ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-23/2024 от 12.02.2024 Среднеканского районного суда (Магаданская область)

Производство № 2а-23/2024

Дело (УИД) 49RS0005-01-2024-000030-05

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 февраля 2024 года п. Сеймчан

Среднеканский районный суд Магаданской области

в составе председательствующего судьи Жамсуевой В.С.

при секретаре Ларионовой А.А.,

с участием заместителя прокурора Среднеканского района К.Д.В.,

СПС административного ответчика – Администрации Среднеканского муниципального округа Б.Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении ФИО3 районного суда, расположенного по адресу: п. Сеймчан, ул. Николаева, д. 2, административное дело по административному исковому заявлению прокурора Среднеканского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Среднеканского муниципального округа о признании незаконным бездействия Администрации Среднеканского муниципального округа, выразившегося в неразмещении в федеральной государственной информационной системе территориального планирования Генерального плана Среднеканского городского округа, утверждённого решением Собрания Представителей Среднеканского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ и возложении на Администрацию Среднеканского Муниципального округа Магаданской области обязанности разместить в федеральной государственной информационной системе территориального планирования Генерального плана Среднеканского городского округа, утверждённого решением Собрания Представителей Среднеканского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Среднеканского района Магаданской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Среднеканского муниципального округа Магаданской области (далее – Администрация, административный ответчик) о признании незаконным бездействия, выразившееся в неисполнении обязанности по размещению Генерального плана Среднеканского городского округа утвержденный Собранием представителей Среднеканского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ в федеральной государственной системе территориального планирования (далее – ФГИС ТП) и возложении на ответчика обязанности разместить в ФГИС ТП Генеральный план Среднеканского городского округа, утвержденный Собранием представителей Среднеканского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование своих требований указал, что прокуратурой в ходе анализа исполнения градостроительного законодательства, установлено, что в нарушение положений ч. 3 ст. 57 Градостроительного кодекса РФ Генеральный план Среднеканского городского округа, утвержденный Решением Собрания представителей Среднеканского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ в ФГИС ТП не размещен. Ранее прокуратурой в адрес главы администрации Среднеканского муниципального округа вносилось представление об устранении данного нарушения. Отмечает, что бездействие Администрации нарушает права неопределенного круга лиц, которые лишены возможности с указанным документов территориального планирования. По указанному факту в адрес ответчика прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений закона.

Просит признать бездействие Администрации Среднеканского муниципального округа выраженное в не размещении в ФГИС ТП Генерального плана Среднеканского городского округа, утвержденного решением Собрания представителей Среднеканского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ и возложить на Администрацию в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу разместить в ФГИС ТП Генерального плана Среднеканского городского округа, утвержденным решением Собрания представителей Среднеканского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ.

Заместитель прокурора Среднеканского района К.Д.В. в судебном заседании требования поддержал, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении. Просил суд обязать ответчика устранить нарушения законодательства в течении четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель административного ответчика Б.Е.А. пояснила суду, что Администрацией предпринимались и предпринимаются меры по размещению Генерального плана в имеющемся формате в ФГИС ТП, однако завершить выгрузку не удается в связи с нарушением требования Оператора федеральной информационной системе –Министерства экономического развития Российской Федерации к загруженным документам – несоответствием утвержденному формату. Отметила, что в 2023 году начата работа по актуализации Генерального плана муниципального округа, разработчиком которой является ООО «Метаплан». В настоящее время ООО «Метаплан» подготовил и направил на согласование опорные Карты проекта Генерального плана по населенным пунктам Среднеканского муниципального округа. Проект Генерального плана планируется утвердить после прохождения процедуры согласования во втором квартале 2024 года. Таким образом, в силу отсутствия технической возможности вследствие недостатков исходных данных определенного формата, соответствующих требованиям, предъявляемым к документам территориального планирования, на дату судебного заседания произвести выгрузку Генерального плана во ФГИС ТП не предоставляется возможным. Отмечает, что требование прокурора является неисполнимым, реальная возможность устранить нарушения, установленные прокурором, отсутствует, в связи с чем просит отказать в удовлетворении заявленных требований. Указала, что генеральный план опубликован в печатном издании, размещен на официальном сайте администрации для всеобщего ознакомления.

Выслушав лиц, участвующих в деле, показания свидетеля Т.А.О., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ст. 17 КАС РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Из материалов дела следует, что прокурором обжалуется бездействие органа местного самоуправления, связанное с непринятием мер по ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности на территории Среднеканского муниципального округа.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, могут быть оспорены в суде.

В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального округа, прямо отнесено к вопросам местного значения муниципального округа, решение которых осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно.

Пунктом 6 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится, в частности, ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях городских округов.

Согласно части 1 статьи 57 Градостроительного кодекса Российской Федерации ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности осуществляется органами местного самоуправления городских округов, органами местного самоуправления муниципальных районов путем сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета и хранения сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности.

Документы, принятые, утвержденные или выданные органом местного самоуправления городского округа, органом местного самоуправления муниципального района и подлежащие в соответствии с указанным Кодексом размещению в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, размещаются в указанных системах в течение десяти рабочих дней со дня их утверждения, принятия или выдачи (часть 3 статьи 57).

Порядок ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, требования к технологиям и программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения автоматизированных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 57 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Исходя из вышеизложенного, осуществление деятельности по ведению и актуализация информационных систем, в том числе информационной системы обеспечения градостроительной деятельности на территории муниципального образования является обязанностью органов местного самоуправления городского и муниципального района.

Согласно части 1 статьи 57.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации Федеральная государственная информационная система территориального планирования - информационно-аналитическая система, обеспечивающая доступ к сведениям, содержащимся в государственных информационных ресурсах, государственных и муниципальных информационных системах, в том числе в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, и необходимым для обеспечения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в области территориального планирования.

В соответствии с Правилами ведения федеральной государственной информационной системы территориального планирования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 года N 289 (далее Правила), участниками информационного взаимодействия в федеральной информационной системе являются: обладатели информации - федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, осуществляющие создание государственных информационных ресурсов, создание и ведение государственных и муниципальных информационных систем, в том числе государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, содержащих информацию, необходимую для обеспечения деятельности в области территориального планирования (пункт 3а Правил); оператор федеральной информационной системы - Министерство экономического развития Российской Федерации (пункт 3б Правил); пользователи информации - органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, в том числе участвующие в согласовании проектов документов территориального планирования, а также юридические и физические лица (пункт 3 Правил).

Размещение информации в ФГИС ТП осуществляется только обладателями информации (пункт 6 Правил); внесение изменений в информацию производится обладателями информации в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному для размещения этой информации (пункт 7 Правил).

В соответствии с пунктом 8 Правил обладатели информации обеспечивают достоверность, полноту и актуальность информации, доступ к которой обеспечивается посредством портала федеральной информационной системы, а также ее соответствие требованиям к структуре и форматам информации, утверждаемым оператором федеральной информационной системы.

Создание и функционирование федеральной информационной системы, доступ к информации, размещаемой в федеральной информационной системе, и ее защиту, а также доступ к информации, размещаемой в информационных системах обладателей информации через портал федеральной информационной системы, обеспечивает оператор федеральной информационной системы (пункт 16 Правил).

Требования к техническим и программным средствам федеральной информационной системы установлены пунктом 17 Правил.

Из содержания Устава муниципального образования «Среднеканский муниципальный округ», принятого решением Собрания представителей муниципального образования «Среднеканский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ, следует, что Администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования "Среднеканский муниципальный округ Магаданской области", к компетенции которого относятся вопросы местного значения муниципального образования, ведение и актуализация информационных систем, в том числе информационной системы обеспечения градостроительной деятельности на территории муниципального образования (ст.50, пп 1 ч. 1 ст. 53, пп 9 ч. 2 ст. 53).

Таким образом, исходя из вышеуказанных положений законодательства, осуществление деятельности по созданию и ведению данных информационных систем является обязанностью органов местного самоуправления муниципальных округов, в том числе и Среднеканского муниципального округа Магаданской области.

В соответствии с положениями Закона Магаданской области от 14 марта 2022 года № 2682-ОЗ "О преобразовании муниципального образования "Среднеканский городской округ" в связи с наделением его статусом муниципального округа" муниципальное образование "Среднеканский городской округ" преобразовано, наделено статусом муниципального округа, для его обозначения пользуется наименование "Среднеканский муниципальный округ Магаданской области".

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ заключен Управлением архитектуры и градостроительства <адрес> с <адрес> заключен государственный контракт на выполнение научно-исследовательской работы по обеспечению разработки проектов генеральных планов и правил землепользования и застройки Ольского, Омсукчанского, Северо-Эвенского, Среднеканского, Сусуманского, Хасынского, Ягоднинского городских округов Магаданской области.

Материалы, разработанные в рамках указанного госконтракта переданы главе МО «Среднеканский городской округ» согласно акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ, получены ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Собрания представителей Среднеканского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Генеральный плат Среднеканского городского округа Магаданской области.

Как следует из представленных прокурором акта от ДД.ММ.ГГГГ, в ФГИС ТП не размещен Генеральный план Среднеканского городского округа, утвержденный решением Собрания представителей Среднеканского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, в сроки установленные, ч. 3 ст. 57 Градостроительного кодекса РФ.

Указанный факт административным ответчиком не оспаривается.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля начальник отдела архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации Среднеканского муниципального округа Т.А.О. пояснила суду, что материалы проекта «Научно-исследовательской работы для обеспечения разработки проектов генеральных планов и правил землепользования и застройки Ольского, Омсукчанского, Северо-Эвенского, Среднеканского, Сусуманского, Хасынского, Ягоднинского городских округов Магаданской области» были переданы Управлением архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования «Среднеканский городской округ» ДД.ММ.ГГГГ. Приказом Минэкономразвития России от 17 июня 2021 года N 349 утверждены Требования к структуре и формам информации, предусмотренной частью 2 статьи, 57.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, составляющей информационный ресурс ФГИС ТП. В настоящее время разместить в ФГИС ТП Генплан Среднеканского городского округа не представляется возможным, в связи с несоответствием загружаемых документов утвержденному формату. В период с 2023 года Администрация неоднократно обращались в техподдержку ФГИС ТП о разблокировке учетных данных (личного кабинета), получении прав доступа в систему. В 2023 году начата работа по актуализации Генплана муниципального округа, департаментом архитектуры и градостроительства Магаданской области с <адрес> заключен госконтракт на выполнение научно-исследовательской работы для обеспечения разработки проектов генеральных планов и правил землепользования и застройки в том числе Среднеканского муниципального округа Магаданской области. В настоящее от <адрес> подготовил и направил на согласование опорные карты проекта генерального плана по населенным пунктам Среднеканского муниципального округа. Проект Генплана планируется утвердить после прохождения процедуры согласования во втором квартале ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, представленными в суд доказательствами подтверждается, что административный ответчик в нарушение положений ч. 3 ст. 57 Градостроительного кодекса РФ не разместил в ФГИС ТП Генеральный план ФИО3 городского округа, утвержденный решением Собрания представителей Среднеканского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ.

Сам по себе факт размещения Генплана на сайте администрации не может служить основанием для освобождения административного ответчика об обязанности в части ведения и актуализации информационных систем, в том размещения в ФГИС ТП Генерального плана.

Суду не представлены документы, подтверждающие невозможность его размещения в ФГИС ТП ДД.ММ.ГГГГ, а также невозможность проведение работ по переводу документов в формат, соответствующий требованиям приказа Минэкономразвития России от 17 июня 2021 года № 349.

Как следует им письма <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, перевод ранее разработанного <адрес> генерального плана Среднеканского городского округа, разработанного в рамках государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ в формат XML с учетом требований приказа Минэкономразвития от 17 июня 2021 года № 349 возможен.

Доводы административного ответчика на целесообразность организации работ по размещению генерального плана Среднеканского городского округа в ФГИС ТП со ссылкой на госконтракт, заключенный между Департаментом архитектуры и градостроительства и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ не могут быть приняты судом во внимание, поскольку работы по актуализации информационных систем, в том числе информационной системы обеспечения градостроительной деятельности на территории муниципального образования не освобождает ответчика от обязанности по ее ведению, в том числе размещению исходных документов.

Кроме того, согласно техническому заданию к указанному госконтракту задачами работы является приведение генпланов в соответствие с требованиями Приказа Минэкономразвития от ДД.ММ.ГГГГ и загрузка генпланов с ГИСОГД Магаданской области, кроме того проведение работ по актуализации генпланов 8 городских округов Магаданской области предполагает не только сбор исходной информации с личным присутствие на территории Магаданской области, но и встречи на территории проектирования и руководителем подразделений администрации 8 городских округов Магаданской области, уполномоченным по вопросам градостроительного развития территорий городских округов для согласования решений по актуализации генпланов, а также корректировку проектов в соответствии с замечаниями и предложениями.

Суд находит, что неисполнение органом местного самоуправления законодательно возложенных на него обязанностей нарушает право неопределенного круга лиц на получение достоверной информации о градостроительной деятельности в порядке, установленном действующим законодательством для ее предоставления.

Материалами дела подтверждено, что данную обязанность административный ответчик не исполняет, на основании изложенного требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с положениями ст. 227 КАС РФ в случае признания бездействия незаконным на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока совершить конкретные действия.

Таким образом, суд считает необходимым признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в неисполнении обязанности по размещению в федеральной государственной информационной системе территориального планирования Генерального плана Среднеканского городского округа, утверждённого решением Собрания Представителей Среднеканского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ и обязать совершить указанные действия.

Разрешая вопрос об установлении срока, до которого должны быть, устранены недостатки, принимая во внимание характер спора, существо прав неопределенного круга лиц, подлежащих защите, требования разумности сроков исполнения судебного решения, характер и объем действий, которые необходимо совершить административному ответчику для исполнения решения, временные затраты на них, суд считает возможным установить срок четыре месяца со дня вступления решения суда в законную силу в течение которого решение суда административным ответчиком должно быть исполнено.

Меры предварительной защиты по административному иску не применялись.Руководствуясь ст.ст. 175-180, 219, 227 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора Среднеканского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Среднеканского муниципального округа о признании незаконным бездействия, выразившегося в неразмещении в федеральной государственной информационной системе территориального планирования Генерального плана Среднеканского городского округа, утверждённого решением Собрания Представителей Среднеканского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ и возложении обязанности на Администрацию Среднеканского Муниципального округа Магаданской области разместить в ФГИС ТП Генерального плана ФИО3 городского округа, утверждённого решением Собрания Представителей Среднеканского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Среднеканского муниципального округа Магаданской области ДД.ММ.ГГГГ выразившееся в неразмещении в федеральной государственной информационной системе территориального планирования Генерального плана Среднеканского городского округа, утвержденного Собранием представителей Среднеканского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Администрацию Среднеканского муниципального округа Магаданской области ДД.ММ.ГГГГ в течение четырех месяцев со дня вступления решения в законную силу разместить в федеральной государственной информационной системе территориального планирования Генеральный план Среднеканского городского округа утвержденный Собранием представителей Среднеканского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ.

Об исполнении решения сообщить в суд и административному истцу в течение десяти дней со дня истечения срока, установленного судом для его исполнения.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Магаданского областного суда через Среднеканский районный суд. Установить дату изготовления мотивированного решения – ДД.ММ.ГГГГ.

Судья В.С. Жамсуева