ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2388/2023 от 04.07.2023 Псковского городского суда (Псковская область)

УИД 60RS0001-01-2023-001860-62

Дело № 2а-2388/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 июля 2023 года город Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Цветковой О.Л.,

при секретаре Славненко Ю.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Григорьева А.Н. к Комитету по управлению государственным имуществом Псковской области о признаниинезаконным приказа об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и обязании повторно рассмотреть заявление,

УСТАНОВИЛ:

Григорьев А.Н. обратился в суд с административным иском кКомитету по управлению государственным имуществом Псковской области (далее – Комитет) о о признании незаконным приказа об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка от 25.01.2023и обязании повторно рассмотреть заявление от 15.12.2022.

В обоснование заявленных требований указано, что Григорьев А.Н. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, с КН <данные изъяты>. Им подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории вкадастром квартале <данные изъяты>, ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м. 15.12.2022 через МФЦ истец обратился в Комитет с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Приказом Комитета от 25.01.2023 в предварительном согласовании предоставления земельного участка было отказано. В обоснование отказа указано, что в соответствии с ответом Администрации сельского поселения «Карамышевская волость» на земельном участке имеется здание, однако правоустанавливающие документы, подтверждающие право собственности истца на данное здание, не представлены. Полагает приказ незаконным, поскольку с заявлением о предоставлении земельного участка он обратился как собственник здания, расположенного на испрашиваемом земельном участке. При этом в нарушение ст. 39.20 ЗК РФ, ч. 2 ст. 39.15 ЗК РФ, и Примечания к Перечню документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утв. Приказом Росреестра № П/0321 от 02.09.2020, Комитет должен был запросить выписку из ЕГРН об объекте недвижимости посредством межведомственного взаимодействия. Кроме того в соответствии с положениями ч. 3 ст. 39.15 ЗК РФ если к заявлению не приложены документы, предусмотренные п. 2 настоящей статьи, уполномоченный орган возвращает заявлениезаявителю в течение десяти дней со дня поступления, в котором должны быть указаны причины возврата. Отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка нарушает права Григорьева А.Н. как собственника здания, которое расположено на испрашиваемом земельном участке, создает препятствия для оформления его в собственность в соответствии с требованиями земельного законодательства. В связи с изложенным просит удовлетворить административный иск, а также взыскать расходы по уплате государственной пошлины.

Административный истец –Григорьев А.Н. в судебное заседание не явился, о дате, времени и местерассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель административного ответчика Комитета по управлению государственным имуществом Псковской области в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на иск, в котором указал о несогласии с заявленными требованиями.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации(далее – КАС РФ) гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решения органа государственной власти, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к их осуществлению или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из п. 4 ч. 9 и ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность по доказыванию наличия полномочий на принятие оспариваемого решения, соблюдения порядка его принятия, наличия законных основания для его принятия и соответствия содержания оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, лежит на ответчике.

Предметом спора по настоящему делу выступает решение принятое Комитетом по управлению государственным имуществом Псковской области по заявлению истца о предварительном согласовании предоставления ему земельного участка без торгов.

Порядок предварительного согласования предоставления земельного участка регламентирован нормами ст.39.15 Земельного кодекса РФ.

Согласно ч. 4 ст. 39.15Земельного кодекса РФ рассмотрение заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков осуществляется в порядке их поступления.

В силу ч. 7 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ в срок не более чем двадцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.

Исходя из совокупности положений п. 2 ч. 8 ст. 39.15, п. 4 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположено здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам.

Из материалов дела следует, что 14.12.2022 через многофункциональный центр (МФЦ) Григорьев А.Н. обратился с заявлением в Комитет по управлению государственным имуществом Псковской области (далее – Комитет) в котором просил предварительно согласовать предоставление земельного участка для личного подсобного хозяйства. Ориентировочное местоположение испрашиваемого земельного участка: <адрес>. Испрашиваемое право на земельный участок – в собственность. Ориентировочная площадь испрашиваемого земельного участка – <данные изъяты> метров квадратных. К заявлению приложены: документы, удостоверяющие личность, схема расположения земельного участка. Данное заявление зарегистрировано в Комитет 15.12.2022. (л.д.36).

В рамках рассмотрения заявления Комитет направил запросы о возможности предоставления истцу испрашиваемого земельного участка от 23.12.2022 в адрес Главы Администрации Псковского района (л.д. 28), от 23.12.2022 в адрес главы Администрации СП «Карамышевская волость» (л.д. 30).

Глава Администрации Псковского района в ответ на запрос сообщила, что земельный участок ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м., с местоположением: <адрес> (согласно схеме) расположен в территориальной зоне Ж1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами). Вид «Для ведения личного подсобного хозяйства» относится к основным видам использования; формирование земельного участка ориентировочной площадью 2200 кв.м. возможно; участок расположен в границах населенного пункта (л.д. 29).

Глава Администрации СП «Карамышевская волость»в ответ на запрос также сообщила, что на земельном участке имеются объекты недвижимости (л.д. 31).

Получив вышеуказанные ответы Комитет по управлению государственным имуществом Псковской области Приказом от 25.01.2023 на основании подпункта 2 пункта 8 статьи 39.15, подпункта 4 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ, Закона Псковской области от 26.12.2014 № 1469-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Псковской области и органами государственной власти Псковской области», Положения о порядке осуществления полномочий по распоряжению земельнымиучастками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в городском округе, являющимися административным центром Псковской области, и на приграничных территориях, утвержденного постановлением Администрации Псковской области от 08.10.2015 № 450, отказал Григорьеву А.Н. в предварительном согласовании предоставления земельного участка и в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале <данные изъяты>, ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м., с местоположением: <адрес>, с видом разрешенного использования «Для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок) (л.д. 26).

В прилагаемом к приказу письме от 25.01.2023 Комитет разъяснил, что отказ обусловлен тем, что согласно ответу Администрации сельского поселения «Карамышевская волость» на участке имеются объекты недвижимости. Правоустанавливающие документы, подтверждающие право собственности на указанные объекты, в поданном заявлении от 15.12.2022 не представлены. В связи с изложенным предварительное согласование предоставления участка ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м. для испрашиваемых целей не представляется возможным (л.д. 27).

Суд не может согласиться с указанным решением Комитета по следующим основаниям.

Согласно пп. 2 п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

В силу пп. 4 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на немздания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно пп. 1 п. 2 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются в том числе документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержден Приказом Росреестра от 02.09.2020 N П/0321 (далее Перечень).

В соответствии с п. 6 Перечня установлено, что в случае предоставления земельного, на котором расположено здание, сооружение на основании Подпункт 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса в собственность за плату собственник здания, сооружения либо помещения в здании, сооружении предоставляет: Документ, удостоверяющий (устанавливающий) права заявителя на здание, сооружение либо помещение, если право на такое здание, сооружение либо помещение не зарегистрировано в ЕГРН; Документ, удостоверяющий (устанавливающий) права заявителя на испрашиваемый земельный участок, если право на такой земельный участок не зарегистрировано в ЕГРН (при наличии соответствующих прав на земельный участок); Сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров зданий, сооружений, принадлежащих на соответствующем праве заявителю; * Выписка из ЕГРН об объекте недвижимости (об испрашиваемом земельном участке); * Выписка из ЕГРН об объекте недвижимости (о здании и (или) сооружении, расположенном (ых) на испрашиваемом земельном участке); * Выписка из ЕГРН об объекте недвижимости (о помещении в здании, сооружении, расположенном на испрашиваемом земельном участке, в случае обращения собственника помещения); * Выписка из ЕГРЮЛ о юридическом лице, являющемся заявителем; * Выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП) об индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем.

Документы, обозначенные символом "*", запрашиваются органом, уполномоченным на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности (далее - уполномоченный орган), посредством межведомственного информационного взаимодействия. Выписка из ЕГРН об объекте недвижимости (об испрашиваемом земельном участке) не прилагается к заявлению о приобретении прав на земельный участок и не запрашивается уполномоченным органом посредством межведомственного информационного взаимодействия при предоставлении земельного участка с предварительным согласованием предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать. В случае если право на здание, сооружение, объект незавершенного строительства считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в ЕГРН, то выписка из ЕГРН об объекте недвижимости (о здании, сооружении или об объекте незавершенного строительства, расположенном на испрашиваемом земельном участке) не прилагается к заявлению о приобретении прав на земельный участок и не запрашивается уполномоченным органом посредством межведомственного информационного взаимодействия.

При этом в нарушение вышеуказанных положений закона, достоверно установив факт нахождения на испрашиваемом земельном участке объекта недвижимости, Комитетом выписка из ЕГРН об объекте недвижимости (о здании и (или) сооружении, расположенном (ых) на испрашиваемом земельном участке) посредством межведомственного информационного взаимодействия не запрошена.

В соответствии с п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФесли иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Таким образом, Комитетом в нарушение вышеуказанных положений закона, не истребованы сведения из ЕГРН о собственнике объекта недвижимости, находящегося на испрашиваемом земельном участке, данный факт остался без оценки, что повлекло вынесение незаконного решения.

При этом установление собственника указанного объекта является необходимым условием для вынесения решения по заявлению Григорьева А.Н. о предварительном согласовании предоставления земельного участка, поскольку от этого зависит исключительное право истца на предоставление участка в порядке п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ.

Кроме того в соответствии с п. 3 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ в течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Следовательно полагая, что Григорьевым А.Н. к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка не приложены необходимые документы, Комитет согласно п. 3 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ в течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка должен был вернуть заявление заявителю, указав причины возврата заявления, что также сделано не было.

Ссылки административного ответчика в возражениях, что в случае удовлетворения заявленных требований Комитетом вновь будет принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии с пп. 2 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, поскольку испрашиваемый земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, отклоняются судом, как не имеющие отношения к существу настоящего спора.

При таких данных, оспариваемый приказ Комитета по изложенным в нем основаниям, нельзя признать соответствующим закону, в связи с чем требования административного истца подлежат удовлетворению

В соответствии со ст. 111 КАС РФ с административного ответчика в пользу административного истца подлежат взысканию понесенные последним расходы по уплате государственной пошлины за подачу настоящего иска в суд в размере 300 руб.

Руководствуясь статьями 175, 177-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Григорьева А.Н. к Комитету по управлению государственным имуществом Псковской области о признании незаконным приказа об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и обязании повторно рассмотреть заявление – удовлетворить.

Признать приказ Комитета по управлению государственным имуществом Псковской области от 25 января 2023 года об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка незаконным.

Обязать Комитет по управлению государственным имуществом Псковской области повторно рассмотреть заявление Григорьева А.Н. от 15 декабря 2022 года о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Взыскать с Комитета по управлению государственным имуществом Псковской области в пользу Григорьева А.Н. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд Псковской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 28 июля 2023 года.

Судья: О.Л. Цветкова