ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2397/20 от 12.05.2021 Железнодорожного районного суда г. Симферополя (Республика Крым)

№ 2а-489/2021

УИД: 91RS0-42

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 мая 2021 года г. Симферополь

Железнодорожный районный суда г. Симферополя Республики Крым в составе:

председательствующего судьи - Домниковой М.В.,

при секретаре судебного заседания – Остапенко Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> в зале суда административное дело по иску по иску ФИО1 к Управлению государственной регистрации права и кадастру Севастополя, государственному регистратору Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя ФИО2, заинтересованные лица Нотариальная палата <адрес>, ФИО3, Нотариус ФИО4, ТОВ «Факторинговая компания «Вектор Плюс» о признании незаконным и отмене решения об отказе в государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ и обязании совершить определённые действия, -

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с административным иском к Управлению государственной регистрации права и кадастру Севастополя, в котором просил суд: признать незаконным и отменить решение Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации права, по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, на объект недвижимости, а именно: земельный участок с кадастровым номером 91:01:002001:513, общей площадью 1000 (одна тысяча) кв.м, категория земель - Земли населённых пунктов, вид разрешенного использования — Для индивидуальной жилой застройки, расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>; обязать Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя осуществить государственную регистрацию прекращения права собственности ФИО1 и государственную регистрацию права собственности в отношении ФИО3, на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ и представленных с указанным заявлением документов, на земельный участок с кадастровым номером 91:01:002001:513, общей площадью 1000 (одна тысяча) кв.м, категория земель - Земли населённых пунктов, вид разрешенного использования — Для индивидуальной жилой застройки, расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>.

Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и ФИО3 обратились в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, посредством МФЦ «Мои документы», с заявлением , с целью регистрации договора купли-продажи принадлежащего ФИО1 земельного участка с кадастровым номером 91:01:002001:513, общей площадью 1000 (одна тысяча) кв.м, категория земель - Земли населённых пунктов, вид разрешенного использования — Для индивидуальной жилой застройки, расположенного по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, <адрес>; вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором ФИО5 было принято решение о приостановлении государственной регистрации, что подтверждается Уведомлением о приостановлении государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ, по причине: «не предоставлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав согласно п. 1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №102-ФЗ (ред. От ДД.ММ.ГГГГ) «Об ипотеке (залоге недвижимости)» имущество, заложенное по договору об ипотеке, может быть отчуждено залогодателем другому лицу путем продажи, дарения, обмена, внесения его в качестве вклада в имущество хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в имущество производственного кооператива или иным способом лишь с согласия залогодержателя, если иное не предусмотрено договором об ипотеке; документы, подтверждающие согласие залогодержателя по договору ипотеки от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного частным нотариусом Севастопольского городского нотариального округа ФИО4 на отчуждение вышеуказанного объекта, не предоставлены», а в последующем ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком было принято решение об отказе в осуществлении государственной регистрации прав. Представителем административного истца на имя начальника Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя ФИО6 было подано заявление вх.№ Ш-869/01-24/п от ДД.ММ.ГГГГ, в результате рассмотрения которого решение административного ответчика об отказе в осуществлении государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ было оставлено в силе. Вместе с тем, административный истец с решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ не согласен, считает его незаконным, и наущающим права истца, указывает на то, что сведения об ограничениях (обременениях) ипотекой в силу договора, удостоверенного частным нотариусом Севастопольского городского нотариального округа ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ, права собственности ФИО1, в отношении спорного объекта недвижимости, отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, при этом спорные правоотношения не подпадают под объект регулирования Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 3-ЗС «О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью <адрес>», кроме того, данные раздела «Аресты и запрещения» Единой информационной системы нотариата о зарегистрированных запрещениях, наложенных до ДД.ММ.ГГГГ частными нотариусами, на основании договоров ипотеки заключенных до ДД.ММ.ГГГГ, не являются официальными, так как информационная база не является официальной базой запрещений и арестов РФ и восстанавливалась нотариальной палатой <адрес> во исполнение требований 6-ФКЗ, согласно документам, хранящимся в архивах нотариусов <адрес>, в связи чем, носит информационный характер, и не может применяться Севреестром; лиц, оспаривающих права на объект недвижимости, не имеется (Т. 1 л.д. 2-8).

Определением Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию по делу в качестве административного соответчика привлечен государственный регистратор Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя ФИО2 (Т. 1 л.д. 49).

Определением Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию по делу в качестве заинтересованных лиц привлечены

Нотариальная палата <адрес>, ФИО3 (Т. 1 л.д. 106-107).

Определением Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию по делу в качестве заинтересованного лица привлечен Нотариус ФИО4 (Т. 1 л.д. 144).

Определением Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию по делу в качестве заинтересованного лица привлечено ТОВ «Факторинговая компания «Вектор Плюс» (Т. 1 л.д. 236).

В судебное заседание стороны, представители сторон не явились, извещены надлежащем образом, о причинах своей неявки суду не сообщили, заявлений об отложении судебного заседания не подавали, в адрес суда в адрес суда от заинтересованного лица нотариуса ФИО4 поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие

В соответствии с п. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Суд, принимая во внимание надлежащие уведомление всех участников процесса о дне и времени проведения судебного заседания, руководствуясь указанными положениями ст. 226 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дела по имеющимся в нем письменным доказательствам.

Изучив доводы административного иска, изучив письменные возражения представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела, и исследовав все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Из положений ст. 218 КАС РФ следует, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных специальными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Так, судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО1 является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1000 кв.м., кадастровый , что подтверждается выпиской из ЕГРН (Т. 1 л.д. 13-19).

Право собственности ФИО1 на указанный объект недвижимого имущества зарегистрировано на основании государственного акта на право собственности на земельный участок серии ЯЕ от ДД.ММ.ГГГГ (Т. 1 л.д. 12).

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ФИО3 был заключен договор купли – продажи, согласно которого продавец передал в собственность покупателя, а покупатель принял от продавца и оплатил в соответствии с условиями договора в целом земельный участок с кадастровым номером 91:01:002001:513, общей площадью 1000 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного - для индивидуальной жилой застройки, расположенный по адресу: РФ, <адрес> (Т. 1 л.д. 166).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности к ФИО3 в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1000 кв.м., кадастровый (Т. 1 л.д. 169).

Согласно уведомления государственного регистратора Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ, осуществление действий по регистрации права собственности на земельный участок, КН/УН: 91:01:002001:513, расположенный по адресу: г Севастополь, <адрес> приостановлено до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; согласно п.1 ст.37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 102-ФЗ (ред. от 02.08,2019) «Об ипотеке (залоге недвижимости)» имущество, заложенное по договору об ипотеке, может быть отчуждено залогодателем другому лицу путем продажи, дарения, обмена, внесения его в качестве вклада в имущество хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в имущество производственного кооператива или иным способом лишь с согласия залогодержателя, если иное не предусмотрено договором об ипотеке; документы, подтверждающие согласие залогодержателя по договору ипотеки от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного частным нотариусом Севастопольского городского нотариального округа ФИО4 на отчуждение вышеуказанного объекта, не представлены (Т. 1 л.д. 162).

Сообщением государственного регистратора Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 отказано в государственной регистрации права собственности в отношении земельного участка, КН/УН: 91:01:002001:513, расположенного по адресу: г Севастополь, <адрес> (Т. 1 л.д. 158-159).

Основанием для принятия указанного решения послужило то, что согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, в отношении указанного имущества ранее была удостоверена ипотека частным нотариусом СГНО ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, таким образом, в отношении заявленного имущества имеется актуальное не погашенное обременение; в представленном договоре купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ указано, что продаваемое имущество (земельный участок) не имеет иных обременении (п. 2.2 договора), что препятствует осуществлению государственной регистрации перехода права собственности; для устранения указанного нарушения необходимо представить на государственную регистрацию договор об ипотеке с указанием в нем имеющегося обременения в виде ипотеки в отношении передаваемого в залог здания.

Кроме того, из указанного сообщения государственного регистратора Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что основанием для отказа в государственной регистрации послужило и то, что в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории <адрес>", к правам, ограничениям (обременениям) прав на объекты недвижимого имущества, возникшим на территории <адрес> до вступления в силу Федерального конституционного закона (далее - ранее возникшие права), применяется порядок их государственной регистрации, установленный Законом о регистрации, согласно статье 4 которого, наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество полежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. В соответствии со ст. 7 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории <адрес>" орган государственной власти <адрес>, уполномоченный в сфере государственной регистрации прав обеспечивает перевод на русский язык только правоустанавливающих документов, перевод иных документов предоставляется заявителем по собственной инициативе. В силу ст. 35 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных ВС РФ ДД.ММ.ГГГГ, нотариусы свидетельствуют верность перевода документов с одного языка на другой. Согласно ст. 81 Основ нотариус свидетельствует верность перевода с одного языка на другой, если нотариус владеет соответствующими языками. Если нотариус не владеет соответствующими языками, перевод может быть сделан переводчиком, подлинность подписи которого свидетельствует нотариус. В силу п. 1 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 422-ФЗ "Об особенностях погашения и внесудебном урегулировании задолженности заемщиков, проживающих на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, и внесении изменений в Федеральный закон "О защите интересов физических лиц, имеющих вклады в банках и обособленных структурных подразделениях банков, зарегистрированных и (или) действующих на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя" задолженность физических лиц, в том числе осуществлявших предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, имеющих место жительства на территории Республики Крым или на территории - города федерального значения Севастополя, по кредитным договорам, заключенным с банками, действовавшими на территории Республики Крым и (или) на территории города федерального значения Севастополя, в отношении которых Национальным банком Украины было принято решение о прекращении их деятельности (закрытии их обособленных подразделений) на территории Республики Крым и (или) на территории города федерального значения Севастополя (далее - банки, действовавшие на территории Республики Крым и (или) на территории города федерального значения Севастополя), погашается в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, а в п. 8 ст. 1 данного закона № 422-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ указано, что заемщики уплачивают задолженность по кредитным договорам, заключенным с банками, действовавшими на территории Республики Крым и (или) на территории города федерального значения Севастополя, лицам, имеющим право требовать погашения задолженности, любым способом по своему усмотрению, а при наличии разногласий с лицами, имеющими право требовать погашения задолженности, - в порядке, установленном статьей 2 настоящего Федерального закона. Согласно ст. 3 Закона № 422-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ задолженность заемщика по кредитным договорам, заключенным с банками, действовавшими на территории Республики Крым и (или) на территории города федерального значения Севастополя, погашается в полном объеме со дня перечисления всей суммы задолженности на отдельный банковский счет. В случае перечисления заемщиком на отдельный банковский счет денежных средств в счет частичного исполнения обязательств по указанным договорам задолженность признается погашенной в соответствующей части. Заемщик в письменной форме уведомляет Фонд о необходимости либо отсутствии необходимости получения им документального подтверждения снятия обременения с залогового имущества, обеспечивающего исполнение обязательств по кредитному договору, ила об отсутствии обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору. Следовательно, ФИО1 необходимо представить документы от Фонда защиты вкладчиков, являющегося уполномоченной организацией по внесудебному урегулированию задолженности заемщиков перед украинским банками, содержащие подтверждение исполнение обязательств заемщика по кредитному договору в отношении заявленного к регистрации объекта, представив также кредитные и ипотечные договоры для установления связи между заемными и залоговыми обязательствами сторон, в случае, если данные документы изложены на украинском языке, также необходимо представить на государственную регистрацию надлежащим образом удостоверенный перевод; кроме того, указано, что в случае, если ипотека от ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время не прекращена или не погашена, необходимо представить следующие документы: согласие залогодержателя по ипотечному договору от ДД.ММ.ГГГГ на отчуждение предмета залога и замену залогодателя в случае, если указанная ипотека не погашена.

Из указанного сообщения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что заявленная государственная регистрация ДД.ММ.ГГГГ была приостановлена на основании решения регистратора, о чем ФИО1 были направлены уведомления о приостановлении государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ за , в течение указанного времени на государственную регистрацию необходимые для регистрации документы не представлены, однако

что в соответствии со ст. 27, п. 5 ч. 1 ст. 26 Закона является основанием для отказа в государственной регистрации.

Так, отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, урегулированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

В соответствии с п. 5 ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

К заявлению о государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав (п. 2 ч. 4 ст. 18 Федерального закона N 218-ФЗ).

Статья 26 Федерального закона N 218-ФЗ устанавливает основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 26 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ дата N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав

Частью 2 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ установлено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.

В силу статьи 27 Федерального закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

По смыслу приведенных норм закона орган регистрации при вынесении решений обязан обеспечить ряд гарантий прав и законных интересов граждан, к числу которых относится требование правовой определенности актов органов власти. Содержащиеся в решениях формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания, с тем, чтобы заявители могли однозначно определить, какие действия они должны совершить в целях кадастрового учета и регистрации прав. Несоблюдение данных требований ставит оценку действий заявителей в зависимость от субъективного мнения органа регистрации, что противоречит принципу правовой определенности и создает потенциальную возможность для злоупотреблений со стороны государственного органа в данной сфере.

Пунктом 3 части 1 статьи 29 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.

Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 278, утвержден Административный регламент Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 168 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 278, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя правовую экспертизу документов, в том числе проверку законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки).

Правовая экспертиза документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, осуществляется на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о регистрации оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 215).

Анализ вышеприведенных норм права, свидетельствует о том, что проводимая государственным регистратором правовая экспертиза документов - это изучение представленных для государственной регистрации документов в целях установления юридического факта, являющегося бесспорным основанием для возникновения, наличия, перехода, прекращения или обременения (ограничения) прав на недвижимое имущество, поскольку правовые последствия влечет только правомерное действие. Представленные документы изучаются как на предмет подлинности и достоверности, так и на соответствие их формы и содержания требованиям законодательства, действовавшего на момент их издания и в месте издания.

Пределы правовой экспертизы документов определяются необходимостью обеспечения баланса публичных интересов, прежде всего, в части достоверности сведений о правах на недвижимое имущество.

Как уже установлено и из материалов дела следует, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности к ФИО3 в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1000 кв.м., кадастровый (Т. 1 л.д. 169), представив на регистрацию договор купли – продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с ФИО3, согласно которого продавец передал в собственность покупателя, а покупатель принял от продавца и оплатил в соответствии с условиями договора в целом земельный участок с кадастровым номером 91:01:002001:513, общей площадью 1000 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного - для индивидуальной жилой застройки, расположенный по адресу: РФ, <адрес>; право собственности ФИО1 зарегистрировано в ЕГРН на основании государственного акта на право собственности на земельный участок серии ЯЕ от ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, сообщение государственного регистратора от ДД.ММ.ГГГГ отказано в регистрации права собственности, по заявлению истца , со ссылкой на положения ст. 27, п. 5 ч. 1 ст. 26 "О государственной регистрации недвижимости", поскольку заявителем в установленный в уведомлении о приостановлении регистрации от ДД.ММ.ГГГГ за , срок документы, необходимые для регистрации не представлены.

Так, основанием для приостановления государственной регистрации права собственности на земельный участок, КН/УН: 91:01:002001:513, расположенный по адресу: г Севастополь, <адрес>, послужило то, что заявителем не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; согласно п.1 ст.37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 102-ФЗ (ред. от 02.08,2019) «Об ипотеке (залоге недвижимости)» имущество, заложенное по договору об ипотеке, может быть отчуждено залогодателем другому лицу путем продажи, дарения, обмена, внесения его в качестве вклада в имущество хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в имущество производственного кооператива или иным способом лишь с согласия залогодержателя, если иное не предусмотрено договором об ипотеке; документы, подтверждающие согласие залогодержателя по договору ипотеки от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного частным нотариусом Севастопольского городского нотариального округа ФИО4 на отчуждение вышеуказанного объекта, не представлены, о чем принято уведомление от ДД.ММ.ГГГГ (Т. 1 л.д. 162).

В силу ст. 12, ч. 1 ст. 12.1 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и <адрес> значения Севастополя" (далее Закон N 6-ФКЗ) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, право пользования, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами <адрес>, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

До ДД.ММ.ГГГГ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 2 Закона <адрес> N 46-ЗС от ДД.ММ.ГГГГ "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений территории <адрес>" (далее Закон N 46-ЗС) права на объекты недвижимого имущества, независимо от государственной регистрации данных прав, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории <адрес> в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента, признаются следующими правами, установленными законодательством Российской Федерации - право частной собственности и право общей собственности признаются соответственно правом частной собственности и правом общей собственности.

Частью 2 статьи 2 Закона N 46-ЗС предусмотрено, что право собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории <адрес> у физических и юридических лиц, включая иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, сохраняется.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 46-ЗС к правам, ограничениям (обременениям) прав на объекты недвижимого имущества, возникшим на территории <адрес> до вступления в силу Федерального конституционного закона, применяется порядок их государственной регистрации, установленный Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Следовательно, в силу Закона N 6-ФКЗ положения Закона N 122-ФЗ и Закона N 102-ФЗ, подлежат применению на территории города федерального значения Севастополя с ДД.ММ.ГГГГ с учетом положений Закона N 46-ЗС.

Согласно части 1 статьи 4 Закона N 46-ЗС установленные до вступления в силу Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ ограничения (обременения) прав на территории <адрес> сохраняются до ДД.ММ.ГГГГ, при этом, какие-либо нормы, исключающие применение положений федерального законодательства при регистрации ипотеки к данному спору, Законом N 46-ЗС не установлены.

Из материалов дела следует, что ограничение (обременение) прав в виде ипотеки на объект недвижимого имущества - земельный участок, расположенный по адресу: г Севастополь, <адрес>, возникло ДД.ММ.ГГГГ, то есть до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ - согласно Договору ипотеки, вместе с тем, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 172-178), ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером 91:01:002001:513, общей площадью 1000 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного - для индивидуальной жилой застройки, расположенного по адресу: РФ, <адрес>, ограничение прав и обременение объекта недвижимости не зарегистрировано.

Таким образом, действующее законодательство не устанавливает в качестве требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества, возникшим на территории <адрес> до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ, наличие документов о снятии установленных до ДД.ММ.ГГГГ договорами ипотеки ограничений (обременений) на указанные права либо заявления залогодателя о государственной регистрации соответствующей ипотеки по договору, когда такое обременение не было зарегистрировано в ЕГРН в установленном законом порядке до ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с чем, у административного ответчика отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации права собственности, по заявлению истца от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с непредставлением документов, подтверждающих согласие залогодержателя по договору ипотеки от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного частным нотариусом Севастопольского городского нотариального округа ФИО4 на отчуждение вышеуказанного объекта недвижимости.

Кроме того, для принятия решения государственного регистратора Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации права, послужило то, что согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, в отношении указанного имущества ранее была удостоверена ипотека частным нотариусом СГНО ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, таким образом, в отношении заявленного имущества имеется актуальное не погашенное обременение; в представленном договоре купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ указано, что продаваемое имущество (земельный участок) не имеет иных обременении (п. 2.2 договора), что препятствует осуществлению государственной регистрации перехода права собственности; для устранения указанного нарушения необходимо представить на государственную регистрацию договор об ипотеке с указанием в нем имеющегося обременения в виде ипотеки в отношении передаваемого в залог здания; кроме того, указано, что ФИО1 необходимо представить документы от Фонда защиты вкладчиков, являющегося уполномоченной организацией по внесудебному урегулированию задолженности заемщиков перед украинским банками, содержащие подтверждение исполнение обязательств заемщика по кредитному договору в отношении заявленного к регистрации объекта, представив также кредитные и ипотечные договоры для установления связи между заемными и залоговыми обязательствами сторон, в случае, если данные документы изложены на украинском языке, также необходимо представить на государственную регистрацию надлежащим образом удостоверенный перевод; кроме того, указано, что в случае, если ипотека от ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время не прекращена или не погашена, необходимо представить следующие документы: согласие залогодержателя по ипотечному договору от ДД.ММ.ГГГГ на отчуждение предмета залога и замену залогодателя в случае, если указанная ипотека не погашена.

Вместе с тем, указанные основания не были изложены в уведомлении о приостановлении государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ, а поскольку государственным регистратором на основании ст. 27, п. 5 ч. 1 ст. 26 "О государственной регистрации недвижимости" отказано в государственной регистрации, поскольку заявителем в установленный в уведомлении о приостановлении регистрации от ДД.ММ.ГГГГ за , срок документы, необходимые для регистрации не представлены, суд также приходит к выводу о незаконности принятого уведомления.

В разъяснениях, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», основанием для принятия судом решения о признании ненормативного акта государственного органа, его противоправного действия (бездействия) незаконным, является одновременное наличие двух обязательных условий наступления юридически значимых последствий в виде незаконности правового акта, действия (бездействия) государственного органа и нарушения государственным органом прав и законных интересов, а равно создание препятствий к осуществлению прав и свобод гражданина, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что отказ государственного регистратора Управления государственной регистрации и кадастра Севастополя ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в государственной регистрации перехода права собственности в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1000 кв.м., кадастровый не соответствует требованиям Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, в связи с чем, требования о признании незаконным сообщения государственного регистратора Управления государственной регистрации и кадастра Севастополя ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО1 в государственной регистрации перехода права собственности в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1000 кв.м., кадастровый суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Что касается требований истца в части отмены сообщения государственного регистратора Управления государственной регистрации и кадастра Севастополя ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО1 в государственной регистрации перехода права собственности в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1000 кв.м., кадастровый , а также в части возложения на Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя обязанности осуществить государственную регистрацию прекращения права собственности ФИО1 и государственную регистрацию права собственности в отношении ФИО3, на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ и представленных с указанным заявлением документов, на земельный участок с кадастровым номером 91:01:002001:513, общей площадью 1000 (одна тысяча) кв.м, категория земель - Земли населённых пунктов, вид разрешенного использования — Для индивидуальной жилой застройки, расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, суд приходит к выводу об их отказе, исходя из следующего.

Согласно Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации, ее субъектах опирается на принципы демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления (статья 1, часть 1), единства системы государственной власти (статья 5, часть 3), а также осуществления государственной власти на основе разделения законодательной, исполнительной и судебной властей и вытекающей из этого самостоятельности их органов (статья 10).

По смыслу приведенных норм Конституции Российской Федерации органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга.

Разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную предполагает установление такой системы правовых гарантий, сдержек и противовесов, которая исключает возможность концентрации власти у одной из них, обеспечивает самостоятельное функционирование всех ветвей власти и одновременно - их взаимодействие.

На основании изложенного, суд не может отменить, а также обязать ответчика, являющегося органом исполнительной власти, обязать произвести государственную регистрацию права собственности, поскольку такие полномочия возложены на данный орган.

Вместе с тем, с целью защиты прав и интересов прав административных истцов, учитывая положения ч. 9 ст. 227 КАС РФ, согласно которой в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия, суд полагает необходимым обязать Управление государственной регистрации и кадастра Севастополя повторно рассмотреть заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ за о государственной регистрации перехода права собственности земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 1000 кв.м., кадастровый , с учетом установленных обстоятельств по делу, а также сообщить в Железнодорожный районный суд <адрес>, гражданину ФИО1 об исполнении решения суда в течение 1 месяца со дня вступления данного решения суда в законную силу.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований ФИО1

Согласно ч. 1 ст. 111 КАС РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, присуждаются стороне, в пользу которой состоялось решение суда.

Административным истцом при подаче настоящего административного иска в суд была оплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, что подтверждается квитанцией (Т. 1 л.д. 1).

Таким образом, поскольку суд пришел к выводу о незаконности оспариваемого решения государственного регистратора, то с Управления государственной регистрации и кадастра Севастополя в пользу ФИО1 подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Руководствуясь ст. 175-182 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, -

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 - удовлетворить частично.

Признать незаконным сообщение государственного регистратора Управления государственной регистрации и кадастра Севастополя ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО1 в государственной регистрации перехода права собственности в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1000 кв.м., кадастровый .

Обязать Управление государственной регистрации и кадастра Севастополя повторно рассмотреть заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ за о государственной регистрации перехода права собственности земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 1000 кв.м., кадастровый , с учетом установленных обстоятельств по делу.

В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 – отказать.

Взыскать с Управления государственной регистрации и кадастра Севастополя в пользу ФИО1 судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей 00 копеек.

Обязать Управление государственной регистрации и кадастра Севастополя сообщить в Железнодорожный районный суд <адрес>, гражданину ФИО1 об исполнении решения суда в течение 1 месяца со дня вступления данного решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Верховный Суд Республики Крым через суд первой инстанции.

Судья Домникова М.В.

Мотивированное решение суда изготовлено 17 мая 2021 года.

Судья Домникова М.В.