ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-238/20 от 24.04.2020 Галичского районного суда (Костромская область)

Дело № 2а-238/2020

УИД 44RS0006-01-2020-000192-12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 апреля 2020 года г. Галич

Галичский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Виноградова В.В.,

при секретаре Аксеновой Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции ФНС России № 7 по Костромской области к Верхову Павлу Ивановичу о взыскании задолженности по налогам,

установил:

Межрайонная инспекция ФНС России № 7 по Костромской области обратилась в Галичский районный суд Костромской области с административным исковым заявлением к Верхову Павлу Ивановичу о взыскании задолженности по налогам в сумме 49 рублей 89 копеек.

Межрайонная инспекция ФНС России № 7 по Костромской области в обоснование требований указала, что на налоговом учёте в Межрайонная ИФНС России № 7 по Костромской области (далее - Административный истец, Налоговый орган) состоит в качестве налогоплательщика Верхов Павел Иванович, ИНН ....., проживающий по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, д. <адрес>, <адрес>, <дата> года рождения, место рождения: <адрес> (далее - Административный ответчик, Налогоплательщик), место работы не известно, номер телефона, номер факса, адрес электронной почты не известны. В соответствии с ст. 57 Конституции РФ, п.1 ст. 23 НК РФ устанавливают, что каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со ст. 388 НК Верхов Павел Иванович признается плательщиком земельного налога и обязан уплатить налог. На основании данных о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ по состоянию на 1 января каждого года, представляемых в налоговый орган в соответствии с п. 12 ст. 396 НК РФ органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, и органами муниципальных образований принадлежит:

Кадастровый номер объекта

Дата регистрации владения

Дата прекращения владения

Размер доли в праве

Площадь объекта

Адрес объекта

44:04:010801:5

01.01.1997

1/1

400

<адрес>

В соответствии со ст. 397 НК РФ платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Срок уплаты налога для налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее 1 октября/декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Расчет земельного налога производится по следующей формуле: Налоговая база (кадастровая стоимость объекта)*налоговая ставка (%)*количество месяцев пользования, объектом - сумма налоговых льгот = сумма налога. Исходя из представленной формулы исчислен земельный налог за 2014 г. в общей сумме 49 рублей 00 копеек. В связи с тем, что налог не был уплачен, на сумму недоимки в соответствии с п.3 ст. 58, п. 3 ст. 75 НК РФ Налоговым органом начислены пени. Расчет пени производится по следующей формуле: Недоимка для пени*(ставка пени или 1/300*Ставка Центробанка РФ*1/100)*количество дней просрочки. Пени начислены за периоды с 02.10.2015 г. по 05.02.2016 г. в размере 00 рублей 89 копеек (таблицы расчета пени в приложении). Всего к уплате: налог – 49 рублей 00 копеек, пени – 00 рублей 89 копеек. Налоговым органом в отношении Верхова Павла Ивановича выставлено требование(я) от 05.02.2016 г. № 135, в которых сообщалось о наличии у него задолженности и о сумме начисленной на сумму недоимки пени. До настоящего времени указанная сумма в бюджет не поступила. В соответствии с п. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Всего по административному иску подлежит взысканию задолженность по транспортному налогу в размере 49 рублей 89 копеек. Истцом было заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока, которое обосновано тем, что в соответствии с положениями пункта 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком–физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня. когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (п. 2 ст.48 НК РФ). В соответствии со статьей 95 КАС указывается «лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен». В соответствии с ч. 1 ст. 123.1 КАС РФ судебный приказ - судебный акт, вынесенный судьей единолично на основании заявления по требованию взыскателя о взыскании обязательных платежей и санкций. Согласно ч. 2 ст. 123.5 КАС РФ судебный приказ выносится без судебного разбирательства и вызова сторон по результатам исследования представленных доказательств. Таким образом, процедура приказного производства по отношении к исковому производству является упрощенной и не предусматривает возможности судом разрешить вопрос о восстановлении или об отказе в восстановлении срока. Вместе с тем, в соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 123.4 КАС РФ судья отказывает в принятии заявления о вынесении судебного приказа в случае, если из заявления и приложенных к нему документов усматривается, что требование не является бесспорным. О спорности заявленных требований может свидетельствовать, в частности, пропуск срока подачи заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, поскольку бездействие налогоплательщика по неуплате налоговой задолженности по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам является пассивным выражением несогласия -возражением относительно наличия у налогоплательщика обязанности по уплате указанной задолженности. При этом из ст. 286 КАС РФ следует, что органы государственной власти вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций в случае пропуска срока подачи заявления о взыскании обязательных платежей и санкций. Исходя из ч. 5 ст. 180 КАС РФ выводы о восстановлении или об отказе в восстановлении срока должны содержаться в решении суда. Из системного толкования указанных норм следует, что органы государственной власти вправе минуя стадию приказного производства обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, при условии пропуска срока подачи заявления о взыскании обязательных платежей и санкций. Таким образом, рассмотрение настоящего административного иска подсудно суду общей юрисдикции. Сроки, установленные пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ для обращения в суд на взыскание задолженности по вышеуказанным платежам, истекли 07.03.2018 г. (добровольный срок уплаты в требовании 07.09.2015 г. + 3 года 6 месяцев) Пропуск срока связан с техническими причинам вызванным сбоем компьютерной программы. Положения пп.4 п. 1 ст. 59 НК РФ указывают, что безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях: принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам. В случае отказа в восстановлении пропущенного срока на взыскание истец просил задолженность признать безнадежной к взысканию. В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ налоговые органы, действуя в защиту государственных интересов, от уплаты госпошлины освобождены. На основании вышеизложенного и в соответствии со статьями 23, 31, 45, 48, 52, 69, 70, 75 Налогового кодекса Российской Федерации, а также статьями 180, 287, 290 КАС РФ Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 7 по Костромской области (ОГРН ....., дата государственной регистрации 20.12.2004 г., ИНН ....., адрес электронной почты: <данные изъяты> просит суд: удовлетворить ходатайство о восстановлении пропущенного срока; взыскать с Верхова Павла Ивановича, ИНН ....., в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Костромской области задолженность по земельному налогу за 2014 год в сумме 49 рублей 89 копеек, в том числе налог – 49 рублей 00 копеек, пени- 00 рублей 89 копеек.

Представитель административного истца Межрайонной инспекции ФНС России № 7 по Костромской области, в судебное заседание не явился, исковые требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просил восстановить срок подачи заявления о взыскании задолженности по страховым взносам и налоговым санкциям с ответчика, рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца, о чем начальник Межрайонной инспекции ФНС России № 7 по Костромской области представил суду письменное ходатайство.

Административный ответчик Верхов П.И. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, каких-либо возражений по существу заявленных требований не представил, ходатайств не заявлял, почтовая корреспонденция с судебной повесткой в адрес суда вернулась с отметкой «истек срок хранения». Согласно адресной справки ОАСР УВМ УМВД России по Костромской области Верхов Павел Иванович, <дата> года рождения, уроженец <адрес>, зарегистрированным, снятым с регистрационного учета по месту жительства, пребывания по г. Костроме и Костромской области не значится.

Суд с учётом положений ч.2 ст.150 КАС РФ пришёл к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся административного ответчика Верхова П.И., и представителя административного истца Межрайонной инспекции ФНС России № 7 по Костромской области, ходатайствовавшего о рассмотрении дела в его отсутствие.

Рассмотрев материалы дела суд приходит к следующему.

Статья 57 Конституции Российской Федерации устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги.

Согласно п.3 ч.3 ст.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее - административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций).

Так, налог, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года № 20-П, - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.

В силу части 1 статьи 286 КАС РФ налоговая инспекция (как контрольный орган) вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

При этом, при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (часть 6 статьи 289 КАС РФ).

По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (статья 69 Налогового кодекса РФ).

Налоговые органы, как следует из подпункта 9 пункта 1 статьи 31 НК РФ, вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 октября (декабря) года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Земельный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. (ч. 1 ст. 387 НК РФ)

В соответствии со ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ собственностью граждан (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

На основании ст.ст. 42, 65 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков обязаны своевременно производить платежи за землю. Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно ст.ст. 388, 397 НК РФ, земельный налог устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Налог и авансовые платежи по земельному налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

В соответствии с положениями статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.Пунктами 1 и 2 статьи 52 НК РФ определено, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. Статья 69 НК РФ устанавливает, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пункт 1 статьи 70 НК РФ гласит, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трёх месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи. Согласно п.1 ст.72 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. В силу ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п.1). Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п.2). Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (п.3). Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п.4). Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п.5) Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, а с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, - в порядке, предусмотренном статьёй 48 настоящего Кодекса (п.6).В соответствии с п. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.Согласно п. 2 данной статьи Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.Как следует из материалов дела административный ответчик Верхов П.И. являлся собственником земельного участка по адресу: <адрес>, <адрес>, кадастровый номер ..... площадь 400 кв.м. (л.д.9,16).Верхов П.И. не исполнил свою обязанность по уплате земельного налога за 2014 год согласно налогового требования от 31.07.2015 г. № 130888 (л.д.10) и № 135 от 05.02.2016 г. (л.д.11), в связи с чем у него имеется недоимка по уплате: земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: налог за 2014 год в размере 49 рублей 00 копеек. Поскольку административный ответчик не исполнил свои обязательства по уплате земельного налога, на сумму недоимки административный истец начислил ему пени: по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений за 2014 год (период с 02.10.2015 г. по 05.02.2016 г.) - 00 рублей 89 копеек.В соответствии с п. 1 ст. 45, п. 2 ст. 69, 70 НК РФ инспекция выставила налогоплательщику требование от 05.02.2016 г. № 135 (л.д.11) об уплате задолженности по налогу и пени, где указан срок для добровольной уплаты – до 17 марта 2016 года. Сведения о направлении требования административному ответчику в материалах дела отсутствуют. Административным истцом приложены документы, подтверждающие направление административному ответчику налогового уведомления № 306981 от 12.05.2015 г. (л.д.12) посредством заказного почтового отправления (л.д.12,оборотная сторона) Требования об уплате задолженности до настоящего времени не исполнены.В силу ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня. когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (п. 2 ст.48 НК РФ)Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, пени, штрафы (п.1). Заявление о взыскании подаётся в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Как следует из текста административного искового заявления административному ответчику Верхову П.И. был административным истцом (налоговым органом) исчислен земельный налог за 2014 год в сумме 49 рублей 00 копеек, что подтверждается материалами дела.

Вместе с тем, административным истцом доказательств о принятии мер предусмотренных ст. 46 и ст. 47 НК РФ о взыскании задолженности по земельному налогу за 2014 год суду не представлено.

Согласно административного искового заявления срок, установленный в п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ для обращения в суд с заявлением о взыскании задолженности по земельному налогу с Верхова П.И. истек 07.03.2018 г.. Суд принимает данный срок как предельный срок для обращения в суд административного истца о взыскании задолженности по уплате земельного налога административным ответчиком, доказательств обратного суду не представлено.

Административное исковое заявление поступило в суд 17.03.2020 года, то есть за пределами предусмотренного налоговым законодательством срока.

Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. Аналогичные положения закреплены в п. 1 ст. 95 КАС РФ.

В обоснование ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока, заявленного в административном исковом заявлении, административный истец ссылается на то, что пропуск срока связан с техническими причинами, вызванными сбоем компьютерной программы.

Суд находит, что у налогового органа имелось достаточно времени (более шести месяцев) с 07.09.2015 года для оформления административного искового заявления в установленном законом порядке. Тем более, что Инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.

Каких-либо доказательств, подтверждающих объективную невозможность направления административного искового заявления в максимально короткий срок с момента истечения срока для добровольной уплаты земельного налога административным ответчиком, материалы дела не содержат.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08.02.2007 г. N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.

Указанные истцом причины пропуска срока, а именно техническими причинами, вызванными сбоем компьютерной программы, какими-либо доказательствами не подтверждаются, и судом признаются неуважительными, поскольку после наступления срока для уплаты земельного налога в добровольном порядке административным ответчиком административный истец обратился только 25.12.2019 г., то есть спустя четыре года, что в данном случае не может быть признано разумным сроком.

Объективных причин, препятствующих своевременному обращению истца за судебной защитой, не установлено, в связи с чем суд отказывает в восстановлении срока, поскольку при проявлении достаточной меры заботливости истец не был лишен возможности обратиться с административным иском в установленный срок.

Согласно ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Таким образом, в удовлетворении исковых требований Межрайонной инспекции ФНС России № 7 по Костромской области к Верхову Павлу Ивановичу о взыскании задолженности по налогам, следует отказать.

Административным истцом заявлено требование о признании задолженности по земельному налогу в сумме 49 рублей 00 копеек и пени в размере 00 рублей 89 копеек с Верхова П.И. безнадежной к взысканию.

По смыслу статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом, в том числе путем предъявления соответствующих требований в суды общей юрисдикции или арбитражные суды.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 данного Кодекса.

По смыслу положений ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 59 Налогового Кодекса Российской Федерации безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам. Обращаясь в суд с требованиями о признании налогового органа утратившим возможности взыскания задолженность.

В соответствии с п.п. 2 п. 2 данной статьи органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, являются: налоговые органы по месту учета налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 3 настоящего пункта) - при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 4, 4.1 и 5 пункта 1 настоящей статьи

В п. 9 постановления Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» № 57 от 30.07.2013 г. указано, что согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Кодекса исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.

Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.

При толковании подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Кодекса судам необходимо исходить из того, что инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной.

Настоящим решением суд, придя к выводу о том, что срок, установленный ст.48 НК РФ, на обращение с заявлением о взыскании с Верхова П.И. задолженности по уплате земельного налога в размере 49 рублей 00 копеек и пени в размере 00 рублей 89 копеек административным истцом пропущен, и правовые основания для его восстановления отсутствуют, отказал Межрайонной инспекции ФНС России № 7 по Костромской области о взыскании с административного ответчика названной недоимки.

Следовательно, задолженность по уплате земельного налога в размере 49 рублей 00 копеек и пени в размере 00 рублей 89 копеек, возможность принудительного взыскания которой утрачена, является безнадежной к взысканию по основаниям, предусмотренным ст.59 НК РФ, а обязанность Верхова П.И. по её уплате – прекращённой.

При этом из материалов дела не следует, что налоговым органом предпринимались меры для взыскания задолженности по налогам и пени путем направления заявлений о вынесении судебного приказа или исковых заявлений о взыскании задолженности по земельному налогу и пени до 25.12.2019 г.. Какие-либо документы, подтверждающие данное обстоятельство, суду не представлены.

Руководствуясь ст.ст. 46,157, 218-220 КАС РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции ФНС России № 7 по Костромской области к Верхову Павлу Ивановичу о взыскании задолженности по налогам, отказать.

Признать факт утраты Межрайонной ИФНС России № 7 по Костромской области возможности взыскания с Верхова Павла Ивановича задолженности по земельному налогу и пени в сумме 49 рублей 89 копеек, в связи с истечением установленного срока её взыскания, и как следствие признать данную задолженность безнадежной к взысканию, а обязанность Верхова П.И. к уплате прекращенной.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Галичский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья В.В. Виноградов