ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2399/2021 от 11.08.2021 Анапского городского суда (Краснодарский край)

Дело №2а-2399/2021

УИД: 23RS0003-01-2021-004523-38

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 августа 2021 года город-курорт Анапа

Анапский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Карпенко О.Н.,

при секретаре Мосоян М.М.,

с участием представителя административного истца ФИО1 – ФИО2, действующего на основании доверенностей№ <адрес>9 от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и диплома о высшем юридическом образовании,

представителя административных ответчиков администрации муниципального образования город-курорт Анапа и управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа ФИО3, действующая на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ и диплома о высшем юридическом образовании,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к администрации муниципального образования город-курорт Анапа, управлению архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа о признании незаконным действия лиц органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования город-курорт Анапа, управлению архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа о признании незаконными действия уполномоченных лиц управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа, выраженные в уведомлении о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ.

Заявленные требования мотивирует тем, что ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью 500 кв.м. с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения садоводства, расположенный по адресу: <адрес>. Кроме этого, ФИО1 на праве собственности принадлежит объект недвижимости общей площадью 47,9 кв.м. с кадастровым номером 23:37:1001001:12303, количество этажей: 2, назначение: жилой дом, наименование: жилое строение без права регистрации проживания в нем, расположенный на вышеуказанном земельном участке по адресу: <адрес>.

В целях осуществления строительства второго индивидуального жилого дома и получения уведомления о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или жилого дома на вышеуказанном земельном участке, ФИО1 в соответствии с постановлением администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 24.01.2020 №92 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием уведомлений о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома» администрацией муниципального образования город-курорт Анапа» (далее – административной регламент), обратился ДД.ММ.ГГГГ, посредством АО «Почта России», в управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа (далее – управление), с соответствующий уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома и необходимым пакетом документов.

В последующем уполномоченные лица управления ответом от ДД.ММ.ГГГГ оставили без рассмотрения и возвратили уведомление ФИО1 и приложенные к нему документы на основании того, что схематичное изображение планируемого к строительству или реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке должно быть выполнено на топографической основе (п.2.6.1 административного регламента).

Не согласившись с письмом управления от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 обратился в Анапский городской суд Краснодарского края с административным исковым заявлением к администрации, управлению о признании незаконным действия уполномоченных лиц органа местного самоуправления, выразившиеся в письме управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа от ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Анапского городского суда Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ частично удовлетворены административные исковые требования ФИО1, а именно признано незаконным письменное уведомление управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа от ДД.ММ.ГГГГо возврате уведомления ФИО1 о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, расположенного по адресу: <адрес>, с приложенными документами и судобязал управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования города – курорта Анапа рассмотреть по существу уведомление ФИО1 о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, расположенного по адресу: <адрес> приложенными документами.

Вышеуказанное решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Также ФИО1 обратился ДД.ММ.ГГГГ, посредством АО «Почта России», в управление, с соответствующий уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома и необходимым пакетом документов.

В последующем ФИО1 получил уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ (далее – уведомление о несоответствии от ДД.ММ.ГГГГ).

Основанием для выдачи уведомления о несоответствии от ДД.ММ.ГГГГ послужило то, что земельный участок находится: в охранной зоне объекта культурного археологического наследия; частично в охранной зоне инженерных сетей ВЛ-10 Кв (состоит на кадастровом учете).

Не согласившись с уведомлением о несоответствии от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Анапский городской суд Краснодарского края с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования город-курорт Анапа (далее – администрация), управлению о признании незаконным действия уполномоченных лиц органа местного самоуправления, выразившиеся в выдаче направления уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Анапского городского суда Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу а-644/2021 частично удовлетворены исковые требования, а именно суд признал незаконными действия уполномоченных лиц управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа, выраженные в уведомлении о несоответствии указанных в уведомлениио планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ и обязал уполномоченных лиц администрации муниципального образования город-курорт Анапа рассмотреть повторно уведомление ФИО1 о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, расположенного по адресу: <адрес>, с приложенными документами в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее – ГрК РФ).

Вышеуказанное решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Дождавшись вступления в законную силу вышеуказанных решений судов, ФИО1, повторно ДД.ММ.ГГГГ обратился, посредством АО «Почта России», в управление, с соответствующий уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома и необходимым пакетом документов, а также решениями Анапского городского суда Краснодарского края с отметками о вступлении в законную силу.

В последующем ФИО1 повторно получил уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ (далее – уведомление о несоответствии от ДД.ММ.ГГГГ).

Основанием для выдачи уведомления о несоответствии от 20.05.2021 послужило то, что земельный участок находится:

в охранной зоне объекта культурного археологического наследия;

частично в охранной зоне инженерных сетей ВЛ-10 Кв (состоит на кадастровом учете).

ФИО1 считает, что уведомление о несоответствии от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным и необоснованным, кроме этого решением Анапского городского суда Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу а-644/2021 вышеуказанные основания для выдачи уведомления о несоответствии уже были предметом рассмотрения.

Представитель административного истца ФИО1 – ФИО2, действующий на основании доверенностей, в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержал по изложенным в административном иске основаниям.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте слушания дела посредством почтовой связи, в связи с чем суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося в судебное заседание административного истца ФИО1, надлежащим образом извещенным о времени и месте слушания дела, и не просившая об отложении судебного разбирательства, в соответствии с положениями ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

Представитель администрации муниципального образования город-курорт Анапа, управления архитектуры и градостроительства муниципального образования город-курорт Анапа ФИО3, требования не признала, представила письменные возражения относительно заявленных требований и просила в удовлетворении административного иска отказать.

Выслушав участников процесса огласив и исследовав материалы дела, суд находит административные требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии со ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии со ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом может быть принято решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление. В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

Таким образом, смыслом судебной процедуры является не только оценка соответствия закону действий государственных органов или должностных лиц, но и возложение обязанности по совершению конкретных действий, влекущих восстановление нарушенных прав административного истца.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.1 и 2 ч.9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 ч.9 и в ч.10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу положений ст.50 - 62, 84 КАС РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Согласно пункту 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 г. №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», доказывание по административным делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (п. 7 ст. 6, ст. 14 КАС РФ).

В соответствии с п.1 ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Судом установлено, что ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью 500 кв.м. с кадастровым номером категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения садоводства, расположенный по адресу: <адрес>, о чём в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 22.06.2016г. сделана запись регистрации .

Также административному истцу на праве собственности принадлежит объект недвижимости общей площадью 47,9 кв.м. с кадастровым номером , количество этажей: 2, назначение: жилой дом, наименование: жилое строение без права регистрации проживания в нем, расположенный на вышеуказанном земельном участке по адресу: <адрес>.

Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.40 Земельного кодекса РФ и п.1 ст.263 ГК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилье в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением градостроительных регламентов.

Как установлено материалами дела, ФИО1 в соответствии с требованиями ст.51.1 ГрК РФ, постановлением администрации МО город-курорт Анапа от 24.01.2020г. №92 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием уведомлений о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома» администрацией муниципального образования город-курорт Анапа» в целях осуществления строительства второго индивидуального жилого дома и получения уведомления о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или жилого дома на вышеуказанном земельном участке, обратился посредством АО «Почта России» в управление архитектуры и градостроительства администрации МО город-курорт Анапа (далее – управление, УАиГ) с уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома и необходимым пакетом документов, что подтверждается соответствующей квитанцией об отправлении и описью вложения.

Вышеуказанные документы получены управлением, что подтверждается отчетом об отслеживании почтовой корреспонденции.

Исходя из положений части 1 ст.51.1 ГрК РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, содержащее в том числе сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома); сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка. В пункте 1 части 7 статьи 51.1 ГрК РФ закреплено, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным этим кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. По итогам проверки уполномоченный орган направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (пункт 2 части 7 статьи 51.1 ГрК РФ).

В целях осуществления строительства индивидуального жилого дома, ФИО1, посредством АО «Почта России», обратился в управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа, с соответствующий уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома и необходимым пакетом документов, что подтверждается соответствующей квитанцией об отправлении и описью вложением, а также решением Анапского городского суда Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу а-644/2021 с отметкой о вступлении в законную силу.

Из данного уведомления следует, что ФИО1 планирует строительство объекта индивидуального жилищного строительства, количеством этажей 3, площадью застройки 150 кв.м., с отступами от границ земельного участка в 3 м, согласно схеме изображения планируемого к строительству или реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке.

В адрес ФИО1 поступило сопроводительное письмо с уведомлением о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ.

Основанием для выдачи уведомления о несоответствии от ДД.ММ.ГГГГпослужило то, что земельный участок находится:в охранной зоне объекта культурного археологического наследия в соответствии со ст. 36 Федерального закона № 73-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Закона Краснодарского края № 3223-КЗ от 23.07.2015 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края» ФИО1 необходимо предоставить согласование размещения объекта капитального строительства с краевым органом охраны объектов культурного наследия»;

частично в охранной зоне инженерных сетей ВЛ-10 Кв (состоит на кадастровом учете) и в пределах зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются: строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений.

Давая правовую оценку решению администрации муниципального образования город-курорт Анапа, суд приходит к следующему.

Частью 10 статьи 51.1 ГрК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований направления уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке застройщику:

1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным данным кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;

2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;

3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок;

4) в срок, указанный в части 9 этой статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

Согласно ст.36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.

Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город-курорт Анапа от 20.02.2021г. вышеуказанный земельный участок расположен в границе населенного пункта <адрес> муниципального образования город-курорт Анапа.

Согласно данным генерального плана городского округа город-курорт Анапа, утвержденного решением Совета муниципального образования ород-курорт Анапа от ДД.ММ.ГГГГ по функциональному зонированию земельный участок относится к зоне жилой застройки.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки МО г-к.Анапа данный земельный участок расположен в зоне предназначенное для ведения садоводства и огородничества (СХ-2). Вышеуказанная территория находится: в границах III зоны горно-санитарной охраны курорта, в границе санитарно-защитной зоны от линейных объектов инженерной инфраструктуры (частично), в границе зоны охраны памятника археологии, в границе 3,4,5,6,7 подзон ПАТ.

Согласно п. 4 ст.1 ГрК РФ зоны с особыми условиями использования - это охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст.5.1 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик, существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия; на территории памятника, ансамбля или достопримечательного места разрешается ведение хозяйственной деятельности, не противоречащей требованиям обеспечения сохранности объекта культурного наследия и позволяющей обеспечить функционирование объекта культурного наследия в современных условиях.

Согласно ч. 3 ст. 36 Закона № 73-ФЗ строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия.

Часть 8 ст. 51.1 ГрК РФ гласит о том, что если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения и в уведомлении о планируемом строительстве не содержится указание на типовое архитектурное решение, в соответствии с которым планируется строительство или реконструкция таких объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления:

1) в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления этого уведомления при отсутствии оснований для его возврата, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, направляет, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, указанное уведомление и приложенное к нему описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия;

2) проводит проверку соответствия указанных в этом уведомлении параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления этого уведомления, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления этого уведомления;

3) в срок не позднее двадцати рабочих дней со дня поступления этого уведомления направляет застройщику способом, определенным им в этом уведомлении, предусмотренное пунктом 2 части 7 настоящей статьи уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, в течение десяти рабочих дней со дня поступления от уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления уведомления о планируемом строительстве и предусмотренного пунктом 4 части 3 настоящей статьи описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового лома рассматривает указанное описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома и направляет, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, уведомление 0 соответствии или несоответствии указанного описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения. В случае ненаправления в указанный срок уведомления о несоответствии указанного описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома указанным предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства указанное описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома считается соответствующим таким предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства (ч. 9 ст. 51.1 ГрК РФ).

Однако в материалы дела не представлено доказательств рассмотрения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома согласно уведомления о планируемом строительстве от направленного ФИО1, а также направления уведомление о соответствии или несоответствии указанного описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

Гражданское и земельное законодательство допускают ограничение прав собственника земельного участка только в предусмотренных законом случаях.

В соответствии с положениями ст.56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий; иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.

В тоже время, исходя из содержания пунктов 2 и 1 статьи 40 ЗК РФ и пункта 1 статьи 260 ГК РФ, собственник земельного участка имеет право возводить жилье в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением градостроительных регламентов. Согласно ст.89 ЗК РФ землями энергетики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В целях обеспечения деятельности организаций и объектов энергетики могут предоставляться земельные участки для:

1) размещения гидроэлектростанций, атомных станций, ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов;

2) размещения объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № 160 утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон.

Согласно п. 2 Правил определен порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйств, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон, обеспечивающие безопасное функционирование и эксплуатацию указанных объектов.

В охранных зонах, согласно п.8 Правил запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещается, в том числе: а) строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений и др.

Правилами № 160 закреплено, что земельные участки у их собственников, землевладельцев, землепользователей или арендаторов не изымаются (п. 4).

Таким образом, по смыслу статьи 89 ЗК РФ и Правил № 160 охранная зона объектов электросетевого хозяйства устанавливается не для целей использования земельного участка собственником такого объекта, а для обеспечения безопасных условий его эксплуатации и исключения возможности его повреждения, определение охранной зоны не зависит от волеизъявления собственника (арендатора) земельного участка или сетевой организации, эксплуатирующей линейный объект.

Кроме этого, решением Анапского городского суда Краснодарского края от 25.02.2021 по административному делу , вступившие в законную силу ДД.ММ.ГГГГ уже рассматривались судом основания, отраженные в обжалуемом уведомлении.

Согласно ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Вышеуказанные положения должны были быть учтены администрацией муниципального образования город-курорт Анапа при проведении проверки соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке ФИО1

В силу ч.9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействие. если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действие бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Оценивая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что действия уполномоченных лиц управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа, выраженные в уведомлении о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ являются незаконными, нарушающими права и свободы истца и создающие препятствий к осуществлению его прав и свобод.

В силу ч.3 ст.227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действие либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца. С учетом изложенного суд считает необходимым возложить на уполномоченных лиц администрации муниципального образования город-курорт Анапа обязанность рассмотреть повторно уведомление ФИО1 о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, расположенного по адресу: <адрес>, с приложенными документами в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

При таких обстоятельствах административное исковое заявление ФИО1 подлежит удовлетворению в части.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 к управлению архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа, администрации муниципального образования город-курорт Анапа о признании незаконными действий уполномоченных лиц органа местного самоуправления, выразившиеся в выдаче направления уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового домика установленным параметрам и (или ) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового домика на земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ- удовлетворить.

Признать незаконными действия уполномоченных лиц Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа, выраженные в уведомлении о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать уполномоченных лиц администрации муниципального образования город-курорт Анапа рассмотреть повторно уведомление ФИО1 о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, расположенного по адресу: <адрес>, с приложенными документами в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

На основании п.9 ст.227 КАС РФ на административных ответчиков: Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа и администрацию муниципального образования город-курорт Анапа возложить обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить суду и административному истцу о его исполнении.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Анапский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено 18 августа 2021 года.