ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-238/2018 от 20.06.2018 Шарлыкского районного суда (Оренбургская область)

дело № 2а-238/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Шарлык 20 июня 2018 года

Шарлыкский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующий - судья Е.А. Росляков,

при секретаре О.И. Томиной,

с участием:

представителя административного истца – заместителя прокурора Шарлыкского района Оренбургской области Е.А. Самарцева,

представителя административного ответчика – администрации муниципального образования «Шарлыкский сельсовет» Шарлыкского района Оренбургской области – М.В. Чурсиной, действующей на основании доверенности,

заинтересованных лиц – Л.З. Волковой, Г.А. Солодовник,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по административному иску прокурора Шарлыкского района Оренбургской области к администрации муниципального образования «Шарлыкский сельский совет» Шарлыкского района Оренбургской области о признании незаконными действий органа местного самоуправления, выразившихся в утверждении схем расположения земельных участков,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Шарлыкского района Оренбургской области обратился ДД.ММ.ГГГГ в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением указав на то, что прокуратурой Шарлыкского района в соответствии с пунктом 3 плана работы прокуратуры района на первое полугодие 2018 года и поступившим заявлением жителей с.Шарлык о незаконных действиях при продаже земельных участков для индивидуального жилищного строительства, проведена проверка в МО «Шарлыкский сельский совет» на предмет соблюдения требований земельного законодательства, законодательства о противодействии коррупции при распоряжении земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. В ходе проведенной проверки в деятельности администрации МО «Шарлыкский сельсовет» выявлены нарушения связанные с организацией и проведением торгов по продаже земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, или права их аренды на территории МО Шарлыкский сельсовет Шарлыкского района Оренбургской области. Кроме того, выявлены нарушения при проведении кадастровых работ, по формированию земельных участков выполненных ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером Головань Д.А.

Просил признать незаконными действия администрации МО «Шарлыкский сельский совет» выраженные в проведении аукциона по продаже в собственность граждан земельных участков, на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ, расположенных:

- <адрес>, земельный участок расположен в южной части кадастрового квартала площадь 1 000 кв.м., кадастровый ;

- <адрес>, земельный участок расположен в южной части кадастрового квартала площадь 1 000 кв.м., кадастровый ;

- <адрес>, земельный участок расположен в южной части кадастрового квартала площадь 1 000 кв.м., кадастровый .

Признать недействительными результаты кадастровых работ, выполненные ДД.ММ.ГГГГ (), ДД.ММ.ГГГГ (), ДД.ММ.ГГГГ () кадастровым инженером Головань Д.А. по формированию земельных участков расположенных:

- <адрес>, земельный участок расположен в южной части кадастрового квартала , площадь 1 000 кв.м., кадастровый ;

- <адрес>, земельный участок расположен в южной части кадастрового квартала , площадь 1 000 кв.м., кадастровый ;

- <адрес>, земельный участок расположен в южной части кадастрового квартала площадь 1 000 кв.м., кадастровый .

Обязать Управление Росреестра по Оренбургской области отменить регистрацию права собственности граждан на земельные участки с кадастровым номером , с кадастровым номером , с кадастровым номером .

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление принято к производству суда, возбуждено административное дело № 2а-238/2018.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, в порядке ст. 46 КАС РФ, приняты измененные исковые требования прокурора, согласно которого просил:

- признать незаконными действия главы администрации МО «Шарлыкский сельсовет» выраженные в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1000 кв.м. в южной части кадастрового квартала для размещения объекта индивидуальной жилой застройки и вступившее в силу на основании Постановления администрации Шарлыкского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ;

- признать незаконными действия главы администрации МО «Шарлыкский сельсовет» выраженные в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1000 кв.м. в южной части кадастрового квартала для размещения объекта индивидуальной жилой застройки и вступившее в силу на основании Постановления администрации Шарлыкского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ

- признать незаконными действия главы администрации МО «Шарлыкский сельсовет» выраженные в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1000 кв.м. в южной части кадастрового квартала для размещения объекта индивидуальной жилой застройки и вступившее в силу на основании Постановления администрации Шарлыкского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель административного истца – заместитель прокурора Шарлыкского района Оренбургской области Е.А. Самарцев, исковые требования с учетом изменений от ДД.ММ.ГГГГ поддержал, по основаниям, изложенным в административном иске, и просил иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика – администрации муниципального образования «Шарлыкский сельсовет» Шарлыкского района Оренбургской области – М.В. Чурсина, действующая на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала. В ходе рассмотрения дела в суде, суду пояснила, что оспариваемые земельные участки располагаются в зоне Р1, чтобы внести изменения и перевести земельный участок из зоны Р1 в зону Ж1, необходимо длительное время которое требует финансовых затрат. Проведение данной работы планировали в сельсовете закончить в 2017 году, но на сегодняшний день, перевод зон, так и не осуществлен. В 2016 году к ним в сельсовет обратились граждане с заявлениями о выделении и предоставлении в собственность земельных участков в с.Шарлык, для индивидуальной жилищной застройки. Была проведена процедура выдела земельных участков, межевание и постановка их на кадастровый учет. Потом проведены аукционы по продаже земельных участков в собственность граждан. Нарушений закона при этом, ими не допущено. Администрация сельсовета не планировала вырубку лесополосы в <адрес>, а с гражданами, выкупившими данные земельные участки было достигнуто соглашение, и взяты письменные расписки в том, что они должны в случае вырубки насаждений (деревьев) посадить такое же количество. Лесополоса в которой были выделены земельные участки ответчикам на балансе в сельсовете не состоит. Просила в удовлетворении иска отказать.

В судебном заседании заинтересованное лицо – Волкова Л.З., суду пояснила, что она работает заместителем главы администрации МО «Шарлыкский сельсовет» Оренбургской области по социальным вопросам. Ею было подано заявление на приобретение земельного участка, согласно проводимого сельским советом аукциона по его продаже. Она была осведомлена, о местоположении земельного участка. Лесополоса не является собственностью администрации Шарлыкского сельсовета, поскольку там просто находятся лесонасаждения. Первоначально она была включена в состав комиссии по организации и проведении торгов по продаже земельных участков, однако потом заявила отвод, поскольку ею было подано заявление о намерении выкупить один из земельных участков. О стоимости приобретаемого земельного участка она узнала из постановления администрации сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ. Строительство на данном земельном участке она не ведет. Ей известно, что на площади выделенного ей земельного участка растут деревья, в том числе и березы. Количество она не считала, однако дала письменное обязательство сельсовету на высадку новых деревьев взамен тех что будут вырублены на её земельном участке. Также ей известно, что от жителей <адрес>, к ним в сельсовет начали поступать жалобы о вырубке деревьев в этой зоне. На ее земельном участке спилили одно дерево, но кто это сделал, она не знает. Оставила разрешение спора на усмотрение суда.

В судебном заседании заинтересованное лицо – Солодовник Г.А., суду пояснила, что земельный участок площадью 1000 кв.м. на <адрес>, она купила по договору купли-продажи заключенного с Басюкова Н.Н. Большая часть приобретенногоею земельного участка, занята деревьями (больше 20 деревьев), это березы, вязы и для постройки дома и надворных построек их нужно будет все убирать и вырубать. О продаже данного земельного участка она узнала из объявления в местной газете, опубликованного в июне - июле 2017 года. При осмотре земельного участка, <данные изъяты> узнали, что он находится на <адрес>, с одной стороны которой были расположены построенные жилые дома, а с другой стороны росли деревья и располагался земельный участок который они приобрели. Позднее <данные изъяты> неоднократно разговаривали со специалистом Шарлыкского сельсовета - П.М.С. в отношении деревьев, которые росли на земельном участке, и получили от него устный ответ, что их можно вырубить. Какое – либо письменное обязательство по высадке новых деревьев взамен вырубленных, она сельсовету не давала. Данный земельный участок она приобрела у Басюкова Н.Н. за 350 000 рублей. Все переговоры о продаже данного земельного участка, она вела с П.М.С., <данные изъяты> Считает, что они являются добросовестными приобретателями, поскольку не знали о том, что земельный участок сформирован сельским советом и продан незаконно. Против удовлетворения административного иска прокурора не возражала.

Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы кадастра и картографии по Оренбургской области, извещенный надлежащим образом в судебное заседание не явился. Согласно ранее поступившего письменного отзыва по делу от ДД.ММ.ГГГГ, за подписью представителя Управления – Попова С.А., действующего на основании доверенности, просил дело рассмотреть без из участия, направив после окончания рассмотрения дела копию решения суда.

Представитель заинтересованного лица - филиала Федерального государственного бюджетного учреждения Федеральная кадастровая палата Федеральной службы кадастра и картографии по Оренбургской области, извещенный надлежащим образом в судебное заседание не явился. Согласно ранее поступившего письменного отзыва по делу от ДД.ММ.ГГГГ за подписью начальника юридического отдела – Калякиной О.О., просили дело рассмотреть без их участия, направив в их адрес копию решения суда.

Заинтересованное лицо - Плохов В.В., извещенный судом надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов дела, в судебное заседание не явился, представив суду письменное заявление, в котором просил рассмотреть дело без его участия, отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Заинтересованное лицо - Басюкова Н.Н., извещенная судом надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов дела, в судебное заседание не явилась, представив суду письменное заявление, в котором просила рассмотреть дело без его участия, считает себя добросовестным приобретателем земельного участка.

Ранее в судебном заседании, проведенном ДД.ММ.ГГГГ, суду пояснила, что она не согласна с исковыми требованиями прокурора. Земельный участок она приобрела согласно объявления Шарлыкского сельсовета о проведении аукциона, опубликованного в местной газете. Где находится <адрес> она знает, однако на место нахождения приобретенного земельного участка она не выезжала, и его не осматривала. Летом 2017 года она продала земельный участок за ненадобностью.

Кадастровый инженер Головань Д.А., извещенный судом надлежащим образом, о времени и месте рассмотрения материалов дела, в судебное заседание не явился.

Ранее в судебном заседании, проведенном ДД.ММ.ГГГГ, суду пояснил, что он иск признает частично, не признает исковые требования в части признания недействительными результаты кадастровых работ. За составлением план схемы к нему обращались физические лица, вместе с ним вместе он выезжал не место где расположены земельные участки. При проведении работ на <адрес>, он видел, что на земельных участках предполагаемых к выделению растут деревья, в том числе и березы. Поскольку лесопосадка на балансе сельсовета не состоит и на кадастровый учет не поставлена, то соответственно он не мог знать, и по координатам определить, что земельные участки находятся на территории лесополосы. Определение территориальной зоны в границах которой образуется земельный участок входит в компетенцию сельсовета. При составлении плана схемы территориальная зона кадастровым инженером не указывается. В постановлениях об утверждении плана схемы по всем трем земельным участкам вид разрешенного использования образуемых земельных участков был указан – под индивидуальное жилищное строительство, территориальная зона Ж-1. Именно эти данные он использовал при составление межевых планов и последующей постановке земельных участков на кадастровый учет. В зоне Р1 осуществлять строительство, и вырубать деревья нельзя.

В силу части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Суд полагает возможным рассмотреть административное дело без участия не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных судом надлежащим образом.

Выслушав представителя административного истца - заместителя прокурора Шарлыкского района Оренбургской области Самарцева Е.А., представителя административного ответчика – администрации МО «Шарлыкский сельсовет» Шарлыкского района Оренбургской области Чурсину М.В., заинтересованных лиц – Волкову Л.З., Солодовник Г.А. допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», целью участия прокурора в гражданском процессе является защита государственных и общественных интересов, прав и охраняемых законом интересов граждан.

В соответствии со ст. 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ч. 4 ст. 218 КАС РФ предоставляет право прокурору в пределах своей компетенции обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.

Из материалов дела, и пояснений лиц участвующих в деле, судом установлено, что прокуратурой Шарлыкского района в соответствии планом работы и поступившим заявлением жителей с. Шарлык о незаконных действиях при продаже земельных участков для индивидуального жилищного строительства проведена проверка в МО «Шарлыкский сельский совет» соблюдения требований земельного законодательства, законодательства о противодействии коррупции при распоряжении земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В ходе данной проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в администрации МО «Шарлыкский сельсовет» состоялось заседание комиссии (протокол ) по организации и проведению торгов по продаже земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, или права их аренды на территории МО Шарлыкский сельсовет Шарлыкского района Оренбургской области.

На заседании комиссии рассмотрен вопрос о предварительной публикации информации о приобретении права собственности на земельные участки, предназначенные для размещения индивидуальной жилой застройки со следующими кадастровыми номерами:

1) <адрес>, земельный участок расположен в южной части кадастрового квартала , площадь 1 000 кв.м., кадастровый ;

2) <адрес>, земельный участок расположен в южной части кадастрового квартала , площадь 1 000 кв.м., кадастровый ;

3) <адрес>, земельный участок расположен в южной части кадастрового квартала площадь 1 000 кв.м., кадастровый ;

4) <адрес>, земельный участок расположен в восточной части кадастрового квартала , площадь 1 200 кв.м., кадастровый .

Комиссия в составе Богатова А.М., Фаткуллиной Р.Р., Плотникова М.С., Волковой Л.З., Ладаниной Е.Г., Таганова Г.В. по результатам заседания приняла решение о предоставление данных земельных участков в собственность с проведением торгов и необходимости опубликования в газете «На новые рубежи» объявления о предоставлении в собственность земельных участков для размещения домов индивидуальной жилой застройки.

ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления администрации МО Шарлыкский сельсовет Шарлыкского района «О проведении аукциона по продаже в собственность земельных участков» было принято решение о проведении ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов местного времени в здании администрации МО Шарлыкский сельсовет Шарлыкского района аукциона о продаже в собственность вышеуказанных земельных участков: лот , земельный участок с кадастровым ; лот № земельный участок с кадастровым ; лот земельный участок с кадастровым лот земельный участок с кадастровым

Была установлена начальная цена участков продажи в размере 5 % от кадастровой стоимости земельного участка, т.е. лот , , рублей, лот – 5 136 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ в общественно-политической газете «На новые рубежи» было размещено объявление о проведении аукциона по продаже в собственность вышеуказанных земельных участков.

ДД.ММ.ГГГГ в администрации МО Шарлыкский сельсовет Шарлыкского района проведено очередное заседании комиссии по организации и проведению торгов по продаже земельных участков (протокол ).

На заседании комиссии председатель Богатов А.М. ознакомил с поданными заявками на земельный участок. Сообщение о предоставлении в собственность земельных участков было опубликовано в газете «На новые рубежи» от ДД.ММ.ГГГГ.

По результатам подведения итогов было установлено, что на земельный участок с кадастровым поступила одна заявка от Волковой Л.З.; на земельный участок с кадастровым номером была подана одна заявка от Плохова В.В.; на земельный участок с кадастровым была подана одна заявка от Басюковой Н.Н.; на земельный участок с кадастровым была подана одна заявка от Погосяна А.С.

В связи с тем, что на данные земельные участки была поданы по одной заявке, принято решение о заключении договора купли-продажи, с единственным заявителем.

В соответствии с постановлениями МО Шарлыкский сельсовет Шарлыкского района Оренбургской области -п, -п, -п, от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельного участка, предназначенного для строительства жилого дома в собственность» администрацией МО Шарлыкский сельсовет Шарлыкского района в лице главы сельсовета Богатова А.М. заключило договора купли-продажи вышеуказанных земельных участков с лицами, подавшими заявки на земельные участки. В последующим данные земельные участки были оформлены в собственность.

Согласно копии договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что глава МО Шарлыкский сельсовет Богатов А.М. заключил договор с Волковой Л.З. о продаже земельного участка с кадастровым номером в ее собственность.

Согласно копии договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что глава МО Шарлыкский сельсовет Богатов А.М. заключил договор с Басюковой Н.Н. о продаже земельного участка с кадастровым номером в ее собственность. В дальнейшем, на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ Басюкова Н.Н. продала земельный участок расположенный в южной части кадастрового квартала кадастровый гр. Солодовник Г.А.

Согласно копии договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что глава МО Шарлыкский сельсовет Богатов А.М. заключил договор с Плоховым В.В. о продаже земельного участка с кадастровым номером в собственность последнего.

Данные обстоятельства подтверждены материалами дела и пояснениями представителей сторон и по существу сторонами не оспариваются и признаются.

Из представленного филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения Федеральная кадастровая палата Федеральной службы кадастра и картографии по Оренбургской области, письменного отзыва по делу от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что сведения о земельном участке с кадастровым внесены в ГКН ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления о постановке на кадастровый учет от ДД.ММ.ГГГГ (заявитель - Головань Д.А.), межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного Головань Д.А., со следующими характеристиками: статус сведений - «временный»; категория земель - «земли населенных пунктов»; разрешенное использование - «для размещения домов индивидуальной жилой застройки, с целью предоставления: для размещения объектов индивидуального жилищного строительства»; местоположение - Оренбургская область, р-н Шарлыкский, с Шарлык, земельный участок расположен в южной части кадастрового квартала площадь - 1 000 кв. м.

ДД.ММ.ГГГГ на основании сведений, полученных от Управления Росреестра по Оренбургской области, в ЕГРН внесены сведения о вещных правах: вид права - «собственность» (Плохов В.В., номер и дата регистрации права - от ДД.ММ.ГГГГ). Сведениям о земельном участке присвоен статус «учтенный». С момента внесения в ЕГРН сведений об объекте недвижимости документы, подтверждающие изменение его характеристик, не поступали.

Сведения о земельном участке с кадастровым внесены в ГКН ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления о постановке на кадастровый учет от ДД.ММ.ГГГГ (заявитель - Головань Д.А.), межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного Головань Д.А., со следующими характеристиками: статус сведений - «временный»; категория земель - «земли населенных пунктов»; разрешенное использование - «для размещения домов индивидуальной жилой застройки, с целью предоставления: для размещения объектов индивидуального жилищного строительства»; местоположение - <адрес>, земельный участок расположен в южной части кадастрового квартала площадь - 1 000 кв. м.

ДД.ММ.ГГГГ на основании сведений, полученных от Управления Росреестра по Оренбургской области, в ЕГРН внесены сведения о вещных правах: вид права - «собственность» (Волкова Л.З., номер и дата регистрации права - от ДД.ММ.ГГГГ). Сведениям о земельном участке присвоен статус «учтенный». С момента внесения в ЕГРН сведений об объекте недвижимости документы, подтверждающие изменение его характеристик, не поступали.

Сведения о земельном участке с кадастровым внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления о постановке на кадастровый учет от ДД.ММ.ГГГГ (заявитель - Головань Д.А.), межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного Головань Д.А., со следующими характеристиками: статус сведений - «временный»; категория земель - «земли населенных пунктов»; разрешенное использование - «для размещения домов индивидуальной жилой застройки, с целью предоставления: для размещения объектов индивидуального жилищного строительства»; местоположение - <адрес>, земельный участок расположен в южной части кадастрового квартала площадь - 1 000 кв. м.

ДД.ММ.ГГГГ на основании сведений, полученных от Управления Росреестра по <адрес>, в ЕГРН внесены сведения о вещных правах: вид права - «собственность» (Басюкова Н.Н., номер и дата регистрации права - от ДД.ММ.ГГГГ). Сведениям о земельном участке присвоен статус «учтенный». ДД.ММ.ГГГГ на основании сведений, полученных от Управления Росреестра по <адрес>, в ЕГРН внесены сведения о вещных правах: вид права - «собственность» Солодовник Г.А., номер и дата регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ). Сведениям о предыдущем правообладателе присвоен статус «архивный». С момента внесения в ЕГРН сведений об объекте недвижимости документы, подтверждающие изменение его характеристик, в Филиал не поступали.

Допрошенный в судебном заседании свидетель К.В.И., суду пояснил, что он на протяжении 27 лет проживает на <адрес>. Когда он переехал жить на данную улицу, лесопосадка уже была. Данная посадка предназначена для защиты от пыли и вредных веществ. В ней силами жителей была обустроена детская площадка. В конце августа 2017 года они обнаружили, что в лесопосадке неизвестные люди начали осуществлять строительную деятельность, спили растущую березу. Поскольку деревья в посадке посажены часто, расстояние между ними около 3 м., строительство домов без вырубки деревьев просто невозможно.

Кроме того, в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, были допрошены свидетели: Н.Н.В., Р.И.В., П.М.С.

Свидетель Н.Н.В. суду показала, что она 24 года проживает в <адрес>. Напротив ее дома расположена лесозащитная полоса, в которой растут березы. Посажена данная лесополоса давно, они в ней с соседями самостоятельно убирают мусор, скашивают траву. В этом районе находится детская площадка, стоят качели, столик, дети играют в футбол. Потом ей и соседям стало известно, что сельсоветом был произведен выдел и продажа земельных участков в лесополосе. На их обращение в сельсовет, их заверили, что ничего на этом месте строиться не будет, однако в конце августа 2017 года в лесополосе начали выпиливать деревья и спилили одну березу, после возмущений жителей, неизвестные люди ушли. Также пояснила, что на ее земельном участке деревьев не было, а была свалка, от которой они очистили земельный участок и построили дом.

Свидетель Р.И.В. суду показала, что она с 1997 года проживает в <адрес>. Напротив ее дома распложена березовая лесопосадка, в которой для детей имеется игровая площадка, которую они вместе с соседями своими силами возвели на поляне свободной от деревьев. Ей стало известно, что в лесопосадке сельсовет произвел выдел и продажу земельных участков. Летом – осенью 2017, дату она не помнит, она увидела, что в лесопосадке вбиты колышки, произведена разметка трех земельных участков, планируется строительство домов. Солодовник <данные изъяты>, пояснил ей, что он, и еще другие граждане приобрели здесь земельные участки, для строительства домов. Пояснила, что земельные участки расположены на территории именно лесополосы, деревья не являются дикорастущими, их высадка производилась при застройке села Шарлык. Строить жильё без ущерба насаждениям зелёным насаждениям будет невозможно.

Свидетель П.М.С. суду показал, что он работает специалистом-инженером в администрации МО «Шарлыкский сельсовет» Оренбургской области. В декабре 2016 года в администрации сельсовета был проведен конкурс по продаже земельных участков по <адрес>. Вся информация по проведению конкурса была размещена в газете «На Новые Рубежи» и на сайте сельсовета, где было указано, кем и когда будет проводиться конкурс, кадастровые номера земельных участков, где можно уточнить условия проведения данного конкурса. Подать заявку на участие в конкурсе мог каждый желающий, информация по проведению конкурса была открытой и доступной каждому жителю. После подачи объявления на эти земельные участки было подано по одной заявке, поэтому и договора заключались с теми людьми, которые подали эти заявки. Возражений и жалоб на проведение аукциона в месячный срок ни от кого не поступало. Причин, отменять или вносить изменения в конкурс, не было. В комиссии по проведению аукциона, входила Волкова Л.З., но перед тем как подать заявку на участие в конкурсе, она написала самоотвод, что бы ее исключили из членов комиссии, и не быть заинтересованной стороной в результатах конкурса. Никакой документации в отношении лесопосадки в сельсовете нет, кем и когда она посажена, он не знает. Каждому из участников конкурса было разъяснено, что на земельных участках находятся зеленые насаждения (деревья) и им придется компенсировать вырубку путем посадки новых деревьев, в связи с чем, все участники конкурса согласились с этим и написали соответствующие расписки. Данное решение по вырубке и посадке новых деревьев ничем не регламентировано, поскольку это было решено самостоятельно в сельсовете. В настоящее время ими запланированы внесение изменений в генеральный план Шарлыкского сельсовета, примерный срок которых определен в ноябре-декабре 2018 года. Ему известно, что все три земельных участка расположены в лесополосе которая, согласно Правил земелепользования и застройки МО Шарлыкский сельсовет и Карты градостроительного зонирования <адрес>, отнесена к зоне Р 1. В указанной зоне строительство домов запрещено. По вопросу предоставления спорных земельных участков первоначально к ним обращался Д.О.В. Они вместе с главой администрации сельсовета Богатовым А.М. выехали на место, произвели осмотр лесопосадки и никаких препятствий для выдела не обнаружили. Впоследствии Д.О.В. отказался от приобретения данных земельных участков и их приобрели Волкова Л.З., Басюкова Н.Н., Плохов В.В. О том, где расположены земельные участки, указанным лицам было известно. <данные изъяты> В связи с ненадлежащей работой по проведению выдела и проведению аукциона по спорным земельным участкам, ему по месту работы назначено дисциплинарное наказание.

При исследовании в судебном заседании Правил земелепользования и застройки МО Шарлыкский сельсовет, Карты градостроительного зонирования <адрес> свидетель П.М.С. указал, координаты трех выделенных земельных участков в зоне Р 1, выделенной на карте темно-зелёным цветом.

Оценив показания свидетелей, суд не находит оснований не доверять им, поскольку они даны последовательно, согласуются с материалами дела, кроме того, свидетели были предупреждены об уголовной ответственно по ст. 307 Уголовного кодекса РФ, за дачу заведомо ложных показаний.

Из коллективного заявления жителей <адрес> (всего 7 подписей) от ДД.ММ.ГГГГ, адресованного прокурору Шарлыкского района, усматривается, что жители просят защитить их права от незаконных действий администрации МО «Шарлыкский район» в связи с выделом и продажей земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории лесопосадки. Также в заявлении указано, что на территории березовой посадки, возраст которой около 40 лет, имеется детская игровая площадка, кроме того она служит защитой, для жителей от ветра и вредоносных воздействий.

Также, в судебном заседании исследован фотоматериал, предоставленный прокурором, который был прокомментирован соответствующим образом участниками процесса, из которого усматривается, что на <адрес> имеется лесополоса в виде растущих деревьев, преимущественно породы береза и вяз. На территории лесополосы также размещена детская игровая площадка. Также из фотографий усматривается, наличие завезенных на территорию лесополосы, стройматериалов.

На основании пп. 2 п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) гражданские права и обязанности могут возникать из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения данных прав и обязанностей.

К законам, рассматривающим акты органов государственной власти, органов местного самоуправления и действия должностных лиц этих органов в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей, относится, в частности, Земельный кодекс Российской Федерации (ЗК РФ), п. 2 ст. 9, п. 2 ст. 10 и п. 2 ст. 11 которого предусматривает право органов государственной власти и органов местного самоуправления распоряжаться в пределах своей компетенции земельными участками, находящимися в собственности соответствующих публично-правовых образований.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на принципе деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.

В соответствии со статьей 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи (пункт 1); без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 данного Кодекса (подпункт 6 пункта 2).

Согласно ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства;

Правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты.

В соответствии со ст. 35 ГрК РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

Согласно ч. 11 ст. 35 ГрК РФ в состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.

Решением Совета Депутатов МО «Шарлыкский сельский совет Шарлыкского района Оренбургской области от 21.03.2012 № 55 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования Шарлыкский сельсовет Шарлыкского района (далее - Правила).

Правилами (ст. 44 п. 5) определены следующие виды территориальных зон:

- жилые зоны с условными обозначением Ж-1, Ж-2, Ж-3;

- общественно-деловые зоны (О-1, О-2,О-3, О-4);

- производственные зоны (П-1, П-2, П-3, П-4, ПР-1);

- зоны инженерной и транспортной инфраструктуры (Т-1);

- рекреационные зоны (Р-1, Р-2, Р-3);

- зоны сельскохозяйственного использования (СХ-1);

- зоны специального назначения (СО-1,СО-2, СО-3)

Статьёй 46 Правил установлен перечень видов разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства для соответствующих территориальных зон.

Согласно статьи 46.6 Правил зона Р-1 предназначена для организации парков, скверов, бульваров используемых в целях кратковременного отдыха, проведения досуга населения.

Согласно карты градостроительного зонирования, прилагаемой к Правилам, исследованной в судебном заседании с участием представителей сторон и заинтересованных лиц, судом установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 56:34:1602017:395, 56:34:1602017:394, 56:34:1602017:396 относятся к зоне Р 1, т.е. к зонам городских парков, скверов, садов и бульваров, с основным видом разрешённого использования: для размещения парков, набережных, скверов, садов, бульваров, регулируемой рубки деревьев, вспомогательных строений и инфраструктуры для отдыха, игровых площадок, спортплощадок, проката спортивного и игрового инвентаря, комплекса игровых аттракционов, танцплощадок, летних театров, тира, малых архитектурных форм, озеленения. Земельные участки на рассматриваемой территории не предусмотрено передавать для осуществления жилищного строительства.

Согласно части 3 статьи 37 ГрК РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Согласно пункта 5 части 8 статьи 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если в отношении земельного участка не установлено разрешенное использование или разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования земельного участка, указанным в заявлении о проведении аукциона.

В соответствии со статьёй 98 ЗК РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.

На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.

Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

В соответствии с положениями ст. 85 ЗК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков) (часть 2). Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования (часть 4).

Таким образом, судом установлено, что с земельные участки с кадастровыми номерами 56:34:1602017:395, 56:34:1602017:394, 56:34:1602017:396 расположены в рекреационной зоне Р 1 с особыми условиями использования территорий, для которой строительство индивидуальных жилых домов является запрещенным видом использования земельных участков.

Следовательно, при утверждении главой администрации МО «Шарлыкский район», схем расположения спорных земельных участков, орган местного самоуправления должен был учесть, что они расположены в указанной зоне.

Доводы представителя администрации МО «Шарлыкский сельсовет» о том, что планировалось внесение изменений в Правила землепользования и застройки и перевести земельный участок на котором расположена лесополоса из зоны Р1 в зону Ж1, не имеет существенного значения для разрешения данного спора, поскольку как установлено судом на дату утверждения схем местоположения спорных земельных участков, а также рассмотрения дела в суде, категория зон не изменены.

Глава муниципального образования действует в пределах полномочий, установленных пунктом 4 части 2 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образований в случае, если глава муниципального образования является председателем представительного органа муниципального образования, или постановления и распоряжения местной администрации по вопросам, указанным в части 6 настоящей статьи, в случае, если глава муниципального образования является главой местной администрации (ч. 4 ст. 43 Федерального закона N 131-ФЗ).

Уставом МО Шарлыкский сельсовет (п. 11 ст. 27) установлено, что глава сельсовета имеет право приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности от имени администрации, заключать договора.

Согласно ст. 15 ЗК РФ, собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, изложены в статье 39.1 ЗК РФ.

Согласно ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

В силу ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

В решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, в том числе указываются: территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок; категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.

Статьей 39.11 ЗК РФ предусмотрено, что решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц. Образование земельного участка для его продажи путем проведения аукциона по инициативе органа местного самоуправления либо по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица включает в себя, в том числе:

1) подготовку заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка.

2) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка. При этом в данном заявлении указывается цель использования земельного участка;

3) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса и подпунктами 5 - 9, 13 - 19 пункта 8 настоящей статьи, принятие и направление им заявителю в срок не более двух месяцев со дня поступления заявления об утверждении схемы расположения земельного участка решения о ее утверждении с приложением этой схемы или решения об отказе в ее утверждении при наличии хотя бы одного из указанных оснований.

Как усматривается из представленного в материалы дела Постановления администрации Шарлыкского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ им утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1000 кв.м. в южной части кадастрового квартала для размещения объекта индивидуальной жилой застройки;

Постановлением администрации Шарлыкского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1000 кв.м. в южной части кадастрового квартала для размещения объекта индивидуальной жилой застройки.

Постановлением администрации Шарлыкского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1000 кв.м. в южной части кадастрового квартала для размещения объекта индивидуальной жилой застройки.

Прокурор просит признать незаконными действия главы администрации МО «Шарлыкский сельсовет» выраженные в утверждении схем расположения спорных земельных участков, для размещения на них объектов индивидуальной жилой застройки и вступившие в силу на основании вышеуказанных Постановлений.

Если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

В данном случае, наличие этих двух условий судом установлены.

Срок для обращения административным истцом в суд, не пропущен.

Поскольку действующие на момент принятия главой администрации МО «Шарлыкский район» оспариваемых постановлений об утверждении схем расположения земельных участков, Правила землепользования и застройки муниципального образования Шарлыкский сельсовет Шарлыкского района от ДД.ММ.ГГГГ, не были учтены органом местного самоуправления, уполномоченным на распоряжение земельными участками, и цели использования земельных участков с кадастровыми , , , не соответствуют целям использования территории, установленным градостроительным регламентом, суд приходит к выводу о том, что действия главы администрации МО «Шарлыкский район» по принятию оспариваемых постановления не соответствует действующим нормам градостроительного зонирования зоне и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную и безопасную, чистую среду обитания, использование территории в интересах здоровья и отдыха в связи с чем приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.

Вместе с тем, суд считает необходимым разъяснить административному ответчику, что согласно ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления правовой акт.

Руководствуясь статьями 291-294 КАС РФ,

Решил:

Административное исковое заявление прокурора Шарлыкского района Оренбургской области к администрации муниципального образования «Шарлыкский сельский совет» Шарлыкского района Оренбургской области, удовлетворить.

Признать незаконными действия главы администрации МО «Шарлыкский сельсовет» выраженные в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1000 кв.м. в южной части кадастрового квартала для размещения объекта индивидуальной жилой застройки и вступившее в силу на основании Постановления администрации Шарлыкского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ

Признать незаконными действия главы администрации МО «Шарлыкский сельсовет» выраженные в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1000 кв.м. в южной части кадастрового квартала для размещения объекта индивидуальной жилой застройки и вступившее в силу на основании Постановления администрации Шарлыкского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ

Признать незаконными действия главы администрации МО «Шарлыкский сельсовет» выраженные в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1000 кв.м. в южной части кадастрового квартала для размещения объекта индивидуальной жилой застройки и вступившее в силу на основании Постановления администрации Шарлыкского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в апелляционном порядке, через Шарлыкский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Полный текст мотивированного решения изготовлен 25.06.2018.

Судья Е.А. Росляков