К делу № 2а-2387/2016г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 сентября 2016 года город Крымск
Судья Крымского районного суда Лях Д.Г.
рассмотрев дело по административному исковому заявлению Крымского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Муниципального образования Крымский район о признании незаконным бездействия администрации в части необеспечения свободного доступа инвалидов по зрению к информации, размещенной на официальном сайте администрации,
У С Т А Н О В И Л:
Крымский межрайонный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Муниципального образования Крымский район о признании незаконным бездействия администрации в части необеспечения свободного доступа инвалидов по зрению к информации, размещенной на официальном сайте администрации.
Свои требования мотивирует тем, что Крымской межрайонной прокуратурой 16.08.2016г. осуществлены надзорные мероприятия в соответствии с полномочиями, определенными Законом Российской Федерации от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в ходе которых выявлено бездействие администрации Южного сельского поселения в части исполнения законодательства о социальной защите инвалидов.
В ходе осуществления надзорных мероприятий 16.08.2016г. межрайонной прокуратурой установлено, что официальный сайт административного ответчика в сети Интернет требованиям ГОСТ Р 52872-2012 не соответствует, поскольку на официальном сайте администрации http://krymsk-region.ru/ отсутствует специальная программа для инвалидов по зрению, так называемая версия для слабовидящих (программа экранного увеличения), т есть администрацией Муниципального образования Крымский район беспрепятственный доступ инвалидам по зрению к информации, размещенной на сайте муниципального образования не обеспечен.
Таким образом, несоответствие Интернет-сайта муниципального образования требованиям ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению» нарушает права лиц, ограничивающий по обеспечению, на свободный доступ к информации, размещенной на сайте.
Требования закона о необходимости обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к информации являются императивными, подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации и не связаны с фактическим использованием в тот или иной момент конкретного сайта обозначенной категорией лиц.
Незаконное бездействие администрации Муниципального образования Крымский район затрагивает интересы неопределенного круга лиц и Российской Федерации, ущемляет их права на получение информации в рассматриваемой сфере, что в соответствии со ст. 39, 218 КАС РФ дает прокурору обратиться в суд с соответствующим административным заявлением.
Просит признать бездействие администрации Южного сельского поселения МО Крымский район в части необеспечения свободного доступа инвалидов по зрению к информации, размещенной на официальном сайте администрации – незаконным.
Обязать администрацию Муниципального образования Крымский район Краснодарского края в срок до 30.10.2016года привести Интернет-сайт, размещенный по адресу: http://krymsk-region.ru/ в соответствие с требованиями, установленными ГОСТ Р 52872-2012 «Требования доступности для инвалидов по зрению» путем предоставления возможности масштабирования (увеличения и уменьшения) шрифта и элементов интерфейса официального сайта.
От представителя административного истца Крымского межрайонного прокурора поступило заявление с просьбой удовлетворить исковые требования и рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства.
От представителя административного ответчика администрации Муниципального образования Крымский район Краснодарского края поступило заявление с просьбой рассмотреть административное исковое заявление в ее отсутствие, не возражает против рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства, исковые требования в части признания незаконным бездействия администрации не признает в силу следующего. Свои возражения мотивирует тем, что Согласно ст. 2 Федерального закона от 24 ноября 1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (далее – Закон).
Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 30 ноября 2015г. № 483 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сети «Интернет».
Согласно приказа органа государственной власти и местного самоуправления в технических заданиях на проектирование и разработку интерфейсов своих официальных сайтов должны предусматривать наличие альтернативных текстовых версий таких сайтов (далее – версия для инвалидов по зрению), переход к которым осуществляется с главной страницы официального сайта.
Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 11 марта 2016 № 97 «Об утверждении рекомендаций по повышению эффективности обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сети «Интернет» утверждены рекомендации по повышению эффективности условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сети «Интернет».
Согласно рекомендаций, в технических заданиях на проектирование и разработку интерфейсов официальный сайтов органов государственной власти и местного самоуправления рекомендуется учитывать требования Национальных стандартов Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 9241-210-2012 «Эргономика взаимодействия человек-система» (часть 210. Человеко-ориентированное проектирование интерактивных систем), ГОСТ Р 52871-2007 «Дисплеи для слабовидящих» и ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению». Информацию, относящуюся к работам (услугам) для инвалидов по зрению, представлять на уровне доступности специализированных Интернет-ресурсов для инвалидов по зрению в соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению».
В то же время «ГОСТ Р 52872-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению» не содержит императивные нормы права, подлежащие обязательному применению, а утвержден для добровольного применения.
Кроме того, администрация не согласна с утверждением прокурора о признании незаконным бездействия администрации в части необеспечения свободного доступа инвалидов по зрению к информации, размещенной на официальном сайте администрации.
В администрацию МО Крымский район поступило письмо от Крымской межрайонной прокуратуры № 22-05-2016/337 от 10.02.2016, в котором Крымский межрайонный прокурор информирует о том, что Минкомсвязи России издан Приказ № 483 от 30.11.2015, утверждающий Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сети «Интернет».
Согласно данному Порядку (п.2) органы государственной власти и местного самоуправления в технических зданиях на проектирование и разработку интерфейсов своих официальных сайтов должны предусматривать наличие альтернативных текстовых версий таких сайтов (далее – версия для инвалидов по зрению), переход к которым осуществляется с главной страницы официального сайта в случае, если сам официальный сайт исходно не соответствует требованиям пункта 4 настоящего Порядка. При этом установлено, что органы власти самостоятельно определяют визуальное оформление вкладки перехода на версию для инвалидов по зрению. Существенное значение имеет тот факт, что Порядком не установлен пресекательный срок приведения официальных сайтов в соответствие с Порядком.
В целях приведения интерфейса официального сайта, а именно установки версии для слабовидящих в соответствии с Порядком, утвержденным Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ № 483 от 30.11.2015г. отделом по взаимодействию со СМИ администрации МО Крымский район подготовлены служебные записки (от 20.02.2016, 13.05.2016, 06.07.2016) на использование денежных средств для проведения аукциона по выбору компании подрядчика для разработки и установки версии для инвалидов по зрению.
На основании ст. 54 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закупки для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу указанного Федерального закона от 05.04.2013; 44-ФЗ (далее - №44-ФЗ) осуществление закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд происходит планирование этих закупок, товаров, работ, услуг, определения поставщиков 9подрядчиков, исполнителей).
В соответствии со ст. 18 № 44-ФЗ обоснование закупки осуществляется заказчиком при формировании плана закупок, плана-графика и заключается в установлении соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок, определенным с учетом положений статьи 13 настоящего Федерального закона. При формировании плана закупок обоснованию подлежат объект и (или) объекты закупки исходя из необходимости реализации конкретной цели осуществления закупки. Определенной с учетом статьи 13 настоящего Федерального закона, и установленных в соответствии со статьей 19 № 44-ФЗ требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или).
Отделом по взаимодействию со СМИ в целях обоснования проведения закупки услуги по установке на официальном сайте версии для слабовидящих была проведена работа по сбору коммерческих предложений от поставщиков, в том числе для формирования начальной (максимальной) цены контракта при проведении процедуры закупки (копии коммерческих предложений прилагается).
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ч.8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа. Организации лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решений, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконным решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями. И выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Из анализа положений статей 218, 226, 227 КАС РФ следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействия) незаконными необходимо наличие двух условий – это несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих устранению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения. Действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Администрация МО Крымский район (административный ответчик) осуществляет все необходимые действия в целях надлежащего исполнения Порядка, утвержденного Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ № 483 от 30.11.2015г., для обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению сайта органов местного самоуправления в сети «Интернет».
Просит отказать истцу в удовлетворении исковых требований в части признания незаконным бездействия администрации муниципального образования Крымский район.
Изучив письменные материалы дела, суд считает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 8 и пункта 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
В судебном заседании установлено, что Крымской межрайонной прокуратурой 16.08.2016г. осуществлены надзорные мероприятия в соответствии с полномочиями, определенными Законом Российской Федерации от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в ходе которых выявлено бездействие администрации Южного сельского поселения в части исполнения законодательства о социальной защите инвалидов.
В силу ст. 9 Конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года, ратифицированной РФ 03 мая 2012 года и вступившей для России в силу 25 октября 2012 года, чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или представляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах.
Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности. Должны распространяться в частности: на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы. Государства-участники принимают также надлежащие меры к тому, чтобы развивать другие надлежащие формы оказания инвалидам помощи и поддержки, обеспечивающие им доступ к информации.
Как следует из ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа, а также для беспрепятственного пользования средствами связи и информации.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации. Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 30.11.2015г. № 483 установлен Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сети «Интернет» (далее - Порядок).
В силу п.п. 2 4 Порядка, органы местного самоуправления в технических заданиях на проектирование и разработку интерфейсов своих официальных сайтов должны предусматривать наличие альтернативных текстовых версий таких сайтов (далее – версия для инвалидов по зрению), переходом к которым осуществляется с главной страницы официального сайта в случае, если сам официальный сайт исходно не соответствует требованиям пункта 4 настоящего Порядка. Версия для инвалидов по зрению должна соответствовать следующим параметрам: нетекстовая информация и нетекстовые материалы, представленные на официальных сайтах органов государственной власти и местного самоуправления, должны присутствовать также в версии для инвалидов по зрению в виде кратного описания такой нетекстовой информации, за исключением нетекстовой информации и нетекстовых материалов, используемых только с целью украшения и визуального оформления официальных сайтов органов государственной власти и местного самоуправления: графические файлы формата PDF, содержащие документы в графическом виде, представленные в разделах официальных сайтов органов государственной власти и местного самоуправления, должны присутствовать также в версиях для инвалидов по зрении в текстовом формате: наличие возможности изменения размеров текстовой информации до 200%. Шрифта, интервала между буквами (кернинг), а также световой схемы.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.11.2012 № 1789-ст утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению» далее – ГОСТ) Согласно ст. 1 ГОСТ, стандарт распространяется на русскоязычные электронные ресурсы глобальной компьютерной сети Интернет и устанавливает общие требования доступности для инвалидов по зрению, использующих компьютер в качестве технического средства реабилитации.
В соответствии с разделом 3 указанного ГОСТ: доступность Интернет-ресурсов для инвалидов по зрению это возможность полноценного доступа инвалидов по зрению ко всем компонентам электронных ресурсов сети Интернет; вспомогательные технологии – оборудование и/или программное обеспечение, которое исполняет роль пользовательского агента или действует совместно с распространенным пользовательским агентом, представляя функциональность для удовлетворения потребностей пользователей с ограниченными возможностями, которая не представляется самостоятельно распространенными пользовательскими агентами.
Разделом 4 ГОСТ определены следующие уровни доступности информации для инвалидов по зрению: 4.1.1 Уровень А – уровень минимальной доступности. Позволяет инвалиду по зрению обеспечить доступность к Интернет-ресурсу без потерь информации: 4.1.2 Уровень АА – уровень полной доступности. Позволяет инвалиду по зрению обеспечить доступность ко всем структурным элементам Интернет-ресурса: 4.1.3 Уровень ААА – уровень доступности специализированных Интернет-ресурсов для инвалидов по зрению. Позволяет инвалиду по зрению обеспечить доступность к Интернет-ресурсу с использованием специальных технологий этого ресурса, разработанных для людей с ограничением по зрению. Для обеспечения доступности Интернет-ресурсов для инвалидов по зрению применяют оборудование и программные средства, входящие в состав типового компьютерного рабочего места по ГОСТ Р 51645. Основными средствами доступа к информации являются: дисплей для слабовидящих по ГОСТ Р 52871, аудио дисплей (программа экранного доступа в сочетании с синтезатором речи по ГОСТ Р 52873), тактильный дисплей и программа экранного увеличения.
В ходе осуществления надзорных мероприятий 16.08.2016г. межрайонной прокуратурой установлено, что официальный сайт административного ответчика в сети Интернет требованиям ГОСТ Р 52872-2012 не соответствует, поскольку на официальном сайте администрации http://krymsk-region.ru/ отсутствует специальная программа для инвалидов по зрению, так называемая версия для слабовидящих (программа экранного увеличения), т есть администрацией Муниципального образования Крымский район беспрепятственный доступ инвалидам по зрению к информации, размещенной на сайте муниципального образования не обеспечен, что подтверждается скриншотом официального сайта администрации Южного сельского поселения Крымского района, рапортом старшего помощника Крымского межрайонного прокурора Арзумановой Н.Э.
Представленные представителем администрации Крымского городского поселения документы: служебные записки начальника управления администрации МО Крымский район по взаимодействию со СМИ, смета работ по работе над сайтом «администрация Крымский район», коммерческие предложения организаций, свидетельствующие о начале работы по устранению нарушения законодательства датированы февралем, апрелем, маем 2016 года, уже после письма Крымского межрайонного прокурора в адрес главы муниципального образования Крымский район от 10.02.2016г. с требованием незамедлительного исполнения Федерального закона от 9 февраля 2009года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов местного самоуправления», Приказа № 483 от 30.11.2015г. Минкомсвязи России «Об установлении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сети «Интернет».
Однако до настоящего времени законные требования Крымского межрайонного прокурора администрацией муниципального образования Крымский район не исполнены, что, по мнению суда, свидетельствует о бездействии органа местного самоуправления.
Позиция представителя административного ответчика – администрации муниципального образования Крымский район о незаконности требований Крымского межрайонного прокурора исполнения вышеназванных нормативных актов и приведение официального сайта администрации муниципального образования Крымский район в соответствие с ГОСТом, в установленный срок ввиду отсутствия в нормативных актах пресекательных сроков исполнения, не может быть принята судов во внимание, поскольку, имеющийся у администрации муниципального образования Крымский район официальный сайт, изначально, с момента его создания должен был соответствовать всем нормативным требованиям.
Как следует из письма генерального директора ООО «НТС «Спайдер Груп» доработка существующего официального сайта администрации муниципального образования Крымский район нецелесообразна, так как стоимость работ по приведению сайта в соответствие с требованиями законодательства и внесению указанных изменений равноценными по затратам создания нового сайта. В связи с этим предлагает создание нового сайта, полностью соответствующего требования Федерального закона 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 09.02.2009г., включая структуру, материалы существующего сайта и дополнительные функции. Ориентировочная стоимость разработки нового сайта составляет 280 000 рублей в срок – 40 рабочих дней.
Таким образом, несоответствие Интернет-сайта муниципального образования требованиям ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы» требованиям доступности для инвалидов по зрению» нарушает права лиц, ограничивающий по обеспечению, на свободный доступ к информации, размещенной на сайте.
Требования закона о необходимости обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к информации являются императивными, подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации и не связаны с фактическим использованием в тот или иной момент конкретного сайта обозначенной категорией лиц.
Таким образом, администрацией нарушаются права неопределенного круга лиц, что в соответствии со ст. 39 КАС РФ предоставляет Крымскому межрайонному прокурору право обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Крымского межрайонного прокурора – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Южного сельского поселения МО Крымский район в части необеспечения свободного доступа инвалидов по зрению к информации, размещенной на официальном сайте администрации.
Обязать администрацию Муниципального образования Крымский район Краснодарского края в срок до 30.10.2016года привести Интернет-сайт, размещенный по адресу: http://krymsk-region.ru/ в соответствие с требованиями, установленными ГОСТ Р 52872-2012 «Требования доступности для инвалидов по зрению» путем предоставления возможности масштабирования (увеличения и уменьшения) шрифта и элементов интерфейса официального сайта.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья: подпись