ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2399/19 от 17.04.2019 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

УИД: 59RS0004-01-2019-001427-96

Дело № 2а-2399/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 апреля 2019 года

Ленинский районный суд г.Перми в составе:

председательствующего судьи Дульцевой Л.Ю.,

при секретаре Греховой Е.В.,

с участием представителя административного истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Перми дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Департаменту земельных отношений администрации г.Перми о признании решения незаконным,

установил:

ФИО2 обратился в суд с административным иском к Департаменту земельных отношений администрации г.Перми (далее – Департамент) о признании решения от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в перераспределении земельного участка с кадастровым номером с землями, государственная собственность на которые не разграничена; возложении обязанности повторно рассмотреть заявление о перераспределении земельного участка.

В обоснование заявленных требований указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 664 кв.м, с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <Адрес>. ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 обратился в Департамент с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером с землями, государственная собственность на которые не разграничена. ДД.ММ.ГГГГ. Департаментом отказано в перераспределении земельных участков на основании п.16 ст.11.10 ЗК РФ, в частности указывается, что образуемый земельный участок перегораживает фактический проход (проезд) к земельным участкам , ; земельный участок располагается в функциональной зоне экологического природного ландшафта (ТСП-ЭП), в которой согласно Генеральному плану г.Перми не предусматривается индивидуальное жилищное строительство. Считает данный отказ незаконным, поскольку данные основания не предусмотрены Земельным кодексом РФ, доказательств того, что формируемый земельный участок является территорией общего пользования и его границы пересекают установленные красные линии, Департамент не приводит. Кроме того, административный истец является собственником земельных участков, к которым, как указывает административный ответчик, будет ограничен доступ, при этом доступ к земельным участкам сохраняется с другой стороны. В утверждении схемы расположения земельного участка может быть отказано, если она не соответствует проекту планировки, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории. Генеральный план, как один из видов документов территориального планирования, согласно ст.18 ГрК РФ отсутствует, в то время как согласно ПЗЗ земельный участок расположен в зоне Ж-4.

Административный истец о месте и времени рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Представитель административного истца в судебном заседании на доводах административного искового заявления настаивала.

Административный ответчик о месте и времени рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв.

Заинтересованное лицо – Департамент градостроительства и архитектуры администрации г.Перми о месте и времени рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв.

Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в силу следующего.

Согласно положению ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.

ФИО2 является собственником земельного участка, с кадастровым номером , площадью 664 кв.м, с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <Адрес> (л.д.6-7).

ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 обратился в Департамент с заявлением о перераспределении принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 311 кв.м, приложив к заявлению схему расположения земельного участка на кадастром плане территории.

Решением Департамента от ДД.ММ.ГГГГ в заключении соглашения о перераспределении земельных участков отказано, поскольку согласно сведениям публичной кадастровой карты образуемый земельный участок перегораживает фактический проход (проезд) к земельным участкам , , что нарушает требования п.6 ст.11.9 ЗК РФ; согласно сведениям справки по градостроительным условиям земельный участок располагается в функциональной зоне экологического природного ландшафта (ТСП-ЭП), в которой согласно Генеральному плану г.Перми не предусматривается индивидуальное жилищное строительство – п.2 ст.11.10 ЗК РФ (л.д.14).

В соответствии с п. 1, 3 ст. 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.

На основании п.п. 3 п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в том числе: перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (п. 3 ст. 39.28 ЗК РФ).

Пунктом 8 ст.39.29 ЗК РФ предусмотрено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:

1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;

2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;

3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.

Согласно п.п.4, 11 п. 9 ст.39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии следующего основания: несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса

Решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа (ч.10).

Пунктом 2 статьи 11.10 ЗК РФ предусмотрено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

В соответствии с положениями п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:

1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;

2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;

4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

В соответствии с положениями ч.6 ст. 11.9 ЗК РФ, образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами

Как следует из оспариваемого решения, одним из оснований для отказа послужило то обстоятельство, что образуемый земельный участок перегораживает существующий проезд (проход) к земельным участкам , .

В соответствии с п.12 ст.1 ГрК РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары);

Пунктом 11 статьи 1 ГрК РФ установлено, что красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.

Таким образом, территории общего пользования, в том числе проезды, должны быть обозначены красными линиями. Однако доказательств, подтверждающих, что на испрашиваемом административным истцом земельном участке находятся обозначенные красными линиями земельные участки, относящиеся к территорий общего пользования, административным ответчиком не представлено.

При этом, материалами дела подтверждается, что земельные участки с кадастровыми номерами , , к которым по мнению административного ответчика будет ограничен доступ, принадлежат на праве собственности ФИО2 (л.д.8-11).

Таким образом, данное основание для отказа в перераспределении земельного участка, не основано на законе.

Суд также не может согласиться с обоснованностью отказа по тому основанию, что испрашиваемый земельный участок находится в функциональной зоне экологического природного ландшафта (ТСП-ЭП).

В соответствии с оспариваемым решением, в заключении соглашения о перераспределении было отказано в связи с тем, что земельный участок расположен в функциональной зоне ТСП-ЭП, установленной Генеральным планом г.Перми.

Согласно статье 1 ГрК РФ градостроительная деятельность – это деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий.

Территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение

В соответствии со справкой по градостроительным условиям, испрашиваемый земельный участок располагается в территориальной зоне Ж-3.

Правилами землепользования и застройки территории города Перми, утвержденных Решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143 территориальная зона Ж-3 установлена как зона смешанной застройки индивидуальными жилыми домами, жилыми домами блокированной застройки и многоквартирными домами не выше 4 этажей, выделена для обеспечения правовых условий формирования многофункциональных городских территорий с размещением многоквартирных домов, жилых домов блокированной застройки и индивидуальных жилых домов с ограниченно разрешенным набором услуг.

К основным видам разрешенного использования территориальной зоны Ж-3 относится в том числе многоквартирные жилые дома, блокированная жилая застройка, индивидуальное жилищное строительство.

В соответствии с главой 2 раздела 1 Генерального плана города Перми, утвержденного Решением Пермской городской Думы от 17.12.2010 N 205 функциональные зоны – это части территории города Перми различных видов, для которых установлены границы (карта 1) и функциональное назначение, определяемое соответствующими характеристиками и параметрами, указанными в таблицах 1, 2, 3, 9, 10, 15.

Виды функциональных зон - объединенные по признакам однородности в соответствующие группы функциональные зоны, в отношении которых определены назначение и параметры планируемого развития, указанные в таблицах 1, 2, 3, 9, 10, 15 Генерального плана. Виды функциональных зон определены применительно ко всей территории городского округа в его административных границах (за исключением территорий водных объектов) и представлены в виде стандартных территорий нормирования благоприятных условий жизнедеятельности населения (СТН) и территорий ситуативного проектирования (ТСП); территории ситуативного проектирования (ТСП) - функциональные зоны, указанные на карте 1 Генерального плана, расположенные вне границ стандартных территорий нормирования, описание назначения и параметров планируемого развития которых представлено в таблицах 1, 2, 15 Генерального плана.

Главой 6 раздела 2 Генерального плана города Перми установлены дополнительные положения по реализации функционального зонирования Генерального плана в виде описания назначений функциональных зон определены в таблице 15 и материалах, указанных в пункте 13 главы 1. Описание назначений функциональных зон, приведенное в таблице 15, и в материалах, указанных в пункте 13 главы 1, подлежат учету при подготовке предложений о внесении изменений в ПЗЗ в части градостроительных регламентов.

В таблице 15 содержится следующее описание назначения зоны ТСП-ЭП: формирование и развитие ТСП-ЭП (зон экологического природного ландшафта) должно направляться следующими целевыми установками - созданием правовых, административных и экономических условий для:

1. формирования средовой защитной природно-экологической системы с учетом особенностей территории: зона включает в себя лесные земли (покрытые и не покрытые лесом) и нелесные земли (дороги, просеки, болота, пески, иные участки);

2. обеспечения условий организации отдыха горожан, сохранения, воспроизводства лесных массивов города и осуществления иных видов деятельности, не противоречащих назначению данной функциональной зоны.

Допускается установление градостроительного зонирования территории в соответствии с функциональным зонированием прилегающей территории при наличии результатов исследования в области градостроительного проектирования посредством внесения соответствующих изменений в ПЗЗ

Из анализа указанных норм права следует, что нахождение земельного участка в установленной Генеральным планом города Перми зоне ТСП-ЭП не может являться основанием для отказа в его предоставлении, поскольку не свидетельствует о том, что земельный участок является ограниченным либо изъятым из оборота. Положения ст.39.29 ЗК РФ, ст. 11.10 ЗК РФ предусматривают в качестве основания для отказа в перераспределении земельного участка несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации или положению об особо охраняемой природной территории. Такое основание, как несоответствие Генеральному плану города Перми нормами Земельного кодекса РФ не предусмотрено.

С учетом того, что функциональная зона ТСП-ЭП входит в состав территориальной зоны Ж-3, выделенной для обеспечения правовых условий формирования многофункциональных городских территорий с размещением многоквартирных домов, жилых домов блокированной застройки и индивидуальных жилых домов с ограниченно разрешенным набором услуг, к числу основных видов разрешенного использования которой отнесено индивидуальное жилищное строительство, т.е. использование земельного участка соответствует градостроительному регламенту, суд приходит к выводу о незаконности решения об отказе в перераспределении земельного участка и удовлетворении заявленных административных исковых требований.

В соответствии с ч.2 ст. 227 КАС РФ, суд обязан административному ответчику указать на устранение нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствий к их осуществлению.

Восстановление нарушенных прав административного истца подлежит путем возложения обязанности на Департамент повторно рассмотреть заявление ФИО2 о перераспределении земельных участков, в соответствии с установленными судом обстоятельствами и требованиями закона.

В соответствии с положениями ч. 9 ст. 227 КАС РФ, на Департамент необходимо возложить обязанность сообщить ФИО2 и Ленинскому районному суду г. Перми об исполнении настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании п.4 ч.3 ст. 227 КАС РФ настоящее решение опубликованию в печатных изданиях не подлежит.

Руководствуясь ст., ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

признать незаконным решения Департамента земельных отношений администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка.

Возложить на Департамент земельных отношений администрации г.Перми обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО2 о заключении соглашения о перераспределении земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Департаменту земельных отношений администрации г. Перми в месячный срок со дня вступления решения в законную силу сообщить суду, а также административному истцу – ФИО2 об исполнении настоящего решения суда.

Решение суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.

Председательствующий - подпись (Л.Ю. Дульцева)

<данные изъяты>

Подлинник судебного акта находится в материалах дела №2а-2399/2019 Ленинского районного суда г.Перми.