ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2395/2022 от 31.08.2022 Сызранского городского суда (Самарская область)

УИД 63RS0025-01-2022-001997-34

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 августа 2022 года г. Сызрань

Сызранский городской суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Демиховой Л.В.,

при помощнике судьи Козулиной О.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2395/2022 по административному иску Поруновой ОГ к Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области о признании решения об отказе в перерасчете суммы транспортного налога незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Порунова О.Г. обратилась в суд с административным иском к Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области о признании решения об отказе в перерасчете суммы транспортного налога незаконным.

В обоснование заявленных требований указала, что 15.07.2021 судебным приказом мирового судьи судебного участка № 82 судебного района г. Сызрани Самарской области с нее в пользу Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области взыскана задолженность по обязательным платежам в сумме 2876,95 руб.

30.09.2021 указанный выше судебный приказ по ее заявлению отменен, однако с банковской карты административного истца в рамках исполнения требований исполнительного документа, выданного мировым судьей судебного участка № 82 судебного района г. Сызрани по делу № 2а-1852/2021 произведено удержание денежных средств в счет оплаты задолженности по транспортному налогу.

12.11.2021 административный истец обратилась в Межрайонную ИФНС России № 3 по Самарской области с заявлением о проведении перерасчета суммы в счет платежа транспортного налога за 2020 год, однако, в удовлетворении ее требований отказано по тем основаниям, что удержанная сумма платежей была направлена на погашение задолженности по налогам за 2010-2012гг. По мнению административного истца у нее отсутствует задолженность по транспортному налогу, в связи с чем налоговым органом ей было незаконно отказано в перерасчете суммы налога.

Решением УФНС России по Самарской области от 06.04.2022 № 20-15/11182@ жалоба Поруновой О.Г. на действия (бездействие) должностных лиц Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области оставлена без удовлетворения.

По мнению Поруновой О.Г. действия Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области в части выставленной ей задолженности являются незаконными, поскольку налог за указанный период им уплачен в полном объеме.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, Порунова О.Г. просила суд восстановить срок для подачи административного искового заявления, признать незаконным отказ начальника Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области от 10.12.2021 о проведении перерасчета суммы транспортного налога за 2020 с учетом зачета уплаченной суммы транспортного налога 2 759,33 руб.; обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения.

В судебном заседании Порунова О.Г. административный иск поддержала, привела доводы, изложенные в административном исковом заявлении, указывая на то, что налоговый орган не вправе производить перераспределение поступивших денежных средств, оплаченных в счет погашения задолженности за конкретный период в счет погашения задолженности по налогам за другие периоды, в том числе принимать решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения задолженности по налогам, срок взыскания которых истек. Данную задолженность налоговый орган вправе взыскать только при наличии судебного акта. Однако налоговый орган своевременно с уведомлениями и требованием о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2010 - 2012гг. не обращалась. Задолженность по уплате транспортного налога указанный период у нее отсутствует, однако, предоставить платёжные документы, подтверждающие уплату налога за указанные периоды не может. Также указала, что налоговым органом не предоставлено доказательств направления в адрес административного истца требований об уплате транспортного налога за указанные выше периоды.

В судебном заседании представитель административного ответчика Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области Погоржальский Д.В. в удовлетворении административных исковых требований просил отказать в полном объеме, поддержал доводы, изложенные в отзыве на административное исковое заявление.

Выслушав объяснения административного истца, возражения представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 138 Налогового кодекса Российской Федерации, акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

Акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Акты налоговых органов ненормативного характера, принятые по итогам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб), могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в судебном порядке.

В случае, если федеральным законом установлено обязательное соблюдение досудебного порядка разрешения административных споров, обращение в суд возможно только после соблюдения этого порядка (ч.3).

Согласно ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (п.7).

Как следует из материалов дела, Порунова О.Г. является плательщиком транспортного налога.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

Пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (п. 6 ст. 45 НК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу пункта 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом - п. 3 ст. 363 Налогового кодекса РФ.

В соответствии со статьей 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Из материалов дела также следует, что в установленный срок Порунова О.Г. не исполнила обязанность по уплате налога, в связи с чем Поруновой О.Г. были направлены налоговые требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов:

№ 2777 по состоянию на 14.02.2018, которым предлагалось погасить задолженность в сумме 4 114,17 руб. в срок до 30.03.2018, в том числе: задолженность по транспортному налогу за 2016 в сумме 4 036,00 руб. в срок до 01.12.2017, пени в размере 78,17 руб.;

-№ 6226 по состоянию на 06.02.2020, которым предлагалось погасить имеющуюся задолженность в сумме 5 011,09 руб. в срок до 31.03.2020, в том числе: задолженность по транспортному налогу с физических лиц за 2018 в сумме 4 036,00 руб. в срок до 02.12.2019, пени в размере 55,09 руб., налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2018 в сумме 920,00 руб. по сроку уплаты 02.12.2019

№ 6480 по состоянию на 09.02.2021, которым предлагалось погасить задолженность в сумме 4 862,45 руб. в срок до 06.04.2021, в том числе: транспортный налог с физических лиц за 2019 в сумме 4 036,00 руб., пени в размере 39,45 руб. в срок до 01.12.2020, налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2019 в сумме 787,00 руб. в срок до 01.12.2020.

В нарушение положений статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации административный ответчик не исполнила установленную законом обязанность по уплате налога, в связи с чем Межрайонная ИФНС России № 3 по Самарской области обратилась к мировому судье судебного участка № 82 судебного района г. Сызрани Самарской области с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Поруновой О.Г. задолженности по налогам.

15.07.2021 мировым судьей судебного участка № 82 судебного района г. Сызрани Самарской области вынесен судебный приказ № 2а-1852/2021 о взыскании с Поруновой О.Г. недоимки по налогам в сумме 2876,95 руб.

30.09.2021 определением мирового судьи судебного участка № 82 судебного района г. Сызрани Самарской области судебный приказ № 2а-1852/2021 по заявлению Поруновой О.Г. отменен.

Из материалов дела также следует, что 12.11.2021 Порунова О.Г. обратилась в Межрайонную ИФНС России № 3 по Самарской области с заявлением, в котором просила произвести перерасчет произведенных платежей в сумме 2759,33 руб., в счет погашения задолженности по транспортному налогу за 2020 год. Однако, в удовлетворении заявления Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области Поруновой О.Г. было отказано.

21.02.2022 Порунова О.Г. обратилась в Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области с жалобой на действия должностных лиц Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области от 06.04.2022 Поруновой О.Г. в удовлетворении жалобы на действия должностных лиц Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области, было отказано.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что срок для обращения Поруновой О.Г. в суд с данным административным исковым заявлением нарушен не был.

Заявляя требования о признании решения об отказе в перерасчете суммы транспортного налога незаконным Порунова О.Г. указывает, что налоговый орган не вправе производить перераспределение поступивших денежных средств, уплаченных в счет погашения задолженности за конкретный период в счет погашения задолженности по налогам за другие периоды, в том числе принимать решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения задолженности по налогам, срок взыскания которых истек.

В силу части 7 статьи 45 НКРФ, поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации заполняется в соответствии с правилами, установленными Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. Указанные правила устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Во исполнение указанной нормы Налогового кодекса, Приказом Минфина России от 12 ноября 2013 года № 107н утверждены Правила указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами.

Согласно пункту 3 Правил распоряжение о переводе денежных средств составляется только по одному коду бюджетной классификации Российской Федерации (далее - КБК).

Пунктом 7 указанных Правил установлено, что в реквизите "106" распоряжения о переводе денежных средств указывается значение основания платежа, который имеет 2 знака и может принимать следующие значения: "ТП" - платежи текущего года; "ЗД" - погашение задолженности, по истекшим налоговым, расчетным (отчетным) периодам, в том числе добровольное; "РС" - погашение рассроченной задолженности; "ОТ" - погашение отсроченной задолженности; "РТ" - погашение реструктурируемой задолженности; "ПБ" - погашение должником задолженности в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве; "ИН" - погашение инвестиционного налогового кредита; "ТЛ" - погашение учредителем (участником) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия или третьим лицом требований к должнику об уплате обязательных платежей в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве; "ЗТ" - погашение текущей задолженности в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве.

В случае указания в реквизите "106" распоряжения о переводе денежных средств значения ноль ("0") налоговые органы при невозможности однозначно идентифицировать платеж самостоятельно относят поступившие денежные средства к одному из указанных выше оснований платежа, руководствуясь законодательством о налогах и сборах.

Согласно пунктам 8, 13 Правил указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов, страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, в реквизите "107" распоряжения о переводе денежных средств указывается значение показателя налогового периода, который имеет 10 знаков, восемь из которых имеют смысловое значение, а два являются разделительными знаками и заполняются точкой ("."). Показатель используется для указания периодичности уплаты налогового платежа или конкретной даты уплаты налогового платежа, установленной законодательством о налогах и сборах. Периодичность уплаты может быть месячной, квартальной, полугодовой или годовой. Первые два знака показателя налогового периода предназначены для определения периодичности уплаты налогового платежа, установленной законодательством о налогах и сборах, которая указывается следующим образом: "МС" - месячные платежи; "КВ" - квартальные платежи; "ПЛ" - полугодовые платежи; "ГД" - годовые платежи. В 4-м и 5-м знаках показателя налогового периода для месячных платежей проставляется номер месяца текущего отчетного года, для квартальных платежей - номер квартала, для полугодовых - номер полугодия. Номер месяца может принимать значения от 01 до 12, номер квартала - от 01 до 04, номер полугодия - 01 или 02. В 3-м и 6-м знаках показателя налогового периода в качестве разделительных знаков проставляется точка ("."). В 7 - 10 знаках показателя налогового периода указывается год, за который производится уплата налога. В показателе налогового периода указывается тот налоговый период, за который осуществляется уплата или доплата налогового платежа. При уплате текущих платежей, в том числе на основании налоговой декларации (расчета), или добровольном погашении задолженности при отсутствии требования налогового органа об уплате налога (сбора, страховых взносов) (показатель основания платежа имеет значение «ТП» или «ЗД») в показателе номера документа указывается ноль. В реквизите "Назначение платежа" распоряжения о переводе денежных средств указывается дополнительная информация, необходимая для идентификации назначения платежа, в соответствии с правилами осуществления перевода денежных средств и настоящим Порядком.

Из материалов дела также следует, что согласно налоговому уведомлению № 97409815 от 12.10.2016 Поруновой О.Г. был начислен транспортный налог за 2015 год в сумме 4 036 руб., согласно которому предлагалось добровольно произвести уплату транспортного налога за 2015 год в срок до 01.12.2016 (индекс документа 18206325166005319937).

20.01.2017 Поруновой О.Г. на основании платежного документа (индекс документа 18206325166005319937) произведена уплата транспортного налога за 2015 год в сумме 4 036 руб. по уведомлению № 97409815 от 12.10.2016, которая была учтена в счет оплаты транспортного налога за 2015 год.

Согласно налоговому уведомлению № 32020696 от 21.09.2017 Поруновой О.Г. был начислен транспортный налог за 2016 год в сумме 4 036 руб., согласно которому предлагалось добровольно произвести уплату транспортного налога за 2016 год в срок до 01.12.2017.

05.06.2018 Поруновой О.Г. повторно на основании платежного документа (индекс документа 18206325166005319937) произведена оплата транспортного налога по налоговому уведомлению № 97409815 от 12.10.2016. Поскольку по данному индексу (18206325166005319937) отсутствовали суммы начислений, то в связи с невозможностью однозначно идентифицировать платеж, налоговый орган воспользовался правом самостоятельно отнести поступившие денежные средства в счет погашения недоимки по транспортному налогу за 2010, 2012 г.г, что соответствует нормам действующего законодательства о налогах и сборах.

Согласно налоговому уведомлению № 54907157 от 23.08.2018 Поруновой О.Г. был начислен транспортный налог за 2017 год в сумме 4 036 руб., согласно которому предлагалось добровольно произвести уплату транспортного налога за 2017 год в срок до 03.12.2018.

11.01.2019 Поруновой О.Г. на основании платежного документа произведена оплата транспортного налога за 2017 год в сумме 4 036 руб. по уведомлению № 54907157 от 23.08.2018, которая была учтена в счет оплаты транспортного налога за 2017 год.

Согласно налоговому уведомлению № 43584922 от 25.07.2019 Поруновой О.Г. был начислен транспортный налог за 2018 год в сумме 4 036 руб., согласно которому предлагалось добровольно произвести уплату транспортного налога за 2018 год в срок до 02.12.2019.

В установленный в уведомлении срок Порунова О.Г. не исполнила обязанность по уплате транспортного налога за 2018, в связи с чем в адрес Поруновой О.Г. было направлено требование № 6226 по состоянию на 06.02.2020, которым предлагалось добровольно произвести уплату транспортного налога за 2018 год в срок до 31.03.2020.

Из материалов дела также следует, что 10.02.2020., т.е. после выставления требования № 6226 от 06.02.2020, Поруновой О.Г. произведена уплата транспортного налога за 2018 по налоговому уведомлению № 43584922 от 25.07.2019 (индекс документа18206325196004227982) в сумме 4 036 руб.

Согласно уведомлению № 57494104 от 01.09.2020 Поруновой О.Г. был начислен транспортный налог за 2019 год в сумме 4 036 руб., которым предлагалось добровольно произвести уплату транспортного налога за 2019 год в срок 01.12.2020.

10.03.2021 на основании платежного документа Поруновой О.Г. произведена оплата транспортного налога в сумме 4 036 руб. по ранее выставленному требованию № 6226 от 06.02.2020 за 2018 год (индекс документа 18206325200000561304). В связи с тем, что транспортный налог за 2018 год в сумме 4 036 руб. уплачен Поруновой О.Г. ранее (10.02.2020) по налоговому уведомлению № 43584922 от 25.07.2019 (индекс документа18206325196004227982), то налоговый орган воспользовался правом самостоятельно отнести поступившие денежные средства в счет погашения недоимки по транспортному налогу по хронологии образования недоимки, а именно: в сумме 2 704,24 рублей, по сроку уплаты 01.12.2017 за 2016 год; в сумме 1 331,76 рублей- по сроку уплаты 03.12.2020 за 2019 год.

Платеж в сумме 2 759,33 руб. (налог - 2 704,24 руб., пени - 55,09 руб.), поступивший от ОСП №1 г.Сызрани и Сызранского района 02.11.2021, зачтен в недоимку по транспортному налогу за 2019 год.

Согласно пункту 4 статьи 78 НКРФ, зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика, а также в составе налоговой декларации в соответствии со статьей 229 настоящего Кодекса) налогоплательщика по решению налогового органа, если иное не предусмотрено пунктом 2 статьи 52 настоящего Кодекса.

Если иное не предусмотрено настоящей статьей, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 5.1 настоящей статьи, в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога.

Если иное не предусмотрено настоящей статьей, в случае, предусмотренном настоящим пунктом, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 5.1 настоящей статьи, в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда.

Положение, предусмотренное настоящим пунктом, не препятствует налогоплательщику представить в налоговый орган письменное заявление (заявление, представленное в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленное через личный кабинет налогоплательщика) о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам). В этом случае решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, штрафам принимается в течение 10 дней со дня получения указанного заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась (п.5 ст. 78 НКРФ).

Согласно п. 7 статьи 78 НКРФ, зЗаявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.

Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась (п.8 ст. 78 НКРФ).

Таким образом, положения пунктов 5 и 7 статьи 78 НК РФ в их системной взаимосвязи не препятствуют налоговому органу самостоятельно произвести зачет излишне уплаченных сумм налога в счет погашения недоимки.

В случае допущения налогоплательщиком переплаты суммы налога в текущем налоговом периоде на данную сумму распространяются конституционные гарантии права собственности, поскольку ее уплата в таком случае произведена при отсутствии законного на то основания. В связи с этим Налоговым кодексом Российской Федерации закреплено право налогоплательщика на своевременный возврат излишне уплаченной суммы налога или ее зачет в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам, за исключением случаев, когда у налогоплательщика имеется недоимка по налогу или иная задолженность перед бюджетом. Налоговый орган в таких ситуациях самостоятельно направляет сумму излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и иной задолженности в целях обеспечения конституционной обязанности налогоплательщика по уплате законно установленного, но вовремя не уплаченного налога.

Наделение налоговых органов полномочием самостоятельно, то есть без соответствующего заявления и согласия на то налогоплательщика произвести зачет излишне уплаченной суммы налога в счет погашения недоимки по другим налогам не может рассматриваться как нарушающее справедливый баланс публичных и частных интересов, поскольку позволяет оперативно и эффективно удовлетворить имущественное притязание государства и способствует скорейшему исполнению конституционной обязанности налогоплательщика по уплате налога.

Таким образом, при наличии у Поруновой О.Г. недоимки по налогу за предыдущие периоды, зачет суммы оплаченных налоговых платежей обоснованно произведен в погашение имевшейся задолженности.

Доводы Поруновой О.Г. пропуске срока на принудительное взыскание недоимки по налогу не свидетельствуют о незаконности действий налогового органа, поскольку платежи произведены добровольно, принудительного взыскания недоимки за 2010, 2012г.г. не производилось.

При этом положения Налогового Кодекса РФ не содержат ограничений по списанию излишне уплаченного налога, по которым истек срок исковой давности, что также отражено в положениях письма Министерства Финансов РФ от 04.04.2006 N ММ-6-19/357@ "О списании излишне уплаченной суммы налога в случае истечения срока давности на подачу заявления о зачете (возврате) налога" (вместе с письмом Минфина от 22.02.2006 N 03-02-07/2-10), письма Федеральной налоговой службы от 01.11.2013 N НД-4-8/19645@ "О списании сумм излишне уплаченного налога".

Между тем, доказательств обращения Поруновой О.Г. в установленном законом порядке в налоговый орган с заявлением о списании излишне уплаченного налога, по которым истек срок исковой давности, административным истцом суду не представлено.

Более того, сам по себе пропуск срока принудительного взыскания недоимки по налоговым платежам не препятствует гражданину оплатить недоимку, о которой Порунова О.Г. была извещена в направленных уведомлениях и требованиях с предложением и оплаты, в добровольном порядке.

Между тем, основанием для отказа Поруновой О.Г. в зачете произведенных платежей явилось неверное заполнение поручений на уплату конкретного налога в части реквизитов периода платежа, что не позволяет признать обязанность по уплате этого налога надлежащим образом исполненной.

Однако данные ошибки могут быть исправлены в порядке ст.45 НК РФ на основании заявления об исправлении ошибки в оформлении платежного поручения. В этом случае законодатель признает соответствующий налог уплаченным с момента предъявления налогоплательщиком в банк оформленного с ошибками поручения на его перечисление.

Этим процедура уточнения налогового платежа существенно отличается от процедуры зачета, в рамках которой сумма излишне уплаченного налога может быть зачтена, как это следует из пункта 1 статьи 78 НК РФ, в счет недоимки по иным налогам.

В силу ст.45 НК РФ, Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

На основании ч.7 ст.45 НК РФ, поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется налогоплательщиком в соответствии с правилами заполнения поручений. Указанные правила устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

При обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, налогоплательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.

По предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка уплаченных налогоплательщиком налогов. Результаты сверки оформляются актом, который подписывается налогоплательщиком и уполномоченным должностным лицом налогового органа.

В случае, предусмотренном настоящим пунктом, на основании заявления налогоплательщика и акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, если такая совместная сверка проводилась, налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налогоплательщиком налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства. При этом налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.

О принятом решении об уточнении платежа налоговый орган уведомляет налогоплательщика в течение пяти дней после принятия данного решения.

Форма решения об уточнении платежа и порядка ее заполнения утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 29.12.2016 N ММВ-7-1/731@ (ред. от 23.12.2020) "Об утверждении формы решения об уточнении платежа и порядка ее заполнения" (Зарегистрировано в Минюсте России 15.03.2017 N 45952).

Между тем, каких-либо действий, направленных на исправление допущенной ошибки в оформлении поручения на перечисление налога Порунова О.Г. не предпринимала, в налоговый орган с заявлением об уточнении платежей не обращалась, решение об уточнении платежей не принималось.

Как следует из содержания пункта 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Между тем по данному административному делу таких правовых условий, позволяющих принять решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований, судом не установлено.

Руководствуясь статьями 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Поруновой ОГ к Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области об оспаривании решения налогового органа отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Сызранский городской суд Самарской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Л.В. Демихова

В окончательной форме решение суда принято 14.09.2022.