ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-23/2021 от 22.03.2021 Октябрьского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

№ 2а-23/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 марта 2021 года г. Уфа

Октябрьский районный суд г. Уфы РБ в составе:

председательствующего судьи Муллахметовой Л.А.,

при секретаре Шангуровой К.А.,

с участием представителя административных истцов ФИО1, ФИО2 – ФИО3 (доверенность от 06 июля 2020 года № 03/35-н/03-2020-4-751), представителя Администрации городского округа г. Уфа ФИО4 (доверенность № 01-05-1113/13) от 21 мая 2020 года), третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования ФИО5, ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к Управлению по обеспечению жизнедеятельности города Администрации городского округа г. Уфа, Администрации ГО г. Уфа о признании незаконным протокола заседания межведомственной комиссии по вопросам оформления городских территорий администрации городского округа г. Уфа РБ от 01 ноября 2019 года в части отмены решений межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и 2/5 от ДД.ММ.ГГГГ,

установил:

ФИО1, ФИО2 обратились в суд с административным иском к Управлению по обеспечению жизнедеятельности города Администрации городского округа г. Уфа, Администрации ГО г. Уфа о признании незаконным протокола заседания межведомственной комиссии по вопросам оформления городских территорий администрации городского округа г. Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ в части отмены решений межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и 2/5 от ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование указали, что согласно протоколу заседания Межведомственной комиссии по вопросам внешнего оформления городских территорий от ДД.ММ.ГГГГ решение комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и 2/5 от ДД.ММ.ГГГГ о согласовании проекта перепланировки, внешнего оформления фасада с устройством входных групп в помещение, расположенное по адресу: <адрес> литер А отменено.

Решение от ДД.ММ.ГГГГ и Решение от ДД.ММ.ГГГГ является правоустанавливающим документом, на основании которого был осуществлен государственный кадастровый учет и зарегистрировано право собственности ООО «НедвижимостьГрупп» на нежилые помещения, образованные в результате перепланировки (реконструкции), переустройства, внешнего оформления фасада и устройства входных групп и впоследствии одно из помещений было продано ФИО1 и ФИО2, право общей долевой собственности зарегистрировано в установленном законом порядке. Также на основании указанных зарегистрированы права на нежилые помещения с кадастровыми номерами впоследствии проданные гр. ФИО7, ФИО8, ФИО9 и принадлежащие последним на праве собственности соответствующих записей в ЕГРН.

В настоящее время в Кировском районном суде города Уфы РБ рассматривается гражданское дело о признании самовольной реконструкции жилого дома, где истцы ссылаются на то. что Решение от 12.07,2017 г, и Решение (на основании которых были выполнены перепланировка, переустройство) отменено согласно письма Прокуратуры ж-19 от 15.11/2019 г. просят признать самовольной реконструкцией (построенной без получения разрешительного документа) выполненную перепланировку и переустройство, и обязать меня, и остальных собственников нежилых помещений, образованных в результате перепланировки/переустройства, вернуть помещение в первоначальное состояние, что означает лишить меня права собственности на принадлежащее истцу нежилое помещение с кадастровым

Принимая во внимание тот факт, что Решение от ДД.ММ.ГГГГ и Решение выданы компетентным органом в установленном законом порядке и на основании данных Разрешений были выполнены перепланировка, переустройство, реконструкция в результате которых были образованы нежилые помещения, зарегистрировано право собственности (копии листов материалов гражданского дела , 162, 163-166), впоследствии проданное мне и иным заинтересованным лицам на праве собственности, то отмена указанных Решений влечет наделение наших помещений статусом самовольных, по смыслу ст. 222 ГК РФ; в связи с чем, отмена данных решений в административном порядке не допустима, нарушает права и законные интересы, поскольку автоматически влечет наделение помещения статуса самовольно возведенного (перепланированного/переустроенного без разрешительного документа) и, как следствие, прекращение моего зарегистрированного в установленном законом порядке, права собственности.

Считают решение межведомственной комиссии об отмене решений и 2/5 оформленное Протоколом заседания от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, необоснованным, нарушающим права и подлежим отмене по следующим основаниям:

1) решения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и 2/5 от ДД.ММ.ГГГГ выданы компетентным органом в пределах предоставленных законом полномочий;

2) межведомственной комиссией при вынесении ДД.ММ.ГГГГ решения об отмене решений от ДД.ММ.ГГГГ и 2/5 от ДД.ММ.ГГГГ превышены полномочия, поскольку фактически сведены к оспариванию зарегистрированного права собственности, как собственника помещения с кадастровым , а оспаривание зарегистрированного права подлежит разрешению исключительно в судебном порядке;

3) установленный законом порядок получения разрешительных документов (решений от ДД.ММ.ГГГГ и 2/5 от ДД.ММ.ГГГГ) заявителем был соблюден;

4) нарушение межведомственной комиссией действия закона во времени: так, при вынесении решения об отмене решений ДД.ММ.ГГГГ и 2/5 от ДД.ММ.ГГГГ межведомственная комиссия руководствуется положениями Жилищного кодекса РФ в актуальной редакции от 26.07.2019г., в то время как ей должен был быть применен закон в редакции, действующей на момент вынесения указанных решений, а именно: в редакции, введенной в действие с ДД.ММ.ГГГГ; также межведомственная комиссия при вынесении спорного решения действует на основании Положения о порядке согласования переустройства и (или) перепланировки жилых (нежилых) помещений, перевода жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения, утвержденного Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ, который устанавливает новый порядок рассмотрения заявлений и оформления разрешительной документации по перепланировке (переустройству), и реконструкции нежилого помещения, отличающийся от порядка, действующего в период выдачи ООО «НедвижимостьГрупп» решений и 2/5 (на основании Положения, утвержденного решением Совета юродского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ).

ООО «НедвижимостьГрупп», будучи собственником нежилого помещения, расположенного по <адрес> обратилось с заявлением о выдаче Разрешения на проведение перепланировки (реконструкции), переустройства данного помещения, внешнего оформления фасада и устройства входных групп, представив пакетом документов согласно действующего жилищного законодательства и Положения. Оснований для отказа в выдаче разрешения (согласования) на осуществление мероприятий по перепланировке (реконструкции), переустройству помещения не имелось.

Заявление ООО «НедвижимостьГрупп» с предоставленным пакетом документов было рассмотрено Межведомственной комиссией по -вопросам внешнего оформления городских территорий Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан ДД.ММ.ГГГГ, по результатам выдано Решение о согласовании перепланировки (реконструкции), переустройства помещения, внешнего оформления фасада и устройства входных групп (далее Решение ).

Таким образом, вынося Решение о согласовании перепланировки (реконструкции), переустройства помещения, внешнего оформления фасада и устройства входных групп, межведомственная комиссия действовала в пределах своей компетенции и в соответствии с требованиями действующего законодательства, а ООО «НедвижимостьГрупп» был предоставлен полный пакет необходимых документов, предусмотренный действовавшим в тот период времени жилищным законодательством.

После получения Решения от 12.07,2017 г. ООО «НедвижимостьГрупп» были выполнены работы по перепланировке (реконструкции), переустройству, внешнему оформлению фасада и устройству входных групп", получены технические паспорта на нежилые помещения, акты ввода в эксплуатацию объектов перепланировки, переустройства, утвержденных Распоряжениями главы Администрации Кировского района городского округа город Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ нежилые помещения введены в эксплуатацию, как соответствующие выданному Решению , согласованному в установленном порядке Проекту, а также соответствующие строительным, пожарным и иным нормам и правилам.

Т.е. ООО «НедвижимостьГрупп» был получен документ, предусмотренный п. 1.16 Положения: акт о вводе в эксплуатацию - документ, подтверждающий окончание перепланировки (переустройства), капитального ремонта и реконструкции помещения.

Таким образом, поскольку право собственности ООО «НедвижимостьГрупп» на помещения, образованные в результате перепланировки (реконструкции), переустройства и зарегистрированные в установленном законом порядке, возникло на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ, и от ДД.ММ.ГГГГ с учетом актов ввода в эксплуатацию, утвержденных распоряжениями главы Администрации Кировского района городского округа город Уфа РБ и впоследствии было продано истцу, а переход права собственности был зарегистрирован в установленном законом порядке, то отмена данного решения в административном порядке является прямым нарушением прав заинтересованного лица на принадлежащее ему недвижимое имущество, поскольку оспаривание зарегистрированного права подлежит разрешению исключительно в судебном порядке.

В связи с указанным, межведомственная комиссия по вопросам внешнего оформления городских территорий Администрации городского округа <адрес> РБ при вынесении решения об отмене решений комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и 2/5 от ДД.ММ.ГГГГ о согласовании проекта перепланировки, внешнего оформления фасада с устройством входных групп в помещение, расположенное по адресу: <адрес> литер А, не вправе была руководствоваться актуальными положениями Жилищного кодекса РФ и Положением о порядке согласования переустройства и (или) перепланировки жилых (нежилых) помещений.. ..», утвержденного Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ, устанавливающих новый (иной) порядок рассмотрения заявлений и оформления разрешительной документации по перепланировке (переустройству), и реконструкции нежилого помещения, который отличается от порядка, действующего в момент возникновения спорных правоотношений и выдачи ООО «НедвижимостьГрупп» решений от ДД.ММ.ГГГГ и 2/5 от ДД.ММ.ГГГГ (выданных на основании Жилищного кодекса РФ в редакции, введенной в действие с ДД.ММ.ГГГГ и Положения, утвержденного решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N 40/8).

На основании изложенного административные истцы просят признать незаконным протокол заседания межведомственной комиссии по вопросам внешнего оформления городских территорий администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в части отмены решений межведомственной комиссии от 12,07.2017 г. и 2/5 ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель административных истцов ФИО1, ФИО2 – ФИО3 в судебном заседании административные исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации городского округа г. Уфа ФИО4 в судебном заседании административные исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования ФИО5, ФИО6 в судебном заседании с заявленными требованиями не согласились, просили отказать в их удовлетворении, указали, что истцом захвачены места общего пользования без согласия жильцов дома.

Административные истцы ФИО1, ФИО2, представитель ответчика Управления по обеспечению жизнедеятельности города Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, заинтересованные лица ФИО9, ФИО10, ФИО8, представитель ООО "Недвижимость групп", представитель Межведомственная комиссия по вопросам внешнего оформления городских территорий, прокурор города Уфы, заинтересованные лица ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО5, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27 надлежаще извещены о дне, времени и месте рассмотрения дела, на судебное заседание не явились.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статья 226 КАС РФ, регламентируя судебное разбирательство по названной категории дел, предписывает суду, прежде всего, выяснять, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, обязывая его доказать это нарушение (пункт 1 части 9, часть 11).

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Частью 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

Судом установлено, что на заседании Межведомственной комиссии по вопросам внешнего оформления городских территорий (далее МВК), принимая во внимание согласования надзорных служб города, технического заключения рег..084/3, выполненного ООО «АПС «Крафт», рассмотрен и согласован проект перепланировки, внешнего оформления фасада, устройства входных групп и благоустройства прилегающей территории помещения, расположенного но <адрес>, что подтверждается решением МВК от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 9 Решений МВК и в случае нарушения технологий производства и (или) конструктивных решений, утвержденных проектной документацией по перепланировке и (или) устройству входных групп в жилых (нежилых) помещениях, решение Межведомственной комиссии считать недействительным.

п. 10 Решений МВК и , заявителю при использовании (затрагивании) общего имущества собственников помещений многоквартирного жилого дома, рекомендовано соблюдать нормы действующего законодательства ст. 247 ГК РФ, ст. 36,40 ЖК РФ.

Распоряжениями главы Администрации Кировского района городского округа город Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ нежилые помещения введены в эксплуатацию, как соответствующие выданному Решению , согласованному в установленном порядке Проекту, а также соответствующие строительным, пожарным и иным нормам и правилам.

Впоследствии, после перепланировке, ООО «Недвижимость» реализовало вновь созданные объекты, в том числе истцам по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и за ними было зарегистрировано право собственности на нежилое помещение, площадью 33,9 кв.м. по <адрес> подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ..

ДД.ММ.ГГГГ жильцы <адрес> обратились в прокуратуру г. Уфы с жалобой, в которой просили провести проверку и принять меры прокурорского реагирования в части противоправных действий компании ООО «Недвижимость групп», УК ООО ЖУК «Строительные инвестиции» по переводу помещений в доме в нежилые и постройке торговых сооружений в два этажа на земельном участке с несущими колоннами.

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой г. Уфы вынесено представление в адрес главы Администрации ГО г. Уфы об устранений нарушений жилищного, земельного и градостроительного законодательства, законодательства о порядке рассмотрения обращений. В ходе проверки было установлено, что представленной заявителем проектной документацией, разработанной ООО «Архитектурно-проектная студия «Крафт», предусмотрено строительство 2-этажного пристроя (4,2 м. на 16,2 м., высотой 6,95 м.), устройство 3-х входных групп с фасада и торца здания, расположенного по адресу: <адрес>. Однако ООО «НедвижимостьГрупп» даны разрешения на проведение реконструкции здания жилого многоквартирного дома при отсутствии правоустанавливающих документов на земельный участок, что не находится в полномочиях МВК. Более того, протокол собрания собственников помещений в <адрес> о согласовании на проведение работ не представлен, несмотря на то, что производимые работы связаны с изменением конструктивных параметров и изменением площадей общедомового имущества. Администрации ГО <адрес> предъявлено требование принять конкретные меры по устранению выявленных нарушений закона, причин и условий, им способствующих, и недопущению их впредь.

Согласно протоколу заседания Межведомственной комиссии по вопросам внешнего оформления городских территорий от ДД.ММ.ГГГГ, по требованию прокуратуры <адрес> решения комиссии от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ о согласовании проекта перепланировки, внешнего оформления фасада с устройством входных групп в помещение, расположенное по адресу: <адрес>, литер А, в <адрес> отменены.

Согласно п. 2.2., действующего на момент принятия решения МВК и , Решения Совета городского округа г. Уфа РБ от 25.08.2011 N 40/8 «Об утверждении Положения о порядке согласования перепланировки (переустройства), капитального ремонта и реконструкции жилых (нежилых) помещений, перевода их из состава жилого в нежилой фонд и из состава нежилого в жилой фонд» (далее Положение № 40/8), действие Положения распространяется на отношения, связанные с проведением перепланировки (переустройства), капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства, если такая реконструкция не затрагивает конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышает предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом. Реконструкция помещений, если такая реконструкция затрагивает несущие строительные конструкции объекта капитального строительства, осуществляется в установленном законом порядке.

Как видно из материалов дела, и указано в представлении прокурора ООО «НедвижимостьГрупп» были произведены работы с изменением конструктивных параметров и изменением площадей общедомового имущества, согласие собственников на проведение указанных работ Обществом получено не было. Кроме того, пристрой был осуществлен, без правоустанавливающих документов на земельный участок.

При таком положении, поскольку решения МВК и были вынесены с нарушением норм действующего законодательства при проведении строительно-монтажных работ, документов на земельный участок представлено не было, и не было получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме, Администрация ГО г. Уфы правомерно отменила вынесенные решения.

Решением Кировского районного суда г. Уфы РБ от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО5, ФИО28 к ООО «НедвижимостьГрупп», ФИО9. ФИО8, ФИО10. ФИО1, ФИО2 о признании самовольной реконструкции жилого дома, удовлетворены частично.

Постановлено: признать нежилые помещения с кадастровыми расположенные по адресу: <адрес>, самовольными постройками.

В удовлетворении остальной части исковых требований - отказать.

Взыскать в пользу ФИО28 с ООО «НедвижимостьГрупп», ФИО9. ФИО8, ФИО10, ФИО1, ФИО2 расходы по оплате государственной пошлины по 100 руб. с каждого.

Взыскать в пользу ООО «Центр судебных экспертиз Республики Башкортостан» с ООО «НедвижимостьГрупп», ФИО9, ФИО8, ФИО1, ФИО2 расходы по проведению экспертизы по 24 300 руб. с каждого.

Указанное решение суда не вступило в законную силу.

Решений о сносе помещений, принадлежащих истцам не принято, поэтому ссылка истцов на то, что нарушаются их права, не может быть признана обоснованной.

Довод о том, что отмененные решения были вынесены уполномоченным органом в пределах компетенции, не может служить основанием для удовлетворения исковых требований, т.к. решения были вынесены с нарушением норм действующего законодательства.

Ссылка на то, что ответчиком были превышены полномочия при вынесении обжалуемого решения, т.к. фактически было принято решение об оспаривании зарегистрированного права истцов, не может быть признана обоснованной, т.к. вопрос о праве собственности истцов указанным решением не принимался.

Таким образом, в удовлетворении административного искового заявления ФИО1, ФИО2 к Управлению по обеспечению жизнедеятельности города Администрации городского округа г. Уфа, Администрации ГО г. Уфа о признании незаконным протокола заседания межведомственной комиссии по вопросам оформления городских территорий администрации городского округа г. Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ в части отмены решений межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и 2/5 от ДД.ММ.ГГГГ, следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 175- 177 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО1, ФИО2 к Управлению по обеспечению жизнедеятельности города Администрации городского округа г. Уфа, Администрации ГО г. Уфа о признании незаконным протокола заседания межведомственной комиссии по вопросам оформления городских территорий администрации городского округа г. Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ в части отмены решений межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и 2/5 от ДД.ММ.ГГГГ, отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по делам административного судопроизводства Верховного Суда Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан.

Судья Л.А. Муллахметова