ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2400/2016 от 30.06.2016 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 июня 2016 года город Иркутск

Кировский районный суд г.Иркутска в составе

председательствующего судьи Исаковой Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Лукьяновой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2400/2016 по административному исковому заявлению ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области к администрации г.Иркутска о признании незаконным заключения Межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции № 23 от 12.05.2015г. о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу,

УСТАНОВИЛ:

ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к администрации г.Иркутска, в котором просило признать незаконным Заключение Межведомственной комиссии по оценке помещений в целях признания их жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции от ДД.ММ.ГГГГ «О выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», назначенной постановлением администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.

В обоснование заявления административный истец указал, что ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области на праве оперативного управления принадлежит объект недвижимого имущества «Жилой дом», расположенный по адресу: <адрес>. Жилой дом состоит на балансе ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области. Данный объект недвижимого имущества закреплен за учреждением на основании распоряжения Территориального управления Росимущества по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ-и. В указанном доме располагается 5 квартир за . При обращении ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области ДД.ММ.ГГГГ в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области за проведением процедуры государственной регистрации права оперативного управления на указанный объект недвижимости и получении Свидетельства о государственной регистрации права, учреждению ДД.ММ.ГГГГ. было отказано по причине того, что жильцы квартир за и уже зарегистрировали право собственности на свои жилые помещения. В ходе беседы представителей администрации учреждения с жильцами жилого дома по <адрес>, было выяснено, что данный жилой дом межведомственной комиссией администрации г.Иркутска был признан аварийным и подлежащим сносу. При направлении ДД.ММ.ГГГГ обращения в Комитет по градостроительной политике Администрации города Иркутска о высылке копии заключения в отношении жилого дома по <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ. в адрес ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области поступила копия Заключения межведомственной комиссии по оценке помещений в целях признания их жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, назначенной постановлением администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Межведомственная комиссия администрации города Иркутска) от ДД.ММ.ГГГГ. «О выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» в отношении жилого дома по <адрес>. При принятии решения ДД.ММ.ГГГГ Межведомственной комиссией администрации города Иркутска не был учтен тот факт, что указанный жилой дом не является муниципальным имуществом. Собственник имущества - Российская Федерация в лице ТУ Росимущества по Иркутской области в известность поставлен не был, равно как не был извещен и правообладатель - ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области. Не было принято во внимание мнение заинтересованных лиц (собственника и правообладателя) и не исследованы правоустанавливающие документы на указанный объект недвижимости. Полагает, что при вынесении заключения Межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ была нарушена процедура проведения заседания, что напрямую повлияло на итоговое решение комиссии и нарушило интересы административного истца. Администрацией города Иркутска не учитываются положения действующего законодательства, регламентирующего деятельность вышеуказанной комиссии. Правоустанавливающих документов на объект недвижимого имущества - Жилой дом по <адрес>, <адрес>, заявителем Б.Е. представлено не было, равно как умышленно не было сообщено в Межведомственную комиссию города Иркутска, что указанный жилой дом состоит на балансе ФКУ СИЗО-1. При подготовке заседания, а также в ходе заседания Межведомственной комиссии не было соблюдено требование пункта 45(3) Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, поскольку никем не поднимался и вопрос, в чьем же ведомстве находится данный Жилой дом, учитывая, что ни в муниципальной собственности, ни в частной собственности Жилой дом не состоит. Полагает, что для соблюдения процедуры, предусмотренной действующим законодательством, необходимо было направить запрос в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области о том, состоит ли указанный жилой дом в реестре федерального имущества, но такого запроса не направлялось. Таким образом, ДД.ММ.ГГГГ Межведомственной комиссией города Иркутска Заключение о выявлении оснований для признании многоквартирного дома по <адрес>, аварийным и подлежащим сносу было вынесено с нарушением процедуры, предусмотренной действующим законодательством, что дает основание для признания данного решения незаконным. В связи с этим сложилась следующая ситуация: у жильцов квартир за возможность приватизации свои жилых помещений после ДД.ММ.ГГГГ уже утрачена, таким образом, ФКУ СИЗО-1 не имеет возможности снять с баланса указанный жилой дом в установленном законом порядке. А поскольку жильцы квартир уже зарегистрировали право собственности, то у ФКУ СИЗО-1 также отсутствует возможность и оформления свидетельства права оперативного управления на указанный Жилой дом. Более того, на основании оспариваемого заключения, было подписано распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», которым предусмотрен в том числе и снос указанного Жилого дома. О данном распоряжении Административный истец также осведомлен не был. При таких обстоятельствах у ФКУ СИЗО-1, как законного правообладателя указанного жилого дома, нет возможности каким-либо образом распорядиться закрепленным за ним недвижимым имуществом. Отмена Заключения Межведомственной комиссии администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ позволит жильцам оставшихся квартир за оформить право собственности на свои жилые помещения, а ФКУ СИЗО-1 снять указанный Жилой дом с баланса учреждения в законном порядке, а также исключить данный объект недвижимости из состава объектов недвижимости, закрепленных за учреждением на праве оперативного управления. Таким образом, полагают, что оспариваемое решение - Заключение Межведомственной комиссии администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области, а также создает препятствия к осуществлению прав и реализации законных интересов административного истца.

Представитель административного истца ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области ФИО1 в судебном заседании административный иск поддержала.

Иные участники судебного разбирательства в судебном заседании отсутствуют, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.

В письменных возражениях на административный иск административный ответчик администрация г. Иркутска полагала требований не подлежащими удовлетворению.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные по делу доказательства, в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Как указывает административный истец, ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области на праве оперативного управления принадлежит объект недвижимого имущества «Жилой дом», расположенный по <адрес>. Жилой дом состоит на балансе ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области. Данный объект недвижимого имущества закреплен за учреждением на основании распоряжения Территориального управления Росимущества по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ-и.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).

В соответствии с п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением от 28.01.2006г. № 47, уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия.

Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Постановлением администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ «О межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащими реконструкции» создана межведомственная комиссия по признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда г. Иркутска непригодными для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу.

В ходе судебного разбирательства установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в межведомственную комиссию поступило заявление Б.Е. о признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

К данному заявлению были приложены: копия технического паспорта на жилое помещение, копия договора передачи жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ.; копия свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, справка о соответствии адресов от ДД.ММ.ГГГГ., копия заключения о техническом состоянии многоквартирного дома по адресу: <адрес>

В силу п. 42 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (далее – Положение), комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения (п. 46 Положения).

Межведомственной комиссией было принято решение в виде заключения от ДД.ММ.ГГГГ о выявлении оснований для признания многоквартирного дома <адрес> аварийным и подлежащим сносу.

На основании оспариваемого заключения, было подписано распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», которым предусмотрен снос указанного жилого дома.

Полагая, что заключением Межведомственной комиссии по оценке помещений в целях признания их жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции от ДД.ММ.ГГГГ, нарушены права ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области как правообладателя многоквартирного жилого дома, административный истец обратился в суд.

При разрешении заявленных требований суд учитывает следующее.

Из содержания ст. 227 КАС РФ следует, что для признания оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Согласно п. 7 Положения, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

Собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), за исключением органов и (или) организаций, указанных в абзацах втором, третьем и шестом настоящего пункта, привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса.

В случае если комиссией проводится оценка жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации или многоквартирного дома, находящегося в федеральной собственности, в состав комиссии с правом решающего голоса включается представитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества. В состав комиссии с правом решающего голоса также включается представитель государственного органа Российской Федерации или подведомственного ему предприятия (учреждения), если указанному органу либо его подведомственному предприятию (учреждению) оцениваемое имущество принадлежит на соответствующем вещном праве (далее - правообладатель).

Решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности). В случае если комиссией проводится оценка жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, а также многоквартирного дома, находящегося в федеральной собственности, решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, на основании заключения комиссии, оформленного в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

Согласно п. 45(3) Положения № 47, в случае если комиссией проводится оценка жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации или многоквартирного дома, находящегося в федеральной собственности, орган местного самоуправления не позднее чем за 20 дней до дня начала работы комиссии обязан в письменной форме посредством почтового отправления с уведомлением о вручении, а также в форме электронного документа с использованием единого портала направить в федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющий полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, и правообладателю такого имущества уведомление о дате начала работы комиссии, а также разместить такое уведомление на межведомственном портале по управлению государственной собственностью в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, и правообладатель такого имущества в течение 5 дней со дня получения уведомления о дате начала работы комиссии направляют в комиссию посредством почтового отправления с уведомлением о вручении, а также в форме электронного документа с использованием единого портала информацию о своем представителе, уполномоченном на участие в работе комиссии.

Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" было установлено, что предприятия связи относятся исключительно к федеральной собственности независимо от того, на чьем балансе они находились, и от их ведомственной подчиненности (пункт 1 данного Постановления и пункт 6 раздела IV приложения 1 к этому Постановлению).

Согласно п. 2 раздела 2 приложения 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.91 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» имущество внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений относится исключительно к федеральной собственности.

Таким образом, право собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества «Жилой дом», расположенный по <адрес> возникло в силу закона.

Жилой дом является многоквартирным, в нем располагается 5 квартир: .

Как следует из представленных выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, две квартиры в данном жилом доме находятся в частной собственности.

Таким образом, оставшиеся три квартиры находятся в федеральной собственности.

На основании распоряжения Территориального управления Росимущества по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ-и спорный объект недвижимого имущества закреплен за ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области на праве оперативного управления.

При принятии заключения межведомственной комиссии в ее состав в обязательном порядке, в силу абз. 7 п. 7, п.45(3) Положения № 47, с правом решающего голоса должен быть включен представитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, им не было направлено уведомление о заседание комиссии, информация не была размещена в сети «Интернет».

Как следует оспариваемого заключения от ДД.ММ.ГГГГ. при принятии решения в состав межведомственной комиссии с правом решающего голоса не был включен представитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, требование вышеназванной правовой нормы межведомственной комиссией исполнено не было, что свидетельствует о нарушении порядка принятия оспариваемого решения (в виде заключения).

Довод административного ответчика о том, что право собственности Российской Федерации и право оперативного управления не было зарегистрировано в ЕГРП и сведения о регистрации таких прав в межведомственную комиссию представлено не было суд находит не состоятельными, не свидетельствующими о законности принятого заключения.

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной этим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

Таким образом, право собственности Российской Федерации, как указал суд выше, возникло в силу закона до вступления в силу Федерального закона № 122-ФЗ, и, следовательно, их регистрация является юридически действительной.

Данные нормы права межведомственной комиссией при принятии оспариваемого заключения не были учтены, в связи с чем, заключение вынесено с нарушением абз. 7 п. 7, п. 45(3) Положения .

При этом суд учитывает, что при отсутствии сведений о зарегистрированных правах на три квартиры в доме по <адрес> комиссия не была лишена права направить межведомственные запросы в соответствующий орган, управляющий федеральной собственностью и орган, управляющий муниципальной собственностью в целях установления обстоятельств нахождения жилых помещений в федеральной или муниципальной собственности.

Оспариваемое заключение нарушает права административного лица, владеющего на праве оперативного управления жилыми помещениями в доме по адресу: <адрес>, а также Российской Федерации по решению вопросов касающихся судьбы имущества Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, оспариваемое заключение является незаконным.

Довод административного ответчика о неисполнении административным истцом обязанности по регистрации права оперативного управления в ЕГРП правового значения не имеет, поскольку не влечет законности оспариваемого решения.

Как указывает административный истец, о нарушенных правах ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области стало известно ДД.ММ.ГГГГ при получении копии оспариваемого заключения, данный довод административным ответчиком не оспорен, обратившись в суд с настоящим административным исковым заявлением ДД.ММ.ГГГГ. административный истец не пропустил, установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ срок.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области удовлетворить.

Признать заключение межведомственной комиссии по признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда г. Иркутска непригодными для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу от ДД.ММ.ГГГГ в отношении многоквартирного дома, по адресу: <адрес> незаконным.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Н.Н. Исакова

Мотивированный текст решения изготовлен 04.07.2016г. Н.Н. Исакова