КОПИЯ
Дело № 2а-373/2021
70RS0003-01-2020-007634-87
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 марта 2021 года Октябрьский районный суд г.Томска в составе:
председательствующего судьи Вылегжанина М.А.,
при секретаре Полубабкиной А.М.,
с участием представителя истца Чалко З.Д. – Савина Д.Н., действующего на основании доверенности 70 АА 1321898 от 15.10.2019, сроком на три года, диплома регистрационный номер 753 от 24.06.2005,
представителя ответчика Муниципального образования «Город Томск» в лице Департамента управления муниципальной собственностью администрации Города Томска - Балабановой О.А., действующей на основании доверенности №27 от 03.08.2020, сроком на 1 год,
представителя заинтересованного лица Департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска - Сильчук И.Р., действующей на основании доверенности от 21.01.2021 №211, сроком на один год, диплома регистрационный номер №2394 от 27.06.2011, свидетельства о заключении брака I-OM №649281 от 06.10.2012,
помощник судьи Сгибнева Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске административное дело по административному иску Чалко Зои Дмитриевны к Муниципальному образованию «Город Томск» в лице департамента управления муниципальной собственностью администрации Города Томска, администрации Города Томска о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка,
установил:
Чалко З.Д. обратились в суд с административным исковым заявлением к Муниципальному образованию «Город Томск» в лице департамента управления муниципальной собственностью администрации Города Томска, администрации Города Томска, в котором просит признать незаконным решение Департамента управления муниципальной собственностью Администрации города Томска от 11.06.2020 №6184 об отказе в предоставлении земельного участка.
В обоснование заявленных требований указано, что истец обратилась к ответчику с просьбой о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для эксплуатации индивидуального жилого дома, местоположение которого: .... Решением ответчика от 11.06.2020 №6184 истцу было отказано в предоставлении земельного участка со ссылкой на положения п.1 ст.39.16 ЗК РФ. В силу ст. 39.16 ЗК РФ отказ в предоставлении земельного участка в собственность или аренду не может быть произвольным. Административный истец является собственником жилого дома, местоположение которого: .... Постановлением администрации Города Томска от 17.02.2020 Чалко З.Д. предварительно согласовано предоставление земельного участка по адресу: .... Данный земельный участок был поставлен на кадастровый учет и ему был присвоен кадастровый номер .... По мнению истца, своим решением административный ответчик нарушил право административного истца на приобретение земельного участка в собственность в нарушение положений ст. 39.20 ЗК РФ.
23.10.2020 Октябрьским районным судом г. Томска к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация Города Томска.
04.02.2021 Октябрьским районным судом г. Томска к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент архитектуры и градостроительства администрации Города Томска.
Дело рассмотрено в отсутствие административного истца Чалко З.Д., административного ответчика Администрации Города Томска, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом. Ранее от представителя административного ответчика Администрации Города Томска поступил письменный отзыв на исковое заявление, в котором указано, что Администрация Города Томска является ненадлежащим ответчиком, она заявление Чалко З.Д. не рассматривала, оспариваемое решение об отказе не принимала, полномочия на предоставление на праве собственности земельного участка не обладает. По мнению административного ответчика, административному истцу было обосновано отказано на основании п.1.с т.39.16 ЗК РФ, пп.1 п.2.8 регламента так как с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Руководствуясь ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца, административного ответчика.
В судебном заседании представитель административного истца Савин Д.В. иск поддержал в полном объеме по основаниям, в нем изложенным.дополнительно пояснил, что из выписки ЕГРН на спорный земельный участок указан вид разрешенного использования – для эксплуатации индивидуального жилого дома. Чалко З.Д. не может внести изменения в правила землепользования и застройки. Более того, из содержания постановления от 17.02.2020 №56-з не следует, что вносить изменения обязана Чалко З.Д. Согласно пп.4 п.3 ст.33 ГрК РФ с инициативой о внесении изменений может выступить орган местного самоуправления.
Представитель административного ответчика возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, полагала, что согласно п.4 постановления администрации Города Томска от 17.02.2020 №56-з предусмотрено, что условием предоставления земельного участка является внесение изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск», предусматривающих эксплуатацию индивидуального жилого дома в качестве вида разрешенного использования земельных участков применительно к территориальной зоне, в которой расположен испрашиваемый земельный участок. Согласно заключению департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска изменения в правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск» предусматривающих эксплуатацию индивидуального жилого дома в качестве вида разрешенного использования земельных участков в территориальной зоне общественно-жилого назначения не вносились. Кроме указанного, административным истцом должны были быть соблюдены правила об испрашивании спорного земельного участка, то есть проведение торгов.
Представитель заинтересованного лица полагала иск не подлежащим удовлетворению, отказ в предоставлении земельного участка законным, мотивы, принятия названного решения обоснованными. В настоящее время изменения в вид разрешенного использования спорного земельного участка не вносились, на заседании Думы Города Томска не рассмтаривались.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно статье 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Таким образом, исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, действия и решения могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с ч. 2 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Из материалов дела следует и установлено судом, что жилой дом с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: ..., находится в собственности Чалко З.Д., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 13.05.2016.
Данный жилой дом расположен на земельном участке площадью 927 +/- 11 кв.м с кадастровым номером ..., относится к категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для эксплуатации индивидуальных жилых домов. Данное обстоятельство подтверждается выпиской из ЕГРН от 16.03.2020.
Согласно п. 1 ст. 209 Гражданского Кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии с ч. п ст. 271 Гражданского Кодекса Российской Федерации собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком.
Пп. 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу п. 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые не могут находиться в частной собственности.
Согласно п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено этой статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
На основании пп. 6 п. 2 ст. 39.3 приведенного кодекса без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст. 39.20 данного кодекса.
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пп. 3 п. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного кодекса. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации называет в числе прочих оснований для отказа в предоставлении земельного участка то, что с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (п.1).
14.05.2020 Чалко З.Д. обратилась в Департамент управления муниципальной собственностью администрации Города Томска с заявлением о предоставлении на праве собственности земельного участка по адресу: г. Томск, Ключевской проезд, 11 для эксплуатации жилого дома.
На данное заявление в адрес административного истца направлен ответ от 11.06.2020 №6184, в соответствии с которым ей отказано в предоставлении земельного участка в собственность на основании пункта 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, подпункта 1 пункта 2.8 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление в собственность, в аренду земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений или помещений в них», утверждённого постановлением администрации Города Томска от 16.05.2017 № 360.
Из содержания отказа следует, что в соответствии с п.4 постановления администрации Города Томска от 17.02.2020 №56-з «О предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: ...» условием предоставления земельного участка является внесение изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск», предусматривающие эксплуатацию индивидуального жилого дома в качестве вида разрешенного использования земельных участков в зоне общественно-жилого назначения (ОЖ). Согласно заключению департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска от 01.06.2020 исх. №02-19/5122 изменения в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск», предусматривающие эксплуатацию индивидуального жилого дома в качестве одного из видов разрешенного использования земельных участков в территориальной зоне (ОЖ), не вносились. Таким образом, условия предоставления земельного участка по адресу: ... с кадастровым номером ..., указанные в п.4 постановления Администрации Города Томска от 17.02.2020 №56-з, не исполнены.
Оспаривая отказ, истец исходит из того, что административный истец является собственником жилого дома, местоположение которого: .... Постановлением администрации Города Томска от 17.02.2020 Чалко З.Д. предварительно согласовано предоставление земельного участка по адресу: .... Данный земельный участок был поставлен на кадастровый учет и ему был присвоен кадастровый номер .... Таким образом, являясь собственником жилого дома, расположенного на испрашиваемом земельном участке, административный истец не может являться лицом, обратившимся с заявлением о предоставлении земельного участка, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (п.1 ст.39.16 ЗК РФ).
Оценивая приведенные административным ответчиком основания к отказу в предоставлении земельного участка в собственность заявителю, суд приходит к следующим выводам.
Административному истцу на праве собственности принадлежит жилой дом с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: ..., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 13.05.2016.
Согласно постановлению администрации Города Томска от 17.02.2020 №56-з, Чалко З.Д. предварительно согласовано предоставление земельного участка из земель населенных пунктов по адресу: ..., площадью 927 кв.м. (учетный номер ...) для эксплуатации жилого дома. Установлено, что Чалко З.Д. имеет право обращаться без доверенности в орган, осуществляющий кадастровый учет и государственную регистрацию прав с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка по адресу: ..., площадью 927 кв.м. (учетный номер ...).
В п. 4 указанного постановления указано, что условием предоставления земельного участка является внесение изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск», предусматривающих эксплуатацию индивидуального жилого дома в качестве вида разрешенного использования земельных участков применительно к территориальной зоне, в которой расположен испрашиваемый земельный участок. Срок действия настоящего постановления составляет два года со дня его принятия.
Из выписки из ЕГРН на спорный земельный участок следует, что вид разрешенного использования земельного участка – для эксплуатации жилого дома.
Учитывая вышеизложенное, с учетом положений пп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ, суд приходит к выводу, что административный истец, являясь собственником жилого дома, расположенного на спорном земельном участке имеет право приобрести право собственности на спорный земельный участок без проведения торгов, в связи с чем, решение Департамента управления муниципальной собственностью Администрации города Томска от 11.06.2020 №6184 об отказе в предоставлении земельного участка на основании п. 1 ст.39.16 ЗК РФ, является незаконным.
Кроме указанного, следует отметить, что срок действия постановления Администрации Города Томска от 17.02.2020 №56-з не истек, указанное постановление является действующим до 17.02.2022 и срок внесения изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск», предусматривающий эксплуатацию индивидуального жилого дома в качестве вида разрешенного использования земельных участков применительно к территориальной зоне, в которой расположен испрашиваемый земельный участок, также не истек.
В силу указанного выше, суд приходит к выводу о неправомерности отказа в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: ... по мотивам, изложенным в письменном ответе №6184 от 11.06.2020 Департамента управления муниципальной собственностью администрации Города Томска.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Из материалов дела следует, что о нарушении своих прав оспариваемым решением административному истцу стало известно 11.06.2020, в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 219 КАС РФ последний день срока для обращения в суд с настоящим административным иском приходится на 11.09.2020.
С настоящим административным иском, Чалко З.Д. обратилась –03.09.2020, следовательно, установленный законом трехмесячный срок для обращения в суд административным истцом не пропущен.
Суд не соглашается с позицией администрации Города Томска о том, что они являются ненадлежащими ответчиками.
В силу части 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу п. 2.2 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление в собственность, в аренду земельных участков, на которых расположены здания, сооружения или помещения в них», утвержденного постановлением администрации Города Томска от 16.05.2017 №360, муниципальная услуга предоставляется администрацией Города Томска в лице департамента недвижимости.
Таким образом, именно администрация Города Томска является лицом, наделенным полномочиями по распоряжению земельными участками, тогда как департамент недвижимости выступает лицом, наделенным полномочиями исполнительно-распорядительного характера.
В соответствии п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно п. 1 ч. 3 указанной статьи в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом;
Таким образом, суд полагает необходимым указать об обязании Департаменту управления муниципальной собственностью администрации г.Томска устранить допущенное нарушение путем повторного рассмотрения заявления Чалко Зои Дмитриевны о предоставлении на праве собственности земельного участка по адресу: ..., в течение 30 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Чалко Зои Дмитриевны удовлетворить.
Признать незаконным отказ в предоставлении земельного участка, выраженный в письме Департамента управления муниципальной собственностью Администрации г. Томска от 11.06.2020 №6184.
Обязать Департамента управления муниципальной собственностью администрации г.Томска устранить допущенное нарушение путем повторного рассмотрения заявления Чалко Зои Дмитриевны о предоставлении на праве собственности земельного участка по адресу: ..., в течение 30 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца Октябрьский районный суд г. Томска.
Судья : (подпись)
Копия верна. Судья: М.А.Вылегжанин Секретарь: А.М.Полубабкина «__» _____________ 20 __ года |
Оригинал решения находится в административном деле № 2а-373/2021 Октябрьского районного суда г. Томска.
Мотивированный текст решения изготовлен 16.03.2021.