ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2398/201815АВГУ от 15.08.2018 Ломоносовского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

Дело № 2а-2398/2018 15 августа 2018 года

29RS0014-01-2018-003126-53

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе

председательствующего судьи Александрова А.А.

при секретаре Моревой М.Г.,

с участием административного истца – прокурора Матвеевой Ю.В.,

представителя административного ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске административное дело по административному исковому заявлению Архангельского межрайонного природоохранного прокурора в защиту государства и неопределённого круга лиц к министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области о признании бездействия незаконным, понуждении провести лесоустройство на территории Шенкурского лесничества,

УСТАНОВИЛ:

Архангельский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным иском в защиту государства и неопределённого круга лиц к министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (далее также – министерство) о признании бездействия по реализации полномочий в сфере проведения лесоустройства на территории области незаконным, понуждении провести лесоустройство с соблюдением требований приказа Минприроды России от 29.03.2018 №122 на территории Шенкурского лесничества в течение года с момента вступления решения суда в законную силу. В обоснование указано, что площадь Шенкурского лесничества составляет 1146876 га. Лесоустроительные работы на территории лесничества не проводились более 20 лет. До настоящего времени используются материалы лесоустройства 1996 года. Отсутствие новых материалов лесоустройства затрудняет работу лесничества, делает невозможным создание проектов освоения лесов.

В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика ФИО1 требования административного иска не признал. Изложил позицию административного ответчика в соответствии с представленным отзывом (л.д.26-28). Пояснил, что обязательные для соблюдения сроки проведения лесоустройства положениями приказа Рослесхоза от 29.03.2018 №122 не установлены. Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области в силу предоставленных ему полномочий может лишь организовать мероприятия по проведению лесоустройства, но при наличии финансирования на эти цели из федерального бюджета. Административным ответчиком приняты все возможные меры для исполнения возложенных на него полномочий, однако федеральные бюджетные средства на проведение лесоустройства не выделены. Проведение мероприятий по лесоустройству в срок, заявленный прокурором, полагал невозможным, поскольку при заключении контракта в 3 квартале 2018 года, лесоустройство на территории Шенкурского лесничества может быть завершено не ранее декабря 2020 года, однако такая возможность существует при финансировании, которое до ответчика не доведено.

Представитель заинтересованного лица Федерального агентства лесного хозяйства, извещавшийся надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебном заседании участия не принимал.

По определению суда административное дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Заслушав объяснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав имеющиеся в административном деле доказательства в письменной форме, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определённых в соответствии со статьями 81 - 84 указанного Кодекса.

Как следует из пункта 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия по проведению на землях лесного фонда лесоустройства, предусмотренные пунктами 3-5 части 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации, а именно: закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксация лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

В силу пункта 1 Положения о министерстве природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, утверждённого постановлением Правительства Архангельской области от 04 марта 2014 года № 92-пп (далее – Положение), министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере лесных отношений.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 10 указанного Положения осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации, а также проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации, возложено на министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области.Согласно статье 69.1 Лесного кодекса Российской Федерации таксация лесов проводится для выявления, учёта и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов. При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объёма древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.

На основании положений статьи 69.2 Лесного кодекса Российской Федерации при проектировании мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляется определение видов и объёмов соответствующих мероприятий, составляются ведомости планируемых мероприятий по соответствующим лесничествам (лесопаркам), участковым лесничествам, лесным кварталам, лесотаксационным выделам.

Правила проведения лесоустройства, в том числе требования к проектированию мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утверждённой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2 статьи 67, часть 3 статьи 69.2 Лесного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п.10 Приказа Минприроды России от 29.03.2018 №122 «Об утверждении Лесоустроительной инструкции» лесничества и лесопарки являются основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, которые располагаются на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, и землях особо охраняемых природных территорий.

Пунктами 31, 116 Приказа Минприроды России от 29.03.2018 №122 регламентировано, что проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется одновременно с таксацией лесов или по результатам таксации лесов, сроки которой составляют от 10 до 15 лет в зивисимости от таксационного разряда.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что на территории Шенкурского лесничества мероприятия по лесоустройству не проводились более двадцати лет.

Между тем, в проектах освоения лесов содержатся сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов. Также к мероприятиям по охране и защите леса относятся мероприятия по обеспечению санитарной безопасности, уход за лесами и меры пожарной безопасности в лесах.

Отсутствие новых материалов лесоустройства затрудняет работу лесничества, делает невозможным создание проектов освоения лесов.

Таким образом, несоблюдение рребований закона министерством затрудняет осуществление контроля за территориями лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, способствует риску возникновения лесных пожаров, а также риску нарушений природоохранного и экологического законодательств, в связи с невозможностью достоверной оценки комплекса воздействующих факторов и анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что административным ответчиком допущено незаконное бездействие, выразившееся в неисполнении требований законодательства в сфере проведения лесоустройства, что нарушает права и законные интересы государства и неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду, создаёт угрозу сохранности лесов и особо охраняемой природной территории.

При таких обстоятельствах исковые требования Архангельского межрайонного природоохранного прокурора подлежат удовлетворению.

В то же время в силу статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации проведение на землях лесного фонда лесоустройства относится к числу полномочий в области лесных отношений, переданных Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации и осуществляемых за счёт субвенций из федерального бюджета.

Таким образом, обязанность провести мероприятия по лесоустройству может быть возложена на министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области только в пределах средств, выделяемых на эти цели из федерального бюджета.

Принимая во внимание объём работ, которые необходимо провести в ходе лесоустройства, учитывая площадь территории Шенкурского лесничества, а также необходимость получения финансирования для этих целей из федерального бюджета, суд полагает необходимым установить административному ответчику срок для проведения лесоустройства до 31 мая 2021 года.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Архангельского межрайонного природоохранного прокурора в защиту государства и неопределённого круга лиц к министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области о признании бездействия незаконным, понуждении провести лесоустройство на территории Шенкурского лесничества удовлетворить.

Признать бездействие министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области по реализации полномочий в сфере проведения лесоустройства на территории области незаконным.

Обязать министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области провести лесоустройство на территории Шенкурского лесничества Архангельской области в срок до 31 мая 2021 года за счёт средств, выделяемых на эти цели из федерального бюджета.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий А.А.Александров