Административное дело №
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
03 августа 2021 года
Ногинский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Зубова А.Г.,
при помощнике ФИО1, ведущей протокол судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску кадастрового инженера ФИО2, ФИО3, ФИО4 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконным решения об отказе государственного кадастрового учета, обязании осуществить государственный кадастровый учет изменений объектов недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Административные истцы - кадастровый инженер ФИО2, ФИО4, ФИО3 обратились в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконным решения об отказе государственного кадастрового учета и обязании осуществить государственный кадастровый учет изменений объектов недвижимости.
Свои требования административные истцы обосновывают тем, что ФИО4 является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 637 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для садоводства, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
ФИО3 является собственником смежного земельного участка с кадастровым номером №, площадью 800 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для садоводства, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
По заказу ФИО3 ООО «Мегалэнд» были проведены кадастровые работы по уточнению местоположения границ земельного участка с кадастровым номером №. По результатам межевания было выявлено, что уточнение местоположения границ земельного участка невозможно по причине несоответствия местоположения границ смежного земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего ФИО4 по сведениям ЕГРН, фактическим границам.
ФИО4 также заключил договор с ООО «Мегалэнд» на выполнение работ по изготовлению межевого плана по исправлению ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером №.
Уточнение местоположения границ земельного участка с кадастровым номером № и исправление реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером № производилось в одном межевом плане.
Межевой план был сдан ДД.ММ.ГГГГ. в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объектов недвижимости.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> было принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета, что следует из Уведомления от ДД.ММ.ГГГГ. №. Основанием приостановления указаны п.7 части 1 ст.26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", причиной:- местоположение и конфигурация уточняемого земельного участка не соответствуют выкопировке из генплана С/Т; отсутствует исчерпывающее обоснования увеличения площади земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> принято решение № об отказе государственного кадастрового учета на основании ст.27 ФЗ-218.
Обоснованием отказа явилось – истечение срока приостановления государственного кадастрового учета и не устранение причин приостановления.
В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Административные истцы считают отказ в государственном кадастровом учете незаконным по следующим основаниям:
Представленные заявителем документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости, соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с п 7. части 1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если:
- форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Заявителем подавалось заявление о государственном кадастровом учете недвижимого имущества без одновременной государственной регистрации прав на недвижимое имущество по форме (приложение N 1), утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 920 "Об утверждении форм заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, заявления об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости, о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости заинтересованным лицом, о внесении в Единый государственный реестр недвижимости записей о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости, записей о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя, записей о наличии прав требований в отношении зарегистрированного права, отдельных записей о правообладателе, отдельных дополнительных сведений об объекте недвижимости, требований к их заполнению, требований к формату таких заявлений и представляемых с ними документов в электронной форме, а также формы заявления о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках и о местоположении на них зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, полученных в результате выполнения комплексных кадастровых работ" (Зарегистрировано в Минюсте России 09.03.2016 N 41343)
Заявление об осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости – земельных участков с кадастровыми номерами №, № было подано по форме заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 920, что соответствует действующему законодательству, к заявлению прилагался межевой план в электронном виде.
В межевом плане в разделе «Заключение кадастрового инженера» в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, обоснование наличия реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка, в связи с чем истец считает, что требования к форме и содержанию межевого плана соблюдены.
Доказательств несоответствия формы межевого плана и содержащихся в нем, сведений, требованиям Приказа Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» уведомления о приостановлении и отказе не содержат.
Основной причиной приостановления и отказа ответчик указывает, что местоположение и конфигурация земельных участков не соответствуют выкопировке из генплана садоводческого товарищества.
В заключении кадастрового инженера обосновывается изменение конфигурации земельного участка с кадастровым номером № и уменьшение его площади, из-за установления границ земельного участка с кадастровым номером № и включении в его границы части земельного участка с кадастровым номером №.
Местоположение земельных участков с кадастровыми номерами № и № соответствует выкопировке из генерального плана (проекта планировки и застройки) садоводческого товарищества «Малинки», так как они являются смежными.
Также причиной приостановления и отказа регистратор указывает увеличение площади земельного участка.
В соответствии с п.10 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В составе межевого плана содержится свидетельство на право собственности на землю, выданное ДД.ММ.ГГГГ., которым подтверждается, что площадь земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес> до уточнения местоположения границ составляла 0,08 га.
Истец считает, что поскольку документом, подтверждающим право на земельный участок подтверждается право собственника земельного участка № в с/т «Малинки» на площадь 800 кв.м., то не требуется дополнительных обоснований и подтверждений существования земельного участка в данных границах и указанной площадью более 15 лет.
Вместе с тем в составе межевого плана также содержатся документы и заключение кадастрового инженера, подтверждающие существование границ земельных участков на местности более 15 лет.
В соответствии с п.70 Приказа Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 (ред. от 14.12.2018) «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» сведения, обосновывающие существование границы земельного участка на местности пятнадцать и более лет могут подтверждаться, в том числе датой предоставления земельного участка садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, датой карты (плана), фотопланов местности, с использованием которых определялись границы земельного участка).
В составе межевого плана содержится выкопировка из генплана с/т «Малинки» из которого в составе С/Т усматривается наличие земельных участков № и №, площадью по 800 кв.м, которые являются документами, обосновывающими существование границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет, поскольку с/т «Малинки» создано в 1993году, что подтверждается заключением кадастрового инженера. Кроме того, помимо генплана, кадастровый инженер ссылается в заключении на фотоматериалы местности Google по состоянию на 2002 год, которыми также подтверждаются границы земельных участков.
Сведения о местоположении границ смежных земельных участков с земельными участками с кадастровыми номерами №, № имеются в ЕГРН, что подтверждается сведениями публичной кадастровой карты, следовательно подтверждается существование земельных участков с кадастровыми номерами №, № в границах межевого плана.
Согласно п. 32 ч.1. ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: в результате осуществления государственного кадастрового учета в связи с уточнением сведений о местоположении границ земельного участка и (или) его площади, в том числе на основании карты-плана территории, площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (содержались в Едином государственном реестре недвижимости до уточнения границ земельного участка, если при таком уточнении границ была допущена ошибка, указанная в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона), на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (содержались в Едином государственном реестре недвижимости до уточнения границ земельного участка, если при таком уточнении границ была допущена ошибка, указанная в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона)
Поскольку в ЕГРН до уточнения местоположения границ земельного участка с кадастровым номером № содержались сведения о площади указанного земельного участка 800 кв.м., заключением кадастрового инженера установлено наличие реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером №, допущенной при уточнении местоположения границ, при исправлении реестровой ошибки площадь земельного участка соответствует площади в правоудостоверяющем документе на земельный участок, то основания для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета, по причине увеличения площади отсутствуют.
Кроме того, согласно пункту 17 "Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016) отсутствие обоснования увеличения площади земельного участка не является основанием для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета.
Административные истцы просили суд признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № № об отказе государственного кадастрового учета и обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> осуществить государственный кадастровый учет изменений объектов недвижимости- земельных участков с кадастровыми номерами №, №.
В судебном заседании представитель административных истцов кадастрового инженера ФИО2, ФИО4, ФИО3- ФИО5 исковые требования поддержала, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, дала суду объяснения, аналогичные доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика –Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> просил в удовлетворении исковых требований отказать по основаниям изложенным в письменных возражениях на иск.
Выслушав объяснения представителя административного истца, объяснения представителя административного ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В силу п. 2 ч.2 ст.1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявление полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
По смыслу части 9 и 11 ст.226, ст.62 КАС РФ на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону.
Судом установлено, что кадастровым инженером ФИО2 по обращению административных истцов –ФИО4, ФИО3 были проведены кадастровые работы в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, сдт «Малинки», уч. 86, а также по исправлению реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, с/т «Малинки», уч. 85. Результатом указанных кадастровых работ является межевой план в электронной форме на диске. По результатам межевания площадь земельного участка с кадастровым номером № составила 733 кв.м, площадь земельного участка с кадастровым номером № составила 800 кв.м.
Судом из дела правоустанавливающих документов № установлено, что представитель административного истца ФИО3 обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества, к заявлению был приложен межевой план, подготовленный кадастровым инженером ФИО2
Решением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № государственный кадастровый учет по заявлению от 23.10.2020г. приостановлен на основании п.7 части 1 ст.26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Причинами приостановления послужило несоответствие местоположения и конфигурации уточняемого земельного участка выкопировке из генплана С/Т и отсутствие исчерпывающего обоснования увеличения площади земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> принято решение № об отказе государственного кадастрового учета в силу ст.27 ФЗ-218, на том основании, что истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении.
Не согласившись с принятым административным ответчиком решением, административные истцы обратились с настоящим административным исковым заявлением в суд, в котором просили признать решение административного ответчика об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета незаконным.
Согласно части 1 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Статьей 26 Федерального закона от 13.07.2015г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» определен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 13.07.2015г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в осуществлении государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного закона.
В силу части 12 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.
Поскольку отказ в осуществлении кадастрового учета является продолжением единой процедуры осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество после приостановления и рассматривается исходя из оснований приостановления, послуживших в итоге причиной отказа в государственном кадастровом учете, суд приходит к выводу, что для рассмотрения спора по существу надлежит проверить законность действий административного ответчика по приостановлению государственного кадастрового учета изменений спорных объектов недвижимости- земельных участков с кадастровыми номерами №, №.
Судом усматривается, что основанием приостановления осуществления кадастрового учета и последующего отказа по ст. 27 ФЗ-218, административный ответчик указывает пункт 7 части 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Как следует из частей 1, 2, 9 статьи 26 Закона N 218-ФЗ в случае установления причин, перечисленных в части 1 статьи 26 названного федерального закона, государственный регистратор принимает решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета по общему правилу на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено названной статьей, которое может быть обжаловано в порядке, установленном статьей 26.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон N 221-ФЗ).
Согласно пунктам 5, 7 и 31 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для приостановления осуществления государственного кадастрового учета по решению государственного регистратора прав являются: непредставление документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; несоответствие требованиям законодательства Российской Федерации формы и (или) содержания документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; а также если изменение площади земельного участка и (или) изменение описания местоположения его границ не обусловлены образованием земельного участка или уточнением его границ.
В силу ч.1, 2 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сведения об объекте недвижимости, которые определяются и изменяются в результате уточнения местоположения границ земельных участков, относятся к основным сведениям, которые вносятся в кадастр недвижимости.
В соответствии с положениями ст.22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сведения о местоположении границ земельного участка вносятся в Единый государственный реестр недвижимости на основании межевого плана.
Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Межевой план подготавливается в форме электронного документа и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план. Межевой план, если это предусмотрено договором подряда, также подготавливается в форме документа на бумажном носителе, заверенного подписью и печатью подготовившего такой план кадастрового инженера, для передачи его заказчику по договору подряда.
В соответствии с п.70 Приказа Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 (ред. от 14.12.2018) «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке», зарегистрированного в Минюсте России 20.01.2016 N 40651, выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона о регистрации. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите "1" раздела "Исходные данные".
В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом содержания утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории.
При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.
При этом наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе "Исходные данные", указанные документы или их копии в состав Приложения не включаются.
В разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например: описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например кирпичное ограждение, стена здания); сведения, обосновывающие существование границы земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата предоставления земельного участка садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, иной некоммерческой организации, созданной гражданами для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства до ДД.ММ.ГГГГ, или организациям, при которых были созданы (организованы) некоммерческие организации для ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, пользующиеся такими земельными участками, дата карты (плана), фотопланов местности, с использованием которых определялись границы земельного участка).
Из заключения кадастрового инженера в составе межевого плана на земельный участок с кадастровым номером № судом усматривается, что местоположение границ уточняемого земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> устанавливалось в соответствии с п. 8 ст. 22 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ, посредством определения координат характерных точек таких границ исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок с учетом требований п.10. ст. 22 Закона, согласно которому границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка. Местоположение уточняемых границ земельного участка определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН в соответствии с приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№, а также к периодичности их обновления. В ходе кадастровых работ была выявлена реестровая ошибка в сведениях ЕГРН о местоположении границ смежного земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, с/т «Малинки», уч. 85, ошибка в определении координат, в результате которой конфигурация земельного участка по сведениям ЕГРН не соответствует фактической, площадь земельного участка по сведениям ЕГРН не соответствует фактической, а также площади в правоустанавливающем документе –свидетельству на право собственности на землю № от ДД.ММ.ГГГГ. и генеральному плану. Фактическое пользование определено границами земельных участков, существующими на местности более пятнадцати лет и закрепленными с использованием объектов (забор). Земельные участки используется полностью, на территории участков имеются многолетние плодово-ягодные насаждении, споров по границам земельного участка не заявлено. Обоснованием существования границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет служит дата создания садоводческого некоммерческого объединения граждан-1993 год, а также фотопланы местности Google по состоянию на 2002 год, которые дополнительно использовались кадастровым инженером для определения границ земельного участка.
Поскольку в разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, обоснование наличия реестровой ошибки, то суд приходит к выводу о выполнении требований к форме и содержанию межевого плана.
Доказательств несоответствия формы межевого плана и содержащихся в нем, сведений, требованиям Приказа Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» административным ответчиком не представлено.
К доводам представителя административного ответчика о не предоставлении документов, подтверждающих фактическое существование границ земельных участков с кадастровыми номерами №, № на местности более 15 лет, суд относится критически, поскольку указанные документы или их копии в состав межевого плана не включаются в соответствии с п.70 Приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N №.
Из копии дела правоустанавливающих документов №, судом усматривается, что в составе межевого плана содержится выкопировка из генерального плана С/Т «Малинки», а также выписка из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ., подтверждающая дату регистрации садоводческого товарищества «Малинки» ДД.ММ.ГГГГ., которые является документами, обосновывающими существование границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет. Кроме того, помимо генплана, как документа, подтверждающего обоснования существования границ спорного земельного участка на местности более 15 лет, кадастровым инженером в материалы дела также представлены фотоматериалы местности Gооgl по состоянию на 2002 год.
Судом из сведений публичной кадастровой карты, имеющейся в составе межевого плана, схемы расположения земельных участков, усматривается, что фактические границы земельного участка с кадастровым номером № не соответствует границам, содержащимся в ЕГРН.
Из заключения кадастрового инженера следует, что фактическое пользование определено границами земельных участков, существующими на местности более пятнадцати лет и закрепленными с использованием объектов (забор). Земельные участки используется полностью, на территории участков имеются многолетние плодово-ягодные насаждении, споров по границам земельных участков не заявлено.
Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 920 «Об утверждении форм заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, заявления об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости, о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости заинтересованным лицом, о внесении в Единый государственный реестр недвижимости записей о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости, записей о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя, записей о наличии прав требований в отношении зарегистрированного права, отдельных записей о правообладателе, отдельных дополнительных сведений об объекте недвижимости, требований к их заполнению, требований к формату таких заявлений и представляемых с ними документов в электронной форме, а также формы заявления о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках и о местоположении на них зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, полученных в результате выполнения комплексных кадастровых работ» утверждены: форма заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество (приложение N 1); форма заявления об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости, о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости заинтересованным лицом, о внесении в Единый государственный реестр недвижимости записей о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости, записей о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя, записей о наличии прав требований в отношении зарегистрированного права, отдельных записей о правообладателе, а также отдельных дополнительных сведений об объекте недвижимости (приложение N 2); форма заявления о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках и о местоположении на них зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, полученных в результате выполнения комплексных кадастровых работ (приложение N 3).
Из копии дела правоустанавливающих документов № судом установлено, что заявление об осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером № было подано по форме заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N №, что соответствует действующему законодательству.
Таким образом, суд приходит к выводу, что в нарушение ч.2 ст. 62 КАС РФ административный ответчик не представил доказательства не предоставления документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости земельного участка с кадастровым номером №, а также доказательства несоответствия формы и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета, требованиям законодательства Российской Федерации.
Судом усматривается, что в обоснование приостановления с последующим отказом, административный ответчик приводит такую причину как наличие противоречивых сведений в части указания местоположения и конфигурации уточняемого земельного участка, а также отсутствие исчерпывающего обоснования увеличения площади земельного участка.
Судом установлено, что площадь земельного участка с кадастровым номером № по сведениям ЕГРН – составляет 800 кв.м., площадь земельного участка с кадастровым номером № по сведениям ЕГРН составляет 637 кв.м. После уточнения местоположения границ земельного участка с кадастровым номером № его площадь составит 733 кв.м., площадь земельного участка с кадастровым номером № после исправления реестровой ошибки составит 800 кв.м. Вместе с тем в составе межевого плана имеется свидетельство на право собственности на землю № от ДД.ММ.ГГГГ. из которого следует, что до уточнения местоположения границ площадь земельного участка № в с/т «Малинки», кадастровым номером № составляла 800 кв.м, по данным генерального плана с/т «Малинки», площадь земельных участков № и № составляет по 800 кв.м.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии увеличения площади земельных участков с кадастровыми номерами № и №.
Представитель административных истцов в судебном заседании пояснил, что изменение конфигурации земельного участка с кадастровым номером № обусловлено внесением в ЕГРН сведений о местоположении границ смежного земельного участка с кадастровым номером № и исправлением реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером №, что также подтверждается заключением кадастрового инженера. Из заключения кадастрового инженера следует, что при постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером № в его границы была включена часть земельного участка с кадастровым номером №. Спор о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами № и № отсутствует.
В соответствии с п.10 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Поскольку земельные участки с кадастровыми номерами №, № имеют сложившиеся фактические границы, существующие на местности пятнадцать и более лет, что подтверждается датой создания садоводческого товарищества «Малинки» ДД.ММ.ГГГГ, выкопировкой из генплана, фотопланами местности Google по состоянию на 2002 год, учитывая доказанность наличия реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером №, в связи с несоответствием координат характерных точек границ земельного участка фактическим границам, прослеживающегося изменения конфигурации земельного участка с кадастровым номером № в результате внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ смежного земельного участка с кадастровым номером № и исправлением реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером №, отсутствию увеличения площади земельных участков по сведениям правоустанавливающих документов и выкопировки из генплана СНТ, суд приходит к выводу о незаконности решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № № об отказе в учете изменений объектов недвижимости.
Доводы представителя административного ответчика об отсутствии нарушений прав кадастрового инженера ФИО2 суд считает несостоятельными, поскольку правоотношения сторон по выполнению кадастровых работ регулируются также Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 "О защите прав потребителей", предусматривающем ответственность исполнителя за некачественное выполнение работ, услуг, в связи с чем избранный кадастровым инженером способ защиты права, обеспечивает возможность доказать надлежащее качество выполненных работ, услуг.
В силу ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Поскольку судом признано незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № № об отказе в учете изменений объектов недвижимости, суд полагает возможным установить для административного ответчика обязанность осуществить государственный кадастровый учет изменений объектов недвижимости- земельных участков с кадастровыми номерами № и №.
Руководствуясь ст. ст.175, 176, 178, 179, 180, 286, 290, 138, 219 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск кадастрового инженера ФИО2, ФИО3, ФИО4 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконным решения об отказе государственного кадастрового учета, обязании осуществить государственный кадастровый учет изменений объектов недвижимости - удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № № об отказе государственного кадастрового учета и обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в течение 30 дней с момента вступления в силу решения суда, осуществить государственный кадастровый учет изменений объектов недвижимости- земельных участков с кадастровыми номерами №, №.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд, в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, через Ногинский городской суд.
Решение в окончательном виде изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья:подпись