К делу № 2а-2390/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Сочи 18 апреля 2016 года
Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Власенко В.А.,
при секретаре судебного заседания Восканян А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ПГСК-5 «А» к Межрайонной ИФНС России № по Краснодарскому краю о признании недействительным решения о прекращении деятельности,
УСТАНОВИЛ:
административный истец – ПСК-5 «А» обратился в Центральный районный суд города Сочи с административным иском к административному ответчику, в котором просит признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ№ о прекращении деятельности ПГСК-5 «А»; обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № по Краснодарскому краю аннулировать в Едином Государственном реестре юридических лиц запись о ликвидации Потребительского гаражно-строительного кооператива 5 «А» от ДД.ММ.ГГГГ№ и восстановить запись в ЕГРЮЛ как действующее юридическое лицо ПГСК-5«А».
В обоснование своих требований указал, что постановлением главы администрации Центрального района г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№ зарегистрирован гаражно-строительный кооператив ПГСК-5 «А», расположенный по адресу: <адрес>, на основании постановление главы администрации г. Сочи № «О проектировании фондом безопасности дорожного движения» г. Сочи закрытой автостоянки коллективного пользования на 42 машиноместа по <адрес> и протокола собрания членов ГСК от ДД.ММ.ГГГГ. Запись о создании кооператива внесена в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ.
На данном земельном участке члены кооператива возвели капитальные гаражи. В настоящее время, членами ПГСК подготовлен ряд обращений в органы местного самоуправления с обращениями об оформлении прав на земельный участок, готовится договор долгосрочной аренды и ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства кооператива, заключён договор с ООО «Сочиводоканал» на водоснабжение канализацию, так же заключён договор с Сочинскими филиалом ОАО «Кубаньэнергосбыт» на снабжение кооператива электроэнергией.
Вместе с тем, в настоящее время административный истец узнал ПГСК-5 «А» был исключен из Единого государственного реестра юридических лиц на основании решения налогового органа от ДД.ММ.ГГГГ№. Согласно выписке из ЕГРЮЛ деятельность ПГСК-5 «А» прекращена записью от ДД.ММ.ГГГГ.
Однако, уведомление, решение и другие документы, касающиеся ликвидации ПГСК-5 «А», в адрес кооператива не высылались, в связи с чем невозможно было предоставить документы, опровергающие сведения налогового органа. При этом ознакомиться с уведомлениями и решением опубликованным инспекцией в журнале «Вестник государственной регистрации» не представляется также возможным. Процедура исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ является специальным основанием прекращения юридического лица, не связанным с его ликвидацией.
Вместе с тем, административным ответчиком была нарушена установленная законом процедура, предполагающая публикацию в средствах массовой информации решения о предстоящем исключении юридического лица, что лишило тем самым ПГСК-5 «А» права на подачу заявления в ИФНС в порядке, установленном пунктом 3 статьи 21.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Кроме того, ПГСК-5 «А» является некоммерческой организацией и осуществляет платежи в наличной форме за счет средств вступительных, паевых, членских, целевых и иных взносов членов кооператива. Тем более, ПГСК-5 «А» оплачивает коммунальные услуги: свет, вода. Таким образом, ПГСК-5 А2 на момент исключения из ЕГРЮЛ являлся действующим юридическим лицом, осуществляющим хозяйственную деятельность. Также, при принятии решения об исключении из ЕГРЮЛ регистрирующий орган не может ограничиваться только фактами отсутствия операций по банковским счетам и непредставления отчетности.
В судебном заседании представитель административного истца – председатель ПГСК-5 «А» Давиденко А.В. просил удовлетворить административные исковые требования по основаниям указанным в иске. А также восстановить пропущенный срок для обжалования решения Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № по Краснодарскому краю города Сочи по причине того, что каких-либо извещений и уведомлений получено не было.
Представитель административного ответчика – Межрайонной ИФНС России № по Краснодарскому краю, по доверенности Ровенская Е.Ю. с требованиями не согласилась, ссылаясь на то, что установленный законом порядок исключения недействующего юридического лица – ПГСК-5 «А» из ЕГРЮЛ налоговым органом был соблюден.
Суд, изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с п. 8 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
ПГСК-5 «А» ходатайствует о восстановлении срока на подачу настоящего административного искового заявления, в связи с неполучением решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ№ о прекращении деятельности ПГСК-5 «А» и невозможностью ознакомления с принятым решением опубликованным в журнале "Вестник государственной регистрации" по независящим от административного истца обстоятельствам.
В судебном заседании доказательств, опровергающих данные доводы административного истца о наличии уважительных причин пропуска срока для обращения в суд, стороной административного истца не представлено.
Ввиду данных обстоятельств, суд находит ходатайство ПГСК-5 «А» о восстановлении срока обращения в суд на подачу административного иска подлежащим удовлетворению. При этом ответчик ходатайство о применении последствий пропуска срока обращения в суд ходатайств не заявлял.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При этом в силу ч.2 ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Как следует из материалов дела, административный истец – ПГСК-5 «А» был зарегистрирован в установленном законом порядке постановлением главы администрации Центрального района г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№. Кооперативу для размещения капитальных гаражей предоставлен земельный участок по адресу: <адрес> Запись о создании кооператива внесена в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной ИФНС России № по Краснодарскому краю в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись № об исключении ПГСК-5 «А» из ЕГРЮЛ, как фактически прекратившего свою деятельность, на основании решения регистрирующего органа от ДД.ММ.ГГГГ о предстоящем исключении недействующего юридического лица.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (пункт 2).
В силу пунктов 3, 4 ст. 21.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения.
Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 26-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 21.1 и пункта 7 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в связи с жалобой гражданина ФИО1", установленный статьей 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" признак фактически прекратившего свою деятельность юридического лица - неосуществление операций по банковским счетам не имеет определяющего значения для некоммерческих организаций, которые осуществляют предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы.
Критерии признания юридического лица фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юридическим лицом), в полной мере применимые в отношении коммерческих организаций, не могут с достаточной степенью вероятности свидетельствовать о фактическом прекращении некоммерческой организацией своей деятельности. Соответственно, неосуществление некоммерческой организацией в течение последних двенадцати месяцев операций хотя бы по одному банковскому счету основанием для признания ее недействующей не является. Непредставление же в течение последних двенадцати месяцев документов налоговой отчетности служит основанием для возможного привлечения некоммерческой организации к налоговой ответственности, но не может быть признано достаточным для прекращения ее деятельности.
Кроме того, в силу пункта 10 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок документов отчетности является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной организации.
Из изложенного следует, что установленный статьей 21.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" упрощенный - внесудебный порядок исключения из ЕГРЮЛ подлежит применению только в отношении тех юридических лиц, которые действительно прекратили свою деятельность.
В соответствии с п. 1 ст. 50 ГК РФ, а также п. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческими организациями являются не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Согласно п. 3 ст. 50 ГК РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
Из материалов дела видно, что ПГСК-5 «А» является некоммерческой организаций и не преследует в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и распределение ее между участниками.
Кроме того, учитывая, что с момента государственной регистрации ПГСК-5 «А» фактически продолжает осуществлять свою деятельность, связанную с эксплуатацией гаражей на закрепленном за кооперативом земельном участке, оплачивает коммунальные услуги: свет, вода, газ, что подтверждается соответствующими квитанциями об оплате, суд приходит к выводу о том, что неосуществление кооперативом в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом решения о признании юридического лица фактически прекратившим свою деятельность, операций по банковскому счету и непредставление документов налоговой отчетности не может быть признано достаточным для вывода о прекращении им деятельности.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что наличие записи об исключении ПГСК-5 «А» из ЕГРЮЛ препятствует ему осуществлять деятельность в соответствии с уставом, а также нарушает права и законные интересы членов кооператива.
При этом, суд не находит оснований для удовлетворения требований об аннулировании записи в ЕГРЮЛ, так как такого способа защиты прав, как аннулирование - закон не содержит.
Пунктом 4 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ предусмотрено, что записи вносятся в государственные реестры на основания документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. Основанием для внесения записи в государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом (пункт 1 статьи 11 Федерального закона N 129-ФЗ). Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр (пункт 2 статьи 11 Федерального закона N 129-ФЗ).
Изменение сведений, содержащихся в конкретной записи государственного реестра, осуществляется путем внесения новой записи со ссылкой на изменяемую запись.
Пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 439 установлено, что документом, подтверждающим факт внесения записи в ЕГРЮЛ, является свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ по соответствующей форме.
В соответствия со статьей 11, пунктом 3 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ, решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр; при этом в случае изменения содержащихся в государственных реестрах сведений ранее внесенные сведения сохраняются. Исключение отдельных сведений из ЕГРЮЛ, равно как и внесение новых записей в ЕГРЮЛ на основании судебного акта, иным способом, нежели связанным с признанием недействительных ранее внесенных в ЕГРЮЛ записей не предусмотрено действующим законодательством. Иными словами в ЕГРЮЛ могут быть внесены лишь новые записи.
На основании пп.2 п.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ПГСК-5 «А» к Межрайонной ИФНС России № по Краснодарскому краю о признании недействительным решения о прекращении деятельности – удовлетворить в части.
Восстановить пропущенный срок для обжалования решения Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № по Краснодарскому краю города Сочи.
Обязать Межрайонной ИФНС России № по Краснодарскому краю внести в ЕГРЮЛ запись о государственной регистрации юридического лица – ПГСК-5 «А».
В остальной части административных исковых требований отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд города Сочи в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 22 апреля 2016 года.
Судья: В.А. Власенко
РЕШЕНИЕ В ЗАКОННУЮ СИЛУ НЕ ВСТУПИЛО
«СОГЛАСОВАНО»