ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-23/19КОПИ от 28.01.2019 Северодвинского гарнизонного военного суда (Архангельская область)

Дело № 2а – 23/2019 Копия

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Северодвинск 28 января 2019 г.

Северодвинский гарнизонный военный суд под председательством судьи Феоктистова М.В., при секретаре судебного заседания Мамоновой Е.В., без участия сторон, рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении военного суда, административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части <данные изъяты> ФИО1 об оспаривании действий начальника отделения (территориальное, г. Архангельск) Федерального государственного казенного учреждения «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, отделения (территориальное, г. Архангельск) Федерального государственного казенного учреждения «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее - отделение (территориальное, г. Архангельск) «Северрегионжильё») и филиала Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «2 финансово-экономическая служба» (далее – «2 ФЭС»), связанных с принятием административного истца на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с уменьшением ФИО1 и членам его семьи нормы площади предоставляемого помещения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия начальника отделения (территориальное, г. Архангельск) «Северрегионжильё», связанные с принятием решения №29-20/75 от 25 сентября 2018 года о принятии административного истца на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с уменьшением ФИО1 и членам его семьи площади предоставляемого помещения на 22,7 кв.м. и просил возложить на указанное должностное лицо обязанность отменить указанное решение в части уменьшения площади предоставления жилого помещения и принять решение о принятии административного истца на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, исходя из расчета площади предоставляемого помещения (18*4+9)-11,35 кв.м.

В обоснование своих требований ФИО1 указал, что начальник отделения (территориальное, г. Архангельск) «Северрегионжильё» при принятии решения установил, что его жена ФИО2 и дочь ФИО3 в период с 25 декабря 2009 года по 27 ноября 2015 года были постоянно зарегистрированы в жилом помещении в качестве членов семьи нанимателя (отца супруги) по адресу: <адрес>, в котором на момент регистрации было зарегистрировано 6 человек и на каждого приходилось в праве пользования по 11,35 кв. м. (68,1/6), соответственно, на жену и дочь приходилось 22,7 кв. м. (11,35*2), однако, решением Северодвинского городского суда, дочь истца - ФИО3 признана не приобретшей право пользования указанным жилым помещением, поэтому решение ответчика об уменьшении площади предоставления жилого помещения в указанной части, не основано на законе.

Определением Северодвинского гарнизонного военного суда от 14 января 2019 года к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены начальник отделения (территориальное, г. Архангельск) «Северрегионжильё», «2 ФЭС» и заинтересованные лица на стороне административного истца – ФИО2, ФИО3 (сын) и ФИО3 (дочь).

Административный истец ФИО1 и его представитель ФИО4, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда, в него не явились, ФИО1 о причинах неявки суд не уведомил, представил пояснения к административному исковому заявлению, в которых указал, что он и члены его семьи более 10 лет и в настоящее время фактически проживают по адресу: <адрес>. Регистрация дочери ФИО3 по адресу: <адрес> была сделана формально для устройства в детский сад, а затем в школу. По указанному адресу, он и члены его семьи никогда не проживали. Представитель ФИО4 предоставил заявление, в котором указал, что требования поддерживает по основаниям указанным в административном исковом заявлении и пояснениях к нему, настаивает на их удовлетворении, а также просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Административный ответчик начальник отделения (территориальное, г. Архангельск) «Северрегионжильё» действующий в своих интересах и интересах отделения (территориальное, г. Архангельск) «Северрегионжильё», будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда, в него не прибыл, своего представителя не направил, в своих возражениях на административное исковое заявление указал, что административному истцу и членам его семьи составом 4 человека был уменьшен размер жилищной субсидии на 22,7 кв.м., поскольку при проверке представленных документов установлено, что супруга военнослужащего ФИО5 в период с 25 декабря 2009 года по 20 февраля 2014 года и дочь ФИО3 в период с 25 декабря 2009 года по 27 ноября 2015 года были постоянно зарегистрированы по месту жительства в качестве членов семьи нанимателя в жилом помещении по адресу: <адрес>, общей площадью 68,1 кв.м. Данное жилое помещение, на основании договора социального найма от 29 ноября 2012 года, было предоставлено отцу супруги ФИО6 на состав семьи 6 человек с учетом дочери ФИО2 и внучки ФИО3 На момент снятия с регистрационного учета в жилом помещении было зарегистрировано 6 человек и на каждого в праве пользования приходилось по 11,35 кв. м. (68,1/6), следовательно, на жену и дочь приходилось 22,7 кв. м. (11,35*2). ФИО2 добровольно снялась с регистрационного учета 20 февраля 2014 года, а ФИО3 снялась с регистрационного учета 27 ноября 2015 года на основании решения Северодвинского городского суда от 21 октября 2015 года, в котором определено, что ФИО2 и ФИО3 добровольно отказались от права пользования жилым помещением. Вышеперечисленные действия расцениваются как добровольное ухудшение жилищных условий, в соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ), связанное с намерением приобретения права состоять на учете как нуждающиеся в жилых помещениях. При этом, пятилетний срок с момента сознательного ухудшения жилищных условий, а именно, снятия с регистрационного учета, не истек. Кроме того, в случае злоупотребления правом, вытекающего из положений ст. 10 ГК РФ и Конституции РФ, следует иметь в виду, что к последствиям злоупотребления права закон относит полный или частичный отказ суда в защите права, а также иные меры, предусмотренные законом. Просил в удовлетворении заявленных требований отказать и рассмотреть дело без своего участия.

Административный ответчик – «2 ФЭС», в лице своего начальника, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда, в него не прибыл, своего представителя не направил, предоставил заявление, в котором указал, что решение вопроса по существу заявленных требований оставляет на усмотрение суда и просит рассмотреть дело в свое отсутствие.

Заинтересованные лица на стороне административного истца – ФИО2, действующая в своих интересах и интересах своих несовершеннолетних детей ФИО3 (сын) и ФИО3 (дочь), как их законный представитель, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда, в него не явилась, своего представителя не направила, о причинах неявки суд не известила, ФИО2 представила пояснения к административному исковому заявлению, в которых указала, что она и члены ее семьи ФИО1 (супруг), ФИО3 (дочь) и ФИО3 (сын) более 10 лет и по настоящее время фактически проживают по адресу: <адрес>. Регистрация по адресу: <адрес> ее дочери ФИО3 была сделана формально для устройства в детский сад, а затем в среднюю школу. По данному адресу, она и члены его семьи никогда не проживали.

Суд, в соответствии со ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ дело рассмотрел в отсутствие сторон.

Исследовав доказательства, имеющиеся в деле, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 15 Федерального Закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – ФЗ «О статусе военнослужащих»), государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных вышеуказанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Согласно справки командира войсковой части от 1 марта 2018 года, ФИО1 имеет общую продолжительность военной службы более 24 лет в календарном исчислении, заключил первый контракт о прохождении военной службы до 01 января 1998 года, то есть в соответствии с положениями ч.1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», административный истец относится к числу военнослужащих, имеющих право на предоставление жилищной субсидии или жилого помещения, находящегося в федеральной собственности, по своему выбору в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Как следует из п. 3 «Инструкции о предоставлении военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма», утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № 1280 (далее – Инструкция), признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом в соответствии со статьей 51 ЖК РФ и с учетной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, но не более восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

Согласно ч. 5 ст. 2 ФЗ «О статусе военнослужащих», к членам семей военнослужащих относятся, в том числе супруга (супруг) и несовершеннолетние дети. При этом, на членов семьи военнослужащего распространяются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные указанным Федеральным законом.

В соответствии с ч. 2 ст. 51 ЖК РФ, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

При рассмотрении заявлений военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как Федеральным законом «О статусе военнослужащих», так и нормами ЖК РФ.

Так, при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, следует руководствоваться нормами ЖК РФ, по смыслу которых к членам семьи военнослужащего могут относиться не только родственники, но и иные совместно проживающие с ним лица.

Согласно ч. 5 ст. 100 ЖК РФ к пользованию специализированными жилыми помещениями применяются правила, предусмотренные ст. 65, ч. 3 и 4 ст. 67 и ст. 69 ЖК РФ.

Из содержания названных норм следует, что члены семьи нанимателя специализированного жилого помещения имеют равные с нанимателем права и обязанности.

Часть 1 ст. 70 ЖК РФ устанавливает, что на вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя.

В силу положений ч. 1 ст. 31 и ч. 1 ст. 69 ЖК РФ, к членам семьи как собственника, так и нанимателя жилого помещения относятся проживающие совместно с данным лицом в жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного лица. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами его семьи, если они вселены им в качестве членов своей семьи и ведут с ним общее хозяйство.

Согласно п.25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ» под ведением общего хозяйства, являющимся обязательным условием признания членами семьи нанимателя других родственников и нетрудоспособных иждивенцев, следует, в частности, понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п. Для признания других родственников и нетрудоспособных иждивенцев требуется также выяснить содержание волеизъявления нанимателя в отношении их вселения в жилое помещение: вселялись ли они для проживания в жилом помещении как члены семьи нанимателя или жилое помещение предоставлено для проживания по иным основаниям.

При этом из пп. «а» п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ» следует, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений ч.1 ст.31 ЖК РФ, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.

Из разъяснений абз. 6 п. 11 названного постановления следует, что регистрация или отсутствие таковой не может согласно ст.3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке наряду с другими доказательствами.

Из материалов дела следует, что решением начальника отделения (территориальное г. Архангельск) «Северрегионжильё» № 29-20/75 от 25 сентября 2018 года, ФИО1 с 11 августа 2018 года принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, составом семьи четыре человека с уменьшением нормы предоставления жилого помещения на 22,7 кв.м. в избранном месте жительства г. Северодвинск (по месту прохождения военной службы). Основанием уменьшения нормы предоставления административному истцу жилого помещения послужило то, что его супруга ФИО2 в период с 25 декабря 2009 года по 20 февраля 2014 года и дочь ФИО3 в период с 25 декабря 2009 года по 27 ноября 2015 года были постоянно зарегистрированы по месту жительства в качестве членов семьи нанимателя (отца супруги) в жилом помещении по адресу: <адрес>, общей площадью 68,1 кв.м. Данное жилое помещение, на основании договора социального найма от 29 ноября 2012 года, было предоставлено отцу супруги на состав семьи 6 человек с учетом ФИО2 и ФИО3, на момент снятия с регистрационного учета в жилом помещении было зарегистрировано 6 человек и на каждого в праве пользования приходилось по 11,35 кв. м. (68,1/6), соответственно на жену и дочь приходилось 22,7 кв. м. (11,35*2).

В соответствии с договорами социального найма жилого помещения №9294 от 21 декабря 2009 года и №14089 от 29 ноября 2012 года нанимателю ФИО6 и членам его семьи, в том числе ФИО2 и ФИО3 передано в бессрочное владение и пользование жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 68,1 кв.м.

Согласно выписки из домовой книги от 27 декабря 2018 года, супруга ФИО2 в период с 25 декабря 2009 года по 20 февраля 2014 года и дочь ФИО3 в период с 25 декабря 2009 года по 27 ноября 2015 года были постоянно зарегистрированы по месту жительства в качестве членов семьи нанимателя в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, общей площадью 68,1 кв.м.

Актом по установлению факта длительного проживания граждан без регистрации от 27 декабря 2018 года, установлено, что в жилом помещении по адресу: <адрес>, зарегистрированы собственники ФИО7 и ФИО8, а также ФИО9 и ФИО10 и совместно с ними без регистрации проживает ФИО9

Как следует из данных, предоставленных Росреестром, выписок из Единого государственного реестра недвижимости о правах на объекты недвижимости, административный истец ФИО1 и члены его семьи супруга ФИО2, дочь ФИО3 и сын ФИО3 собственниками каких-либо жилых помещений не являются, собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 68,1 кв.м. с 27 апреля 2017 года являются мать супруги ФИО7 и племянница супруги ФИО8

Из справки ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны РФ от 16 июня 2018 года следует, что административный истец ФИО1 и его супруга ФИО2 с 11 сентября 2012 года, дочь ФИО3 с 21 июня 2007 года и сын ФИО3 с 13 января 2009 года по 1 ноября 2017 года были зарегистрированы по месту жительства <адрес>, на основании договора найма жилого помещения. Данное обстоятельство подтверждается договорами найма жилого помещения в общежитии №01/152 от 30 августа 2012 года и №29-45/629 от 2 ноября 2015 года, согласно которым вместе с административным истцом ФИО1, вселены указанные выше члены его семьи.

Решением начальника отделения (территориальное, г. Архангельск) «Северрегионжильё» №29-44/309 от 09 ноября 2017 года административному истцу ФИО1 и членам его семьи жене ФИО2, дочери ФИО3 и сыну ФИО3 разрешено заселение и заключение договора найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> на время прохождения военной службы до 1 ноября 2019 года. В тот же день заключен договор найма.

Согласно справки командира войсковой части от 24 июня 2018 года №1163 административный истец ФИО1 и члены его семьи ФИО2, ФИО3 (сын) и ФИО3 (дочь) зарегистрированы по месту жительства: <адрес>, с 6 февраля 2018 года.

Решением Северодвинского городского суда №2-5183-15 от 21 октября 2015 года дочь истца - ФИО3 признана не приобретшей право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, поскольку ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживает и зарегистрирована по месту пребывания с 21 июня 2007 года с родителями по адресу: <адрес> при этом в жилое помещение по адресу: <адрес> фактически не вселялась, следовательно, право пользования жилым помещением не приобрела. Указанное обстоятельство также подтверждается пояснениями ФИО1 и ФИО2

В судебном заседании установлено, что административный истец ФИО1 и члены его семьи супруга ФИО2, дочь ФИО3 и сын ФИО3 собственниками каких-либо жилых помещений не являются, дочь ФИО3 в период с 25 декабря 2009 года по 27 ноября 2015 года была постоянно зарегистрирована по месту жительства в качестве члена семьи нанимателя в жилом помещении по адресу: <адрес>, общей площадью 68,1 кв.м., на момент снятия с регистрационного учета в жилом помещении было зарегистрировано 6 человек и на каждого в праве пользования приходилось по 11,35 кв. м. (68,1/6), однако решением суда установлено, что она право пользования указанным жилым помещением не приобрела, поскольку фактически проживала с родителями по другому адресу, в указанное помещение не вселялась, а регистрация дочери по указанному адресу носила вынужденный характер и была необходима для устройства в детский сад и школу.

Доводы начальника отделения (территориальное, г. Архангельск) «Северрегионжильё» о том, что решением Северодвинского городского суда от 21 октября 2015 года определено, что ФИО2 и ФИО3 добровольно отказались от права пользования жилым помещением, несостоятельны, поскольку судом при принятии данного решения исследовались материалы дела, в том числе возражения законных представителей несовершеннолетней ФИО3 – ФИО1 и ФИО2, согласно которым, они с исковыми требованиями истцов - С-вых были не согласны, при этом поясняли, что ФИО3 была зарегистрирована по <адрес> для постоянной прописки по настоянию органов опеки и попечительства, для оформления документов в школу, фактически по данному адресу они с дочерью никогда не проживали, коммунальные платежи не оплачивали, так как с 2007 года проживали по адресу: <адрес>, однако считали требования необоснованными, поскольку спорное жилье для дочери ФИО3 является единственным, кроме служебного по ул. <адрес> и удовлетворение иска будет нарушать ее жилищные права, просили в исковых требованиях отказать.

Указанные обстоятельства в совокупности с приведенными нормами закона позволяют суду прийти к выводу о том, что поскольку член семьи ФИО1 - дочь ФИО3 какими-либо жилыми помещениями на праве собственности, либо праве пользования не располагают и расчет нормы предоставления административному истцу жилого помещения был произведен начальником отделения без учета норм действующего законодательства, поэтому решение начальника отделения (территориальное, г. Архангельск) «Северрегионжильё» №29-20/75 от 25 сентября 2018 года в части уменьшения нормы предоставления административному истцу и членам его семьи (дочери – ФИО3) площади жилого помещения на 11,35 кв.м., является незаконным и подлежит отмене.

На основании изложенного, суд считает необходимым в целях восстановления нарушенного права административного истца возложить на начальника отделения (территориальное, г. Архангельск) «Северрегионжильё» обязанность отменить свое решение №29-20/75 от 25 сентября 2018 года в части уменьшения нормы предоставления административному истцу и членам его семьи (дочери – ФИО3) общей площади жилого помещения на 11,35 кв. м. и произвести перерасчет размера предоставленного административному истцу жилого помещения.

Поскольку требования ФИО1 подлежат удовлетворению, суд, в соответствии со ст. 111 КАС РФ, взыскивает с «2 ФЭС» в пользу административного истца судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 111, 174-180 и 227 КАС РФ, военный суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 – удовлетворить.

Признать незаконными действия начальника отделения (территориальное, г. Архангельск) Федерального государственного казенного учреждения «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации связанные с принятием решения №29-20/75 от 25 сентября 2018 года о принятии административного истца на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в части уменьшения ФИО1 и членам его семьи (дочери – ФИО3) нормы площади предоставляемого жилого помещения на 11,35 кв.м.

Обязать начальника отделения (территориальное, г. Архангельск) Федерального государственного казенного учреждения «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в течение одного месяца со дня вступления в законную силу настоящего решения суда:

- внести изменения в решение №29-20/75 от 25 сентября 2018 года, указав размер уменьшения нормы предоставления ФИО1 и членам его семьи общей площади жилого помещения на 11,35 кв. м.;

- произвести перерасчет размера предоставленного административному истцу ФИО1 и членам его семьи жилого помещения с учетом уменьшения нормы предоставления общей площади жилого помещения на 11,35 кв. м.

Взыскать с филиала Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «2 финансово-экономическая служба» в пользу ФИО1 300 (триста) рублей в счет возмещения судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины за подачу административного искового заявления в суд.

Об исполнении решения суда административным соответчикам в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу надлежит сообщить в суд и административному истцу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Северный флотский военный суд через Северодвинский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его вынесения.

Председательствующий по делу - судья (подпись) М.В. Феоктистов

Верно.

Председательствующий по делу - судья М.В. Феоктистов

Секретарь судебного заседания Е.В. Мамонова

28.01.2019