№ 2а-609/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Бахчисарай |
Бахчисарайский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи – | Корбут А.О. |
при секретаре –с участием:административного истца –административного истца –административного истца –представителя административных истцов – | ФИО1 ФИО4,ФИО4,ФИО6,ФИО10 |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО4, ФИО5, ФИО6 к администрации города Ялта Республики Крым, главе администрации города Ялта Республики Крым ФИО2, Государственному комитету по делам межнациональных отношений Республики Крым, председателю Государственного комитета по делам межнациональных отношений Республики Крым ФИО3, заинтересованные лица: Департамент имущественных и земельных отношений города Ялта, Комиссия по вопросам защиты и реализации прав граждан на предоставление земельных участков для жилищного строительства на территории Республики Крым, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, о признании бездействия незаконным, обязании совершить определенные действия, –
установил:
9 ноября 2021 года ФИО4, ФИО5, ФИО6 обратились в Бахчисарайский районный суд Республики Крым с административным исковым заявлением к администрации города Ялта Республики Крым, Государственному комитету по делам межнациональных отношений Республики Крым, о признании бездействия незаконным, обязании совершить определенные действия.
Административное исковое заявление мотивировано тем, что ФИО4, ФИО5, ФИО6 являются участниками «поляны протеста «Лавровое поле», заняли самовольно земельные участки в районе пгт Понизовка города Ялта.
Административные истцы указывают, что включены в Реестр граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия до принятия Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ, сформированного на основании постановления Совета министров Республики Крым от 25 апреля 2016 года № 169. Административные истцы полагают, что у них возникло право на получение в собственность земельных участков занятых самовольно.
Административные истцы считают, что администрация города Ялта Республики Крым, а также Государственный комитет по делам межнациональных отношений Республики Крым располагают всеми возможностями по предоставлению самовольно занятых административными истцами земельных участков, однако по неизвестным причинам, несмотря на нахождение административных истцов в вышеуказанном Реестре, а также в системе АИС, административные ответчики допускают незаконное бездействие и не предпринимают каких-либо действий по предоставлению административным истцам самовольно занятых земельных участков в пгт Понизовка города Ялта.
Административные истцы указывают, что обращались с заявлениями о предоставлении информации о рассмотрении обращений по вопросу предоставления испрашиваемых, самовольно занятых, земельных участков в администрацию города Ялта и Государственный комитет по делам межнациональных отношений Республики Крым, на которые получили ответы в августе 2021 года, из которых, по мнению административных истцов, усматривается незаконное бездействие вышеуказанных органов власти, которое выражается в неисполнении в отношении административных истцов Закона Республики Крым от 15 января 2015 года № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений», а также постановления Совета министров Республики Крым от 25 апреля 2016 года № 169.
Уточнив административное исковое заявление, в порядке ст. 46 КАС РФ, административные истцы просят признать бездействие администрации города Ялта Республики Крым и Государственного комитета по делам межнациональных отношений Республики Крым в части непредставления ФИО5, ФИО7, ФИО6, земельных участков в районе села Понизовка, города Ялта, как гражданам определившимся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия с 1 января 2017 года по настоящее время.
Определением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 28 декабря 2021 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена глава администрации города Ялта Республики Крым ФИО2.
Протокольным определением суда от 4 марта 2022 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен председатель Государственного комитета по делам межнациональных отношений Республики Крым ФИО3
Протокольным определением суда от 4 апреля 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Комиссия по вопросам защиты и реализации прав граждан на предоставление земельных участков для жилищного строительства на территории Республики Крым.
Протокольным определением суда от 4 мая 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым.
Протокольным определением суда от 2 июня 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент имущественных и земельных отношений города Ялта.
В судебном заседании административные истцы и их представитель поддержали административное исковое заявление и просили его удовлетворить по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили, о времени и месте рассмотрения административного дела извещены надлежащим образом (л.д. 191, 192, 193, 194, 195, 196, 198).
Суд считает возможным провести судебное заседание в отсутствие неявившихся участников по делу в порядке ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Изучив материалы административного дела, заслушав пояснения административных истцов, их представителя, исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска, по следующим основаниям.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, задачами административного судопроизводства являются, в том числе, защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Одним из принципов административного судопроизводства является законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6, статья 9 названного кодекса).
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Таким образом, законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит по общему правилу из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения (часть 1 статьи 4, часть 1 статьи 218, часть 9 статьи 226, статья 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В силу части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ).
Согласно пункта 3 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
Статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере, до 1 января 2019 года.
Особенности предоставления земельных участков гражданам Российской Федерации, включенным в Реестр граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия до принятия Федерального конституционного закона установлены статьей 22.2 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений».
Частью 1 статьи 22.2 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» установлено, что действие настоящей статьи распространяется на граждан Российской Федерации, включенных в Реестр граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия до принятия Федерального конституционного закона (далее - Реестр).
Предоставление указанным в настоящей статье гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по месту подачи указанными гражданами заявлений в порядке, установленном статьей 6 настоящего Закона.
Основанием для постановки указанных в настоящей статье граждан в очередь на бесплатное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства является выписка из Реестра.
Согласно статьи 23 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» положения статьи 22.2 настоящего Закона действуют до 1 января 2023 года.
Порядок ведения Реестра граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия до принятия Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Порядок) был утвержден Постановлением Совета министров Республики Крым от 25 апреля 2016 года № 169 (утратил силу 1 января 2017 года в связи с истечением срока действия).
Пунктами 2.1, 3.1, Порядка установлено, что право на включение в Реестр граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия до принятия Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Реестр), имеют граждане (заявители), подавшие в срок до 15 апреля 2015 года в орган местного самоуправления соответствующего муниципального образования в Республике Крым заявление о предоставлении занятого ими участка, при соблюдении совокупности следующих условий: наличие по состоянию на 18 марта 2014 года гражданства Украины; наличие гражданства Российской Федерации; постоянное проживание на территории Республики Крым более пяти лет, предшествующих дате подачи заявления о включении в Реестр; отсутствие у гражданина, его супруги и несовершеннолетних детей в собственности иного земельного участка, пригодного для строительства жилого дома (в отношении указанных граждан не принимались решения о предоставлении (передаче) земельных участков на территории Республики Крым для строительства жилого дома либо решения, в соответствии с которыми возможно завершение оформления прав на земельный участок для строительства жилого дома в соответствии с законодательством Российской Федерации); гражданином, его супругой и несовершеннолетними детьми не осуществлялось отчуждение земельного участка, находящегося на территории Республики Крым, после 18 марта 2014 года; отсутствие нарушения у гражданина норм земельного законодательства Российской Федерации в части самовольного занятия земельных участков или самовольного строительства либо добровольное устранение им правонарушений путем освобождения земельных участков, а при самовольном строительстве - путем сноса строений.
Перечень документов, необходимых для включения граждан в Реестр, был определен в пункте 3.2 Порядка № 169. В случае если гражданин не предоставил все необходимые документы при подаче заявления в орган местного самоуправления соответствующего муниципального образования в Республике Крым в срок до 15 апреля 2015 года, данные документы должны быть представлены заявителем в срок до 1 июня 2016 года в Государственный комитет по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым (далее - Госкомитет)
Заявления граждан (с прилагаемыми документами, при наличии), указанные в пункте 2.1 Порядка № 169, в течение одного месяца с момента принятия настоящего Порядка направляются органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования в Республике Крым в Госкомитет для их рассмотрения (пункт 4.1 Порядка № 169).
Пунктами 4.3, 4.4 названного Порядка было установлено, что в рамках рассмотрения заявления гражданина Госкомитет в течение 10 дней с момента поступления к нему документов, указанных в пункте 4.1 Порядка, представляет Комиссии по решению вопросов защиты и реализации прав граждан на предоставление земельных участков для жилищного строительства на территории Республики Крым (далее - Комиссия) необходимые документы для осуществления мероприятий по обеспечению уполномоченными лицами комиссионного выезда на место расположения земельного участка, определенного заявителем в соответствии с подпунктом 3.2.4 настоящего Порядка, с целью принятия решения об установлении факта выбора заявителем земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия до принятия Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
В течение 5 дней с момента поступления в Госкомитет документов, указанных в пункте 4.1 Порядка, Госкомитет с целью установления возможности дальнейшего предоставления гражданам выбранного ими земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия до принятия Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» направляет в соответствующий орган местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым либо Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым (по принадлежности земельного участка) запрос о нахождении земельного участка в муниципальной либо государственной собственности, а также об отсутствии либо наличии прав третьих лиц на него.
Решение Комиссии об установлении либо отсутствии факта выбора заявителем земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия до принятия Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» представляется Госкомитету в течение 10 дней с момента получения Комиссией документов, указанных в абзаце первом настоящего пункта.
По результатам рассмотрения заявления Госкомитет в течение 30 дней со дня его поступления принимает решение о включении сведений в Реестр с указанием номера фактически занимаемого земельного участка (в случае возможности) в соответствии со схемой или картографическим материалом, утвержденным на заседании Комиссии по решению вопросов защиты и реализации прав граждан на предоставление земельных участков для жилищного строительства на территории Республики Крым, либо об отказе во включении сведений в Реестр. Форма бланка Реестра представлена в приложении к настоящему Порядку (прилагается).
Согласно п. 4.7 Порядка Госкомитет в течение 10 дней после включения гражданина в Реестр с целью постановки заявителя в очередь на бесплатное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства направляет в соответствующий орган местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым выписку из Реестра с информацией о заявителе (ях).
В течение 10 дней после включения гражданина в Реестр выписка из Реестра с информацией о заявителе также выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление.
Выписка из Реестра является основанием для постановки заявителя уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым в очередь на бесплатное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства (п. 4.8 Порядка).
При этом, в случае отсутствия в муниципальной собственности соответствующего муниципального образования земельных участков применяется норма пункта 2.1 части 3 статьи 6 настоящего Закона.
Земельные участки в соответствии с настоящей статьей предоставляются в порядке очередности. Порядок постановки заявителя в очередь на получение находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, снятия его с очереди, типовая форма заявления о постановке гражданина в очередь, а также перечень прилагаемых к заявлению документов определяются Советом министров Республики Крым (часть 2 статьи 6 Закона № 66-ЗРК/2015).
Постановлением Совета министров Республики Крым от 10 февраля 2015 года № 41 утвержден Порядок ведения очередности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым или муниципальной собственности (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения – 4 декабря 2019 года, далее - Порядок).
Пунктом 1.2 Порядка установлено, что списки очередности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства, ведения дачного хозяйства, садоводства, а также для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта (далее - Список) формируются и ведутся органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений (далее - уполномоченные органы) по месту жительства граждан, категории которых установлены статьей 4 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений».
Пунктом 2.2.1 Порядка установлено, что уполномоченный орган осуществляет проверку принадлежности заявителя к льготной категории и его соответствия условиям предоставления земельного участка в соответствии со статьей 5 Закона путем направления межведомственных запросов.
Информация относительно наличия у заявителя, его супруга (и) и несовершеннолетних детей, а также для многодетных семей - у совершеннолетних детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения, при условии совместного проживания заявителя и его детей: иного земельного участка, пригодного для строительства жилого дома; в собственности жилого помещения, в том числе жилого дома; отчужденного недвижимого имущества, в том числе земельного участка, представляется Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым и органами технической инвентаризации в порядке межведомственного взаимодействия.
Распоряжением Главы Республики Крым от 18 июня 2014 года № 31-рг создана Комиссия по вопросам защиты и реализации прав граждан на предоставление земельных участков для жилищного строительства на территории Республики Крым (вместе с «Положением о Комиссии по вопросам защиты и реализации прав граждан на предоставление земельных участков для жилищного строительства на территории Республики Крым»).
В соответствии с вышеуказанным положением Комиссия по вопросам защиты и реализации конституционных прав граждан на земельные участки для жилищного строительства на территории Республики Крым (далее - Комиссия) создается в целях организации взаимодействия исполнительных органов государственной власти Республики Крым с федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и общественными объединениями в сфере защиты и реализации прав граждан на предоставление земельных участков для жилищного строительства на территории Республики Крым.
Заседания Комиссии проводятся по решению председателя Комиссии. Председатель Комиссии определяет дату, время и место проведения заседания Комиссии, а также утверждает повестку дня заседания Комиссии.
Решения, принимаемые на заседаниях Комиссии, оформляются протоколами. В протоколе заседания Комиссии указываются: дата, время и место проведения заседания; сведения о членах Комиссии и иных лицах, присутствующих на заседании; вопросы повестки дня заседания; решения, принятые по итогам заседания; иные сведения.
В соответствии со ст. 3-3 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», в случае отсутствия в муниципальной собственности соответствующего муниципального образования земельных участков, необходимых для решения вопросов местного значения согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», допускается безвозмездная передача из муниципальной собственности другого муниципального образования соответствующих земельных участков.
Орган местного самоуправления муниципального образования, заинтересованный в безвозмездной передаче земельного участка в соответствии с частью 1 настоящей статьи (далее - заинтересованный орган), направляет в адрес органа местного самоуправления муниципального образования, осуществляющего полномочия собственника в отношении предлагаемого к передаче земельного участка (далее - собственник земельного участка), следующие документы:
1) предложение о передаче земельного участка в муниципальную собственность, содержащее технико-экономическое обоснование целесообразности передачи земельного участка с обоснованием положительного социально-экономического эффекта;
2) решение уполномоченного органа местного самоуправления о предоставлении согласия на принятие земельного участка в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования;
3) выписку из Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка;
4) муниципальные правовые акты, подтверждающие полномочия заинтересованного органа на направление предложений о передаче земельного участка.
Собственник земельного участка в течение одного месяца со дня поступления предложения о передаче земельного участка принимает и направляет заинтересованному органу решение о безвозмездной передаче земельного участка из собственности одного муниципального образования в собственность другого муниципального образования (далее - решение о передаче земельного участка) или решение об отказе в безвозмездной передаче такого земельного участка с обоснованием причин такого отказа.
Передача земельного участка, находящегося в собственности одного муниципального образования, в собственность другого муниципального образования осуществляется в соответствии с актом приема-передачи.
Акт приема-передачи подписывается уполномоченными органами местного самоуправления, осуществляющими передачу и принятие земельного участка, в месячный срок со дня принятия решения о передаче земельного участка.
Судом установлено, а материалами дела подтверждено, что ФИО4, ФИО5, ФИО6 включены в Реестр АИС «Земля 2.0» как участники «поляны протеста» пгт Понизовка Лавровое поле 12,5 га», согласно сведениям автоматизированной информационной системы учета граждан для предоставления земельных участков под индивидуальное жилищное строительство (АИС «Земля» их данные внесены, соответственно, под номерами 1610, 1667, 1649.
Письмами председателя Государственного комитета по делам межнациональных отношений Республики Крым от 4 августа 2021 года ФИО6 и ФИО4 сообщено, что их обращения по вопросу включения в Реестр АИС «Земля 2.0» как участников «поляны протеста» пгт Понизовка Лавровое поле 12,5 га» рассмотрено.
По результатам рассмотрения их обращений сообщено, что согласно сведениям автоматизированной информационной системы учета граждан для предоставления земельных участков под индивидуальное жилищное строительство их данные внесены под номерами 1649 и 1667.
Государственным комитетом во исполнение распоряжения Главы Республики Крым от 5 марта 2019 года № 99-рг осуществлен выезд в составе рабочей группы для проведения анализа и актуализации списков участников полян протеста на территории муниципального образования городской округ Ялта, включенных в АИС «Земля». По результатам выезда было установлено, что заявители состоят на «поляне протеста» пгт Понизовка Лавровое поле 12,5 га», под условными номерами земельных участков, соответственно 7 и 5.
Вместе с тем, заявителям сообщено, что распоряжением Главы Республики Крым от 18 июня 2014 года № 31-рг создана Комиссия по вопросам защиты и реализации прав граждан на предоставление земельных участков для жилищного строительства на территории Республики Крым. Согласно положения о Комиссии, она создана в целях организации взаимодействия исполнительных органов государственной власти Республики Крым с федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и общественными объединениями в сфере защиты и реализации прав граждан на предоставление земельных участок для жилищного строительства на территории Республики Крым.
По результатам заседания Комиссии, которое состоялось 30 апреля 2020 года, было принято решение о включении заявителей в список очередности граждан, имеющих основания на получение в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства, в границах населенного пункта.
Протокол заседания Комиссии от 30 апреля 2020 года в установленном порядке был направлен в адрес администрации города Ялта для работы.
Вместе с тем, заявителям было сообщено, что администрацией города Ялта Республики Крым завершаются мероприятия по инвентаризации земель муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, по итогам которых свободные земельные массивы, отвечающие поставленным требованиям, не выявлены.
Заявители в письмах также проинформированы о том, что администрацией города Ялта Республики Крым в адрес Главы Республики Крым направлено письмо с просьбой об определении компенсационных механизмов и сумм, подлежащих выплате гражданам, находящимся в льготной очереди на получение земельного участка, а также о возможности внесения изменений в Закон Республики Крым от 15 января 2015 года № 66-ЗРК, предусмотрев возможность выделения земельных участок гражданам, относящимся к льготным категориям граждан на территории других муниципальных образований Республики Крым по согласованию (л.д. 16-17, 21-22).
Судом также установлено, что письмом председателя Государственного комитета по делам межнациональных отношений Республики Крым от 5 августа 2021 года ФИО4 сообщено, что его обращение по вопросу включения в Реестр АИС «Земля 2.0» как участника «поляны протеста» пгт Понизовка Лавровое поле 12,5 га» рассмотрено, а также заявителю предоставлен аналогичный по своему содержанию ответ, как и ФИО6 и ФИО4 в письме от 4 августа 2021 года (л.д. 18-19).
27 августа 2021 года первый заместитель главы администрации города Ялта, рассмотрев заявления ФИО6 и ФИО4 по вопросу предоставления земельных участков гражданам из состава земельного массива «поляна протеста «Лавровое поле» в пгт Понизовка, направил в адрес заявителей письма, в которых сообщил о том, что распоряжением Главы Республики Крым от 18 июня 2014 года № 31-рг создана Комиссия по вопросам защиты и реализации прав граждан на предоставление земельных участков для жилищного строительства на территории Республики Крым, основной функцией которой является организация взаимодействия исполнительных органов государственной власти Республики Крым с федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и общественными объединениями в сфере защиты и реализации прав граждан на предоставление земельных участков для жилищного строительства на территории Республики Крым.
В ходе работы Комиссии создана межведомственная рабочая группа для проведения выездного обследования территорий «полян протеста», по результатам которого составлен акт инвентаризации самовольно занятых земель на территории Ялтинского городского округа и сформирована база учета граждан для предоставления земельных участков.
Заявители проинформированы о том, что порядок формирования Реестра участников «полян протеста» утвержден постановлением Совета министров Республики Крым от 25 апреля 2016 года № 169 «Об утверждении Порядка ведения Реестра граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия до принятия Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ.
Информация о результатах инвентаризации с приложением графических материалов, списочным составом участников «полян протестов» была направлена в Государственный комитет. Участники «поляны протеста «Лавровое поле» в пгт Понизовка, соответствующие требованиям Порядка, внесены в Реестр.
Государственным комитетом во исполнение распоряжения Главы Республики Крым от 5 марта 2019 года № 99-рг осуществлен повторный выезд в составе рабочей группы для проведения анализа и актуализации списков участников полян протеста на территории муниципального образования городской округ Ялта включенных в АИС «Земля» в качестве участников «полян протеста».
Заявителям сообщено, что они состоят в списках очередности АИС «Земля».
Кроме того заявители проинформированы о том, что постановлением Совета министров Республики Крым от 13 декабря 2019 года № 733 в Схему территориального планирования Республики Крым внесены изменения в части включения объекта регионального значения в области курортной и туристической деятельности «Строительство (расширение) санаторно-курортного комплекса «MriyaResort&SPA». В целях размещения данного объекта решением Ялтинского городского совета от 16 июня 2020 года № 11 в генеральный план муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым внесены соответствующие изменения. Территория «поляны протеста «Лавровое поле» предусмотрена генеральным планом для реализации данных целей.
Участникам «поляны протеста «Лавровое поле», относящимся к льготным категориям граждан и имеющим право на получение земельных участков, земельные участки будут предоставляться в соответствии с Законом Республики Крым от 15 января 2015 года № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» в порядке, утвержденном постановлением Совета министров Республики Крым от 10 февраля 2015 года № 41 «Об утверждении Порядка ведения очередности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым или муниципальной собственности (л.д. 20, 23).
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений частей 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересы административного истца; на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу пункта 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, суд принимает в том случае, если признает их соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права и законные интересы административного истца.
Таким образом, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления принципиальное значение имеет выявление совокупности двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов административного истца.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных данным Кодексом и другими федеральными законами.
Таким образом, право на обращение за судебной защитой не является абсолютным и судебной защите подлежат только нарушенные, оспариваемые права, свободы и законные интересы.
Учитывая, что заявления ФИО4, ФИО6, ФИО4 были изучены и рассмотрены административными ответчиками и по их обращениям представлены ответы в форме писем на обращения, бездействия со стороны административных ответчиков судом не установлено.
Кроме того, административными истцами не доказано нарушения их прав в части разрешения вопроса о предоставлении им испрашиваемых земельных участков, в нарушение порядка очередности (списка очередности), в который включены административные истцы.
Несогласие административных истцов с предоставленными им ответами само по себе не может служить основанием для удовлетворения заявленных административных исковых требований и не свидетельствует о нарушении их прав, свобод и законных интересов со стороны административных ответчиков.
Учитывая изложенные выше обстоятельства и нормы материального права, суд полагает, что оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 226-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО4, ФИО5, ФИО6 – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Бахчисарайский районный суд Республики Крым в течение одного месяца со дня принятия решения суда.
В окончательной форме решение вынесено 10 августа 2022 года.
Судья А.О. Корбут