Дело № 2а-23/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Славгород
при секретаре Мезенцевой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску Ч.С.В. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Алтайскому краю и Управлению Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю о возложении обязанности по признанию задолженности по уплате налогов, пени и страховых взносов безнадежной, признании обязанности по их уплате прекращенной и возложении обязанности об исключении записи из лицевого счета,
УСТАНОВИЛ:
Ч.С.В. обратился в суд с названным иском к Межрайонной ИФНС России № 9 по Алтайскому краю и Управлению Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю о возложении обязанности по признанию задолженности по уплате налогов, пени и страховых взносов безнадежной, признании обязанности по их уплате прекращенной и возложении обязанности об исключении записи из лицевого счета. В обоснование своих требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ направил заявление в Межрайонную ИФНС России № 9 по Алтайскому краю о списании, как безнадежной к взысканию, числящую задолженность по уплате обязательных платежей в Пенсионный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования, в размере 97 582,16 рублей, образовавшуюся за период 2011-2014 года, а также начисленную на нее пени в размере 16 958,37 рублей, также административный истец просил списать, как безнадежную к взысканию, числящую задолженность по уплате земельного налога, в размере 800 277,63 рублей, образовавшуюся за период 2011-2014 года, а также начисленную на нее пени в размере 1 614,58 рублей.
ДД.ММ.ГГГГЧ.С.В. направил в Управление Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю жалобу на бездействие налогового органа, выразившиеся в не списании недоимки по налогам и страховым взносам.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец через своего представителя получил нарочно решение Управления Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ по своей жалобе на бездействие должностных лиц Межрайонной ИФНС России № 9 по Алтайскому краю, а также ответ Межрайонной ИФНС России № 9 по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ№ по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ о списании недоимки по налогам и страховым взносам.
Исходя из ответа Межрайонной ИФНС России № 9 по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ№ задолженность Ч.С.В. по земельному налогу в сумме 800 277,63 рублей, не подлежит списанию, так как образовалась после ДД.ММ.ГГГГ.
Административные ответчики полагают, что задолженность уплате земельного налога за 2011 – 2014 год возникла после направления налогового уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ на уплату земельного налога за 2011 год в сумме 200 308,76 рублей по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ, а также налогового уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ на уплату земельного налога за 2012-2014 годы в сумме 600 926,76 рублей по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ.
По мнению Ч.С.В., административные ответчики не правильно применили нормы материального права и не верно толкуют нормы действующего налогового законодательства.
Кроме того, по мнению Управления Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю, у него отсутствуют основания для признания недоимки по страховым взносам и пеням за период 2011-2014 г. безнадежными к взысканию и подлежащими их списанию.
Как полагает Ч.С.В., поскольку его задолженность по страховым взносам за 2011 - 2014 год и пени имела место по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, то указанная недоимка и пени признаются безнадежными ко взысканию и подлежат списанию.
На основании изложенного административный истец просит суд:
- возложить на Межрайонную ИФНС России № 9 по Алтайскому краю обязанность признать задолженность по земельному налогу за 2011-2014 год в сумме 800 277,63 рублей, пени по земельному налогу за 2011-2014 года в сумме 1 614,58 рублей - безнадежной к взысканию, а обязанности по их уплате прекращенной,
- возложить на Межрайонную ИФНС России № 9 по Алтайскому краю обязанность признать задолженность по уплате страховым взносам за 2011-2014 год в сумме 97 582,16 рублей, пени в размере 16 958,37 рублей - безнадежной к взысканию, а обязанности по их уплате прекращенной,
- возложить обязанность на Межрайонную ИФНС России № 9 по Алтайскому краю об исключении соответствующей записи из лицевого счета (карточки) Ч.С.В. и направить соответствующий акт сверки расчетов по налогам в адрес налогоплательщика.
В поступивших в суд возражениях на административное исковое заявление Межрайонная ИФНС России № 9 по Алтайскому краю указала, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес Межрайонной ИФНС России № 9 по Алтайскому краю поступило заявление Ч.С.В. о списании недоимки по налогам и страховым взносам в общей сумме 916432,74 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ инспекцией по месту регистрации Ч.С.В. направлен ответ № на данное обращение, в котором сообщено, что задолженность по земельному налогу в сумме 800277,63 рублей не подлежит списанию, поскольку образовалась после ДД.ММ.ГГГГ. В части списания страховых взносов налоговым органом направлен запрос в Пенсионный фонд об уточнении имеющейся по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ задолженности по страховым взносам, о чем так же сообщено налогоплательщику.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Управления ФНС России по Алтайскому краю от Ч.С.В. поступила жалоба на бездействие налогового органа, выразившееся в не списании недоимки по налогам и страховым взносам в общей сумме 916432,74 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ решением Управления ФНС России по Алтайскому краю № указанная жалоба оставлена без удовлетворения.
По мнению Межрайонной ИФНС России № 9 по Алтайскому краю налогоплательщиком пропущен установленный срок на обжалование.
Кроме того, налоговый орган сообщил, что в настоящее время Арбитражным судом Алтайского края в рамках дела № А03-5122/2015 о признании несостоятельным (банкротом) индивидуального предпринимателя Ч.С.В. рассматриваются аналогичные требования.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу N А03-5122/2015 требование Федеральной налоговой службы, Москва, включено в реестр требований кредиторов ИП Ч.С.В. в следующем составе и размере:
- 97 582 руб. 16 коп. недоимки в 3 (третью) очередь реестра требований кредиторов по основной сумме задолженности,
- 16 958 руб. 37 коп. пени для отдельного учета в составе требований кредиторов должника третьей очереди.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ИП Ч.С.В. введена процедура реализации имущества гражданина, финансовым управляющим имуществом должника утвержден Б.А.Н.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу N А03-5122/2015 требование ФНС России включено в реестр требований кредиторов ИП Ч.С.В. в следующем составе и размере:
- 800 277 руб. 63 коп. недоимки в 3 (третью) очередь реестра требований кредиторов по основной сумме задолженности,
- 1 614 руб. 58 коп. пени для отдельного учета в составе требований кредиторов должника третьей очереди.
Таким образом, сумма задолженности, подлежащая списанию по мнению Ч.С.В., в общей сумме 916 432.74 руб. была включена в реестр требований кредиторов ИП Ч.С.В.
ДД.ММ.ГГГГ в арбитражный суд поступило заявление финансового управляющего имуществом ИП Ч.С.В.Б.А.Н. об исключении из реестра требований кредиторов третьей очереди должника, требования ФНС России в размере 916 432 руб. 74 коп., поскольку она признается безнадежной к взысканию и подлежит списанию.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ заявление принято к производству, назначено к рассмотрению на ДД.ММ.ГГГГ. Судебное заседание неоднократно откладывалось,
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, учитывая поступившие в суд документы, заявленное представителем финансового управляющего ходатайство, для представления дополнительных документов, рассмотрение заявления отложено на ДД.ММ.ГГГГ.
По мнению административного ответчика, в случае исключения оспариваемой суммы задолженности из реестра требований кредиторов ИП Ч.С.В., налоговым органом будет утрачена возможность взыскания.
Таким образом, требования, заявление Ч.С.В. в рассматриваемом административном исковом заявлении, подлежат оставлению без удовлетворения ввиду отсутствия на то законных оснований, в соответствии с позицией отраженной в решении Управления ФНС России по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, а так же исключения возможности рассмотрения аналогичного спора в двух судах.
В судебное заседание административный истец не явился, извещен надлежащим образом, о времени и месте проведения судебного заседания, в соответствии со ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие указанного лица.
В судебном заседании представитель административного истца М.Н.Л. (по доверенности – л.д. 72) поддержал доводы административного иска.
Представитель административного ответчика Межрайонной ИФНС России № 9 по Алтайскому краю Л.К.А. исковые требования не признала, просила оставить их без удовлетворения, ссылаясь на доводы возражений.
В судебное заседание представитель административного ответчика Управления Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю не явился, извещен надлежащим образом, о времени и месте проведения судебного заседания, в соответствии со ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие указанного лица.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон и их представителей, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее - административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций).
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных обязанностей налогоплательщик несет ответственность в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
На основании ст. 57 НК РФ сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору, при уплате налога и сбора с нарушением срока оплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 52 НК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
Статьей 12 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено признание безнадежными к взысканию и списание недоимки по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшейся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженности по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящихся на дату принятия налоговым органом в соответствии с указанной статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что Ч.С.В. в период с 2011 по 2014 год являлся собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый № и земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый № (л.д. 45, 98).
Согласно налоговых уведомлений № и №Ч.С.В. сообщено о необходимости оплатить в срок до ДД.ММ.ГГГГ задолженность по земельному налогу за 2011 – 2014 год в размере 800277,63 рублей (л.л.д. 45-48).
В установленный срок (ДД.ММ.ГГГГ), обязанность по уплате Ч.С.В. вышеуказанного налога исполнена не была, что в свою очередь, в соответствии главой 10 НК РФ явилось основанием направления в адрес налогоплательщика требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д. 39).
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГЧ.С.В. обратился в Межрайонную ИФНС Росси № 9 по Алтайскому краю с заявлением о списании задолженности по уплате обязательных платежей в Пенсионный фонд и Фонд обязательного страхования в общем размере 97582,16 рублей, пеню в размере 16958,37 рублей и задолженность по земельному налогу в общем размере 800277,63 рублей и пеню в размере 1614,58 рублей (л.л.д. 52-53).
Как следует из ответа налогового органа от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу Ч.С.В. на вышеуказанное заявление, задолженность по земельному налогу в общем размере 800277,63 рублей и пени в размере 1614,58 рублей не подлежит списанию, так как образовалась ДД.ММ.ГГГГ, то есть после ДД.ММ.ГГГГ. По вопросу списания задолженности по уплате обязательных платежей в Пенсионный фонд и Фонд обязательного страхования в общем размере 97582,16 рублей и пени в размере 16958,37 рублей налоговым органом направлен запрос в Пенсионный фонд об уточнении имеющейся задолженности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.л.д. 61-32).
ДД.ММ.ГГГГ административным истцом в адрес Управления Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю направлена жалоба на бездействие налогового органа, полученная адресатом ДД.ММ.ГГГГ. Согласно жалобы, Ч.С.В. ссылается на отсутствие решения по поданному ДД.ММ.ГГГГ заявлению о списании недоимки и просит признать бездействие МРИ ФНС № 9 по Алтайскому краю незаконным (л.л.д. 50-51).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ жалоба Ч.С.В. от ДД.ММ.ГГГГ оставлена без удовлетворения, действия Межрайонной ИФНС Росси № 9 по Алтайскому краю по отказу в признании недоимки по земельному налогу, страховым взносам и задолженности по пеням безнадежной, обоснованными и законными.
В силу ст. 59 НК РФ под безнадежной налоговой задолженностью понимается недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами. То есть уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера.
Невозможной к взысканию признается только та задолженность, которая осталась неоплаченной после применения всех мер взыскания, предусмотренных законодательством РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 59 НК РФ, также признается безнадежная задолженность по пеням и штрафам. За неуплату, неполную уплату налога, сбора НК РФ установлена пеня (ст. 75 НК РФ) и штраф как меры ответственности (ст. 122 НК РФ).
Согласно ст. 75 НК РФ пеней является денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Как следствие, к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню или компенсацию потерь государственной казны в результате недополученных налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налогов.
Таким образом, задолженность по уплате земельного налога за период 2011 – 2014 годы у административного истца образовалась ДД.ММ.ГГГГ.
Исходя из прямого толкования п. 1 ст. 12 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ, задолженность, образовавшиеся после ДД.ММ.ГГГГ не подпадает под действие указанного закона, о чем правомерно указано в ответе Межрайонной ИФНС Росси № 9 по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ и решении Управления Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГЧ.С.В.
В соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" от 03 июля 2016 года № 243-ФЗ, с 01 января 2017 года полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование передаются налоговым органам.
Статьей 11 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ, предусмотрено признание безнадежными к взысканию и списание недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
В соответствии с п. 11 ст. 14 Федерального закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", утратившего силу 01 января 2017 года, сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Из представленной ГУ - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Славгороде Алтайского края (межрайонным) информации следует, что задолженность по страховым взносам за 2009 – 2014 годы (за каждый год) не превышает восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Федерального закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", увеличенное в 12 раз (л.д. 42).
В связи с изложенным налоговым органом правомерно отказано в признании безнадежной задолженности по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации.
В ходе рассмотрения административного иска суд не установил, что действиями Межрайонной ИФНС России № 9 по Алтайскому краю нарушены права или свободы административного истца.
В отношении довода Межрайонной ИФНС России № 9 по Алтайскому краю о пропуске административным истцом срока обращения с административным исковым заявлением, суд отмечает следующее.
В соответствии с ч.ч. 1, 5, 6, 7, 8 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
Несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.
Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Административный истец указывает на нарушение его прав принятыми решениями налоговых органов от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из пояснений представителя административного истца М.Н.Л., данных в ходе судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ, решения налоговых органов от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ были получены им ДД.ММ.ГГГГ.
В суд с административным исковым заявлением Ч.С.В. обратился ДД.ММ.ГГГГ в связи с чем трехмесячный срок на обращения административным истцом не пропущен. Довод представителя Межрайонной ИФНС России № 9 по Алтайскому краю о вручении Ч.С.В. указанных решений в иные даты, ранее ДД.ММ.ГГГГ, в нарушение ст. 62 КАС РФ не подтвержден соответствующими средствами доказывания.
Вместе с тем, с учетом вышеуказанных обстоятельств, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска Ч.С.В. При этом суд учитывает, что административным истцом не оспорено решение Управления ФНС России по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.ст. 175 -180, 218 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск Ч.С.В. к Межрайонной ИФНС России № 9 по Алтайскому краю и к Управлению Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю о возложении обязанности по признанию задолженности по уплате налогов, пени и страховых взносов безнадежной, признании обязанности по их уплате прекращенной и возложении обязанности об исключении записи из лицевого счета, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Славгородский городской суд в течение месяца с момента составления мотивированного решения.
Дата составления мотивированного решения 16января 2019 года.
Председательствующий Е.Н. Нелина