Дело № 2а-23/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Нелидово 25 февраля 2019 года
Нелидовский городской суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Ивановой Е.С.,
при секретаре Руженцевой Е.В.,
с участием представителя Нелидовской межрайонной прокуратуры Тверской области Голубева А.С.
представителя ответчика Администрации Нелидовского городского округа Тверской области Васильевой А.А.
представителя ответчика ГКУ Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области» Кнышева М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Нелидовского межрайонного прокурора Тверской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Нелидовского городского округа Тверской области, Министерству транспорта Тверской области, Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области, Государственному казенному учреждению Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области» о признании бездействия по устранению нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения незаконным, о возложении обязанности установить опоры уличного освещения и обеспечить их надлежащую работу,
установил:
Нелидовский межрайонный прокурор Тверской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к Администрации Нелидовского сельского поселения Нелидовского района Тверской области о признании бездействия по устранению нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения незаконным, о возложении обязанности восстановить надлежащую работу искусственного уличного освещения, о возложении обязанности установить опоры уличного освещения и обеспечить их надлежащую работу.
В дальнейшем истцом были уточнены исковые требования, а именно Нелидовский межрайонный прокурор Тверской области просил признать бездействие ГКУ «Дирекция ТДФ» по устранению нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения, выявленных в ходе проверки, проведенной Нелидовской межрайонной прокуратурой совместно с ОГИБДД МО МВД России «Нелидовский», незаконным. Возложить на ГКУ «Дирекция ТДФ» обязанность в срок до 01.10.2019 установить опоры уличного освещения и обеспечить их надлежащую работу на участке ул. Маресьева п. Южный Нелидовского района Тверской области от здания ООО «Модуль», расположенного по адресу: Тверская обл., Нелидовский район, п. Южный, ул. Маресьева, д. 1В (земельный участок с кадастровым номером ......) до д. 29 по ул. Маресьева п. Южный Нелидовского района Тверской области, обеспечив освещенность в соответствии с требованиями СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение»; СН 541-82 Инструкция по проектированию наружного освещения городов, поселков и сельских населенных пунктов; ГОСТ Р 55706-2013 Освещение наружное утилитарное. Классификация и нормы.».
В обоснование исковых требований указаны следующие обстоятельства. Нелидовской межрайонной прокуратурой совместно с ОГИБДД МО МВД России «Нелидовский» проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения на территории Нелидовского района, в ходе которой выявлены нарушения требований законодательства.
Как указывает административный истец, обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Автомобильная дорога общего пользования Витязи – Духовшина – Белый – Нелидово относится к автомобильным дорогам регионального значения.
Распоряжением Комитета по управлению имуществом Тверской области от 04.06.2010 № 1514 «О закреплении имущества на праве оперативного управления» автомобильная дорога общего пользования Витязи – Духовшина – Белый – Нелидово закреплена на праве оперативного управления за государственным учреждением «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области» (далее – ГКУ «Дирекция ТДФ»).
Проверкой, проведенной Нелидовской межрайонной прокуратурой совместно с ОГИБДД МО МВД России «Нелидовский», установлено, в нарушение требований законодательства на участке ул. Маресьева в п. Южный Нелидовского района Тверской области, по которой проходит автомобильная дорога общего пользования Витязи – Духовшина – Белый – Нелидово, закрепленная на праве оперативного управления за ГКУ «Дирекция ТДФ», от здания ООО «Модуль», расположенного по адресу: Тверская обл., Нелидовский район, п. Южный, ул. Маресьева, д. 1В (земельный участок с кадастровым номером ......) до д. 29 по ул. Маресьева п. Южный Нелидовского района Тверской области, отсутствует уличное освещение (отсутствуют опоры уличного освещения). По выявленным нарушениям ОГИБДД МО МВД России «Нелидовский» составлен акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения.
ГКУ «Дирекция ТДФ» не обеспечивается надлежащее содержание автомобильной дороги на участке ул. Маресьева в п. Южный Нелидовского района Тверской области, чем нарушаются требования по обеспечению безопасности дорожного движения на территории поселения. Отсутствие надлежащего освещения не позволяют участникам дорожного движения выполнять требования Правил дорожного движения, вызывают опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий, что создает реальную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц - участников дорожного движения.
Определением Нелидовского городского суда от 28.12.2018 года была произведена замена административного ответчика Администрация Нелидовского сельского поселения Нелидовского района Тверской области на правопреемника Администрацию Нелидовского городского округа Тверской области.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве административных соответчиков были привлечены Министерство транспорта Тверской области, Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, Государственное казенное учреждение Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области, в качестве заинтересованного лица Правительство Тверской области.
В ходе рассмотрения дела Нелидовский межрайонный прокурор Тверской области просил принять отказ от административного искового заявления в части возложения обязанности восстановить надлежащую работу искусственного уличного освещения, обеспечив освещенность в соответствии с требованиям СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение»; СН 541-82 Инструкция по проектированию наружного освещения городов, поселков и сельских населенных пунктов; ГОСТ Р 55706-2013 Освещение наружное утилитарное. Классификация и нормы, на участке ул. Маресьева п. Южный Нелидовского района Тверской области от перекрестка с ул. Фестивальная до здания ООО «Модуль», в связи добровольным исполнением требований прокурора в данной части. Определением Нелидовского городского суда Тверской области 25.02.2019 года отказ от иска принят судом и производство по делу в данной части прекращено.
В судебном заседании административный истец исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представителя ответчика ГКУ Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области» Кнышев М.В. в судебном заседании возражал протии удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменных возражениях. При этом, также пояснил, что ГКУ Тверской области «Дирекция ТДФ» является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку вопрос освещения относится к вопросам благоустройства города, связи с чем обязанность по освещению улиц города должны осуществлять органы местного самоуправления.
Представитель ответчика Администрации Нелидовского городского округа Тверской области Васильева А.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что спорный участок дороги не относится к ведению органов местного самоуправления, в связи с чем администрация является ненадлежащим ответчиком по делу.
Представитель Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, предоставил суд письменные возражения, согласно которым, Министерство является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку обязанность по обеспечению освещенности территории муниципального образования, в том числе освещению улиц в соответствии с законодательством об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации отнесено к вопросам местного значения. Просил дело рассмотреть в отсутствии представителя Министерства.
Представитель Министерства транспорта Тверской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, возражений на иск не представил.
Представитель Правительства Тверской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в отсутствие представителя, отказать в удовлетворении исковых требований прокурора, поскольку административный истец в обоснование иска приводит нормы права, согласно которым спорная дорога должна быть оборудована освещением, как улица в населенном пункте, а не как объект дорожного сервиса.
Представитель ОГИБДД МО МВД России «Нелидовский», извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ранее предоставил заявление, в котором поддержал требования прокурора и просил дело рассматривать в отсутствие представителя.
Суд, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В силу статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Статьей 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Как следует из ст. 3 этого же Федерального закона, содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Таким образом, понятие содержания автомобильных дорог в безопасном для дорожного движения состоянии заключается в осуществлении комплекса мер по обеспечению безопасности дорожного движения, в том числе, путем организации стационарного освещения.
Как следует из п. 1 ст. 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (п. 2 ст. 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения").
Согласно статье 5 названного Закона обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством деятельности по организации дорожного движения, а также материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
В соответствии со статьей 6 указанного Закона, к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности.
Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий в области обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и правил расчета размера ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на указанные цели, осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
Расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате решения вопросов дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального значения, связанных с ремонтом, реконструкцией автомобильных дорог (статья 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007. "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2007 N 270-ст) стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах должно быть на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.
Согласно пункту 2.5. СНиП 2.05.02-85 стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах следует предусматривать на участках в пределах населенных пунктов, а при наличии возможности использования существующих электрических распределительных сетей - также на больших мостах, автобусных остановках, пересечениях дорог.
Согласно актам осмотра от 07.11.2018 г. и 26.12.2018 г. на участке дороги в п. Южный Нелидовского района на ул. Маресьева от здания ООО «Модуль» до д. 29 отсутствует уличное освещение (отсутствуют опоры уличного освещения). Как установлено в судебном заседании, по ул. Маресьева в п. Южный Нелидовского района проходит автомобильная дорога общего пользования регионального значения Тверской области «Витязи-Духовщина-Белый-Нелидово».
Распоряжением Комитета по управлению имуществом Тверской области от 04.06.2010 № 1514 «О закреплении имущества на праве оперативного управления» автомобильная дорога общего пользования Витязи – Духовшина – Белый – Нелидово закреплена на праве оперативного управления за ГКУ «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области».
Управление государственным имуществом Тверской области осуществляется уполномоченными органами государственной власти Тверской области в пределах их компетенции, установленной федеральным законодательством, Уставом Тверской области, нормативными правовыми актами Тверской области.
Согласно Постановлению Правительства Тверской области от 18 октября 2011 года № 74-пп «Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Тверской области» Министерство транспорта Тверской области является областным исполнительным органом государственной власти Тверской области, осуществляющим на территории Тверской области исполнительно-распорядительную деятельность в сферах транспорта и дорожной деятельности. Министерство является главным распорядителем бюджетных средств и получателем бюджетных средств, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций.
Статьей 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относит решение вопросов по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.
Постановлением Правительства Тверской области от 08 февраля 2018 года № 50-пп утвержден Порядок ремонта автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Тверской области.
Порядком организации работ предусмотрено, что Министерство транспорта Тверской области координирует организацию работ по ремонту автомобильных дорог.
Постановлением администрации Тверской области от 04 августа 2009 года № 338-па утверждено Положение о порядке взаимодействия органов государственной власти Тверской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области, государственных учреждений Тверской области и организаций различных форм собственности при осуществлении контроля качества и полноты производства работ на стадиях проектирования, строительства, реконструкции капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Тверской области.
В соответствии с п. 3.1 указанного положения Министерство транспорта Тверской области является областным исполнительным органом государственной власти Тверской области, осуществляющим на территории Тверской области исполнительно-распорядительную деятельность в сферах транспорта и дорожной деятельности.
Министерство транспорта осуществляет управление, координацию, регулирование и контроль за дорожной деятельностью в Тверской области.
Министерство транспорта является главным распорядителем средств областного бюджета Тверской области, разрабатывает нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Тверской области и правила расчета размера ассигнований областного бюджета Тверской области на указанные цели.
Постановлением Правительства Тверской области от 18 ноября 2011 года № 74-пп утверждено Положение о Министерстве транспорта Тверской области, в соответствии с п. 1 которого Министерство транспорта Тверской области является областным исполнительным органом государственной власти Тверской области, осуществляющим на территории Тверской области исполнительно-распорядительную деятельность в сферах транспорта и дорожной деятельности.
Согласно пунктам 3-5 Положения, Министерство транспорта Тверской области обладает правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, смету, имущество, являющееся государственной собственностью Тверской области и закрепленное за ним на праве оперативного управления, счет, печать с изображением герба Тверской области и своим наименованием, а также соответствующие печати, штампы, бланки со своим наименованием. Финансирование расходов на содержание Министерства осуществляется из средств областного бюджета Тверской области.
При этом Министерство транспорта Тверской области является главным распорядителем бюджетных средств и получателем бюджетных средств, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций.
Пунктами 7, 8 Положения определяются основные задачи и функции Министерства транспорта, к которым, в частности, относятся разработка и реализация государственной политики в сфере транспорта и дорожного хозяйства, направленной на максимальное удовлетворение спроса населения и потребностей Тверской области в услугах транспорта, дорожного хозяйства; обеспечение организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение).
В соответствии с возложенными на Министерство транспорта основными задачами оно осуществляет определенные функции, к которым, в частности относятся: функции государственного заказчика на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд в курируемых сферах государственного управления; функции главного администратора доходов областного бюджета Тверской области; осуществляет правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению резервом материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера в транспортной сфере и дорожном хозяйстве; координирует деятельность подведомственных Министерству государственных учреждений Тверской области и государственных унитарных предприятий Тверской области, действующих в сферах транспорта, дорожного хозяйства, контролирует выполнение возложенных на них функций; разрабатывает и реализует государственную политику Тверской области в сфере организации транспортного обслуживания населения; участвует в разработке и реализации программ и мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения; планирование дорожной деятельности и разработку мероприятий долгосрочных целевых программ в сфере использования автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области и осуществления дорожной деятельности на основании документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области и оценки их транспортно-эксплуатационного состояния, долгосрочных целевых программ.
ГКУ «Дирекция ТДФ» в соответствии с пунктом 1.2 Устава является бюджетным учреждением, наделенным функциями по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Тверской области.
В целях реализации этих функций ГКУ «Дирекция ТДФ» является получателем бюджетных средств по статье «Дорожное хозяйство». При этом главным распорядителем бюджетных средств по данной статье является Министерство транспорта Тверской области. В соответствии с пунктом 2.3.1 Устава, ГКУ «Дирекция ТДФ» выполняет функции государственного заказчика по реализации программ в сфере дорожной деятельности, финансируемых за счет средств областного бюджета, федерального бюджета и других источников. С целью реализации закрепленных полномочий, ГКУ «Дирекция ТДФ» заключает государственные контракты по результатам проведенных торгов. Однако для проведения ремонта автодороги необходимо, чтобы собственник принял решение о проведении ремонта и заложил деньги в бюджет области на данный ремонт. ГКУ «Дирекция ТДФ» не уполномочено на принятие самостоятельного решения о проведении ремонта объектов и выделении денег из бюджета.
Заключение государственных контрактов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» под выделенные собственником на конкретный объект денежные средства.
В связи с изложенным, исходя из характера заявленных исковых требований суд приходит к выводу о том, что именно Министерство транспорта Тверской области как областной исполнительный орган государственной власти Тверской области, осуществляющий на территории Тверской области исполнительно-распорядительную деятельность в сферах транспорта и дорожной деятельности, является органом, ответственным за организацию работ по оборудованию участка автомобильной дороги общего пользования регионального значения «Витязи-Духовщина-Белый-Нелидово» в границах населенного пункта п. Южный Нелидовского района Тверской области от здания ООО «Модуль», расположенного по адресу: Тверская область, Нелидовский район, п. Южный, ул. Маресьева, д. 1В (земельный участок с кадастровым номером ......) до д. 29 по ул. Маресьева п. Южный Нелидовского района Тверской области стационарным электрическим освещением.
Поскольку обязанность по обеспечению соответствия эксплуатации дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги, суд, учитывая, что ответчик – Министерство транспорта Тверской области в силу вышеприведенных норм материального права осуществляет полномочия главного распорядителя бюджетных средств Тверской области на цели обеспечения дорожной деятельности, а также осуществляет контроль над деятельностью подведомственных учреждений и организаций, полагает необходимым возложить на Министерство транспорта Тверской области обязанность по оборудованию участка автомобильной дороги общего пользования регионального значения, т.е. выполнению указанных в заявлении прокурора требований, признав их законными.
Исходя из совокупности правового и социального анализа действительности, суд также учитывает, что задача ремонта и содержания автодорог приобретает приоритетное значение. Выполнение комплекса работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог является одним из важнейших условий обеспечения их сохранности, повышения безопасности движения и экологической безопасности объектов, долговечности и надежности автомобильных дорог и сооружений на них, эффективности обслуживания пользователей и оптимизации расходования средств, выделяемых на нужды дорожного хозяйства.
Суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований прокурора о признании незаконным бездействия ГКУ «Дирекция ТДФ» по устранению нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения, поскольку как указывалось выше ГКУ «Дирекция ТДФ» не уполномочено на принятие самостоятельного решения о проведении ремонта объектов и выделении денежных средств из бюджета, при этом, как полагает суд, возложение на Министерство транспорта Тверской области обязанности по оснащению спорного участка дороги уличным освещением, является достаточной мерой для восстановления прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в интересах которых в суд обратился прокурор. Кроме того, суд не находит оснований для указания в резолютивной части решения на обеспечение освещенности спорного участка дороги в соответствии с требованиями СНиП, СН и ГОСТ, поскольку, по убеждению суда, ответчик самостоятельно при исполнении решения суда обязан обеспечить освещенность дороги в соответствии с требованиями действующего законодательства, дополнительного указания на соответствие освещенности спорного участка дороги СНИП, СН и ГОСТ не требуется.
Доводы ответчиков о том, что действия по установке опор уличного освещения в пределах населенного пункта относится к благоустройству территории населенного пункта и следовательно к вопросам местного значения не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела и не соответствуют вышеприведенным нормам материального права.
Учитывая положения вышеприведенных норм действующего законодательства, оснований для удовлетворения исковых требований Нелидовского межрайонного прокурора Тверской области к Администрации Нелидовского городского округа Тверской области, Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области, Государственному казенному учреждению Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области не имеется.
Поскольку для выполнения ответчиком установленных судом обязанностей необходимо соблюдение определенной процедуры, исходя из соблюдения баланса интересов сторон, суд полагает необходимым установить для исполнения требований срок до 01 июля 2020 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Нелидовского межрайонного прокурора Тверской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Обязать Министерство транспорта Тверской области в срок до 01.07.2020 года установить опоры уличного освещения и обеспечить их надлежащую работу на участке дороги ул. Маресьева п. Южный Нелидовского района Тверской области от здания ООО «Модуль», расположенного по адресу: Тверская область, Нелидовский район, п. Южный, ул. Маресьева, д. 1В (земельный участок с кадастровым номером ......) до д. 29 по ул. Маресьева п. Южный Нелидовского района Тверской области.
В удовлетворении остальной части исковых требований Нелидовского межрайонного прокурора Тверской области отказать.
Исковые требования Нелидовского межрайонного прокурора Тверской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Нелидовского городского округа Тверской области, Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области, Государственному казенному учреждению Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Нелидовский городской суд Тверской области в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий Е.С.Иванова
Решение в окончательной форме изготовлено 01.03.2019 года.