ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2387/2023 от 13.07.2023 Октябрьского районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

13 июля 2023 г. адрес

Октябрьский районный суд адрес в составе:

председательствующего судьи Шиндяпина Д.О.

при ведении протокола помощником судьи ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №...а-2387/2023 по административному исковому заявлению МИФНС России №... по адрес к ФИО2 с участием заинтересованных лиц МИФНС России №... по адрес, УФНС России по адрес о взыскании недоимки по обязательным платежам,

УСТАНОВИЛ:

МИФНС России №... по адрес обратилась в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику ФИО2 о взыскании недоимки по обязательным платежам на сумму 1 082 908,04 руб., в том числе по налогу на доходы физических лиц за 2020 г. в сумме 837 343,00 руб., пени в сумме 36 229,04 руб., штраф в сумме 83 735,00 руб., по штрафу за налоговые правонарушения, предусмотренные главой 16 НК РФ за 2020г. в сумме 125 601,00 руб., ссылаясь на то, что в добровольном порядке задолженность административным ответчиком не погашена. Выданный дата судебный приказ о взыскании указанной задолженности отменен по заявлению должника определением мирового судьи от дата На момент подачи административного иска ФИО2 сумму задолженности не оплатили. Просят восстановить пропущенный срок на обращение в суд с административным исковым заявлением.

Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от дата N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда.

В судебном заседании представитель МИФНС России №... по адресФИО4, действующая по доверенности, административные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.

Административный ответчик ФИО2, ее представитель адвокат ФИО5, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. От представителя ФИО5 в материалы дела поступило ходатайство об отложении судебного заседания.

Представитель заинтересованного лица МИФНС России №... по адресФИО6, действующая по доверенности, полагала административные исковые требования подлежащими удовлетворению.

Представитель заинтересованного лица УФНС России по адрес, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Статьей 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) предусмотрено, что неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Согласно пункту 1 части 6 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд может отложить судебное разбирательство административного дела в случае неявки в судебное заседание по уважительной причине лица, участвующего в деле, заявившего ходатайство об отложении судебного разбирательства и представившего доказательства уважительности причины неявки.

Отложение рассмотрения дела является правом суда, предоставленным законодательством для обеспечения возможности полного и всестороннего рассмотрения дела. Суд вправе отклонить ходатайство, если сочтет возможным рассмотреть дело по существу по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Учитывая предмет и основания заявленных требований, а также то, что представителем ФИО5 ранее в судебном заседании приводились возражения по заявленным требованиям, суд приходит к выводу об отсутствии необходимости в отложении судебного разбирательства.

Учитывая, что явка административного ответчика не признана судом обязательной, принимая во внимание требования статей 96, 150 КАС РФ, пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 287 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделённые в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии со статьей 32 НК РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (пункт 1 статьи 45 НК РФ).

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

На основании статьи 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

Согласно п. 1 статье 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 229 налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии с п. 9 ст. 101 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (за исключением решений, вынесенных по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков) вступают в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю). Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенные по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков, вступают в силу по истечении одного месяца со дня вручения ответственному участнику этой группы. Решение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступает в силу со дня его вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю). Указанное в настоящем пункте решение в течение пяти дней со дня его вынесения должно быть вручено лицу, в отношении которого оно было вынесено (его представителю), под расписку или передано иным способом, свидетельствующим о дате получения решения этим лицом (его представителем). В случае, если указанное решение невозможно вручить или передать иным способом, свидетельствующим о дате его получения, оно направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления решения по почте заказным письмом датой его вручения считается шестой день со дня отправки заказного письма.

В случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа указанное решение вступает в силу в порядке, предусмотренном статьей 101.2 настоящего Кодекса.

Лицо, в отношении которого вынесено соответствующее решение, вправе исполнить решение полностью или в части до вступления его в силу. При этом подача апелляционной жалобы не лишает это лицо права исполнить не вступившее в силу решение полностью или в части.

В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Статьей 75 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога. Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.

Согласно статьи 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании подаётся в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Из материалов дела следует, что решением МИФНС России №... по адрес№... от датаФИО2 привлечена на основании ст. 101 НК РФ к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения за непредставление налоговой декларации по форме 3-НДФЛ за 2020 год в срок дата в связи с получением дохода от продажи имущества, ей доначислен налог на доходы физических лиц в сумме 837 343,00 руб., штраф за налоговое правонарушение. предусмотренное ч. 1 ст. 119 НК РФ, в сумме 125 601,00 руб., ч. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 83735,00 руб., пени в сумме 36 229,04 руб.

В связи с неуплатой налога налогоплательщику выставлено требование об уплате налога №... по состоянию на дата, которым предложено погасить имеющуюся задолженность по налогу на доходы физических лиц в сумме 837 343,00 руб., штрафу за налоговое правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 119 НК РФ, в сумме 125 601,00 руб., ч. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 83735,00 руб., пени в сумме 36 229,04 руб. в срок до дата.

Согласно материалам дела, требование об уплате налога №... по состоянию на дата направлено ФИО2 (ШПИ №...) заказным почтовым отправлением. В установленный срок ФИО2 требование не исполнила.

Статья 48 НК РФ предусматривает два специальных срока: шестимесячный срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа и шестимесячный срок для подачи искового заявления, который исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Согласно ст. 48 НК РФ (в редакции действующей на период направления требования об уплате налогов) заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Учитывая, что сумма задолженности по требованию №... по состоянию на дата превышала 10000 рублей, им был установлен срок исполнения до дата, то налоговый орган вправе был обратиться в суд с заявлением о вынесении судебного приказа по истечении шести месяцев со дня истечения срока исполнения данного требования, то есть не позднее дата

С таким заявлением налоговый орган обратился к мировому судье дата, то есть с соблюдением установленного ст. 48 НК РФ срока.

дата мировым судьей судебного участка №... Октябрьского судебного района адрес вынес судебный приказ в отношении должника ФИО2., который впоследствии был отменен определением мирового судьи от дата по заявлению ФИО2

В Октябрьский районный суд адрес административный истец обратился с административным иском согласно ст. 48 НК РФ дата, то есть по истечении дата шестимесячного срока со дня вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа.

В административном иске МИФНС России №... по адрес заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на обращение в суд с административным исковым заявлением, аргументированное несвоевременным получением определения мирового судьи об отмене судебного приказа. Так, согласно приведенным доводам, определение об отмене судебного приказа направлено аппаратом мирового судьи по неверному адресу, ввиду чего своевременно получено не было, в дальнейшем определение получено нарочно дата.

Разрешая заявленное ходатайство о восстановлении срока, проверив его доводы, суд приходит к следующим выводам.

Из ответа мирового судьи судебного участка №... Октябрьского судебного района адрес на запрос суда следует, что в результате проведенной проверки установлено, что копия определения мирового судьи об отмене судебного приказа не была направлена по адресу МИФНС России №... по адрес, а ошибочно было направлена адресату МИФНС России №... по адрес по некорректному адресу: адресА, адрес (ШПИ №...). Согласно отчету об отслеживании почтового отправления корреспонденция была возвращена отправителю дата.

Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 48 НК РФ и части 2 статьи 286 КАС РФ пропущенный срок может быть восстановлен судом на основании заявления налоговой инспекции.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от дата N 367-О и от дата N 308-О, право судьи рассмотреть заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия. Признание тех или иных причин пропуска срока уважительными относится к компетенции суда, рассматривающего вопрос о восстановлении указанного срока, возможность восстановления процессуального срока закон ставит в зависимость от усмотрения суда.

В соответствии с пунктом 6 статьи 287 КАС РФ в административном исковом заявлении указываются сведения об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций, вынесенного в порядке, установленном главой 11.1 данного Кодекса.

Из этого следует, что при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом производстве после отмены судебного приказа мирового судьи по тому же требованию правовое значение для исчисления срока обращения в суд с административным исковым заявлением в порядке главы 32 КАС РФ имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа.

Следовательно, в отсутствие копии определения мирового судьи об отмене судебного приказа выполнить требование пункта 6 статьи 287 КАС РФ не представляется возможным.

В качестве уважительности пропуска срока инспекцией указано, что определение мирового судьи судебного участка №... Октябрьского судебного района адрес от дата об отмене судебного приказа №...а-2109/22 от дата Инспекцией получен не был. дата Инспекцией направлен запрос мировому судье о не поступлении судебного акта.

Определение об отмене судебного приказа поступило в Инспекцию дата вх. №....

Таким образом, учитывая положения статей 95, 286, 287 КАС РФ, суд находит причины пропуска налоговым органом срока на обращение в суд уважительными, полагает необходимым восстановить пропущенный процессуальный срок на обращение в суд с административным исковым заявление в порядке главы 32 КАС РФ.

В связи с чем, суд приходит к выводу о соблюдении сроков на обращение в суд.

Возражения стороны административного ответчика об отсутствии у ФИО2 обязанности по уплате налога на доходы физических лиц, пеней и санкций судом не принимаются, поскольку решение налогового органа №... от дата о привлечении к налоговой ответственности налогоплательщиком в установленном порядке обжаловано не было, вступило в законную силу, а оспаривание решения данного решения о привлечении к налоговой ответственности в рамках рассмотрения данного дела недопустимо, поскольку законом установлен самостоятельный порядок оспаривания решений налоговых органов.

Вопрос правомерности привлечения административного ответчика к ответственности в пределы судебной проверки по настоящему спору не входит, поскольку соответствующее решение налогового органа не оспорено в установленные сроки в суде, в настоящее время соответствующий процессуальный срок, установленный статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пропущен.

Возражения стороны административного ответчика, что ей не было известно о проведении камеральной проверки, акт проверки и решение она не получала подлежат отклонению.

Положениями пункта 5 статьи 100 НК РФ установлено, что акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем), если иное не предусмотрено названным пунктом.

В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма.

Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов (статья 101 НК РФ).

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Обязанность обеспечивать получение почтовой корреспонденции лежит на налогоплательщике и, не выполнив этой обязанности, налогоплательщик не вправе ссылаться на ее неполучение, как на обстоятельство, освобождающее его от ответственности в связи с возникшими для него неблагоприятными последствиями.

Государственная регистрация налогоплательщика по месту жительства влечет за собой определенные обязанности, в том числе и обязанности по обеспечению получения корреспонденции.

Требования пункта 5 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации были соблюдены налоговым органом - акт налоговой проверки от дата направлен ФИО2 согласно реестру заказных почтовых отправлений дата ШПИ №..., решение о привлечении к налоговой ответственности от дата направлено дата ШПИ №....

С учетом приведенных выше правовых норм, вышеуказанные документы считаются полученными.

Согласно абзацу 3 пункта 2 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), вправе до рассмотрения материалов указанной проверки ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля в течение срока, предусмотренного для представления письменных возражений пунктом 6 статьи 100 названного Кодекса и пунктом 6.2 данной статьи.

Требования процедуры проведения камеральной налоговой проверки и принудительного взыскания задолженности Инспекцией соблюдены.

Доказательств оплаты задолженности суду административным ответчиком не представлено.

Материалами дела подтверждается и установлено судом, что расчет задолженности определен налоговым органом в соответствии с вышеупомянутыми нормами права, не согласиться с которым оснований у суда не имеется. Контррасчета суду не представлено.

Поскольку решение о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение не оспорено в установленном порядке, обстоятельства им установленные подтверждают правомерность доначисления налога и его взыскания, равно об обоснованности требований о взыскании пени и штрафа, недоимка по налогу и пени определена верно, то имеются основания для взыскания отыскиваемых сумм в полном размере.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования МИФНС России №... по адрес о взыскании с ФИО2 недоимки в заявленном налоговым органом размере являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 114 КАС РФ, государственная пошлина, от уплаты которой административный истец освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявлению взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Поскольку налоговый орган освобожден от уплаты госпошлины на основании пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК Российской Федерации, сумма государственной пошлины, рассчитанная на основании ст. 333.19 НК РФ, в размере 13 614, 54 руб.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования МИФНС России №... по адрес к ФИО2 о взыскании недоимки по обязательным платежам - удовлетворить.

Взыскать с ФИО2, ИНН №...дата г.р., место рождения адрес, паспорт №...№... выдан дата ГУ МВД России по адрес, зарегистрированной по адресу: адресВ, адрес, в пользу МИФНС России №... по адрес недоимку по:

налогу на доходы физических лиц за 2020 г. в сумме 837 343,00 руб.,

пени в сумме 36229,04 руб.,

штрафам в сумме 209 336,00 руб.,

а всего взыскать 1 082 908 (один миллион восемьдесят две тысячи девятьсот восемь) руб. 04 коп.

Взыскать с ФИО2, ИНН №...дата г.р., место рождения адрес, паспорт №...№... выдан дата ГУ МВД России по адрес, зарегистрированной по адресу: адресВ, адрес, в бюджет г.о. Самары государственную пошлину в размере 13 614 (тринадцать тысяч шестьсот четырнадцать) руб. 54 коп.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Октябрьский районный суд адрес в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Д.О. Шиндяпин

В окончательной форме решение суда принято дата.