврате суммы излишне взысканных налогов и пеней, так как нарушен срок подачи заявлений о возврате излишне уплаченной суммы, и заявления представлены по истечению 3-х лет со дня их уплаты. Данные решения считает незаконными и подлежащими отмене по следующим основаниям: МВД Республики Ингушетия, ее подразделением ГИБДД, 21 марта 2019 года было вынесено заключение, согласно которому действия сотрудников ГИБДД были признаны незаконными, а временный учет транспортного средства <данные изъяты>, аннулирован, в том числе и в ГИБДД Волгоградской области с датой от 09 июня 2005 года. При этом запись об аннулировании государственной регистрации внесена в карточку учета 26 марта 2019 года. Это полностью подтверждает требования части 1 статьи 358 НК РФ, согласно которой объектом налогообложения признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ. С данной позицией согласился Волгоградский областной суд, в своем апелляционном определении от 29 июня 2020 года по делу № 33a-6344/2020, когда рассматривал иск МИФНС №9 по городу Волгограду о взыскании с меня транспортного налога, в решении указано, что транспортное средство <данные изъяты> принадлежащее мне, не является объектом налогообложения, поскольку его регистрация произведена не в соответствии с установленным порядком, а соответственно этому у ФИО1 отсутствует обязанность по уплате транспортного налога. Таким образом, о том, что ФИО1 имеет право требовать возврата незаконно взысканных с него налогов и пени, в порядке статьи 79 НК РФ, стало известно с 29 июня 2020 года. После этого ФИО1 обратился в МИФНС России № 9 по Волгоградской области с заявлениями от 5 апреля 2021 года за № 12401 и № 12380 о возврате ему сумм излишне взысканных налогов и пени. 29 апреля 2021 года определением судьи Краснооктябрьского районного суда города Волгограда административное исковое заявление было возвращено заявителю в связи с тем, что не соблюден порядок досудебного обжалования в вышестоящем налоговом органе. 18 мая 2021 года решения налогового органа от 08 апреля 2021 года № 1348 и от 14 апреля 2021 года № 1420 были обжалованы ФИО1 в Управление Федеральной налоговой службы Волгоградской области. Согласно решению № 505 от 22 июня 2021 года жалоба ФИО1 оставлена без удовлетворения. С данным решением не согласен, так согласно ранее полученного ответа на его обращение по факту излишне взысканного налога, от Управления ФНС России по Волгоградской области за подписью Заместителя руководителя ФИО2 от 09 февраля 2021 года за № 19-16/02633, разъяснено, что порядок осуществления налоговыми органами возврата сумм излишне взысканных налога, сбора, страховых взносов, пеней и штрафа установлен статьей 78 НК РФ. Таким образом, умышленно введя ФИО1 в заблуждение сотрудники налоговой службы попросили написать его заявление на возврат излишне взысканного налога и пени на бланке, в котором и статья 78 и статья 79 НК РФ поименованы в одной графе, при этом ссылаются, что данное заявление написано мною добровольно, что ФИО1 не отрицается, однако в следствии обмана со стороны сотрудников МИФНС России по Волгоградской области. Считает решения МИФНС России № 9 по Волгоградской области № 1348 от 8 апреля 2021 года и № 1420 от 14 апреля 2021 года незаконными и подлежащими отмене. О нарушении права ФИО1 узнал 29 июня 2020 года.

Просит признать незаконным и отменить решение № 1348 от 08 апреля 2021 года и № 1470 от 14 апреля 2021 года об отказе в возврате суммы излишне взысканных налогов и пеней.

30 июня 2021 года определением Краснооктябрьского районного суда города Волгограда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено УФНС России по Волгоградской области.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.

Административные ответчики представители Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Волгоградской области ФИО3, ФИО4, действующие на основании доверенностей, в судебном заседании возражают против удовлетворения заявленных требований, по основаниям изложенным в письменных пояснениях.

Заинтересованное лицо представитель УФНС России по Волгоградской области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны, заявлений не представлено.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Подпункт 7 пункта 1 статьи 32 НК РФ установлена обязанность налоговых органов принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Кодекса налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.

Судом установлено, что решением Краснооктябрьского районного суда города Волгограда от 12 февраля 2020 года по делу № 2а-261/2020 частично удовлетворены требования по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 9 по Волгоградской области о взыскании обязательных платежей с ФИО1, а именно транспортного налога физических лиц в размере 7800,00 руб., пени по транспортному налогу в размере 124,00 руб.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 29 июня 2020 года № 33а-6344/2020 решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 12 февраля 2020 года отменено в части и принято новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России № 9 по Волгоградской области к ФИО1 о взыскании транспортного налога за 2017 год в размере 7 800 рублей 00 копеек и пени в размере 124 рублей 09 копеек – отказано (л.д.16-18).

Из решения следует, что транспортное средство <данные изъяты> зарегистрировано в нарушение действующего законодательства как не прошедшее таможенного оформления. Дубликат <данные изъяты> от 29 апреля 2005 года выдан в нарушение установленных требований. 06 июня 2005 года транспортное средство <данные изъяты> зарегистрировано в ГИБДД города Волгограда за ФИО1 Так государственный регистрирующий орган признал факт регистрации транспортного средства <данные изъяты> с нарушением установленного порядка, регистрация транспортного средства, осуществленная в МРЭО ГИБДД МВД Республики Ингушетия 19 апреля 2005 года и 29 апреля 2005 года, а также 09 июня 2005 года в подразделении ГИБДД города Волгограда аннулирована. Таким образом, указанное транспортное средство, не является объектом налогообложения, поскольку его регистрация произведена не в соответствии с установленным порядком, а соответственно у ФИО1 отсутствует обязанность по уплате транспортного налога за налоговый период 2017 год.

Кассационным определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 17 декабря 2020 года апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 29 июня 2020 года № 33а-6344/2020 оставлено без изменения, кассационная жалоба МИФНС России № 9 по Волгоградской области - без удовлетворения.

На основании заключения проверки МРЭО ГИБДД МВД по Республике Ингушетия от 21 марта 2019 года регистрационные действия с автомобилем <данные изъяты> проведенные в МРЭО ГИБДД МВД по Республике Ингушетия признаны незаконными и аннулированы 26 марта 2019 года, соответственно, регистрационные действия от 2005 года признаны незаконными.

В связи с чем, МИФНС России № 9 по Волгоградской области проведены мероприятия по перерасчету (уменьшению) с 2005 года ранее исчисленного транспортного налога по автомобилю <данные изъяты>

-02.03.2021 по налоговому периоду 2005 года в сумме 3412 рублей;

-02.03.2021 по налоговому периоду 2006 года в сумме 6825 рублей;

-02.03.2021 по налоговому периоду 2007 года в сумме 6825 рублей;

-02.03.2021 по налоговому периоду 2008 года в сумме 6825 рублей;

-02.03.2021 по налоговому периоду 2009 года в сумме 6825 рублей;

-02.03.2021 по налоговому периоду 2010 года в сумме 6825 рублей;

-02.03.2021 по налоговому периоду 2011 года в сумме 6825 рублей;

-02.03.2021 по налоговому периоду 2012 года в сумме 863,23 рублей;

-08.02.2021 по налоговому периоду 2014 года в сумме 6825 рублей;

-08.02.2021 по налоговому периоду 2015 года в сумме 7800 рублей;

-08.02.2021 по налоговому периоду 2016 года в сумме 7800 рублей;

-21.09.2020 по налоговому периоду 2017 года в сумме 7800 рублей;

-04.02.2021 по налоговому периоду 2018 года в сумме 7800 рублей;

-04.02.2021 по налоговому периоду 2019 года в сумме 1950 рублей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» признана безнадежной к взысканию и списана числящаяся за ФИО1 недоимка:

- по транспортному налогу в размере 13 356,77 руб. и пени - 4036,92 руб. (решение от 27.02.2018 № 162);

- по пене по транспортному налогу в размере 2 331,87 руб. (решение от 02.04.2019 №282);

- по пене по транспортному налогу в размере 2 224,41 руб. (решение от 07.12.2019 №811);

- по пене по транспортному налогу в размере 758,34 руб. (решение от 24.12.2019 №986).

Уменьшения по транспортному налогу в отношении транспортного средства <данные изъяты> за налоговый период 2017 года в размере 7 800 рублей произведены 21 сентября 2020 года на основании Апелляционного определения Волгоградского областного суда от 29 июня 2020 года по делу № ЗЗа-6344/2020 (№ 2а-261/2020).

Ввиду указанного выше перерасчета, у налогоплательщика образовалась переплата по транспортному налогу, из которой в соответствии со статьей 78 НК РФ по инициативе налогового органа 25 февраля 2021 года и 26 февраля 2021 года в отношении переплат ФИО1 вынесены решения о зачете:

- с КБК 18210604012020000110 транспортного налога с физических лиц в счет задолженности на КБК 18210606042040000110 земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов (налог, сборы, пени) в сумме 3 917,79 руб.;

- с КБК 18210604012020000110 транспортного налога с физических лиц в счет задолженности на КБК 18210604012020000110 транспортного налога с физических лиц (пени) в сумме 2 258,28 руб.;

- с КБК 18210604012020000110 транспортного налога с физических лиц в счет задолженности на КБК 18210601030100000110 налог на имущество физических лиц по ставкам, применяемым к объектам налогообложения в границах сельских поселений (налог, сборы, пени) в сумме 364,33 руб.

Порядок, регламентирующий деятельность налоговых органов по организации работы по осуществлению зачета или возврата излишне уплаченных сумм налога, определен статьей 78 НК РФ

Согласно пункта 3 статьи 78 НК РФ, налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

Форма указанного выше сообщения утверждена Приказом ФНС России от 14 февраля 2017 года № ММВ-7-8/182@ «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами и налогоплательщиками при осуществлении зачета и возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов».

ФИО1 является пользователем интерактивного сервиса «Личный кабинет налогоплательщика физического лица» (далее - Личный кабинет).

Так сообщение о факте излишней уплаты транспортного налога № 2202 от 12 апреля 2021 года направлено ФИО1 в Личный кабинет (л.д.46-49), что ФИО1 не оспаривается.

02 апреля 2021 года в МИФНС России № 9 по Волгоградской области от ФИО1 поступило заявление о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) транспортного налога в размере 49 099 рублей, о возврате суммы излишне уплаченных (взысканных) пени по транспортному налогу в размере 8 964 рублей 00 копеек (л.д.81-84).

На основании указанных заявлений налоговым органом вынесено решение о возврате сумм излишне уплаченного налога от 09 апреля 2021 года № 6020 на сумму 17 341 рублей 19 копеек (л.д.40).

Решением налогового органа № 1348 от 08 апреля 2021 года отказано в возврате налога в размере 31 757 рублей 81 копейки в связи с тем, что заявление подано по истечении 3-х лет, с даты ее уплаты, на основании п. 7 ст. 78 НК РФ (л.д.14).

Решением налогового органа № 1420 от 14 апреля 2021 года отказано в возврате налога в размере 8 694 рублей 00 копеек в связи с тем, что заявление подано по истечении 3-х лет, с даты ее уплаты, на основании п. 7 ст. 78 НК РФ (л.д.15).

Решением УФНС по Волгоградской области № 505 от 22 июня 2021 года жалоба ФИО1 от 18 мая 2021 года на действия должностных лиц и решения МИФНС РФ № 9 по Волгоградской области от 08 апреля 2021 года № 1348 и от 14 апреля 2021 года № 1420 - оставлена без удовлетворения (л.д.5-8).

Согласно пункту 7 статьи 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

При этом срок для реализации налогоплательщиком своего права на зачет или возврат излишне уплаченных сумм налога является пресекательным.

Это означает, что пропуск налогоплательщиком установленного пунктом 7 статьи 78 НК РФ для подачи заявления о зачете или возврате излишне уплаченного налога влечет безусловный отказ налогового органа в проведении возврата (зачета).

Положение законодательства о сроках давности введено в целях укрепления стабильности гражданского оборота и реализации принципа правовой определенности.

Так согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 14 июля 2005 N 9-П, Определении от 08 февраля 2007 N 381-О-П, установление временных пределов в налоговом законодательстве направлено на защиту таких конституционных ценностей, как стабильность и определенность публичных правоотношений, обеспечение стабильности условий хозяйствования, поддержание баланса публичных интересов государства и частных интересов субъектов гражданско-правовых отношений. Связано это также с тем, что с истечением продолжительного периода времени становится невозможным надлежащее установление факта неуплаты налога.

В силу пункта 6 статьи 78 НК РФ, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика, а также в составе налоговой декларации в соответствии со статьей 229 настоящего Кодекса) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

Согласно пункта 8 статьи 78 НК РФ, решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течении 10 дней со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате сумму излишне взысканного налога.

Вместе с тем, обозначенный в статье 78 НК РФ срок установлен для безусловного удовлетворения обоснованных требований налогоплательщика во внесудебном порядке, при условии своевременного обращения в налоговый орган с соответствующим заявлением.

Поскольку положений, устанавливающих срок на обращение в суд с требованием о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, Налоговый РФ не содержит, для судебной защиты интересов лица, излишне совершившего налоговый платеж, действует общий срок исковой давности, составляющий три года, течение которого начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (статьи 196, 200 ГК РФ)

При установленныхсудом обстоятельствах, принимая во внимание, что срок давности в силу положений статьи 78 НК РФ исчисляется со дня уплаты налога налогоплательщиком, то есть с момента, когда налогоплательщик самостоятельно исполнил обязанность перед бюджетом, а внесудебный порядок для безусловного удовлетворения требований о возврате излишне уплаченного налога ФИО1 утрачен ввиду пропуска срока, установленного частью 7 статьи 78 НК РФ, который для налогового органа является пресекательным, порядок и сроки рассмотрения заявления ФИО1 налоговым органом не нарушены, то решения № 1348 от 08 апреля 2021 года и № 1420 от 14 апреля 2021 года являются законными, обоснованным и отменен не подлежат.

При этом административный истец ФИО1, не лишен права обращения в суд с заявлением о восстановлении срока возврата излишне уплаченного налога и возложении обязанности о возврате суммы переплаты налога.

Так же решения налогового органа не препятствуют реализации права ФИО1 на обращение в суд с самостоятельным иском о возврате из бюджета переплаченной суммы, как об этом указано в определении Конституционного Суда РФ от 21 июля 2001 года № 173-О и в определении Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2011 года № 1665-О-О.

Доводы административного истца ФИО1 о том, что налоговый орган должен был применить положения статьи 79 НК РФ, не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решений налогового органа, поскольку ФИО1 обратился в налоговый орган с заявлением в порядке статьи 78 НК РФ, и налоговый орган не вправе выйти за пределы требований и оснований изложенных в поданном налогоплательщиком заявлении, в том числе в связи с иным порядком его рассмотрения. Изменение избранного налогоплательщиком самостоятельно порядка возврата денежных средств, не входит в компетенцию налогового органа.

При этом ФИО1, не лишен права, на подачу заявления о возвращении суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в порядке статьи 79 НК РФ.

Довод о том, что именно налоговый орган обязан известить налогоплательщика об излишне уплаченных налогах, не может быть принят во внимание, поскольку согласно пункта 3 статьи 78 НК РФ, для установления факта излишней уплаты возможно проведение сверки расчетов как по предложению налогового органа, так и по инициативе налогоплательщика. При этом неисполнение налоговым органом обязанности по своевременному сообщению налогоплательщику об излишней уплате налога, предусмотренной пунктом 3 статьи 78 НК РФ, само по себе не изменяет установленный порядок исчисления срока давности для возврата налога, подлежащего самостоятельному исчислению налогоплательщиком.

Учитывая, что суд рассматривает административное исковое заявление в пределах заявленных оснований и требований в соответствии с ч. 1 ст. 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а иных доводов административный иск не содержит, а так же учитывая, что совокупность необходимых условий, предусмотренных п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС Российской Федерации, для удовлетворении требования о признании решений незаконными и их отмене, в рассматриваемом случае отсутствует, суд не находит оснований для удовлетворения административных исковых требований ФИО1 к МИФНС России № 9 по Волгоградской области о признании незаконным решения налогового органа, возложении обязанности.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 290 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к МИФНС России № 9 по Волгоградской области о признании незаконным решения налогового органа, возложении обязанности – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда в течение месяца, со дня изготовления решения в окончательной форме, путем подачи жалобы через Краснооктябрьский районный суд города Волгограда.

Судья: И.И. Костюк

Справка: Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате 26 августа 2021 года. Решение в окончательной форме изготовлено 09 сентября 2021 года.

Судья: И.И. Костюк