Дело №2а-2391/2020
24RS0017-01-2020-002206-95
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 сентября 2020 года г. Красноярск
Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе: председательствующего судьи Медведева И.Г., при секретаре Зуевой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва об оспаривании действий (бездействия) должностных лиц государственного органа,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд к МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва с административным иском об оспаривании действий (бездействия) должностных лиц государственного органа, ссылаясь на следующие обстоятельства. Административный истец, являясь многодетной матерью, 31.03.2020 обратилась к административному ответчику с заявлением об образовании земельного участка площадью 1000 кв.м из находящегося в федеральной собственности земельного участка с кадастровым номером №, путем его раздела в соответствии с приложенной схемой и передачи образованного участка в государственную собственность Красноярского края в целях последующего решения о его предоставлении ФИО1 Однако письмом от 13.05.2020 административный ответчик ей сообщил, что мотивированный ответ на ее заявление будет направлен после получения ответа от Администрации г. Красноярска на обращение с предложением рассмотреть вопрос о безвозмездной передаче испрашиваемого истцом земельного участка в собственность муниципального образования г. Красноярск, в целях последующего вовлечения в хозяйственный оборот в рамках реализации положений Закона Красноярского края «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае». Данный ответ ФИО1 считает незаконным, поскольку ни одним из специальных законов в области регулирования земельного законодательства не предусмотрена возможность для уполномоченного органа после поступления заявления от гражданина осуществлять действия по передаче испрашиваемого земельного участка, игнорируя при этом обязанность такого органа осуществить установленные регламентом действия по предоставлению земельного участка заявителю, направлению мотивированного отказа в предоставлении земельного участка заявителю или перенаправления заявления гражданина в адрес органа, уполномоченного на рассмотрение данного заявления, в случае если орган получивший заявление не уполномочен на осуществление распорядительных действий в отношении земельного участка испрашиваемого заявителем. Фактически административный ответчик не рассмотрел заявление истца, а создал новую норму права, в силу которой принял решение передать испрашиваемый земельный участок в собственность муниципального образования г. Красноярск. С учетом изложенного, административный истец просит признать незаконным ответ МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва от 13.05.2020 № о предоставлении информации ФИО1, а также возложить на административного ответчика обязанность рассмотреть по существу заявление ФИО1 от 31.03.2020 в соответствии с установленной законом процедурой.
В зал суда административный истец ФИО1, ее представитель ФИО2 (доверенность и диплом имеются а материалах дела) не явились, о дате, времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представители административного ответчика МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, заинтересованного лица администрации г. Красноярска в судебное заседание также не явились, о дате, времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщили, об отложении не просили.
При этом, в ранее представленных письменных возражениях представитель МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва - ФИО3 (доверенность в деле) просила отказать в удовлетворении иска, полагая оспариваемый административным истцом отказ в предоставлении земельного участка, изложенный в письме от 13.05.2020 законным и обоснованным. Указала, что административный ответчик является федеральным органом исполнительной власти и при подготовке ответа истцу руководствовался федеральными законами, актами Правительства РФ, нормативными правовыми актами Министерства экономического развития РФ, Положением о своей работе, а также актами агентства, которыми не предусмотрено предоставление федеральных земельных участков многодетным гражданам в собственность бесплатно без проведения торгов. При этом уполномоченным органом по предоставлению многодетным гражданам земельных участков на территории города Красноярска является администрация города Красноярска, а на территории субъекта - Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края в связи с наличием соответствующих административных регламентов.
В соответствии с положениями ч.3 ст.17 Конституции Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Согласно ч.6 ст.45 КАС РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Кроме того, по смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.
При таких обстоятельствах суд расценивает неявку сторон в зал суда, как отказ от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, в связи с чем, с учетом требований ст. 150 КАС РФ рассматривает настоящее дело в их отсутствие.
Изучив административное исковое заявление, исследовав материалы дела и иные представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе - административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
На основании ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером №, площадью 143453+/-133 кв.м, адрес ориентира: <адрес>; вид разрешенного использования «под индивидуальными жилыми домами», с 09.07.2017 находится в собственности Российской Федерации, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 15.05.2020 (л.д. 41-43).
05.02.2020 ФИО1, являясь многодетным гражданином (матерью троих детей), обратилась в МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва с письменным заявлением о предоставлении ей на основании п. 6 ст. 39.5 ЗК РФ, п. 2 ст. 14, ст. 29.5 Закона Красноярского края № 7-2542 для индивидуального жилищного строительства земельного участка площадью 1 000 кв.м в границах находящегося в федеральной собственности земельного участка с кадастровым номером №, путем его раздела в соответствии с прилагаемой схемой.
Затем 14.04.2020 ФИО1 обратилась в МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва с письменным заявлением, датированным 31.03.2020, в котором просила принять решение об образовании земельного участка площадью 1 000 кв.м в границах находящегося в федеральной собственности земельного участка с кадастровым номером №, путем его раздела в соответствии с прилагаемой схемой и передаче образованного земельного участка в государственную собственность субъекта РФ для последующего принятия решения о предоставлении этого земельного участка многодетной семье ФИО1 в собственность бесплатно (л.д. 54-60).
Письмом МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва № от 13.05.2020 административному истцу было сообщено, что на основании поступивших от нее заявлений от 05.02.2020 и 14.04.2020 МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва было направлено обращение в адрес главы г. Красноярска с предложением рассмотреть вопрос о безвозмездной передаче испрашиваемого истцом земельного участка в собственность муниципального образования г. Красноярск, в целях последующего вовлечения в хозяйственный оборот в рамках реализации положений Закона Красноярского края «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае», ответ на которое по состоянию на 13.05.2020, не поступил. После получения дополнительной информации МТУ Росимущества вернется к рассмотрению вопроса, изложенного в обращении от 14.04.2020.
Дополнительно в своих письменных возражениях на иск административный ответчик указал, что вышеназванным ответом от 13.05.2020 ФИО1 было отказано в предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность бесплатно по причине того, что МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва не имеет полномочий на предоставление многодетным гражданам федеральных земельных участков в собственность бесплатно, так как полномочиями по управлению и распоряжению земельными участками на территории Красноярского края обладают лишь органы государственной власти субъекта РФ, а также органы местного самоуправления.
Обсуждая законность и обоснованность данного отказа административного ответчика, суд отмечает следующее.
Земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, состоит из Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Согласно ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено бесплатное предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, на основании решения уполномоченного органа в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.19 названного Кодекса, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 названного Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации наделяет законодателя субъекта Российской Федерации полномочием определять случаи бесплатного предоставления земельных участков в собственность, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 названного Кодекса, порядок и основания снятия граждан с данного учета.
В Красноярском крае указанный порядок предоставления земельных участке, многодетным семьям урегулирован Законом Красноярского края от 4 декабря 2008 года N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае".
В соответствии с абзацем 1 ст. 1 Закона Красноярского края от 4 декабря 2008 года N 7-2542 настоящий Закон регулирует отношения по использованию и охране земель в Красноярском крае в пределах полномочий, предоставленных органам государственной власти субъектов Российской Федерации Земельным кодексом Российской Федерации и иными актами федерального законодательства.
Согласно пункту 2 статьи 14 Закона Красноярского края от 4 декабря 2008 года N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" многодетные граждане, имеющие место жительства на территории Красноярского края, имеют право на однократное бесплатное получение без торгов в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для одной из следующих целей по своему выбору: ведение садоводства, огородничества; животноводства (за исключением территории Красноярской агломерации), индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства.
Многодетный гражданин имеет право на бесплатное получение в собственность земельного участка, расположенного на территории муниципального района или городского округа, в котором многодетный гражданин имеет место жительства, за исключением территории закрытых административно-территориальных образований.
В силу ч. 1 ст. 29.1 названного Закона Красноярского края многодетные граждане; заинтересованные в предоставлении земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения садоводства* огородничества, животноводства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно, подают заявления в исполнительный ооган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение соответствующими земельными участками. Заявление может быть подано также через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
При поступлении от многодетных граждан заявлений о предоставлении земельных участков в собственность бесплатно с приложением указанных в пункте 3 статьи 29.1 настоящего Закона документов, подтверждающих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, уполномоченный на распоряжение соответствующими земельными участками, формирует очередь на предоставление земельного участка.
Статьей 29.4 Закона Красноярского края "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" урегулирована последовательность бесплатного предоставления в собственность многодетным гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности.
При поступлении заявления о предоставлении земельного участка с указанием его местоположения, но без указания его кадастрового номера, если в указанном в заявлении месте может быть образован только один земельный участок, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанный в пункте 1 статьи 29.1 настоящего Закона, с учетом зонирования территорий и установленных законодательством требовании к образованию земельных участков в месячный срок со дня поступления заявления принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее - решение об утверждении схемы) в соответствии со статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации. В случае, если в месячный срок со дня поступления заявления иные заявления о предоставлении земельного участка в указанном месте от многодетных граждан не поступили, в течение 15 дней со дня принятия решение об утверждении схемы направляется заявителю. При поступлении иных заявлений о предоставлении в указанном месте земельного участка решение об утверждении схемы направляется заявителю, поставленному на очередь на предоставление земельного участка ранее иных заявителей (пункт 1).
Если в указанном в заявлении месте может быть образовано несколько земельных участков, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанный в пункте 1 статьи 29.1 настоящего Закона, с учетом зонирования территорий и установленных законодательством требований к образованию земельных участков в двухмесячный срок со дня поступления заявления принимает решения об утверждении схем в количестве, соответствующем количеству заявлений о предоставлении земельных участков в указанном месте, поступивших в месячный срок со дня поступления первого заявления. Решения об утверждении схем в недельный срок со дня принятия направляются заявителям в порядке поступления заявлений.
В случае если количество заявлений превышает количество земельных участков, которые могут быть образованы в указанном месте, решения об утверждении схем направляются заявителям в порядке постановки их на очередь на предоставление земельного участка. В течение 3 дней со дня направления заявителям решений об утверждении схем заявителям, которым не было направлено решение об утверждении схемы, направляется отказ в предоставлении земельного участка в указанном месте в порядке, установленном в пункте 3 статьи 29.6 настоящего Закона (пункт 2).
Заявитель, получивший решение об утверждении схемы, обеспечивает за свой счёт выполнение кадастровых работ по образованию земельного участка на основании решения об утверждении схемы и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" (пункт 3).
Орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанный в пункте 1 статьи 29.1 настоящего Закона, в месячный срок со дня представления выписки из Единого государственного реестра недвижимости на испрашиваемый земельный участок принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность бесплатно заявителю.
Копия решения направляется заявителю в течение 7 дней со дня его принятия с приложением выписки из Единого государственного реестра недвижимости (пункт 4).
В случае поступления от многодетного гражданина заявления о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка с указанием его местоположения, информация о котором не размещена на едином краевом портале "Красноярский край" в сети Интернет, предоставление земельного участка осуществляется в порядке, установленном в пунктах 1 - 4 настоящей статьи, после размещения информации об этом земельном участке на едином краевом портале "Красноярский край" в сети Интернет в порядке, установленном в пункте 4 статьи 29.7 настоящего Закона (пункт 5).
В соответствии с пунктом 1 раздела I Положения о Межрегиональном территориальном управлении, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 16 декабря 2016 года № 455 (далее - Положение), территориальный орган осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений на территории Красноярского края, Республики Хакасия и Республики Тыва.
Территориальный орган предоставляет в установленном порядке земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, площадью, равной либо меньше десяти гектаров, в аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное бессрочное пользование (пункт 4.1.14. раздела II Положения).
Из материалов дела следует, что ФИО1, как многодетный гражданин, претендующая на земельный участок, относящийся к федеральной собственности, обратилась с соответствующим заявлением в МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, в котором просила по существу не предоставить сформированный земельный участок, а разделить земельный участок с кадастровым №, 143 453 +/-133 кв.м, выделив ей участок, площадью 1 000 кв.м.
При этом региональный законодатель в Законе Красноярского края от 04.12.2008 г. № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» предусматривает возможность предоставления многодетным гражданам только земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации и в собственности муниципальных образований.
Такое толкование порядка бесплатного предоставления в собственность многодетным гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности обусловлено и тем, что согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в Определении от 29 января 2015 года N112-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки ФИО4 на нарушение ее конституционных прав положением абзаца второго пункта 2 статьи 28 Земельного кодекса РФ», Конституция Российской Федерации не гарантирует бесплатное предоставление земельных участков (определения от 15 января 2009 года N 105-О-О, от 24 февраля 2011 года N 163-О-О, от 17 июля 2014 года N 1679-О и др.).
В силу статей 10 и 72 (пункты "в", "ж" части 1) Конституции Российской Федерации определение оснований, круга лиц и условий для бесплатного предоставления земли относится к компетенции федерального законодателя и законодателя субъекта Российской Федерации, которые располагают достаточно широкой свободой усмотрения при разрешении указанного вопроса (определения от 22 марта 2012 года N 532-О-О, от 25 февраля 2013 года N 193-О и от 24 декабря 2013 года N 2134-О).
Абзац второй пункта 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, направленный на реализацию указанных конституционных положений и обеспечивающий государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, гарантированную статьей 7 (часть 2) Конституции Российской Федерации, предписывает субъектам Российской Федерации устанавливать на региональном законодательном уровне случаи и порядок бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей. Соответственно, эта норма сама по себе не нарушает конституционные права заявительницы, требования которой связаны с бесплатным получением конкретного земельного участка, относящегося к собственности Российской Федерации и не подлежащего приватизации в указанном ею порядке.
В соответствии с требованиями Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства» от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства органом государственной власти субъектов Российской Федерации могут быть предоставлены земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми на трехлетний срок переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации на основании решения межведомственного коллегиального органа (таковым является Правительственная комиссия по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации) в порядке, установленном настоящим Законом.
Методическими рекомендациями субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утв. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 сентября 2013 года № 372, предусмотрены в п.п. 16, 18, 19 положения о том, что при установлении порядка предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков необходимо принимать во внимание, что в соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В случае отсутствия в границах субъекта Российской Федерации (муниципального образования) земельных участков, находящихся в государственной собственности субъекта Российской Федерации или в муниципальной собственности, которые соответствуют критериям отбора земельных участков, рекомендуется руководствоваться положениями п. 5 ст.19 ЗК РФ, допускающего в целях их предоставления гражданам бесплатно в соответствии со ст. 28 ЗК РФ безвозмездную передачу: земельных участков, находящихся в федеральной собственности или в собственности субъекта Российской Федерации, в муниципальную собственность; земельных участков, находящихся в муниципальной собственности одного муниципального образования, в муниципальную собственность другого муниципального образования.
Однако как следует из материалов дела, по состоянию на май 2020 года в отношении испрашиваемого земельного участка полномочия Российской Федерации по управлению и распоряжению им в адрес органов государственной власти субъекта Российской Федерации не передавались.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва не является уполномоченным органом по предоставлению многодетным гражданам земельных участков на территории города Красноярска, а также постановке их на очередь на предоставление земельного участка, поскольку какой-либо подзаконный нормативный правовой акт, которым МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва могло бы руководствоваться для правомерного предоставления земельных участков многодетным гражданам в собственность бесплатно без проведения торгов, не разработан, а также учитывая, что ФИО1 претендовала на бесплатное получение конкретного земельного участка, относящегося к собственности Российской Федерации и не подлежащего приватизации в указанном ею порядке, суд приходит к выводу, что решением административного ответчика от 13.05.2020 ФИО1 было обоснованно отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Учитывая изложенное оснований для удовлетворения заявленных ФИО1 требований не имеется.
Руководствуясь ст. 175-177,227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва о признании незаконным ответа государственного органа № от 13.05.2020, возложении обязанности рассмотреть по существу заявление ФИО1 от 14.04.2020 – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Красноярского краевого суда в течение месяца с момента его изготовления в полном объеме, путем подачи апелляционной жалобы через канцелярию Железнодорожного районного суда г. Красноярска.
Решение изготовлено в полном объеме 10 сентября 2020 года.
Судья И.Г. Медведев