Дело № 2а-23/2022
УИД 23RS0060-01-2021-001829-55
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ст. Старощербиновская «11» января 2022 г.
Щербиновский районный суд Краснодарского края в составе:
судьи Гардер Р.Н.,
при секретаре Алексютиной К.А.,
с участием:
административного истца – ФИО3
представителя административного ответчика – Совета Шабельского сельского поселения Щербиновского района в лице председателя Совета ФИО1, депутата 4 созыва Совета Шабельского сельского поселения Щербиновского района ФИО2,
старшего помощника прокурора Щербиновского района – Шуваева С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению административного истца ФИО3 к Совету Шабельского сельского поселения Щербиновского района о признании незаконным решения органа местного самоуправления,
у с т а н о в и л:
Административный истец ФИО3 обратилась в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику Совету Шабельского сельского поселения Щербиновского района о признании незаконным решения органа местного самоуправления, указывая, что решением Совета Шабельского сельского поселения Щербиновского района от 11 октября 2021 года № 2 досрочно прекращены полномочия главы Шабельского сельского поселения ФИО3, путем изменения основания увольнения, а именно вместо формулировки «отставка по собственному желанию» на формулировку «отставку по п. 4 ч. 2 ст. 74.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», то есть за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Административный истец считает вышеуказанное решение административного ответчика незаконным, так как оно нарушает установленный Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом поселения, порядок удаления главы поселения в отставку. Ссылаясь на иные доводы, изложенные в исковом заявлении, административный истец просила суд отменить решение Совета Шабельского сельского поселения Щербиновского района от 11 октября 2021 года № 2 «О внесении изменения в решение Совета Шабельского сельского поселения Щербиновского района от 29 мая 2020 года № 3 «О досрочном прекращении полномочий главы Шабельского сельского поселения Щербиновского района ФИО3».
Административный истец ФИО3, в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в административном исковом заявлении, просила суд их удовлетворить по указанным в административном исковом заявлении основаниям.
Представитель административного ответчика - Совета Шабельского сельского поселения Щербиновского района - председатель Совета ФИО1, в судебном заседании, а также в направленных в суд возражениях возражал против удовлетворения требований административного искового заявления, так считает, что решение о досрочном прекращении полномочий административного истца было принято на основании исполнительного листа серии ФС № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Щербиновским районным судом Краснодарского края по делу №, вступившим в законную силу 26 августа 2021 года. Кроме этого представитель административного ответчика указал, что решение о досрочном прекращении полномочий административного истца не являлось инициативой административного ответчика, в связи с чем порядок удаления главы в отставку согласно Федеральному закону от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также Устава Шабельского сельского поселения Щербиновского района не применим.
Исследовав материалы дела, выслушав административного истца, представителей административного ответчика, старшего помощника прокурора Щербиновского района Шуваева С.В., полагавшего необоснованными исковые требования, в силу того, что административный истец неверно толкует нормы действующего законодательства, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Материалами административного дела №, истребованными судом из канцелярии Щербиновского районного суда Краснодарского края подтверждается, что решением Щербиновского районного суда Краснодарского края были удовлетворены исковые требования прокурора Щербиновского района. Суд признал незаконным действия совета Шабельского сельского поселения Щербиновского района, выразившиеся в ненадлежащем рассмотрении представления прокурора Щербиновского района от 24 марта 2020 года за № и не принятии решения об отставке главы Шабельского сельского поселения Щербиновского района ФИО3 по п.4 ч.2 ст. 74.1 ФЗ от 06 октября 2003 года № 131 –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» – несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2003 года № 273 –ФЗ «О противодействии коррупции». Кроме этого, данным решением суд признал решение совета Шабельского сельского поселения Щербиновского района от 28 апреля 2020 года № 1 «О рассмотрении представления прокуратуры Щербиновского района» и решение совета Шабельского сельского поселения Щербиновского района от 29 мая 2020 года № 3 «О досрочном прекращении полномочий главы Шабельского сельского поселения Щербиновского района ФИО3» незаконными и не соответствующими Федеральному закону от 25 декабря 2003 года № 273 –ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральному закону от 06 октября 2003 года № 131 –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ, и обязал Совет Шабельского сельского поселения Щербиновского района на ближайшей сессии повторно рассмотреть представление прокурора Щербиновского района от 24 марта 2020 года за №, и принять решение об отмене решения совета Шабельского сельского поселения Щербиновского района от 28 апреля 2020 года № 1 «О рассмотрении представления прокуратуры Щербиновского района», а также обязал Совет Шабельского сельского поселения Щербиновского района внести изменение в решение совета Шабельского сельского поселения Щербиновского района от 29 мая 2020 года № 3 «О досрочном прекращении полномочий главы Шабельского сельского поселения Щербиновского района ФИО3» путем изменения оснований увольнения ФИО3 вместо «Отставка по собственному желанию», на «Отставку по п.4 ч.2 ст. 74.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», то есть за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2003 года № 273 –ФЗ «О противодействии коррупции».
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 26 августа 2021 года, решение Щербиновского районного суда Краснодарского края от 25 июня 2020 года оставлено без изменения, апелляционные жалобы ФИО3, исполняющего обязанности главы Шабельского сельского поселения Щербиновского района ФИО4 – без удовлетворения.
Учитывая, что решение Щербиновского районного суда Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную, Щербиновским районным судом Краснодарского края ДД.ММ.ГГГГ был выдан исполнительный лист серии ФС № на принудительное исполнение данного решения суда.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом – исполнителем ОСП по Щербиновскому и Староминскому районам ГУФССП России по Краснодарскому краю ФИО5, на основании исполнительного листа серии ФС № от ДД.ММ.ГГГГ было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП в отношении Совета депутатов Шабельского сельского поселения Щербиновского района.
Протоколом 30 сессии Совета Шабельского сельского поселения Щербиновского района (четвертого созыва) от 11 октября 2021 года подтверждается, что главой Шабельского сельского поселения Щербиновского района ФИО1, на повестку дня было вынесено и рассмотрено два вопроса: 1. О рассмотрении представления прокуратуры Щербиновского района; 2. О внесении изменения в решение Совета Шабельлского сельлского поселения Щербиновского района от 29 мая 2020 года № 3 «О досрочном прекращении полномочий главы Шабельского сельского поселения Щербиновского района ФИО3». Из содержания данного протокола следует, что по результатам рассмотрения первого вопроса, Совет Шабельского сельского поселения установил, что в действиях главы Шабельского сельского поселения Щербиновского района ФИО3, усматриваются признаки нарушений, предусмотренных п. 4 ч. 2 ст. 74.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих признаках организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Решением Совета Шабельского сельского поселения Щербиновского района от 11 октября 2021 года № 2 «О внесении изменения в решение Совета Шабельского сельского поселения Щербиновского района от 29 мая 2020 года № 3 «О досрочном прекращении полномочий главы Шабельского сельского поселения Щербиновского района ФИО3» внесены изменения в решение Совета Шабельского сельского поселения Щербиновского района от 29 мая 2020 года № 3 «О досрочном прекращении полномочий главы Шабельского сельского поселения Щербиновского района ФИО3», а именно пункт 1 вышеуказанного решения был изложен в следующей редакции: «1. Прекратить досрочно полномочия главы Шабельского сельского поселения Щербиновского района ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ по следующему основанию: несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Из установочной части вышеуказанного решения Совета Шабельского сельского поселения Щербиновского района установлено, что основанием для его принятия послужили: исполнительный лист Щербиновского районного суда Краснодарского края серии ФС № по административному делу № от 25 июня 2020 года, Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», п. 4 ч. 2 ст. 74.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.п. 3, 16 ч. 1 ст. 34 Устава Шабельского сельского поселения Щербиновского района.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что решение Щербиновского районного суда Краснодарского края от 25 июня 2020 года административным ответчиком было исполнено в полном объеме.
Доводы административного истца о том, что Советом Шабельского сельского поселения Щербиновского района был нарушен порядок удаления главы поселения в отставку, который установлен Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом поселения, суд считает необоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено в судебном заседании и не опровергнуто сторонами, административный истец ранее занимала выборную должность местного самоуправления – главы Шабельского сельского поселения Щербиновского района, в деятельности которого прокуратурой Щербиновского района были выявлены факты нарушения действующего законодательства в сфере противодействия коррупции, в связи с чем в адрес Совета Шабельского сельского поселения было направлено соответствующее представление.
Вопреки требованиям Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», представление прокурора по указанным в нем фактам о применении единственно возможной меры ответственности за неурегулирование конфликта интересов в виде досрочного прекращения полномочий главы сельского поселения ФИО3, решением Совета Щабельского сельского поселения от 28 апреля 2020 года было отклонено. Решением Совета Шабельского сельского поселения от 29 мая 2020 года № 3 ФИО3, была освобождена от должности главы указанного сельского поселения по собственному желанию.
Согласно ч. 1 ст. 74.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Пунктом 4 ч. 2 ст. 74.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что основаниями для удаления главы муниципального образования в отставку являются в том числе несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».
В соответствии с ч. 2 ст. 27.1 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случаях совершения правонарушений, установленных статьями 14.1 и 15 настоящего Федерального закона. Кроме этого ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлено, что непринятие лицом, указанным в части 1 ст. 10 настоящего Федерального закона, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из системного толкования вышеприведенным правовых норм следует, что выборное лицо местного самоуправления, допустившее возникновение конфликта интересов, стороной которого является, равно как и не предпринявшее мер по урегулированию такового, подлежит увольнению по основаниям и в порядке, установленным законом.
Право на удаление главы муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, установленное положениями части 1 статьи 74.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не ограничивает полномочий прокурора по осуществлению надзора за соблюдением законности в деятельности органов местного самоуправления.
В судебном заседании не установлено и не опровергнуто сторонами, что в действиях административного истца не содержится нарушений антикоррупционного законодательства по фактам, изложенным в представлении прокурора.
Учитывая изложенное, суд полагает, что при наличии фактов антикоррупционного нарушения в сфере конфликта интересов, стороной которого является выборное должностное лицо местного самоуправления, единственное решение, которое может быть принято в процедуре, определенной ч. 1 ст. 74.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» является решение о досрочном прекращении полномочий выборного должностного лица местного самоуправления представительным органом муниципального образования.
Доводы административного истца о том, что при принятии оспариваемого решения Советом Шабельского сельского поселения была нарушена процедура и регламент удаления главы поселения в отставку, суд считает необоснованным, поскольку оспариваемым решением были внесены изменения в решение Совета Шабельского сельского поселения Щербиновского района от 29 мая 2020 года № 3 «О досрочном прекращении полномочий главы Шабельского сельского поселения Щербиновского района ФИО3», на основании вступившего в законную силу решения суда.
Таким образом, учитывая фактические обстоятельства дела и представленные доказательства, а также принимая во внимание вышеуказанные положения действующего законодательства в их правовой взаимосвязи, суд считает решение Совета Шабельского сельского поселения Щербиновского района от 11 октября 2021 года № 2 «О внесении изменения в решение Совета Шабельского сельского поселения Щербиновского района от 29 мая 2020 года № 3 «О досрочном прекращении полномочий главы Шабельского сельского поселения Щербиновского района ФИО3» законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд,
р е ш и л:
В удовлетворении административного искового заявления административного истца ФИО3 к Совету Шабельского сельского поселения Щербиновского района о признании незаконным решения органа местного самоуправления – отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Щербиновский районный суд Краснодарского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 13 января 2022 года.
Судья: