Дело №2а-23/2022 (№2а-778/2021) (37RS0016-01-2021-001376-98)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Пучежский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Никифоровой Е. В.,
при секретаре Саковой Е. В.,
с участием помощника прокурора Верхнеландеховского района Царькова С. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Верхний Ландех дело по административному исковому заявлению прокурора Верхнеландеховского района в интересах РФ и неопределенного круга лиц о признании информации о продаже оружия, боеприпасов, патронов к оружию без лицензии и разрешения, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Верхнеландеховского района Белоцветова И. В. в интересах РФ и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации о продаже оружия, боеприпасов, патронов к оружию без лицензии и разрешения, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте с сетевым адресом: https://ww4.benarsenal.net, информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Данные требования прокурор мотивировал следующим:
В ходе проверки выявлены факты размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте с сетевым адресом https://ww4.benarsenal.netинформации о продаже оружия, боеприпасов, патронов к оружию без лицензии и разрешения.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 13.12.1996 №150-ФЗ «Об оружии»
(далее по тексту Закон №150-ФЗ) к боевому ручному стрелковому и холодному оружию относится оружие, предназначенное для решения боевых и оперативно-служебных задач, принятое в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства РФ на вооружение ряда федеральных органов власти, перечень которых определен указанной статьей, а также изготовляемое для поставок в иностранные государства в порядке, установленном Правительством РФ.
В силу ст. 9 Закона №150-ФЗ приобретение оружия и патронов к нему на территории РФ подлежит лицензированию. Лицензии на приобретение оружия и патронов к нему выдаются органами внутренних дел на основании заявления граждан РФ.
Ст. 18 Закона №150-ФЗ установлено, что торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему на территории РФ имеют право осуществлять юридические лица, производящие гражданское и служебное оружие и патроны к нему на основании лицензии на их производство, а также юридические лица, осуществляющие торговлю на основании лицензии на торговлю гражданским и служебным оружием и патронами.
В соответствии с п. 8 Правил оборота боевого ручного стрелкового оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.10.1997 №1314, продажа, передача и приобретение оружия должны оформляться документами установленного образца, перечень, форма и порядок ведения которых определяется нормативными правовыми актами соответствующих государственных военизированных организаций.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации (далее по тексту Закон №149-ФЗ) запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигания национальной, расовой и религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Ст. ст. 222, 223 УК РФ установлена ответственность за незаконное изготовление, передачу, ремонт, приобретение, хранение, перевозку или ношение огнестрельного оружия, его составных частей, боеприпасов.
В соответствии с подпунктом «д» п. 3 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной 05.12.2009 Президентом Российской Федерации, к одному из основных внутренних факторов, обуславливающий возникновение и распространение терроризма в Российской Федерации либо способствующих ему причинами и условиями является недостаточно эффективная борьба с организованной преступностью и коррупцией, незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ.
Согласно подпункту «в» п. 21 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной 05.12.2009 Президентом Российской Федерации, к основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относятся правовые меры, в том числе, реализация принципа неотвратимости наказания за преступления террористического характера, незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, а также регулирование порядка использования информационно-коммуникационных систем.
Предоставление доступа к информации с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», дает возможность неопределенному кругу лиц приобрести оружие и боеприпасы к нему без требований на предъявление разрешения и лицензии, является незаконной и фактически способствует совершению преступлений, в том числе преступлений против общественной безопасности и общественного порядка.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.
В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Ограничение доступа к Интернет-сайту регламентировано ч. 6 ст. 9, ч. 6 ст. 10, ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее по тексту Закон № 149-ФЗ).
Ст. 9 Закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях зашиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ, установлено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Одним из оснований для включения в реестр указанных сведений является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ).
В целях ограничения, доступа к вышеуказанному Интернет-сайту, содержащему запрещенную информацию, необходимо внести данные сайты в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - ЕРДИ) в соответствии со ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ.
Полномочия по созданию, формированию и ведению ЕРДИ отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с пунктами 2 и 3 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
На момент проверки вышеуказанный сайт, на котором размещена вышеуказанная информация, в ЕРДИ не внесен (л.д. 5-9).
В процессе рассмотрения дела прокурор заявленные требования уточнил: просит признать информацию о продаже оружия, боеприпасов, патронов к оружию без лицензии и разрешения, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте с сетевым адресом: https://stvolybena.net, переадресация на который осуществляется с сетевого адреса https://ww4.benarsenal.net, информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации (л.д.42-43).
В судебном заседании помощник прокурора Царьков С. В. уточненные административные требования поддержал, просит их удовлетворить. С сетевого адреса https://ww4.benarsenal.net происходит переадресация на сайт с сетевым адресом https://stvolybena.net, на котором содержится та же информация о продаже оружия, которая ранее содержалась на сайте с сетевым адресом https://ww4.benarsenal.net.
Заинтересованное лицо Управление Роскомнадзора по Ивановской области в судебное заседание не явилось, хотя о месте и времени рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом. В отзыве заинтересованного лица на административное исковое заявление содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие заинтересованного лица.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица.
Выслушав объяснения прокурора, изучив материалы дела, суд считает возможным уточненные административные требования удовлетворить.
Согласно ст. 2 Закона № 149-ФЗ информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В соответствии с п. 4 ст. 2 Закона №149-ФЗ сеть «Интернет» является информационно-телекоммуникационной сетью.
Согласно п.13 ст. 2 Закона №149-ФЗ сайт в сети «Интернет» - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет».
Согласно п. 6 ст. 10 Закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15 Закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Статьей 4 Закона Российской Федерации 27.12.1991 № 2124-I «О средствах массовой информации» установлен запрет на распространение в средствах массовой информации, а также в компьютерных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами.
Статьей 9 Закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно п. 5 ст. 15 Закона №149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
П. 3 ст. 17 Закона № 149-ФЗ предусмотрено освобождение от гражданско-правовой ответственности за распространение ограниченной или запрещенной федеральными законами информации лиц, оказывающих услуги либо по передачи информации, предоставленной другим лицом, при условии ее передачи без изменений и исправлений, либо по хранению информации и обеспечению доступа к ней при условий, что лицо не могло знать о незаконности распространения информации.
Согласно положениям ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено».
В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
По делам о признании информации о продаже оружия, патронов к нему, боеприпасов без лицензии и специального разрешения в Российской Федерации и размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством, является сам факт распространения на таком сайте в сети «Интернет» запрещенной информации.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 13.12.1996 №150-ФЗ «Об оружии» (далее по тексту Закон №150-ФЗ) производство оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами, имеющими лицензию на производство, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Юридические лица, производящие оружие и патроны к нему, должны обеспечивать безопасность производства, контроль за производством, соответствующее качество выпускаемой продукции и ее сохранность.
В соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона №150-ФЗ государственные военизированные организации имеют право продавать или передавать имеющееся у них на вооружении боевое ручное стрелковое и холодное оружие в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, либо продавать имеющееся у них гражданское и служебное оружие и патроны к нему юридическим лицам, имеющим лицензию на торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 13.12.1996 №150-ФЗ «Об оружии» (далее по тексту Закон №150-ФЗ) торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему на территории РФ имеют право осуществлять юридические лица, производящие гражданское и служебное оружие и патроны к нему на основании лицензии на их производство, а также юридические лица, осуществляющие торговлю гражданским и служебным оружием и патронами на основании лицензии.
В соответствии со ст. 9 Закона №150-ФЗ приобретение оружия и патронов к нему на территории РФ подлежит лицензированию Лицензии на приобретение оружия и патронов к нему выдаются органами внутренних дел на основании заявлений граждан Российской Федерации.
За незаконное приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку, пересылку или ношение оружия, основных частей огнестрельного оружия, боеприпасов ст. ст. 222, 222.2 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность.
Ст. 223 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконное изготовление оружия.
Совершение противоправных действий с использованием оружия является квалифицирующим признаком ряда преступлений. Например, захват заложника с применением оружия - п. «г» ч.2 ст. 206 УК РФ, причинение тяжкого вреда здоровью с использованием оружия - п. «з» ч. 2 ст. 111 УК РФ; разбой с применением оружия - ч. 2 ст. 162 УК РФ и т. д..
Кроме того,совершение преступления с использованием оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, взрывных или имитирующих их устройств в соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 63 УК РФ является обстоятельством, отягчающим наказание в том случает, если использование оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, взрывных или имитирующих их устройств не является квалифицирующим признаком конкретного преступления.
В судебном заседании установлено, что в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте с сетевым адресом:https://ww4.benarsenal.net 13.12.2021 содержалась информация о продаже огнестрельного боевого пистолета, автомата «Калашникова», снайперской винтовки и т. д. и патронов к оружию без лицензии и разрешения с указанием прейскуранта цен, описанием, как можно оставить заявку на покупку оружия и, как производится его доставка после получения заявки, что подтверждается: актом осмотра указанного интернет-ресурса помощником прокурора Верхнеландеховского района Ивановской области Царьковым С. В. 13.12.2021 (л.д.13-14) и скриншотом информации о продаже боевого оружия и патронов к нему, содержащейся на сайте с сетевым адресомhttps://ww4.benarsenal.net 13.12.2021 (л.д.20-21, 28).
На день рассмотрения дела в суде 14.01.2022 на сайте с сетевым адресомhttps://stvolybena.net, переадресация на который осуществляется с сайта с сетевым адресом https://ww4.benarsenal.net, содержится та же информация о продаже боевого огнестрельного оружия и патронов к нему, которая ранее содержалась на сайте с сетевым адресом https://ww4.benarsenal.net, что подтверждается: скриншотам информации о продаже огнестрельного оружия и патронов, содержащейся на сайте с сетевым адресом https://ww4.benarsenal.net 13.12.2021 (л.д.20-21,28) и скриншотом с аналогичной информацией, содержащейся на сайте с сетевым адресом https://stvolybena.net 10.01.2022, предоставленным заинтересованным лицом Управлением Роскомнадзора по Ивановской области (л.д.10); актом осмотра интернет - ресурса помощником прокурора Верхнеландеховского района Ивановской области Царьковым С. В. от 13.01.2022 (л.д.45-45) и скриншотом информации о продаже боевого огнестрельного оружия и патронов к нему, содержащейся на сайте с сетевым адресом https://stvolybena.net 13.01.2022, предоставленным прокурором (л.д.47-48).
В «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено» сайт с сетевым адресом https://stvolybena.net, переадресация на который осуществляется с сайта с сетевым адресом https://ww4.benarsenal.net, не внесены, что подтверждается: скриншотами, сделанными с официального сайта Роскомнадзора «Универсальный сервис проверки ограничения доступа к сайтам и (или) страницам сайтов сети «Интернет», предоставленные: прокурором, от 13.01.2022 (л.д.47).
В соответствии с п. 1 ст. 10 Закона №149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством. Пунктом 6 указанной статьи запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Распространение информации о продаже оружия и патронов к нему, в том числе боевого огнестрельного, без лицензии и разрешения дает возможность неопределенному кругу лиц незаконно приобретать без разрешения и лицензии огнестрельное оружие, что фактически способствует совершению преступлений.
Таким образом, предоставление возможности доступа с помощью информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» к информации о продаже огнестрельного оружия и патронов к нему без лицензии и разрешения на территории РФ, является распространением запрещённой информации.
Положениями действующего законодательства не предусмотрен досудебный порядок признания информации о продаже огнестрельного оружия и патронов к нему без лицензии и разрешения, размещенной на вышеуказанном сайте в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, что исключает возможность выбора иного способа защиты нарушенных прав.
Размещение в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о продаже огнестрельного оружия и патронов к нему без лицензии и разрешения, способствует совершению преступлений, тем самым нарушая публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц на гарантированную Конституцией Российской Федерации защиту государством жизни и здоровья граждан, частной собственности, подрывает безопасность государства
Признание информации о продаже огнестрельного оружия и патронов к нему без лицензии и разрешения, содержащейся на сайте с сетевым адресом https://stvolybena.net, переадресация на который осуществляется сетевого адреса https://ww4.benarsenal.net, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, позволит ограничить доступ к этой информации.
Возможность признания информации порнографического характера, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, запрещённой к распространению в РФ, в ином, внесудебном порядке, у заявителя отсутствует.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что необходимо удовлетворить заявленные требования Верхнеландеховского районного прокурора в полном объеме.
В соответствии с ч. 4 ст.265.5 КАС РФ настоящее решение подлежит исполнению немедленно.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 179-180, 293 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Удовлетворить заявленные прокурором Верхнеландеховского района требования.
Признать информацию о продаже оружия, боеприпасов и патронов к оружию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте с сетевым адресом: https://stvolybena.net, переадресация на который осуществляется с сетевого адреса: https://ww4.benarsenal.net, информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Решение суда подлежит исполнению немедленно.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Пучежский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия данного решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Е. В. Никифорова
«Решение изготовлено в окончательной форме 18.01.2022»
Председательствующий: Е. В. Никифорова