ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2401/20 от 10.03.2020 Центрального районного суда г. Тюмени (Тюменская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

№ 2А-2401/2020

г. Тюмень 10 марта 2020 года

Центральный районный суд г. Тюмени в составе:

председательствующего судьи Гариповой Е.А.,

при секретаре Щукиной М.А.,

с участием административного истца,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Васильченко В.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало – Ненецкому автономному округу о признании бездействия незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец Васильченко В.В. обратился к административному ответчику с административным иском о признании незаконным бездействия административного ответчика, выразившегося в неосуществлении государственной регистрации прекращения ДД.ММ.ГГГГ права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером Васильченко В.В.; об обязании административного ответчика внести в Единый государственный реестр недвижимости запись о прекращении ДД.ММ.ГГГГ права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером Васильченко В.В. Требования мотивировано тем, что ДД.ММ.ГГГГ административный истец продал принадлежащий ему гараж. Однако, в ДД.ММ.ГГГГ он стал получать налоговые требования об уплате земельного налога. По мнению административного истца данная ситуация сложилась в связи с тем, что административный ответчик не произвел переход права собственности на земельный участок. Данное бездействие находит незаконным, поскольку ответчик нарушен принцип единства земельных участков и прочно связанных с ними объектов.

Административный истец Васильченко В.В. в судебном заседании требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явились, при надлежащем извещении, просили рассмотреть дело без участия представителя (л.д. 45).

Заслушав доводы административного истца, исследовав материалы дела, суд находит требования административного истца не обоснованными и не подлежащими удовлетворения по следующим основаниям:

Как установлено в судебном заседании, на основании договора купли продажи от ДД.ММ.ГГГГ, Васильченко В.В. приобрел гараж – бокс линии, расположенный в городе <адрес> (л.д. 13).

На основании заявления Васильченко В.В. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 92), в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ДД.ММ.ГГГГ, внесена запись о праве собственности Васильченко В.В. на гараж – бокс линии, расположенный в городе <адрес> (л.д. 15).

Как следует из материалов регистрационного дела, Постановлением Администрации города Салехарда от ДД.ММ.ГГГГ, Васильченко В.В. предоставлен земельный участок площадью 47 кв.м. в постоянное (бессрочное) пользование под размещение гаража по <адрес>, в связи с чем, на Васильченко В.В. возложена обязанность зарегистрировать право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (л.д. 69).

На основании заявления Васильченко В.В. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 135) ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о праве собственности Васильченко В.В. на земельный участок под размещение гаража общей площадью 47 кв.м. в городе <адрес> (л.д. 72).

По договору от ДД.ММ.ГГГГ Васильченко В.В. продал указанный гараж - бокс ФИО3 (л.д. 16).

ДД.ММ.ГГГГ Васильченко В.В. обратился к административному ответчику с заявлением о внесение изменений и переход права на объект – гараж – бокс , общей площадью 23.2 по адресу: <адрес> (л.д. 149). В тот же день, ФИО3 обратился к административному ответчику с заявлением о регистрации права собственности на указанный гараж (л.д. 150).

Согласно пункту 1 статьи 552 Гражданского кодекса РФ по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования.

В силу пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса РФ при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

Как следует из п. 13 постановления Пленума ВАС РФ от 24 марта 2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" согласно пункту 1 статьи 35 ЗК РФ, пункту 3 статьи 552 ГК РФ при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования. В силу указанных норм покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости, с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение.

Вместе с тем, согласно части 1 статьи 268 Гражданского кодекса РФ, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицам, указанным в Земельном кодексе РФ.

К таким лицам относятся: органы государственной власти и органы местного самоуправления; государственные и муниципальные учреждения (бюджетные, казенные, автономные); казенные предприятия; центры исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий (пункт 2 статьи 39.9 Земельного кодекса РФ).

Таким образом, с момента введения в действие Земельного кодекса РФ (30 января 2001 г.) земельное законодательство не предусматривает возможности предоставления гражданам земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, в том числе, в результате признания такого права.

При этом, согласно абзацу 3 пункта 13 постановления Пленума ВАС РФ от 24 марта 2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" если недвижимость находится на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, а покупателю согласно статье 20 ЗК РФ земельный участок на таком праве предоставляться не может, последний как лицо, к которому перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в связи с приобретением здания, строения, сооружения (пункт 2 статьи 268 пункт 1 статьи 271 ГК РФ), может оформить свое право на земельный участок путем заключения договора аренды или приобрести его в собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 3 Закона о введении в действие ЗК РФ.

Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования определены в ст. 45 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 1 которой называет отказ землепользователя от принадлежащего ему права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены ст. 53 указанного кодекса.

В соответствии с п. 3 ст. 53 Земельного кодекса при отказе лица от права пожизненного наследуемого владения земельным участком или права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком распоряжение данным земельным участком осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, указанными в ст. 29 данного Кодекса.

Согласно п. 4 ст. 53 Земельного кодекса при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса, на основании заявления об отказе от права на земельный участок в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком.

С 01 января 2017 года порядок государственной регистрации был регламентирован Федеральным Законом № 218-ФЗ, которым установлен заявительный характер регистрации права собственности, а также перехода права собственности.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Исходя из положений статьи 227 КАС РФ, для признания незаконными действий должностных лиц необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии одного из условий оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.

Таким образом, исследовав материалы дела, судом установлено, что В судебном заседании установлено, что административный истец с заявлением об отказе от земельного участка не обращался, а согласно регистрационного дела, права собственности Васильченко В.В. на земельный участок прекращено в связи с Постановлением Администрации муниципального образования город Салехард от ДД.ММ.ГГГГ о признании утратившими силу с ДД.ММ.ГГГГ пункт 21 Постановления Администрации города Салехарда от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии и предоставлении земельных участков» (л.д. 141).

При таких обстоятельствах, суд полагает, что оснований для признания незаконным бездействия административного ответчика у суда не имеется.

Кроме того, суд полагает, что административным истцом пропущен срок, установленный ст. 219 КАС РФ.

В соответствии с ч.1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с ч. ч. 7, 8 ст. 219 КАС РФ пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В силу ч. 5 ст. 180 КАС РФ, в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Из пояснений административного истца было установлено, что о том, что административный ответчик не произвел государственную регистрацию перехода права собственность в ДД.ММ.ГГГГ, когда получил налоговое уведомление (л.д. 19). С этого времени административный истец ведет переписку с государственными органами (л.д.22-32).

Таким образом, судом установлено, что административным истцом пропущен срок на обращение в суд по требованиям об оспаривании действий должностных лиц, органов государственной власти, доказательств уважительности причин пропуска срока суду административным истцом, на которого возложено бремя доказывания данного обстоятельства, не представлено. Пропуск же установленного законом срока для обращения в суд за защитой нарушенного права при отсутствии доказательств, свидетельствующих о наличии уважительных причин пропуска срока, является самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым отказать административному истцу в удовлетворении его требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требований Васильченко В.В., отказать.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течениемесяца со дня изготовления мотивированного решения суда, путем подачиапелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тюмени.

Мотивированное решение составлено 23 марта 2020 года.

Судья Е.А. Гарипова