ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-239/19 от 27.05.2019 Беломорского районного суда (Республика Карелия)

Дело № 2а-239/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 мая 2019 года г.Беломорск

Беломорский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Седлецкого А.В.,

при секретаре Колыбиной С.В.,

с участием представителей административного истца Таниной Н.В. и Сарычевой Ю.А.,

представителя административного ответчика Совета муниципального образования «Беломорский муниципальный район» Малоземовой М.А.,

представителя административных ответчиков Прокуратуры Республики Карелия, Прокуратуры Беломорского района Республики Карелия Рогаткина А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Финансово-экономического управления Беломорского муниципального района Республики Карелия к Прокуратуре Беломорского района Республики Карелия, Прокуратуре Республики Карелия, Совету муниципального образования «Беломорский муниципальный район» о признании протестов прокурора Беломорского района Республики Карелия и решения Совета муниципального образования «Беломорский муниципальный район» незаконными,

установил:

Административный иск подан по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес председателя Совета МО «Беломорский муниципальный район» Т.М.Н. поступили протесты прокурора Беломорского района Республики Карелия П.С.А. (далее – должностное лицо Прокуратуры) на Устав МО «Беломорский муниципальный район», утвержденный Решением XIX сессии XXIV созыва Совета муниципального образования «Беломорский муниципальный район» (далее – Совет) от ДД.ММ.ГГГГ, в положения которого соответствующими решениями Совета вносились изменения, последнее изменение внесено решением Совета XLI сессии XXVII созыва от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Устав) за , а также на Решение Совета МО «Беломорский муниципальный район» X сессии XXVII созыва «Об утверждении Положения о Финансово-экономическом управлении Беломорского муниципального района Республики Карелия» от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Положение о ФЭУ) с требованиями:

- в отношении Устава - «пункты 1,8 части 2 статьи 41 Устава МО «Беломорский муниципальный район» отменить в части полномочий по составлению проекта бюджета, организации исполнения бюджета, ведения муниципальной долговой книги, как принятый с нарушением действующего законодательства»;

- в отношении Положения о ФЭУ - «пункты 15,22 раздела III, в части полномочий по составлению проекта бюджета, организации исполнения бюджета, ведения муниципальной долговой книги, как принятые с нарушением действующего законодательства, отменить как вынесенные с нарушением действующего законодательства»;

- в отношении Устава и Положения о ФЭУ - «протесты подлежат обязательному рассмотрению на ближайшей сессии Совета Беломорского муниципального района, с участием работника прокуратуры района и сообщением о результатах его рассмотрения в письменном виде прокурору района».

Финансово-экономическое управление Беломорского муниципального района Республики Карелия (далее – ФЭУ, административный истец) считает, что вышеуказанные протесты должностного лица прокуратуры незаконны и нарушают конституционные права, свободы и законные интересы ФЭУ, поскольку оно является финансовым органом муниципального образования, к полномочиям которого, в соответствии со ст.ст. 121, 171, 154 Бюджетного кодекса РФ, относятся составление проекта соответствующего бюджета, организация его исполнения; ведение муниципальной долговой книги.

Определением Беломорского районного суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ в качестве второго административного ответчика привлечена Прокуратура Республики Карелия.

В судебном заседании представители административного истца Танина Н.В. и Сарычева Ю.А. поддержали заявленные требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении и в представленных дополнениях, согласно которым нормы Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) имеют приоритет над нормами иных законов в части определения порядка и условий организации, компетенции, структуры органов местного самоуправления. Полномочия ФЭУ, как финансового органа, никаким образом не умаляют прав Администрации Беломорского муниципального района в части бюджетных полномочий.

В судебном заседании представитель административных ответчиков Прокуратуры Республики Карелия и Прокуратуры Беломорского района Республики Карелия Рогаткин А.П. административный иск не признал, по доводам, изложенным в отзывах на административное исковое заявление.

Представитель административного ответчика Совета муниципального образования «Беломорский муниципальный район» Малоземова М.А. в судебном заседании требования не признала по доводам, изложенным в отзыве на административное исковое заявление.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела в совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Согласно п. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с положениями ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.ч. 9, 11 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с п. 3 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными.

Согласно п.1 ст.23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 названной статьи протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

Судом установлено, что прокуратурой Беломорского района в Совет муниципального образования «Беломорский муниципальный район» внесены два протеста: за номером на Устав МО «Беломорский муниципальный район», утвержденный Решением XIX сессии XXIV созыва Совета муниципального образования «Беломорский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ, в положения которого соответствующими решениями Совета вносились изменения, последнее изменение внесено решением Совета XLI сессии XXVII созыва от ДД.ММ.ГГГГ, и за номером на Решение Совета МО «Беломорский муниципальный район» X сессии XXVII созыва «Об утверждении Положения о Финансово-экономическом управлении Беломорского муниципального района Республики Карелия» от ДД.ММ.ГГГГ, с требованиями об отмене пунктов 1,8 части 2 статьи 41 Устава МО «Беломорский муниципальный район» в части полномочий по составлению проекта бюджета, организации исполнения бюджета, ведения муниципальной долговой книги, как принятые с нарушением действующего законодательства»; об отмене пунктов 15,22 раздела III Положения о ФЭУ, в части полномочий по составлению проекта бюджета, организации исполнения бюджета, ведения муниципальной долговой книги, как принятые с нарушением действующего законодательства. Данные протесты подлежат обязательному рассмотрению на ближайшей сессии Совета Беломорского муниципального района, с участием работника прокуратуры района и сообщением о результатах его рассмотрения в письменном виде прокурору района.

В силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ, муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с положениями ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ, органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В соответствии со ст. 34 данного Федерального закона № 131-ФЗ, структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Решением XIX сессии XXIV созыва Совета муниципального образования «Беломорский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ принят Устав муниципального образования «Беломорский муниципальный район», в положения которого соответствующими решениями Совета вносились изменения, последнее изменение внесено решением Совета XLI сессии XXVII созыва от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со статьей 23 Устава муниципального образования «Беломорский муниципальный район» структуру органов местного самоуправления Беломорского муниципального района образуют:

1) представительный орган - Совет Беломорского муниципального района;

2) глава Беломорского муниципального района;

3) администрация Беломорского муниципального района;

4) финансово-экономическое управление Беломорского муниципального района;

5) контрольно-счетный комитет Беломорского муниципального района.

Согласно части 1 статьи 41 Устава муниципального образования «Беломорский муниципальный район» Финансово-экономическое управление Беломорского муниципального района является органом местного самоуправления.

В части 2 статьи 41 Устава муниципального образования «Беломорский муниципальный район» определены полномочия указанного органа местного самоуправления. Как следует из пункта 1, ФЭУ составляет проект бюджета и среднесрочного финансового плана Беломорского муниципального района, организует исполнение бюджета, устанавливает порядок составления бюджетной отчетности; ведет муниципальную долговую книгу в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и в порядке, установленном решением Совета (пункт 8).

Возглавляет деятельность Финансово-экономического управления – руководитель, который назначается на должность распоряжением главы администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район» (часть 5 статьи 41 Устава), то есть фактически подотчетен и подконтролен главе администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район».

На основании п. 1 ст. 154 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ) исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом, осуществляют иные полномочия, определенные настоящим Кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

В соответствии со ст.171 БК РФ составление проектов бюджетов – исключительная прерогатива местных администраций муниципальных образований. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют финансовые органы муниципальных образований.

При этом, в соответствии со статьей 215.1 БК РФ исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета обеспечивается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования. Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом). Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.

В соответствии с частью 2 статьи 121 БК РФ ведение муниципальной долговой книги осуществляется финансовым органом муниципального образования.

В соответствии со ст.6 БК РФ финансовые органы – это органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований), аналогичные положения содержатся в ст.34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Из смысла положений Федерального закона № 131-ФЗ следует, что органы местного самоуправления - это такие избираемые или образуемые органы, которые обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ч. 1 ст. 2), наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуются для осуществления управленческих функций и проходят государственную регистрацию в качестве юридических лиц (ч. 2 ст. 41). Органы местного самоуправления также образуют структуру, закрепляемую уставом муниципального образования (ч. 1 ст. 34). В нее входят функциональные и территориальные органы местной администрации (ч. 8 ст. 37), которые создаются по решению представительного органа муниципального образования в качестве самостоятельных юридических лиц с организационно-правовой формой (муниципальное казенное учреждение), действующих на основании утвержденных этим представительным органом положений о них (ч. 3 ст. 41).

Как следует из Устава МО «Беломорский муниципальный район» (пункты 1,8 части 2 статьи 41) и Положения «О Финансово-экономическом управлении Беломорского муниципального района Республики Карелия» (пункты 15,22 раздела III), утвержденного Решением Совета муниципального «Беломорский муниципальный район» X сессии XXVII созыва от ДД.ММ.ГГГГ, ФЭУ наделено полномочиями по составлению проекта бюджета, организации исполнения бюджета, ведения муниципальной долговой книги.

Анализируя изложенное выше, принимая во внимание то, что ФЭУ не входит в структуру администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район», суд приходит к выводу, что наделение бюджетными полномочиями ФЭУ, как самостоятельного органа местного самоуправления, федеральным законом не предусмотрено.

Кроме того, протест прокурора является актом прокурорского реагирования, при этом законодатель не возлагает на лицо, полномочное отменить опротестованный прокурором акт, обязанность по отмене или изменению этого акта. Данному лицу в силу положений пункта 2 статьи 23 Закона о прокуратуре необходимо лишь рассмотреть поступивший протест в десятидневной срок и сообщить о результатах рассмотрения прокурору в письменном виде.

Сам по себе протест прокурора не может быть исполнен принудительно, он направлен на понуждение соответствующих органов и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона в добровольном порядке. Протест не содержит распорядительно-властных предписаний, носит рекомендательный, информационный характер.

Таким образом, оценив все имеющиеся по делу обстоятельства, оспариваемые прокурором Беломорского района вышеуказанные положения Устава и Положения «О ФЭУ Беломорского муниципального района» применительно к требованиям изложенного выше федерального законодательства, суд считает, что административным истцом не представлено доказательств, подтверждающих нарушение прав, свобод и законных интересов Финансово-экономического управления Беломорского муниципального района, в связи с чем, в удовлетворении административного искового заявления Финансово-экономического управления Беломорского муниципального района Республики Карелия к Прокуратуре Беломорского района Республики Карелия, Прокуратуре Республики Карелия, Совету муниципального образования «Беломорский муниципальный район» о признании незаконными протестов прокурора Беломорского района Республики Карелия на Устав муниципального образования «Беломорский муниципальный район» и на Решение Совета муниципального образования «Беломорский муниципальный район» следует отказать.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Финансово-экономического управления Беломорского муниципального района Республики Карелия к Прокуратуре Беломорского района Республики Карелия, Прокуратуре Республики Карелия, Совету муниципального образования «Беломорский муниципальный район» о признании незаконными протестов прокурора Беломорского района Республики Карелия на Устав муниципального образования «Беломорский муниципальный район» и Решение Совета муниципального образования «Беломорский муниципальный район», отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Карелия через Беломорский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.В. Седлецкий

Решение в окончательной форме изготовлено 31.05.2019