ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2400/20 от 11.01.2021 Советского районного суда г. Орла (Орловская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 января 2021 года г. Орел

Советский районный суд г. Орла в составе:

председательствующего судьи Горбачевой Т.Н.,

при секретаре Ступниковой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Щиголева Е.В. к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации общественной организации

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Щиголев Е.В. обратился в суд с административным иском к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации общественной организации, в обоснование которого указал, что 18 августа 2020 г. он обращался к административному ответчику для регистрации в качестве юридического лица Орловской региональной общественной организации «Знай свои права!».

Письмом от 15 сентября 2020 г. Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области уведомило административного истца об отказе в государственной регистрации общественной организации на основании пункта 1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее- Федеральный закон «Об общественных объединениях»), в связи с несоответствием наименования организации требованиям действующего законодательства, поскольку оно не отражает характер деятельности, для реализации которых создана.

Ссылаясь на положения устава Орловской региональной общественной организации «Знай свои права!», положения пункта 1 статьи 54 Гражданского кодекса РФ (далее- ГК РФ), Федеральный закон «Об общественных объединениях», считает, что наименование общественной организации отражает характер ее деятельности, а именно соде йствие повышению уровня правового и финансового информирования населения.

Также выражает несогласие с другим основанием отказа в государственной регистрации общественной организации, указанным в уведомлении, согласно которому в нарушение пункта 6 части 1 статьи 20 Федерального закона «Об общественных объединениях» устав общественной организации не содержит права его структурных подразделений по управлению имуществом.

Считает, что данное утверждение административного ответчика противоречит фактическим обстоятельствам, поскольку пунктом 6.12.6 устава предусмотрено отнесение принятия решения по использованию имущества и денежных средств организации, организации привлечения средств, определение размеров и направлений расходования денежных средств к компетенции Совета.

На основании изложенного, просит суд признать решение Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области от 15 сентября 2020 г. об отказе в государственной регистрации в качестве юридического лица Орловской региональной общественной организации «Знай свои права!» незаконным.

В судебном заседании административный истец Щиголев Е.В. поддержал административные исковые требования по основаниям и доводам в нем изложенным.

Представитель административного ответчика Романенко А.А. не признал рассматриваемые административные исковые требования, считает решение об отказе в государственной регистрации юридического лица законным, не нарушающим права и интересы административного истца, также поддержал доводы, изложенные в письменном возражении.

Административный соответчик начальник Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области Пузанков А.Г. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения административного дела уведомлен.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы административного дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Щиголева Е.В. по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее- КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли сроки обращения в суд, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия и основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такие порядок и основания предусмотрены нормативными правовыми актами, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Согласно статье 21 указанного Федерального закона для приобретения прав юридического лица общественное объединение подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного данным федеральным законом порядка государственной регистрации общественных объединений.

Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) общественного объединения принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации общественных объединений (далее - федеральный орган государственной регистрации), или его территориальным органом.

В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации.

В силу статьи 23 Федерального закона «Об общественных объединениях» в государственной регистрации общественного объединения может быть отказано, в случае если устав и иные представленные для государственной регистрации документы общественного объединения противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации (пункт 1 части 1).

Частью 11 статьи 20 Федерального закона «Об общественных объединениях» предусмотрена обязанность территориального органа федерального органа государственной регистрации в течение тридцати дней со дня подачи заявления принять решение о государственной регистрации общественного объединения либо отказать в государственной регистрации общественного объединения и выдать заявителю мотивированный отказ в письменной форме.

В случае отказа в государственной регистрации общественного объединения заявителю сообщается об этом в письменной форме с указанием конкретных положений Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации, нарушение которых повлекло за собой отказ в государственной регистрации данного объединения (часть 3 статьи 23).

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 455 утвержден Административный регламент предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций (далее- Административный регламент).

В соответствии с пунктом 1 Административного регламента территориальные органы Министерством юстиции Российской Федерации принимают решение о государственной регистрации в том числе в отношении межрегиональных, региональных и местных общественных объединений.

В соответствии с пунктом 79 Административного регламента одним из видов решений, принимаемых Министерством юстиции Российской Федерации по результатам рассмотрения представленных документов, является распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации (территориального органа) об отказе в государственной регистрации некоммерческой организации.

Административным регламентом также установлено, что срок принятия решения о государственной регистрации общественного объединения и религиозной организации не должен превышать 29 дней с даты поступления документов на государственную регистрацию, для политической партии (ее регионального отделения) - 21 дня, для иной некоммерческой организации - 13 рабочих дней (пункт 82).

Из материалов административного дела следует, что 18 августа 2020 г. административным истцом в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области подано заявление о государственной регистрации юридического лица при создании в отношении Орловской региональной общественной организации «Знай свои права!».

14 сентября 2020 г. должностным лицом Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области подготовлено заключение об отказе в государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании, на основании которого 15 сентября 2020 г. начальником Управления вынесено распоряжение №*** об отказе в государственной регистрации Орловской региональной общественной организации «Знай свои права!».

О принятом решении об отказе в государственной регистрации общественной организации Щиголев Е.В. своевременно проинформирован письмом от 15 сентября 2020 г. исх №***.

Согласно представленным документам, основанием для отказа в государственной регистрации общественной организации явилось нарушение части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации, пункта 1 статьи 54 ГК РФ, пункта 6 части 1 статьи 20, абзаца 1 статьи 28 Федерального закона «Об общественных объединениях».

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 20 Федерального закона «Об общественных объединениях» устав общественного объединения должен предусматривать права общественного объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом.

Соответственно, приведенной нормой императивно установлена обязанность указания в уставе общественного объединения права его структурных подразделений по управлению имуществом.

Из представленного административным истцом устава организации следует, что в нем, в нарушение пункта 6 части 1 статьи 20 Федерального закона «Об общественных объединениях», не содержится положения, закрепляющего права его структурных подразделений по управлению имуществом.

Следовательно, при принятии оспариваемого решения административным ответчиком сделан правомерный вывод о противоречии устава, представленного для государственной регистрации общественного объединения законодательству Российской Федерации.

Довод административного истца об отсутствии структурных подразделений и возможности внести изменения в устав общественного объединения в случае создания его структурных подразделений, не свидетельствует об отсутствии обязанности административного истца по включения спорного положения в устав общественного объединения, поскольку включение в устав объединения данного права структурных подразделений прямо предусмотрено законом и не содержит каких– либо условий для его закрепления.

Кроме того, основанием для отказа в государственной регистрации общественной организации явилось отсутствие указания характера (цели) деятельности общественного объединения в его официальном наименовании.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

Аналогичное положение закреплено в части 1 статьи 28 Федерального закона «Об общественных объединениях», предусматривающей, что официальное наименование общественного объединения должно содержать указание на его организационно-правовую форму, территориальную сферу и характер его деятельности.

Пунктом 1HYPERLINK consultantplus://offline/ref=5FCA8434E425CC6CC5C496B16E2717B113DE65A318403B82D979A4E4E8140E0FC30592ABD543C5059C345A22E8665AC5E8D9EEBF45E07028R207O статьи 4 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» также предусмотрено, что некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности.

Щиголевым Е.В. на государственную регистрацию представлены документы в отношении юридического лица, имеющего в соответствии с пунктом 1.3 устава полное наименование- Орловская региональная общественная организация «Знай свои права!».

В соответствии с положениями устава общественной организации целью организации является формирование и создание условий для соблюдения нрав граждан; социальная поддержка и защита граждан; содействие оказанию юридической помощи на безвозмездной основе, правовое и финансовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина; содействие формированию общественного мнения по различным вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности, органов государственной власти и органов местного самоуправления, влияние на формирование политической воли граждан на пути к укреплению правового, демократического государства; содействие сохранению и наращиванию гражданского сознания, повышению образовательного, интеллектуального и профессионального уровня граждан (пункт 3.1).

Предметом деятельности организации является реализация целей, предусмотренных в пункте 3.1. Устава. Организация для достижения своих уставных целей осуществляет виды деятельности, в том числе: содействие защите прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ от противоправных решений и действий государственных структур и организаций и/или решений и действий иных структур и организаций; оказание информационных услуг по вопросам защиты прав в органах государственной власти и местного самоуправления, привлечение для этих целей специалистов; содействие повышению уровня правового и финансового информирования населения, повышения грамотности; осуществление издательской и информационной деятельности в электронных и печатных средствах массовой информации и информационных сетях по своей тематике, издание и распространение информационных материалов о деятельности организации (в порядке, определяемом действующим законодательством Российской Федерации); разработка предложений по совершенствованию правовых, финансовых и организационных механизмов функционирования органов государственной власти всех уровней и органов местного самоуправления и участие в выработке проектов решений органов государственной власти и органов местного самоуправления; организация и проведение конференций, совещаний, семинаров, симпозиумов, выставок, конкурсов, фестивалей, концертов и иных мероприятий и возможное в них участие; реализация программ и инициатив, направленных на оказание правовой помощи лицам в области экономики, права, образования, науки и культуры (пункт 3.2 устава).

Исходя из полного наименования организации и закрепленных в уставе целей и предмета ее деятельности, суд считает обоснованным вывод административного ответчика о несоответствии устава общественной организации законодательству Российской Федерации, поскольку действительно наименование организации не указывает характер деятельности организации.

Доводы административного ответчика, указанные в административном иске, о том, что наименование общественной организации отражает характер ее деятельности, а именно содействие повышению уровня правового и финансового информирования населения, не соответствует действительности, поскольку название общественной организации- Орловская региональная общественная организация «Знай свои права!» не раскрывает какую именно деятельностью юридическое лицо намерено осуществлять.

В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Разрешая заявленные административные исковые требования Щеголева Е.В., суд приходит к выводу об отказе в их удовлетворении, поскольку основания для признания незаконным решения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области отсутствуют. При этом суд исходит из того, что распоряжение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области об отказе в государственной регистрации Орловской региональной общественной организации «Знай свои права!» при создании принято уполномоченным должностным лицом, в установленный законом срок и соответствует требованиям статьи 23 Федерального закона «Об общественных объединениях».

Доводы административного истца о том, что ранее он обращался к административному ответчику с заявлением о регистрации межрегиональной общественной организации «Знай свои права!», в государственной регистрации которой также отказано, при этом отказ не содержал выводы о несоответствии наименования организации требованиям действующего законодательства, судом не принимаются во внимание, поскольку указанное решение не является предметом судебного разбирательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Щиголева Е.В. к Управлению министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации общественной организации оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Орловский областной суд в течение месяца со дня изготовления полного текста решения суда.

Полный текст решения суда изготовлен 25 января 2021 г.

Председательствующий Т.Н.Горбачева