ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2392/2022 от 08.09.2022 Рубцовского городского суда (Алтайский край)

Дело № 2а – 2392/2022

22RS0011-02-2022-002935-04

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 сентября 2022 года Рубцовский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего Яркович Н.Г.

при секретаре Шкурдовой И.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФКУ ИК-5 УФСИН России по Алтайскому краю к Отделу судебных приставов по г. Рубцовску, Егорьевскому и Рубцовскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю, ведущему судебному приставу-исполнителю Кулешовой О.С., врио начальника отдела- старшего судебного пристава Холяпиной Н.В. об оспаривании постановления,

УСТАНОВИЛ:

ФКУ ИК-5 УФСИН России по Алтайскому краю в лице представителя по доверенности Быковой А.В. обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило отменить постановления об обращении взыскания от *** ведущего судебного пристава -исполнителя Кулешовой О.С. по сводному исполнительному производству в отношении должника МУП "Рубцовский водоканал" МО город Рубцовск Алтайского края (далее МУП "Рубцовский водоканал") на общую сумму задолженности . в связи с невозможностью их исполнения. В обоснование своих требований административный истец указал, что *** ведущим судебным приставом-исполнителем Кулешовой О.С. в рамках сводного исполнительного производства были вынесены оспариваемые постановления, в которых пристав постановила ФКУ ИК-5 УФСИН России по Алтайскому краю осуществлять исполнение обязательств по государственным контактам от *** и от *** исключительно путем перечисления денежных средств в части оплаты за услуги холодного водоснабжения и водоотведения путем перечисления денежных средств по реквизитам отдела судебных приставов г.Рубцовска, Егорьевского и Рубцовского районов Управления ФССП по Алтайскому краю. Однако исполнение данных постановлений невозможно по следующим обстоятельствам. Согласно письма Минфина России от *** «Об исполнении постановления судебного пристава-исполнителя, предусматривающего обращение взыскания на имущественные права исполнителя по государственному контракту на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг». Департамент правового регулирования бюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) в рамках компетенции рассмотрел обращение по вопросу исполнения постановления судебного пристава-исполнителя, предусматривающего обращение взыскания на имущественные права исполнителя по государственному контракту на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее -государственный контракт) и сообщает следующее.

Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N229-03 "Об исполнительном производстве" установлены условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим физическим лицам, юридическим лицам или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.

Как следует из обращения, получателем бюджетных средств был заключен государственный контракт. При этом судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об обращении взыскания на имущественное право должника-исполнителя по указанному контракту, в соответствии с которым на получателя бюджетных средств возложена обязанность по перечислению оплаты по контракту не исполнителю контракта, а на депозитный счет территориального органа Федеральной службы судебных приставов.

При этом в соответствии с положениями части 2 статьи 1 Федерального закона N 229-ФЗ, условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации. Указанная норма корреспондирует с положениями статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которым обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных Бюджетным кодексом. Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляется в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса.

Согласно положениям статьи 242.1 Бюджетного кодекса исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, которые направляются в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника как получателя бюджетных средств для учета операций по исполнению расходов соответствующего бюджета. При этом денежные средства по исполнительному документу подлежат перечислению на счет взыскателя. Иной порядок исполнения судебных актов бюджетным законодательством Российской Федерации не установлен.

Кроме того согласно положениям пункта 7 Порядка учета территориальными органами Федерального казначейства бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. N221H внесение изменений в поставленное на учет бюджетное обязательство осуществляется в соответствии со Сведениями о бюджетном обязательстве (код формы по ОКУД 0506101), сформированными на основании документов, указанных в графе 2 Перечня документов, на основании которых возникают бюджетные обязательства получателей средств федерального бюджета и документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, согласно приложению N 4.1 к Порядку N 221н.

По мнению Департамента, постановление судебного пристава-исполнителя, предусматривающее обращение взыскания на имущественное право должника-исполнителя по государственному контракту, не является документом-основанием для внесения изменений в бюджетное обязательство, возникшее на основании указанного государственного контракта.

В рассматриваемой ситуации получателем бюджетных средств заключен госконтракт. Судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об обращении взыскания на имущественное право должника - исполнителя по контракту, в соответствии с которым получатель бюджетных средств должен перечислить оплату по контракту не исполнителю, а на депозитный счет территориального органа ФССП.

Как пояснил Минфин, постановление судебного пристава-исполнителя, предусматривающее обращение взыскания на имущественное право должника - исполнителя по госконтракту, не является документом-основанием для внесения изменений в бюджетное обязательство, возникшее на основании контракта. Вышеуказанные государственные контракты были заключены в рамках Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ в соответствии с п.8 ч.1 ст. 93.

В соответствии со ст. 161 БК РФ казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств.

Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, и с учетом принятых и неисполненных обязательств. Оплата по государственным контрактам в соответствии с приказом Минфина России от 01.09.2008 N 87н (ред. от 17.12.2015) "О Порядке санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета" осуществляется через орган Федерального казначейства по месту обслуживания. При обращении ФКУ ИК-5 УФСИН России по Алтайскому краю в орган Федерального казначейства по месту обслуживания, учреждению был дан ответ, о том, что на основании письма Минфина России от *** учреждению отказано в перечислении оплаты за услуги холодного водоснабжения и водоотведения на счет отдела судебных приставов г.Рубцовска, Егорьевского и Рубцовского районов Управления ФССП по Алтайскому краю.

В ходе рассмотрения дела были привлечены в качестве административных соответчиков Управление ФССП по Алтайском краю, врио начальника отдела старшего судебного пристава Холяпина Н.В., ведущий судебный пристав- исполнитель Кулешова О.С., в качестве заинтересованных лиц судебный пристав-исполнитель Бобенко М.И., взыскатели по сводному исполнительному производству на дату ***: Соломатин Е.Ю., Соснов Е.А., Чевтаев А.В., Плотников И.В., Вибе О.П., Лукьянова Н.В., Носкова Г.С., Данько С.В., Рау Р.Н., Кухаренко Э.А., Филиал ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны России по Центральному военному округу, КГБУЗ «Городская больница №3 г. Рубцовск», КГБУЗ «Детская городская больница г. Рубцовска», МИФНС России №16 по АК, МИФНС России №14 по АК, МИФНС России №12 по АК, МИФНС России № 1 по Алтайскому краю, АКООС судебно-технической экспертизы, АКОО АЗПП «Сутяжник», Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды, должник по сводному исполнительному производству: МУП «Рубцовский Водоканал», а так же Управление федерального казначейства по Алтайскому краю.

Представитель административного истца, действующая на основании доверенности, Катанцева А.М., в судебном заседании требования административного иска поддержала по доводам, изложенным в иске. Пояснила, что письмом Минфин РФ от 31.07.2020 разъяснено, что постановление судебного пристава-исполнителя, предусматривающее обращение взыскания на имущественное право должника - исполнителя по государственному контракту, не является документом-основанием для внесения изменений в бюджетное обязательство, возникшее на основании указанного государственного контракта. Руководствуясь данным письмом, Управление федерального казначейства по АК отказываются перечислять средства за холодное водоснабжение и водоотведение по указанным государственным контрактам на счет службы судебных приставов.

Административный ответчик ведущий судебный пристав-исполнитель Кулешова О.С. в судебном заседании отсутствовала, была надлежаще извещена.

Представители административных ответчиков Отдела судебных приставов г. Рубцовска, Егорьевского и Рубцовского районов Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю, Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю, врио начальника отдела- старшего судебного пристава Холяпина Н.В. в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о времени и месте судебного заседания.

Заинтересованное лицо судебный пристав-исполнитель Бобенко М.И. в судебном заседании отсутствовала, надлежаще извещена.

Заинтересованное лицо представитель Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю Найденкова Н.П. в судебном заседании отсутствовала, надлежаще извещена, представила письменные возражения, в которых просила вынести решение по представленным доказательствам, указала, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на подлежащие казначейскому сопровождению средства участников казначейского сопровождения на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 БК РФ (п. 3 ст. 239 БК РФ). Согласно положениям статьи 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на подлежащие казначейскому сопровождению средства участников казначейского сопровождения производится на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, которые направляются в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника как получателя бюджетных средств для учета операций по исполнению расходов соответствующего бюджета. При этом денежные средства по исполнительному документу подлежат перечислению на счет взыскателя. Иной порядок исполнения судебных актов бюджетным законодательством Российской Федерации не установлен.

Данный довод соответствует позиции Министерства финансов Российской Федерации, изложенной в письме от 31.07.2020 № 09-01-08/67130. Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» правовая природа бюджета, являющегося финансовой основой функционирования государства и местного самоуправления, выражается в том, что бюджетные средства расходуются на государственные, муниципальные и общественные нужды в интересах всех граждан, проживающих на территории Российской Федерации. Установленное главой 24.1 БК РФ правовое регулирование препятствует возможности бесконтрольного обращения взыскания на средства бюджета и обеспечивает целевое расходование бюджетных средств. Особенности внесения изменений в заключенные в установленном порядке государственные контракты закреплены в Федеральном законе от 05 04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе).

В силу части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в предусмотренных законом случаях.

При исполнении контракта не допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случая, если новый поставщик (подрядчик, исполнитель) является правопреемником поставщика (подрядчика, исполнителя) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения (часть 5 статьи 95 Закона о контрактной системе). В связи с чем принудительное, то есть при отсутствии на то воли сторон государственного контракта и соответствующего положения закона, изменение получателя бюджетных средств по государственному контракту не может быть осуществлено судебным приставом-исполнителем без учета особенностей приведенного законодательства и полномочий судебного пристава-исполнителя.

Заинтересованные лица: взыскатели по сводному исполнительному производству на дату ***: Соломатин Е.Ю., Соснов Е.А., Чевтаев А.В., Плотников И.В., Вибе О.П., Лукьянова Н.В., Носкова Г.С., Данько С.В., Рау Р.Н., Кухаренко Э.А., Филиал ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны России по Центральному военному округу, КГБУЗ «Городская больница №3 г. Рубцовск», КГБУЗ «Детская городская больница г. Рубцовска», МИФНС России №16 по АК, МИФНС России №14 по АК, МИФНС России №12 по АК, МИФНС России № 1 по Алтайскому краю, АКООС судебно-технической экспертизы, АКОО АЗПП «Сутяжник», Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды, должник по сводному исполнительному производству- МУП «Рубцовский Водоканал», в судебном заседании отсутствовали, извещались в установленном законом порядке.

С учетом положений ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Исследовав материалы дела, обозрев материалы исполнительного производства, выслушав участников процесса, оценив представленные доказательства, суд считает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статьи 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

В силу частей 1, 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу статьи 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее Закон, Закон «Об исполнительном производстве», Закон N 229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

В силу ч.1 ст. 5 Закона «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

В соответствии со статьей 121 Закон «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Частью 1 ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" предусмотрено, что сотрудник органов принудительного исполнения обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Частью 1 статьи 34 Закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что возбужденные в отношении одного должника несколько исполнительных производств имущественного характера, а также возбужденные в отношении нескольких должников исполнительные производства по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя объединяются в сводное исполнительное производство.

Судом установлено, что постановлением заместителя начальника Межрайонной ИФНС России по ... от *** о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) – организации (ответственного участника (участника) консолидированной группы налогоплательщиков, индивидуального предпринимателя) произведено взыскание налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет имущества муниципального унитарного предприятия «Рубцовский водоканал» муниципального образования город Рубцовск Алтайского края на общую сумму

На основании указанного постановления от ***, постановлением судебного пристава-исполнителя Рубцовского МОСП по исполнению актов судов и иных органов в отношении должников – юридических лиц УФССП России по Алтайскому краю Кулешовой О.С. от *** возбуждено исполнительное производство в отношении должника МУП «Рубцовский водоканал» в пользу взыскателя Межрайонной ИФНС , предмет исполнения: произвести взыскание налога, пени, штрафа за счет имущества в размере

В настоящее время сводное исполнительное производство имеет номер . На дату *** в составе сводного исполнительного производства находилось исполнительное производство, что подтверждается реестром исполнительных производств, представленным врио начальника отдела- старшего судебного пристава Холяпиной Н.В.

На момент рассмотрения дела (на дату ***) задолженность по сводному исполнительному производству составила в составе сводного исполнительного производства состоит исполнительных производств, что подтверждается справкой от *** судебного пристава- исполнителя Бобенко М.И.

Как следует из материалов сводного исполнительного производства, в настоящее время у должника МУП "Рубцовский водоканал" открыт единственный счет в . Других банковских счетов у должника не имеется.*** судебным приставом-исполнителем Кулешовой О.С. в рамках сводного исполнительного производства было вынесено постановление об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся на счете , открытом в .

В последствии, при возбуждении новых исполнительных производств в отношении должника МУП "Рубцовский водоканал", и присоединении их к сводному исполнительному производству , в рамках каждого исполнительного производства выносились постановления об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся на счете , открытом в .

*** ведущим судебным приставом-исполнителем Кулешовой О.С. вынесены постановления об обращении взыскания на платежи , , согласно которым судебный пристав-исполнитель предписал ФКУ ИК-5 УФСИН России по АК осуществлять исполнение обязательств по государственным контактам от *** и от *** исключительно путем перечисления денежных средств в части оплаты за услуги холодного водоснабжения и водоотведения путем перечисления денежных средств по реквизитам отдела судебных приставов г.Рубцовска, Егорьевского и Рубцовского районов Управления ФССП по Алтайскому краю.

Поскольку оспариваемые постановления от *** были получены ФКУ ИК-5 УФСИН России по АК *** согласно штампа на постановлениях, административный иск поступил суд ***, в связи с этим, срок обжалования данных постановлений, предусмотренный ч.3 ст. 219 КАС РФ, не пропущен.

Частью 1 ст. 64 Закона "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия: в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.

Согласно ч.1, п.п. 1-3 ч.3 ст. 68 Закона «Об исполнительном производстве» мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.

Мерами принудительного исполнения являются: 1) обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги; 2) обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений; 3) обращение взыскания на имущественные права должника, в том числе на право получения платежей по исполнительному производству, в котором он выступает в качестве взыскателя, на право получения платежей по найму, аренде, а также на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, права требования по договорам об отчуждении или использовании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации, право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, принадлежащее должнику как лицензиату;

В соответствии со ст. 75 Закона "Об исполнительном производстве" в рамках исполнительного производства взыскание может быть обращено на принадлежащие должнику имущественные права, в том числе:

1) право требования должника к третьему лицу, не исполнившему денежное обязательство перед ним как кредитором (далее - дебитор), в том числе право требования по оплате фактически поставленных должником товаров, выполненных работ или оказанных услуг, по найму, аренде и другим (далее - дебиторская задолженность);

2) право требования в качестве взыскателя по исполнительному документу;

3) право на аренду недвижимого имущества;

4) исключительное право на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации на них не может быть обращено взыскание;

5) право требования по договорам об отчуждении и использовании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации;

6) принадлежащее лицензиату право использования результата интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации;

7) иные принадлежащие должнику имущественные права.

Проверяя законность вышеуказанных постановлений от ***, суд исходит из следующего.

*** между МУП "Рубцовский водоканал" (Поставщик) и ФКУ ИК-5 УФСИН России по Алтайскому краю в лице Сафонова П.Н. (Государственный заказчик) заключен государственный контракт на поставку холодного водоснабжения, согласно которому Поставщик обязуется подавать Государственному заказчику через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду, Государственный заказчик обязуется оплачивать принятую холодную (питьевую) воду установленного качества в сроки и порядке, которые определены настоящим Контрактом.

*** между МУП "Рубцовский водоканал" (Поставщик) и ФКУ ИК-5 УФСИН России по Алтайскому краю в лице Сафонова П.Н. (Государственный заказчик) заключен государственный контракт на водоотведение, согласно которому Поставщик, осуществляющий водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод Государственного заказчика в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а Государственный заказчик обязуется соблюдать режим водоотведения,.. ... производить оплату водоотведения в сроки и порядке, которые определены настоящим Контрактом.

Оплата за оказанные услуги холодного водоснабжения и водоотведения производится Государственным заказчиком на банковский счет Поставщика (в ).

Оспариваемыми постановлениями от *** обращено взыскание на денежные средства-выплаты должнику по указанным выше государственным контрактам за услуги холодного водоснабжения и водоотведения.

Согласно ч.2.1 ст. 75 Закона "Об исполнительном производстве" обращение взыскания на принадлежащее должнику право получения денежных средств производится в порядке, установленном статьей 76 настоящего Федерального закона для обращения взыскания на дебиторскую задолженность.

В соответствии с ч.ч. 1,2 ст. 76 Закона "Об исполнительном производстве" обращение взыскания на дебиторскую задолженность состоит в переходе к взыскателю права должника на получение дебиторской задолженности в размере задолженности, определяемом в соответствии с частью 2 статьи 69 настоящего Федерального закона, но не более объема дебиторской задолженности, существовавшего на день обращения взыскания, и на тех же условиях.

Обращение взыскания на дебиторскую задолженность производится: 1) при наличии согласия взыскателя - путем внесения (перечисления) дебитором дебиторской задолженности на депозитный счет службы судебных приставов; 2) при отсутствии согласия взыскателя или невнесении (неперечислении) дебитором дебиторской задолженности на депозитный счет службы судебных приставов - путем продажи дебиторской задолженности с торгов.

В нарушение установленного законом порядка согласие всех взыскателей по сводному исполнительному производству на внесение (перечисление) дебиторской задолженности должника на депозитный счет подразделения судебных- приставов, получено не было. Доказательств обратному материалы дела не содержат, административными ответчиками не предоставлено.

МУП "Рубцовский водоканал", являющееся исполнителем (Поставщиком) по государственным контрактам, в рамках казначейского сопровождения средств, получаемых указанным Муниципальным унитарным предприятием, в территориальных органах Федерального казначейства открыты лицевые счета неучастника бюджетного процесса.

В силу пункта 1 Постановления Правительства РФ от 01.12.2004 N 703 "О Федеральном казначействе" (далее Постановления) федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета, функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом "Об аудиторской деятельности".

В полномочия Федерального казначейства входит осуществление в установленном порядке кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (пункт 5.12. Постановления).

В силу статьи 220.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации учет операций по исполнению бюджета, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, производится на лицевых счетах, открываемых в соответствии с положениями настоящего Кодекса в Федеральном казначействе, финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования), органе управления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 1 Закона "Об исполнительном производстве" условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также средств, подлежащих в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации казначейскому сопровождению, устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" правовая природа бюджета, являющегося финансовой основой функционирования государства и местного самоуправления, выражается в том, что бюджетные средства расходуются на государственные, муниципальные и общественные нужды в интересах всех граждан, проживающих на территории Российской Федерации. Установленное главой 24.1 БК РФ правовое регулирование препятствует возможности бесконтрольного обращения взыскания на средства бюджета и обеспечивает целевое расходование бюджетных средств.

Частью 1 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, представляющий собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с настоящим Кодексом средства участников казначейского сопровождения осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, установленных статьями 93.3, 93.4, 93.6, 142.2, 142.3, 166.1, 218, 242 и 242.6 настоящего Кодекса.

При этом, как установлено в судебном заседании, подобный судебный акт не принимался, административным ответчиком суду не предоставлялся.

Согласно части 2 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с настоящим Кодексом средства участников казначейского сопровождения службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом.

Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с настоящим Кодексом средства участников казначейского сопровождения на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 настоящего Кодекса.

Порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам казенных учреждений субъекта Российской Федерации, установлен статьей 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно обращал внимание на то, что эффективное выполнение государством в лице государственных органов возложенных на него публичных функций, в том числе связанных с гарантированием и защитой прав и свобод граждан, предполагает должный уровень материально-финансовой обеспеченности этих органов за счет денежных средств, предоставляемых им из публично-правовых фондов - бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, с учетом чего Бюджетный кодекс Российской Федерации не предусматривает в качестве общего правила принудительное обращение взыскания на бюджетные средства: согласно части 2 его статьи 239 обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных данным Кодексом; порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на бюджетные средства урегулирован в главе 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (определения от 03 июля 2008 года N 734-О-П, от 18 января 2011 года N 45-О-О, от 08 февраля 2011 года N 115-О-О и от 01 ноября 2012 года N 2008-О).

Таким образом, положения ФЗ "Об исполнительном производстве", за исключением статьи 13 этого закона, не могут быть применены к правоотношениям по исполнению судебных актов (исполнительных документов) по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета, организация исполнения которых осуществляется в порядке статей 242.1 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

При этом, исходя из п. 2 ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, денежные средства по исполнительному документу подлежат перечислению на банковский счет взыскателя.

Исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета казенного учреждения субъекта Российской Федерации, по месту открытия должнику как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов бюджета субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным казначейством, отдельные функции финансовых органов субъектов Российской Федерации по исполнению соответствующих бюджетов могут осуществляться органами Федерального казначейства на основании соглашений между ними и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (местными администрациями муниципальных образований), органами управления государственными внебюджетными фондами.

Ни Федеральный закон "Об исполнительном производстве", ни Бюджетный кодекс Российской Федерации не предусматривают полномочий органов Федерального казначейства без исполнительного документа (исполнительный лист, судебный приказ) или без предоставления иных, установленных законодательством Российской Федерации, подтверждающих платеж документов, перечислять денежные средства с лицевого счета казенного учреждения какому-либо получателю, в том числе на депозитный счет подразделения службы судебных приставов.

Закон "Об исполнительном производстве" не предусматривает полномочий судебного пристава-исполнителя по осуществлению какого-либо вмешательства в бюджетные правоотношения участников бюджетного процесса, включая казенные учреждения, в том числе при исполнении денежных обязательств, и изменении конкретного получателя бюджетных средств (получателя средств соответствующего бюджета).

Кроме того, судебным приставом-исполнителем не были учтены положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусматривающие особенности внесения изменений в заключенные в установленном порядке государственные контракты.

Так, ч. 1 ст. 95 вышеуказанного закона предусмотрено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в предусмотренных законом случаях.

При исполнении контракта не допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случая, если новый поставщик (подрядчик, исполнитель) является правопреемником поставщика (подрядчика, исполнителя) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения (ч. 5 ст. 95).

В связи с чем принудительное, то есть при отсутствии на то воли сторон государственного контракта и соответствующего положения закона, изменение получателя бюджетных средств по государственному контракту не может быть осуществлено судебным приставом-исполнителем без учета особенностей приведенного выше законодательства и полномочий судебного пристава-исполнителя.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что принятые судебным приставом-исполнителем меры принудительного исполнения не соответствовали положениям закона, нарушали права и законные интересы административного истца.

Объективного обоснования необходимости применения таких мер судебным приставом- исполнителем не предоставлено.

При этом, суд принимает во внимание, что в рамках сводного исполнительного производства на единственный расчетный счет должника обращено взыскание, денежные средства, поступающие на данный счет, в том числе и по государственным контрактам от ***, распределяются взыскателям согласно очередности взыскания. В связи с изложенным, постановления от *** об обращении взыскания нельзя признать законными, требования административного истца об отмене указанных постановления подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 – 181, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Требования ФКУ ИК-5 УФСИН России по Алтайскому краю удовлетворить.

Отменить постановления от *** , об обращении взыскания на платежи, вынесенные ведущим судебным приставом -исполнителем Кулешовой О.С. в рамках сводного исполнительного производства .

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Рубцовский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Н.Г. Яркович

мотивированное решение 19.09.2022