ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2387/2022 от 20.04.2022 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Сочи 20 апреля 2022 года

Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Ефанова В.А.,

при секретаре судебного заседания Дмитриевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-2387/2022 по административному исковому заявлению Власовой Е. Е., Скрипниченко Л. Н. к администрации г. Сочи о признании решения незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

Административные истцы обратились в суд с административным иском к административному ответчику, в котором просят суд признать решение об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства от ДД.ММ.ГГГГ незаконным; обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения.

В административном иске указано, что ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились в администрацию г. С. с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства «Торгово-развлекательный центр по <адрес> г. С.».

ДД.ММ.ГГГГ решением администрация г. С. отказала истцам в выдаче разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства.

Истцы считают отказ в выдаче разрешения на строительство незаконным, необоснованным и нарушающим права и законные интересы.

Так Власова Е.Е. и Скрипниченко Л.Н. являются собственниками на праве общей долевой собственности в равных долях (по ?) земельного участка со следующими характеристиками: кадастровый ; адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: 354054, Краснодарский край, г. С., <адрес>; площадь 3951 кв.м.; категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: торгово-развлекательный центр.

Право собственности истцов на земельный участок возникло на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю ДД.ММ.ГГГГ за 23:49:0302024:1900-23/050/2017-1.

Департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи выдан Градостроительный план земельного участка №RU2330900 от ДД.ММ.ГГГГ.

Инженерно-геодезические изыскания на объекте «Торгово-развлекательный центр по <адрес> г. С.» выполнены ООО «Земля-Воздух», ИНН 7721657243, в 2018 году

Инженерно-геологические изыскания на земельном участке выполнены ООО «Проектно-изыскательская фирма «БАЗИС-ГЕО», ИНН 2320159210, член СРО Ассоциация «КубаньСтройИзыскания» №СРО-И-006-09112009, в 2019 году.

Проектной организацией ООО «Архитектурное Бюро «ГОР-П.» (Генеральный проектировщик), ИНН 2320080778, член СРО «Ассоциация «Архитекторы Черноморья», и ООО «С.-Сфера» (Проектировщик), ИНН 2320129286, член СРО «Ассоциация «Архитекторы Черноморья», на основании договора на выполнение проектных работ, заключенного с истцами, выполнен П. строительства «Торгово-развлекательного центра по <адрес> г. С.» на земельном участке на основании Градостроительного плана земельного участка №RU2330900 от ДД.ММ.ГГГГ и результатов инженерных изысканий

ДД.ММ.ГГГГ истцами получено Положительное заключение негосударственной экспертизы за по проектной документации и результатам инженерных изысканий Объекта капитального строительства «Торгово-развлекательный центр по <адрес> г. С.», выполненное уполномоченной аккредитованной организацией – ООО «СпецЭкспертСтрой», ИНН 7751089238, ОГРН 5177746045362, свидетельство об аккредитации №RA.RU.611133 от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выводам заключения экспертизы проектная документация и результаты инженерных изысканий по объекту: «Торгово-развлекательный центр по <адрес> г. С.» соответствуют требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к содержанию разделов проектной документации, градостроительным регламентам, градостроительному плану земельного участка, национальным стандартам, заданию на проектирование, заданию на проведение инженерных изысканий.

ДД.ММ.ГГГГ по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы П. сокращения санитарно-защитной зоны (СЗЗ) для объекта «Торгово-развлекательный центр» на Земельном участке с кадастровым номером 23:49:0302024:1914 по местонахождению: Краснодарский край, город Сочи, <адрес>» выдано положительное экспертное заключение №ОИ-2372, орган инспекции ООО «Э.», <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ проектная документация и результаты инженерных изысканий строительства «Торгово-развлекательного центра по <адрес> г. С.» утверждены Приказом заказчика-застройщика объекта, собственником земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ истцы через филиал ГАУ КК «МФЦ КК» обратились с заявлением в Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства Администрации г. С. с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства «Торгово-развлекательный центр по <адрес> г. С.» с приложением необходимого пакета документов. Срок исполнения по данному заявлению указан ДД.ММ.ГГГГ, однако никакого ответа по данному заявлению истцами получен не был. Поданные документы возвращены истцам в мае 2021 года на основании их заявления.

ДД.ММ.ГГГГ истцы повторно обратились через филиал ГАУ КК «МФЦ КК» с заявлением в Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. С. о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства «Торгово-развлекательный центр по <адрес> г. С.» с приложением необходимого пакета документов. Срок исполнения по данному заявлению указан ДД.ММ.ГГГГ. До указанной даты также ответа не получено.

ДД.ММ.ГГГГ решением администрация г. С. отказала Истцам в выдаче разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства со ссылкой на нарушение требований статьи 51 Градостроительного кодекса РФ.

Однако все необходимые документы согласно требованию ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации представлены в администрацию г. С. вместе с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства «Торгово-развлекательный центр по <адрес> г. С.», что подтверждается распиской в получении документов, регистрационный .

Административный истец Скрипниченко Л.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте, которого была извещена надлежаще, причины неявки суду неизвестны, явка не признана обязательной.

В судебном заседании представитель административного истца – Власовой Е.Е. настаивала на удовлетворении требований, поддержала правовую позицию, изложенную в административном иске.

Представитель административного ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, поддержала доводы, изложенные в отзыве на административный иск.

Суд, изучив материалы дела, представленные процессуальные доказательства, приходит к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 13 ГК РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными ст.12 ГК РФ.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились в администрацию г. С. с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства «Торгово-развлекательный центр по <адрес> г. С.».

ДД.ММ.ГГГГ решением администрация г. С. отказала истцам в выдаче разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства.

Также судом установлено, что Власова Е.Е. и Скрипниченко Л.Н. являются собственниками на праве общей долевой собственности в равных долях по ? доли земельного участка с кадастровым номером 23:49: по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: 354054, Краснодарский край, г. С., <адрес>; площадь 3951 кв.м.; категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: торгово-развлекательный центр

Право собственности административных истцов на земельный участок возникло на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, который был зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю ДД.ММ.ГГГГ за .

Департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи выдан Градостроительный план земельного участка №RU2330900 от ДД.ММ.ГГГГ.

Инженерно-геодезические изыскания на объекте «Торгово-развлекательный центр по <адрес> г. С.» выполнены ООО «Земля-Воздух», ИНН 7721657243, в 2018 году.

Инженерно-геологические изыскания на Земельном участке выполнены ООО «Проектно-изыскательская фирма «БАЗИС-ГЕО», ИНН 2320159210, член СРО Ассоциация «КубаньСтройИзыскания» №СРО-И-006-09112009, в 2019 году.

Проектной организацией ООО «Архитектурное Бюро «ГОР-П.» (Генеральный проектировщик), ИНН 2320080778, член СРО «Ассоциация «Архитекторы Черноморья», и ООО «С.-Сфера» (Проектировщик), ИНН 2320129286, член СРО «Ассоциация «Архитекторы Черноморья», на основании Договора на выполнение проектных работ, заключенного с Истцами, выполнен П. строительства «Торгово-развлекательного центра по <адрес> г. С.» на Земельном участке на основании Градостроительного плана земельного участка №RU2330900 от ДД.ММ.ГГГГ и результатов инженерных изысканий.

В соответствие с п.4 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ работы по подготовке проектной документации выполняются индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования. В соответствие с п. 4 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, несет ответственность за качество проектной документации и ее соответствие требованиям технических регламентов.

В соответствие с п.1 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. В соответствие с п.6 этой же статьи не допускается проведение иных экспертиз проектной документации, за исключением экспертизы проектной документации, предусмотренной настоящей статьей.

ДД.ММ.ГГГГ административными истцами получено Положительное заключение негосударственной экспертизы за по проектной документации и результатам инженерных изысканий Объекта капитального строительства «Торгово-развлекательный центр по <адрес> г. С.», выполненное уполномоченной аккредитованной организацией – ООО «СпецЭкспертСтрой», ИНН 7751089238, ОГРН 5177746045362, свидетельство об аккредитации №RA.RU.611133 от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выводам заключения экспертизы проектная документация и результаты инженерных изысканий по объекту: «Торгово-развлекательный центр по <адрес> г. С.» соответствуют требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к содержанию разделов проектной документации, градостроительным регламентам, градостроительному плану земельного участка, национальным стандартам, заданию на проектирование, заданию на проведение инженерных изысканий.

ДД.ММ.ГГГГ по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы П. сокращения санитарно-защитной зоны (СЗЗ) для объекта «Торгово-развлекательный центр» на Земельном участке с кадастровым номером 23:49: по местонахождению: Краснодарский край, город Сочи, <адрес>» выдано положительное экспертное заключение №ОИ-2372, орган инспекции ООО «Э.», <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ проектная документация и результаты инженерных изысканий строительства «Торгово-развлекательного центра по <адрес> г. С.» утверждены Приказом заказчика-застройщика объекта, собственником земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ административные истцы обратились через филиал ГАУ КК «МФЦ КК» с заявлением в Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства Администрации г. С. о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства «Торгово-развлекательный центр по <адрес> г. С.» с приложением необходимого пакета документов.

ДД.ММ.ГГГГ решением администрация г. С. отказала административным истцам в выдаче разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства со ссылкой на нарушение требований статьи 51 Градостроительного кодекса РФ.

Так в соответствии с ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом…, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос".

К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута, а также схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, на основании которой был образован указанный земельный участок и выдан градостроительный план земельного участка в случае, предусмотренном частью 1.1 статьи 57.3 настоящего Кодекса, если иное не установлено частью 7.3 настоящей статьи;

1.1) при наличии соглашения о передаче в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления полномочий государственного (муниципального) заказчика, заключенного при осуществлении бюджетных инвестиций, - указанное соглашение, правоустанавливающие документы на земельный участок правообладателя, с которым заключено это соглашение;

2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), реквизиты проекта планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;

3) результаты инженерных изысканий и следующие материалы, содержащиеся в утвержденной в соответствии с частью 15 статьи 48 настоящего Кодекса проектной документации:

а) пояснительная записка;

б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, а в случае подготовки проектной документации применительно к линейным объектам проект полосы отвода, выполненный в соответствии с проектом планировки территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории);

в) разделы, содержащие архитектурные и конструктивные решения, а также решения и мероприятия, направленные на обеспечение доступа инвалидов к объекту капитального строительства (в случае подготовки проектной документации применительно к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда);

г) проект организации строительства объекта капитального строительства (включая проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей в случае необходимости сноса объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства);

4) положительное заключение экспертизы проектной документации (в части соответствия проектной документации требованиям, указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 настоящего Кодекса), в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, в том числе в случае, если данной проектной документацией предусмотрены строительство или реконструкция иных объектов капитального строительства, включая линейные объекты (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;

4.1) утратил силу. - Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ;

4.2) подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.8 статьи 49 настоящего Кодекса, предоставленное лицом, являющимся членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, и утвержденное привлеченным этим лицом в соответствии с настоящим Кодексом специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования в должности главного инженера проекта, в случае внесения изменений в проектную документацию в соответствии с частью 3.8 статьи 49 настоящего Кодекса;

4.3) подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, предоставленное органом исполнительной власти или организацией, проводившими экспертизу проектной документации, в случае внесения изменений в проектную документацию в ходе экспертного сопровождения в соответствии с частью 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса;

5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);

6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в пункте 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома, согласие правообладателей всех домов блокированной застройки в одном ряду в случае реконструкции одного из домов блокированной застройки;

6.1) в случае проведения реконструкции государственным (муниципальным) заказчиком, являющимся органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления, на объекте капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, правообладателем которого является государственное (муниципальное) унитарное предприятие, государственное (муниципальное) бюджетное или автономное учреждение, в отношении которого указанный орган осуществляет соответственно функции и полномочия учредителя или права собственника имущества, - соглашение о проведении такой реконструкции, определяющее в том числе условия и порядок возмещения ущерба, причиненного указанному объекту при осуществлении реконструкции;

6.2) решение общего собрания собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме;

7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации;

8) документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта;

9) копия решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории в случае строительства объекта капитального строительства, в связи с размещением которого в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории, или в случае реконструкции объекта капитального строительства, в результате которой в отношении реконструированного объекта подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории или ранее установленная зона с особыми условиями использования территории подлежит изменению;

10) копия договора о развитии территории в случае, если строительство, реконструкцию объектов капитального строительства планируется осуществлять в границах территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о комплексном развитии территории (за исключением случаев самостоятельной реализации Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием решения о комплексном развитии территории или реализации такого решения юридическим лицом, определенным в соответствии с настоящим Кодексом Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации).

Как следует из расписки в получении документов, регистрационный , административные истца предоставили в администрацию г. Сочи вместе с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства «Торгово-развлекательный центр по <адрес> г. С.», внес необходимые документы согласно требованию ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и.

В соответствии с ч. 11 ст. 51 уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:

1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;

2) проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;

3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

В соответствии с ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частью 7.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство. В случае, предусмотренном частью 11.1 настоящей статьи, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство является также поступившее от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, заключение о несоответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения. В случае, если строительство, реконструкция объекта капитального строительства планируются на территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о комплексном развитии территории, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство также является отсутствие документации по планировке территории, утвержденной в соответствии с договором о комплексном развитии территории (за исключением случаев самостоятельной реализации Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием решения о комплексном развитии территории застройки или реализации такого решения юридическим лицом, определенным в соответствии с настоящим Кодексом Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации).

Исходя из буквального толкования указанных норм законодательства РФ орган местного самоуправления, уполномоченный на выдачу разрешения на строительство в соответствии с ч. 4 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, не наделен полномочиями по оценке соответствия результатов проектной документации требованиям технических регламентов, и обязаны выдавать разрешения на строительство при наличии положительного заключения экспертизы (при наличии других необходимых документов, установленных ч.7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ).

Проведение оценки соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов осуществляется в соответствии с положениями ст. 49 Градостроительного кодекса РФ экспертной организацией, результатом которой являются соответствующие заключения. Таким образом, ответственность за соответствие проектной документации указанным требованиям законом возложена на экспертную организацию.

При этом, экспертиза проектной документации объекта капитального строительства «Торгово-развлекательный центр по <адрес> г. С.» была выполнена уполномоченной аккредитованной организацией – ООО «СпецЭкспертСтрой» (ИНН 7751089238, ОГРН 5177746045362, свидетельство об аккредитации №RA.RU.611133 от ДД.ММ.ГГГГ) и выдано Положительное заключение негосударственной экспертизы за N от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно выводам указанного положительного заключения проектная документация и результаты инженерных изысканий по объекту: «Торгово-развлекательный центр по <адрес> г. С.» соответствуют требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к содержанию разделов проектной документации, градостроительным регламентам, градостроительному плану земельного участка, национальным стандартам, заданию на проектирование, заданию на проведение инженерных изысканий.

Однако, как очевидно из сроков рассмотрения представленной документации (6 месяцев) и содержания оспариваемого решения об отказе в выдаче разрешения на строительство, сотрудниками департамента архитектуры и градостроительства администрации г. С. фактически осуществлена экспертиза проектной документации на предмет ее соответствия требованиям технических регламентов и переоценка выводов положительного заключения экспертизы проектной документации Объекта, что отражено в следующих замечаниях:

Как указано в решении об отказе, в соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт С., утвержденными решением Городского С. С. от ДД.ММ.ГГГГ, градостроительным планом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № RU 23309 21 в территориальной зоне «Ж-4» установлены такие предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства как: минимальные отступы от границ земельного участка - 5 м, предельная высота нежилых объектов - 22 м, максимальный процент застройки в границах земельного участка - 40%, коэффициент использования территории (КИТ)-1,8.

Однако, в представленной проектной документации показатели проектируемого объекта капитального строительства не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства территориальной зоны «Ж-4», а именно при рассмотрении проектной документации установлено, что подпорная стена Ст-4, лестничный марш ведущий в проектируемый объект, являющийся неотъемлемой частью проектируемого здания в восточной части земельного участка (лист 3.05 раздела «Архитектурные решения») размещены за местом допустимого размещения зданий, строений, сооружений за пределами которого строительство - запрещено.»

Вместе с тем, в соответствии с действующим законодательством места допустимого размещения зданий, строений, сооружений – это границы, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства.

Кроме объектов капитального строительства на проектируемой территории могут размещаться объекты благоустройства, линейные объекты элементы вертикальной планировки, т.е. тротуары, дорожки, лестницы по грунту и т.д., обеспечивающие горизонтальные и вертикальные связи для обеспечения доступа к объекту и элементам инфраструктуры.

Так, в соответствии с разработанной проектной документацией подпорная стена Ст-4 и лестничный марш ведущий к проектируемому объекту, не являются частью здания. Данные элементы не связаны конструктивными и иными характеристиками с проектируемым объектом. Данные элементы – подпорная стена и лестница, выполняемая при вертикальной планировке здания, по грунту, необходимы для обеспечения движения пешеходов вдоль объекта капитального строительства. Т.е. является элементом благоустройства.

Таким образом, доводы административного ответчика о размещении подпорной стены Ст-4 и лестницы за границей места допустимого размещения зданий не нашли законного обоснования.

Второй довод - согласно представленной проектной документации, высота проектируемого объекта - 24,1 м.

Допустимая высота, предусмотренная градостроительным регламентом для территориальной зоны «Ж-4» составляет 22 м.

Земельный участок с кадастровым номером 23:49:0302024:1914, согласно информации градостроительного плана земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №RU2330900, расположен на территории исторического поселения регионального значения.

Согласно информации государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности на территории муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, земельный участок с кадастровым номером 23:49:0302024:1914 расположен в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия регионального значения. Здания и сооружения санатория «Металлург» (комплекс из 9 объектов). В границах зоны регулирования застройки разрешается возведение новых объектов капитального строительства в рамках высотных ограничений данной зоны.

Ч. 2 ст. 40 Градостроительного кодекса РФ отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в части предельного количества этажей, предельной высоты зданий, строений, сооружений и требований к архитектурным решениям объектов капитального строительства в границах территорий исторических поселений федерального или регионального значения не допускается.

Таким образом, установлено не допустимое превышение максимальной высоты проектируемого здания, в территориальной зоне «Ж-4», с учетом вышеуказанных ограничений.

В соответствии с примечанием 3 к таблице 11 «Предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства» Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт С., утвержденными решением Городского С. С. от ДД.ММ.ГГГГ, действующих на момент подготовки проектной документации объекта:

- Допускается отклонение от указанного значения предельной высоты зданий, строений, сооружений в зависимости от характера рельефа местности, но не более чем на 10 процентов. Данное отклонение допустимо без соблюдения дополнительных процедур.

Данная норма также отражена в Градостроительном плане №RU23309-21 от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого осуществлялось проектирование объекта.

Таким образом, предельную высоту здания, установленную градостроительным регламентом, допускается увеличивать на 10%, что для территориальной зоны Ж-4 составляет 24,2 м.

Согласно разработанной проектной документации, высота объекта, в соответствии с правилами подсчета высоты, указанными в Правилах землепользования и застройки города Сочи, составляет 24,1 м., что не противоречит вышеперечисленным нормам и градостроительным регламентам.

Третий довод - площадь застройки земельного участка с кадастровым номером 23:49:0302024:1914 должна не превышать 1580,4 кв.м. (40%), согласно предельным параметрам, установленным в территориальной зоне «Ж-4», в которой расположен земельный участок.

При рассмотрении проектной документации установлено, что площадь застройки проектируемого объекта указана- 1578,35 кв.м.СП 118.13330.2012*.Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009 определено, что площадь застройки здания определяется как площадь горизонтального сечения по внешнему обводу здания по цоколю, включая выступающие части (входные площадки и ступени, веранды, террасы, приямки, входы в подвал).

В разделе «Архитектурные решения» на листе 2 текстовой части указано что разгрузка товаров производится на поверхность загрузочного дебаркадера, который относится к классу временных сооружений и не включен в подсчет площади застройки. Однако, исходя из того, что дебаркадер - неотъемлемая часть здания (без его устройства разгрузка товара невозможна) он приравнивается к входным площадкам и должен быть включен в площадь застройки.

Таким образом, площадь застройки проектируемого объекта указана без учета дебаркадера.

Кроме того, учитывая, что площадь застройки измеряется по цокольному этажу суд указывает на следующее.

Этаж цокольный — это этаж (помещения) с отметкой пола ниже планировочной отметки земли с наружной стороны стены на высоту не более половины высоты помещений.

При изучении раздела «Архитектурные решения» листов 3.09, 3.10 установлено, что цокольным этажом, согласно определению, является этаж на отм. 0.000. Согласно экспликации помещений на отм. 0,000 общая площадь помещений составляет 1669,49 кв.м. (42,25%).

Учитывая, что площадь застройки определяется по внешнему обводу здания по цоколю, включая выступающие части, то площадь застройки будет больше, чем 1669,49 кв.м., что значительно превышает максимальную площадь застройки, допустимую в территориальной зоне «Ж-4».

В соответствии с разработанной проектной документацией, на территории земельного участка, кроме объекта капитального строительства (торгового центра) размещаются объекты благоустройства, линейные объекты, элементы вертикальной планировки, т.е. тротуары, дорожки, проезды, площадки, лестницы по грунту и т.д., обеспечивающие горизонтальные и вертикальные связи для обеспечения доступа к объекту и элементам инфраструктуры. Отнесение данных элементов к объекту капитального строительства противоречит действующему законодательству.

Так, в случае с загрузочной площадкой, данный элемент конструктивно не связан со зданием торгового центра и фактически является плоскостным сооружением - площадкой для выгрузки товара, площадь которой учтена в площади покрытий баланса территории.

Также, в соответствии с СП 118.13330.2012*.Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009 указано: «Площадь застройки здания определяется как площадь горизонтального сечения по внешнему обводу здания по цоколю, включая выступающие части (входные площадки и ступени, веранды, террасы, приямки, входы в подвал). Площадь под зданием, расположенным на столбах, проезды под зданием, а также выступающие части здания, консольно выступающие за плоскость стены на высоте менее 4,5 м включаются в площадь застройки. Проекция части здания консольно выступающая за пределы стены над выделенной территорией выше 4,5 м, не включается в площадь застройки.

Цоколь - нижняя часть наружной стены здания, лежащая на фундаменте; нижняя утолщённая часть колонны, пилястры.

Таким образом, площадь этажа на отм.0,000, составляющая 1669,49 кв.м. не противоречит действующим нормам, по причине того, что часть элементов данного этажа располагаются на отметке выше 4,5 метров над территорией земельного участка, и включение данной площади в площадь застройки, не является нарушением правил подсчета площадей, действующего СП 118.13330.2012.

Подсчет площади произведен Проектировщиком в соответствии с нормативами и проверен экспертной организацией.

Неверная трактовка понятия «цоколь», и как следствие приравнивание данного понятия к «цокольному этажу», со стороны уполномоченных органов на предоставление муниципальной услуги «выдача разрешения на строительство» вызывает вопросы к компетенции лиц, осуществляющих проверку, а также влечет за собой излишние и не соответствующие техническим и градостроительным регламентам требования к проектированию объектов капитального строительства.

Четвертый довод - согласно информации государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности на территории муниципального образования городской округ город-курорт С. Краснодарского края, земельный участок с кадастровым номером 23:49:0302024:1914 расположен в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия регионального значения. Здания и сооружения санатория «Металлург» (комплекс из 9 объектов).

Приказом администрации Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ-кн «Об утверждении предмета охраны, границ территории и зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Здания и сооружения санатория «Металлург», 1956 г., Краснодарский край, г. С., <адрес>, Курортный просп., 92» определено, что в границах зоны регулирования застройки запрещается прокладка инженерных сетей (теплотрасс, газопровода, электрокабеля и т.д.) наземным способом.

В представленной проектной документации отсутствует информация о подземной прокладке сетей водоснабжения, водоотведения и газоснабжения.

В соответствии с разработанной проектной документацией все сети инженерного обеспечения прокладываются подземным способом. Данная информация содержится в разделах и (с подразделами) представленной проектной документации.

Пятый довод - согласно информации государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности на территории муниципального образования городской округ город-курорт С. Краснодарского края земельный участок с кадастровым номером 23: расположен в зоне согласования с ФСО РФ (ФСБ РФ) в которой строительство зданий и сооружений и иных объектов, их реконструкция осуществляется по согласованию с органами ФСО РФ (354024) г. Сочи, ул. Фурманова, д.10 (Постановление Главы города Сочи от 04.07.2002 №391 «О порядке согласования с органами Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации проектной документации на строительство зданий, сооружений, проведение ремонтных работ, находящихся в пределах придорожных полос федеральных автомобильных дорог города Сочи»). В материалах дела вышеуказанного согласования не представлено.

В соответствии с Постановлением Главы города Сочи от 04.07.2002 №391 «О порядке согласования с органами Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации проектной документации на строительство зданий, сооружений, проведение ремонтных работ, находящихся в пределах придорожных полос федеральных автомобильных дорог города Сочи», порядок согласования строительства в зоне согласования с ФСО РФ определяется администрацией города Сочи, которая направляет необходимые документы в управление охраны на Кавказе Федеральной службы охраны Российской Федерации и управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Краснодарскому краю в городе Сочи самостоятельно, при оказании соответствующей муниципальной услуги и в сроки установленные законодательством.

В соответствии с ч. 10 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в части 7 настоящей статьи документов. При этом часть 7 ст.51 Градостроительного кодекса РФ не содержит в перечне документов, предоставляемых для получения разрешения на строительство, согласование проектной документации с ФСО РФ.

Следующий довод – установлено отсутствие документов, необходимых для принятия решения о выдачи разрешения на строительство, предусмотренных частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ.

По мнению административного ответчика в представленных документах отсутствует информация об утверждении проектной документации застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором.

Документ об утверждении проектной документации застройщиком, а именно Приказ №1 от 30.06.2020 «Об утверждении проектной документации и результатов инженерных изысканий» на 3 листах был представлен в оригинале в составе документов, поданных на рассмотрение в рамках оказания муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство», что подтверждается распиской в получении документов, регистрационный , выданной филиалом ГАУ КК «МФЦ КК» в г. С., офис на <адрес>.

На земельном участке подлежит демонтажу существующий объект капитального строительства, обозначенный на топогеодезической съемке, как «Н» - нежилое здание/сооружение.

В материалах дела не представлен акты (решения) собственника здания (сооружения, строения) о выведении из эксплуатации и ликвидации объекта капитального строительства, не представлен к рассмотрению и раздел «П. организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства», выполненный в соответствии с требованием Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

В раздел «П. работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства» не являлся предметом рассмотрения негосударственной экспертизы, выполненной ООО «СЭС» от ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем судом установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0302024:1914 отсутствуют капитальные строения какого-либо назначения, что подтверждается отсутствием записи в едином государственном реестре недвижимости. При этом, в материалах проектной документации, а именно в графической части инженерно-геодезических изысканий отображено некапитальное, временное сооружение – строительный вагончик, который не связан с землей и не имеет подключения к сетям инженерного обеспечения. На данный момент данный объект вывезен со строительной площадки.

Следовательно, предоставлять акты об демонтаже или разрабатывать раздел проектной документации о сносе, демонтаже ОКС, не требуется.

В соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 16.02.2008 №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» одними из основных документов для подготовки проектной документации, являются технические условия, предусмотренные частью 6 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно без его подключения к сетям инженерно-технического обеспечения общего пользования.

При рассмотрении раздела «Пояснительная записка» установлено следующее:

а) Основанием подготовки проектной документации, согласно пункту «б» раздела «Пояснительная записка» указаны технические условия ООО «Сочиводоканал» от ДД.ММ.ГГГГ.1.2-08/090817/24 с максимальной нагрузкой в точках подключения (водоснабжения):102,09 м3/сутки; с максимальной нагрузкой в точках подключения (водоотведения): 99,86 м3/сутки. Срок действия технических условий истек ДД.ММ.ГГГГ.

В пункте «б», в качестве основания для проектирования, указаны технические условия подключения к коммунальным сетям ливневой и (или) дренажной канализации МУП г. С. «Водосток» Приложение к договору от ДД.ММ.ГГГГ №Ф/022-18. Срок действия данных технических условий истек ДД.ММ.ГГГГ.

В пункте «б», в качестве основания для проектирования, указаны технические условия на телефонизацию, радиофикацию, телевидения и доступ в Интернет ООО «Бизнес-Связь» от ДД.ММ.ГГГГ. Срок действия технических условий истек ДД.ММ.ГГГГ.

Данные доводы также не нашли своего подтверждения.

На момент первоначального представления проектной документации на рассмотрение в рамках оказания муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство» ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный , все технические условия являлись действующими. При этом в течение 9 месяцев никакого ответа от администрации г. С. по данному заявлению административными истцами не было получено и в мае 2021 года административные истца обратились с заявлением о прекращении оказания муниципальной услуги и о возврате представленной документации. После этого документация повторно подана на рассмотрение ДД.ММ.ГГГГ и рассматривалась 6 месяцев, в результате чего Администрацией г. С. было выдано обжалуемое решение об отказе в выдаче разрешения на строительство.

При этом в соответствии с ч. 11 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ рассмотрение заявления о выдаче разрешения на строительство осуществляется уполномоченным органом в течение пяти рабочих дней, со дня его получения.

Таким образом, в случае если бы администрацией г. С. были соблюдены сроки рассмотрения заявления о выдаче разрешения на строительство, установленные законом, технические условия являлись бы действующими.

Учитывая, что указанные в технических условиях условия подключения объекта к инженерным сетям остались неизменными, что подтверждается письмами генерального проектировщика и проектировщика, корректировка принятых в проектной документации инженерных решений и/или повторное прохождение экспертизы проектной документации не требуется.

В соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» раздел «Пояснительная записка» должен содержать сведения о потребности объекта капитального строительства в топливе, газе и электрической энергии.

Согласно пункту «г» раздела потребность проектируемого объекта в газе составляет - 85,1 м3/ч, потребность в электрической энергии -514,1 кВт, при этом в разделе отсутствует информация о технических условиях для подключения к сетям гази и к электрическим сетям.

Согласно подпункта Г пункта 10 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, раздел "Пояснительная записка" должен содержать сведения о потребности объекта капитального строительства в топливе, газе, воде и электрической энергии. Указанная информация содержится в Разделе 1, пункт г) Пояснительной записки (шифр 30-04/19-ПЗ), представленной в Администрацию г. С. в составе документов для рассмотрения заявления о выдаче разрешения на строительство объекта.

Требование об указании сведений о категории надежности электроприемников в данном разделе проектной документации Положение составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию не содержит.

При этом сведения о категории надежности электроприемников содержатся в разделе 5.1 «Система электроснабжения» проектной документации Объекта, представленного в Администрацию г. С. в составе документов для рассмотрения заявления о выдаче разрешения на строительство объекта.

При рассмотрении документов, приложенных к заявлению о выдаче разрешения на строительство, установлено наличие технических условий, которые не являлись основанием для разработки проектной документации ООО Архитектурным бюро «ГОР-П.» С. с шифром 30-04/19, 2019г, а именно:

- технические условия для присоединения к электрическим сетям ПАО «Кубаньэнерго» Сочинские электрические сети от ДД.ММ.ГГГГ- сс;

- технические условия на подключение объекта к коммунальным сетям водоснабжения и водоотведения МУП г. С. «Водоканал» от ДД.ММ.ГГГГ.1.2/120820/72;

- технические условия на подключение объекта капитального строительства к сетям водоотведения поверхностных вод МУП г. С. «Водосток» от 25.05.2021№ Ф/083-21/00099;

- технические условия на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения АО «Газпром газораспределение Краснодар» от 26.07.2021№ З-04-052-39/57.

Обращаю внимание, что согласно пункту 9.6.6. технических условий АО «Газпром газораспределение Краснодар» в случае проектирования подземных стальных газопроводов (см. подпункт г, пункта 1 настоящего Решения об отказе в выдаче разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства), стальных футляров и стальных вставок полиэтиленовых газопроводов, провести изыскательские работы по определению коррозионной агрессивности грунта (включая биокоррозионную агрессивность грунта) и определению наличия блуждающих токов в границах коридора проектируемых газопроводов. Методы защиты от коррозии принять в соответствии с требованиями ГОСТ 9.602 и других нормативных документов. При необходимости проектирования раздела защиты газопроводов от электрохимической защиты получить соответствующее техническое условие.

Таким образом, учитывая, что вышеперечисленные технические условия не являлись основанием для разработки проектной документации ООО Архитектурным бюро «ГОР-П.» С. с шифром 30-04/19, от 2019 г. необходимо внести соответствующие изменения в проектную документацию в соответствии с требованиями ГОСТ Р 21.101-2020. «Национальный стандарт Российской Федерации. Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации».

Вместе с тем, как указано выше, в связи с тем, что Администрацией г. С. были существенно нарушены сроки рассмотрения заявления о выдаче разрешения на строительство, вместо установленных законом 5 рабочих дней, сроки действия технических условий, на основании которых разрабатывалась проектная документация, истекли. В связи с этим, заявителем были получены новые технические условия ПАО «Кубаньэнерго» Сочинские электрические сети от ДД.ММ.ГГГГ-сс, МУП г. С. «Водоканал» от ДД.ММ.ГГГГ.1.2/120820/72, МУП г. С. «Водосток» от 25.05.2021№ Ф/083-21/00099.

При этом условия подключения объекта к инженерным сетям указанных поставщиков остались неизменными, что подтверждается письмами генерального проектировщика и проектировщика. При таких обстоятельствах корректировка принятых инженерных решений, внесение изменений в разработанную проектную документацию и повторное прохождение экспертизы не требуется.

Что касается пункта 9.6.6. технических условий АО «Газпром газораспределение Краснодар», то перечисленные в нем мероприятия относятся к обязанностям АО «Газпром газораспределение Краснодар», как исполнителя. В соответствии с заключенным договором на подключение объекта капитального строительства к сетям газораспределения, обязанности по разработке проектной документации на создание сети, осуществление действий по созданию и дальнейшему подключению торгового центра к сетям газоснабжения, возлагается на АО «Газпром газораспределение Краснодар».

На листе 3 раздела «Пояснительная записка» в качестве исходных данных для проектирования указаны гарантийные письма собственников машино-мест в ЖК «Идеал Хаус» Певчука Д.Н. и Пляцевского А.М. от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в аренду 50+50 парковочных мест.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт С., утвержденными решением Городского С. С. от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что размещение за пределами правомерного земельного участка машино-мест для хранения, парковки транспортных средств допускается при соблюдении требований, установленных нормативами градостроительного проектирования, и при наличии прав застройщика на земельные участки, в границах которых планируется размещение машино-мест для хранения, парковки транспортных средств, в следующих случаях:

1) в границах территории при подготовке документации по планировке территории, осуществляемой в рамках реализации договоров, предусматривающих осуществление деятельности по комплексному развитию территории в целях жилищного строительства;

2) при наличии утвержденной документации по планировке территории. Учитывая вышеизложенное, размещение парковочных мест в количестве 100 машино мест за границами правомерного земельного участка - не допустимо».

В соответствии с разработанной проектной документацией, Раздел 1, Приложения, приложено гарантийное письмо о предоставлении в аренду 100 парковочных мест. При этом факт дополнительной аренды парковочных мест является добровольной инициативой собственника земельного участка, на котором планируется размещение торгового центра. Данное количество парковочных мест является дополнительным к расчетному, необходимому количеству м/мест, которое предусмотрено на территории проектируемого объекта, что не противоречит действующему законодательству, техническим и градостроительным регламентам.

При рассмотрении раздела «Схема планировочной организации земельного участка» установлено следующее.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О введении в действие новой редакции санитарноэпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» установлено, что в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (санитарнозащитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами.

Отдельно стоящие гипермаркеты, супермаркеты, торговые комплексы и центры, предприятия общественного питания, мелкооптовые рынки, рынки продовольственных и промышленных товаров, многофункциональные комплексы являются предприятием V класса опасности с санитарно-защитной зоной 50 м.

В пункте «б» раздела указано, что решением Главного санитарного врача Краснодарского края санитарно-защитная зона от проектируемого объекта сокращена с 50 м до параметров, достаточных для соблюдения санитарногигиенических нормативов.

ДД.ММ.ГГГГ по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы П. сокращения санитарно-защитной зоны (СЗЗ) для объекта «Торгово-развлекательный центр» на земельном участке с кадастровым номером 23:49: по местонахождению: Краснодарский край, город Сочи, <адрес>» выдано положительное экспертное заключение №ОИ-2372, орган инспекции ООО «Э.», <адрес>.

Решением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ для объекта «Торгово-развлекательный центр» на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0302024:1914 по местонахождению: Краснодарский край, город Сочи, <адрес>» санитарно-защитная зона установлена согласно П., подготовленному ООО «ИнжЭкоПроект», получившему ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное положительное заключение.

Более того, решение об установлении сокращенной санитарно-защитной зоны, в установленном порядке направлено Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Муниципальное образование город-курорт С. и филиал ФГБУ ФКП Росреестра по Краснодарскому краю.

«СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89* в таблице Ж.1 определены нормы расчета стоянок автомобилей, согласно которым на объекты торгового назначения с широким ассортиментом товаров периодического спроса продовольственной и (или) непродовольственной групп (торговые центры, торговые комплексы, супермаркеты, универсамы, универмаги и т.п.) необходимое количество парковочных мест рассчитывается от общей площадь проектируемого объекта.

Так, согласно СП 42.13330.2016 расчет производится - 1 машино - место на 40-50 кв.м. общей площади.

В пункте «в» раздела представлен некорректно выполненный расчет нормируемого количества парковочных мест, так как расчет выполнен, исходя из площади торгового зала проектируемого объекта и составляет 88 парковочных места, что противоречит требованиям норм.

Согласно СП 42.13330.2016 для объекта общей площадью 7053,46 кв.м. необходимо 176-141 машино - места.

Данный довод не правомерно по следующим основаниям.

Согласно примечаниям к таблице Ж.1 «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» - число стоянок автомобилей и парковочных мест следует принимать по утвержденным региональным нормативам градостроительного проектирования.

В соответствии с таблицей 108 Нормативов Градостроительного проектирования Краснодарского края, для объектов торгового назначения с широким ассортиментом товаров периодического спроса, норма парковочных мест составляет 1 на 40 кв.м. общей площади. При этом, при расчете общей площади не учитывается площадь встроенно-пристроенных гаражей-стоянок и неотапливаемых помещений. (Примечание 4 к табл. 108)

Таким образом количество м/мест парковки посчитано верно, без учета встроенной парковки и неотапливаемых помещений, что соответствует требованиям СП «Градостроительство» и Нормативам град проектирования Краснодарского края.

Указанный расчет также проверен экспертной организацией при проведении негосударственной экспертизы проектной документации объекта.

«Постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 № 878 «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей» установлено, что для газораспределительных сетей устанавливаются охранные зоны вдоль трасс наружных газопроводов - в виде территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 2 метров с каждой стороны газопровода.

При рассмотрении графической части раздела установлено, что в нарушение вышеуказанной нормы в охранной зоне газопровода отображена посадка сосны крымской (сосны Палласа).»

Вместе с тем, пункт 15 Постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 №878 «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей» устанавливает: «Лесохозяйственные, сельскохозяйственные и другие работы, не подпадающие под ограничения, указанные в пункте 14 настоящих Правил, и не связанные с нарушением земельного горизонта и обработкой почвы на глубину более 0,3 метра, производятся собственниками, владельцами или пользователями земельных участков в охранной зоне газораспределительной сети при условии предварительного письменного уведомления эксплуатационной организации не менее чем за 3 рабочих дня до начала работ».

Постановлением администрации города Сочи №2250 от 25.12.2020 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства».

Указанный регламент предусматривает 30–дневный срок для рассмотрения заявления о выдаче разрешения на строительство.

Детальные проектные решения разрабатываются в стадии РД (рабочая документация), после получения разрешения на строительство, что не противоречит Градостроительному кодексу РФ и 87 Постановлению Правительства РФ «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». При этом, непосредственно к строительным работам возможно приступить после разработки Рабочей документации.

Учитывая сроки указанных процедур, требование о наличии согласования каких-либо действий в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0302024:1914 с ресурсоснабжающими организациями на момент оказания муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства» являются неправомерными.

Более того, проектная документация получила положительное заключение экспертизы. Предметом экспертизы являлась оценка соответствия проектной документации техническим регламентам, результатам инженерных изысканий, градостроительным регламентам, градостроительному плану земельного участка, национальным стандартам, заданию на проектирование.

Согласно государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности на территории муниципального образования городской округ город-курорт С. Краснодарского края, представленного к рассмотрению технического отчета по инженерно-геодезическим изысканиям, выполненный ООО «3-В» в 2018 года по территории земельного участка с кадастровым номером 23:49:0302024:1914 проходит канализационная сеть.

Проектная документация разработана без учета существующий инженерной сети (устройство подпорных стен), в материалах дела отсутствуют технические условия на вынос (решение на демонтаж) от владельцев сети».

При рассмотрении дела данные доводы не нашли своего подтверждения, так как принятые проектные решения по размещению объекта конструктивно не затрагивают существующую канализационную сеть, расположенную в верхней части земельного участка, решения на демонтаж и ее вынос не требуются.

Также технические условия на вынос (решение на демонтаж) ресурсоснабжающей организацией не выдавались.

Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» определен состав и содержания разделов проектной документации. Так, графическая часть раздела должна содержать сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к существующим сетям инженерно-технического обеспечения.

При рассмотрении раздела установлено, что места подключения проектируемого объекта капитального строительства к электрическим сетям в графической части раздела не отображены».

В соответствии с разработанной проектной документацией в графической части раздела 2, на чертеже «Сводный план сетей инженерного обеспечения» место подключения к электрическим сетям указано.

При рассмотрении раздела «Архитектурные решения» установлено следующее.

Согласно СП 42.13330.2016 «Планировка и застройка городских и сельских поселений» тротуар, это территория улиц и дорог населенных пунктов, сформированная вдоль проезжей части, входящая в состав поперечного профиля улиц, отделенная бортовым камнем и приподнятая над проезжей частью или обозначенная разметкой (или отделенная другим способом), предназначенная для движения пешеходов, размещения опор освещения, элементов благоустройства, озеленения.

Согласно графической части раздела «Архитектурные решения» на отметке + 6,400 отображен тротуар.

На чертежах на отм. - 7,400, отм. - 3,700, отм. 0,000, отм. + 3,200 отображены подпорные стены, озеленение, из чего следует вывод, что это элементы проектируемого объекта - неотъемлемая его часть, которые не включены в технико-экономические показатели.

На листе 3.08 раздела «Архитектурные решения» и листе 22 раздела «Конструктивные решения» отображен подземный элемент, назначение которого не обозначено».

Так на отметке +6,400 изображен существующий, устроенный по грунту и находящийся на проектируемых отметках рельефа и снаружи здания тротуар (район пересечения осей 10/Ж) и подходящая к нему лестница, которые являются элементами благоустройства территории и конструктивно не связаны с проектируемым зданием. В связи с этим необходимость включения данных элементов в технико-экономические показатели здания отсутствует.

Соответственно, указанные на отметках -7,400, отм. - 3,700, отм. 0,000, отм. + 3,200 элементы благоустройства и озеленения также не требуется включать в технико-экономические показатели.

Площадь открытой террасы, к которой примыкает вышеуказанная лестница, на входе в здание на отметке + 6, 400 включена в расчет общей площади здания (находится между осями 5-9/Е-Ж).

На листе 3.08 раздела АР и листе 22 раздела КР показана существующая подпорная стена. Описание данного сооружения приведено на л.1 ТЧ раздела ПЗУ. Кроме того, в состав исходных данных для проектирования объекта входит заключение по теме: Обследование технического состояния подпорной стены СТ-4 на объекте «Торгово-развлекательный центр по <адрес> г. С.» ТОЗ/2017-ТО, выполненное ООО «ГЕОТЭК» в 2017 году, что подтверждается Положительным заключением негосударственной экспертизы.

Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» определен состав и содержания разделов проектной документации.

Так, в представленном разделе отсутствует обоснование проектных решений и мероприятий, обеспечивающих:

-соблюдение требуемых теплозащитных характеристик ограждающих конструкций;

-снижение шума и вибраций;

-гидроизоляцию и пароизоляцию помещений;

-снижение загазованности помещений;

-удаление избытков тепла;

-соблюдение безопасного уровня электромагнитных и иных излучений, соблюдение санитарно-гигиенических условий;

-пожарную безопасность;

-соответствие зданий, строений и сооружений требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов (за исключением зданий, строений, сооружений, на которые требования энергетической эффективности и требования оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов не распространяются).

Отсутствует обоснование номенклатуры, компоновки и площадей помещений основного, вспомогательного, обслуживающего назначения и технического назначения - для объектов непроизводственного назначения, отсутствует информация об уровне грунтовых вод, их химический состав.

Кроме того, на листе 9 раздела указана высота здания-23,65 м, тогда как согласно ТЭП разделов «Пояснительная записка», «Архитектурные решения» высота здания - 24,1 м.

Разночтения в разделах проектной документации - не допустимы».

В соответствии с разработанной проектной документацией, Раздел 4 «Конструктивные решения», в текстовой части содержится информация: В пункте л): обоснование проектных решений и мероприятий, обеспечивающих соблюдение требуемых теплозащитных характеристик ограждающих конструкций; снижение шума и вибраций; гидроизоляцию и пароизоляцию помещений; снижение загазованности помещений; удаление избытков тепла; соблюдение безопасного уровня электромагнитных и иных излучений, соблюдение санитарно-гигиенических условий; пожарную безопасность; соответствие зданий, строений и сооружений требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов. В пункте к): обоснование номенклатуры, компоновки и площадей помещений основного, вспомогательного, обслуживающего назначения и технического назначения. В пункте г): уровень грунтовых вод, их химический состав, агрессивность грунтовых вод и грунта по отношению к материалам, используемым при строительстве подземной части объекта капитального строительства, что соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

В соответствии с СП 118.13330.21012 «Общественные здания и сооружения» высота здания это - Вертикальный размер, измеряемый от проектной отметки земли до верхней отметки самого высокого конструктивного элемента здания.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки города Сочи: высота здания, строения, сооружения - расстояние по вертикали, измеренное от проектной отметки земли до наивысшей точки плоской крыши здания или до наивысшей точки конька скатной крыши здания, до наивысшей точки строения, сооружения.

Таким образом в разделе «Конструктивные решения» высота здания указана в соответствии с расчетом, выполненном на основании СП 118.13330.21012 «Общественные здания и сооружения». А в разделе «Архитектурные решения» высота указана в соответствии с правилами землепользования и застройки, в целях предоставления информации о максимальной высоте здания. При этом данные, указанные в Разделе «КР» как, по смыслу, так и по значению не противоречат данным, указанным в разделе «АР».

При рассмотрении раздела «Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов» установлено отсутствие перечня мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к проектируемому объекту.

На момент проектирования и проведения экспертизы в отношении мероприятий по обеспечению доступа инвалидов применялись требования СП 59.13330.2016 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

В связи с чем, применение при рассмотрении проектной документации СП 59.13330.2020. «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» противоречит пункту 1 ст. 54 Конституции РФ.

Более того, проектная документация получила положительное заключение экспертизы. Предметом экспертизы являлась оценка соответствия проектной документации техническим регламентам, результатам инженерных изысканий, градостроительным регламентам, градостроительному плану земельного участка, национальным стандартам, заданию на проектирование, в том числе и раздел «Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов»

Расчет продолжительности строительства объекта капитального строительства «Торгово-развлекательный центр по <адрес> г. С.» выполнен не корректно, так как согласно СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85* «Строительные норма и правила. Нормы продолжительности строительства и задела в строительстве предприятий, зданий и сооружений» расчет продолжительности строительства объекта производится исходя из торговой площади и строительного объема проектируемого объекта.

В разделе представлен не корректный расчет продолжительности строительства (4500-7053,46)/4500х0,3х100), при том, что проектируемый объект с общей площадью надземной части - 4 182,02 кв.м. и строительным объемом 36 279,0 м3».

Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом РФ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» Правительство Российской Федерации устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации.

Данные требования утверждены Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ и включают в себя перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

В утвержденном перечне отсутствуют требования по обязательному применению СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85* «Строительные норма и правила. Нормы продолжительности строительства и задела в строительстве предприятий, зданий и сооружений».

Таким образом, нормы, указанные в СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85* являются рекомендованными и применяются на добровольной основе. Вследствие чего, указание администрацией на некорректный расчет продолжительности строительства является неправомерным.

С учетом установленных обстоятельств суд считает, что отказ не отвечает требованиям закона и создает препятствия к осуществлению прав административных истцов.

Согласно ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании, оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

С учетом установленных обстоятельств суд считает, что отказ не отвечает требованиям закона и создает препятствия к осуществлению прав административных истцов.

В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Суд, учитывая положения Конституции Российской Федерации, закрепленные в статьях 10 и 118, и требования пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, в соответствии с которыми суд при вынесении решения не вправе подменять органы государственной власти или местного самоуправления и принимать конкретные решения по вопросу, не относящемуся к компетенции суда, полагает, что для восстановления нарушенных прав административного истца необходимо обязать администрацию города Сочи рассмотреть вопрос о выдаче разрешения на строительство.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Власовой Е. Е., Скрипниченко Л. Н. к администрации г. С. о признании решения незаконным, удовлетворить.

Признать незаконными решение об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства от ДД.ММ.ГГГГ.

Восстановить нарушенные права административных истцов, а именно администрации муниципального образования городского округа города-курорта С. рассмотреть вопрос о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства «Торгово-развлекательный центр» на земельном участке с кадастровым номером 23:49: по местонахождению: Краснодарский край, г. С., <адрес>».

Разъяснить ч. 9 ст. 227 КАС РФ, а именно в случае признания решения, незаконным орган, принявший оспоренное решение, обязан устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения в суд, гражданину, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме, в Краснодарский краевой суд через, Центральный районный суд города Сочи.

Мотивированное решение суда изготовлено 29.04.2022.

Председательствующий судья: