ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2402/2023 от 26.01.2024 Серовского районного суда (Свердловская область)

66RS0051-01-2023-002683-31

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Серов «26» января 2024 года

Серовский районный суд Свердловской области в составе председательствующего Фарафоновой Е.А., при секретаре судебного заседания Тарасовой С.С, рассмотрев в открытом судебном заседании по административному делу № 2а-280/2024 по административному иску

Пикалова Павла Евгеньевича к Думе Сосьвинского городского округа об оспаривании действий (бездействий), признании незаконными действий,

с участием административного истца – Пикалова П.Е., представителя административного ответчика Думы Сосьвинского городского округа - Щербаковой И.И., действующей на основании решения № 2 от 22.09.2022 года «Об избрании председателя Думы Сосьвинского городского округа», представителя заинтересованного лица главы Сосьвинского городского округа - Романова С.В., действующего на основании доверенности № 1 от 18.01.2024 года,

УСТАНОВИЛ:

Пикалов П.Е. обратился в Серовский районный суд Свердловской области с вышеуказанным административным исковым заявлением.

В обоснование административных исковых требований истец указал о том, что им заблаговременно на каждое судебное заседание Думы и постоянных комиссий Думы направляются заявления в Думу Сосьвинского городского округа об обеспечении возможности присутствия на заседаниях Думы и постоянных депутатских комиссиях, в целях реализации права на получение информации о деятельности органа местного самоуправления. Однако, 30.10.2023 года на официальном сайте, в вечернее время было размещено уведомление о проведении заседаний, комиссии Думы и заседания Думы, на 31.10.2023 года в утреннее время в 10:00, то есть уведомление сделано за менее чем 12 часов до дня заседания. Указанное действие по несвоевременному размещению информации о заседании постоянных депутатских комиссий и Думы Сосьвинского городского округа 30.10.2023 года препятствующие реализации возможности направления гражданами заявления об обеспечении доступа на заседание противоречит положениям Регламента утвержденного решением Думы Сосьвинского городского округа от 13.06.2023 года № 69. Постановление председателя Думы «О созыве внеочередного заседания» на 31.10.2023 года и повестка заседания не была опубликована в СМИ, что является нарушением и не соответствует требованиям действующего Федерального законодательства РФ, а так же требованиям регламента Думы Сосьвинского ГО, что нарушает права административного истца на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

В административном исковом заявлении административный истец просит суд: 1. признать незаконным действия Думы Сосьвинского городского округа от 30.10.2023 года по несвоевременному размещению информации на официальном сайте Думы, о дате, времени и месте проведения заседаний постоянных комиссии Думы Сосьвинского городского округа на 31.10.2023 года; 2. признать незаконным действия Думы Сосьвинского городского округа от 30.10.2023 года по несвоевременному размещению информации на официальном сайте Думы о дате, времени и месте проведения заседаний Думы Сосьвинского городского округа на 31.10.2023 года; 3. признать незаконными бездействие Думы по не опубликованию в официальном печатном СМИ информации о дате, времени и месте проведения заседаний постоянных комиссий Думы Сосьвинского округа на 31.10.2023 года; 4. признать незаконным бездействие Думы по не опубликованию в официальном печатном СМИ информации о дате, месте, времени проведения заседания Думы Сосьвинского городского округа на 31.10.2023 года.

В уточненном административном исковом заявлении просит: 1. признать незаконным действия Думы Сосьвинского городского округа от 30.10.2023 года по несвоевременному размещению информации на официальном сайте Думы о дате, времени, и месте проведения заседаний постоянных комиссии Думы Сосьвинского округа на 31.10.2023 года; 2. признать незаконным действия Думы Сосьвинского городского округа от 30.10.2023 года по несвоевременному размещению информации на официальном сайте Думы о дате, времени, и месте проведения заседаний Думы Сосьвинского городского округа на 31.10.2023 года; 3. признать незаконным бездействие Думы по несвоевременному опубликованию в официальном печатном СМИ информации о дате, времени, и месте проведения заседаний постоянных комиссии Думы Сосьвинского округа на 31.10.2023года; 4. признать незаконным бездействие Думы по несвоевременному опубликованию в официальном печатном СМИ информации о дате, времени, и месте проведения заседаний Думы Сосьвинского городского округа на 31.10.2023 года.

В судебном заседании административный истец Пикалов П.Е., заявленные требования поддержал по доводам административного искового заявления и заявления об уточнении административного иска, просил его удовлетворить. Пояснил, что свидетель Камкина сообщила, что ввиду своих служебных обязанностей просматривает сайт. Другие люди сайт не просматривают каждый день. Никто не знал о проведении заседания, в том числе и он. Доказательств того, что информация была размещена на стендах ответчиком не представлена. Поэтому никто на данном заседании не присутствовал. Камкина выполняла непосредственно свои должностные обязанности. Заседание проведено скрытно от населения Сосьвинского городского округа.

Представитель административного истца Сазонова Т.Д. в судебное заседание не явилась. Была извещена надлежащим образом. Представила ходатайство об отложении судебного заседания, которое было разрешено в ходе судебного разбирательства. Судом было отказано в заявленном ходатайстве в связи с тем, что указанное ходатайство являлось не мотивированны.

В судебном заседании представитель административного ответчика Щербакова И.И., относительно удовлетворения завяленных требований возражала, просила отказать. Пояснила о том, что Дума Сососьвинского городского округа не занимается опубликованием нормативно – правовых актов. Действительно информация была опубликована позже, в связи с выходными. Информация была размещена на сайте и информационных стендах.

Представитель заинтересованного лица Романов С.В. в судебном заседании полагал требования административного истца не подлежащими удовлетворению, просил отказать.

Свидетель Камкина Е.Э. в судебном заседании пояснила, что является специалистом 1 категории отдела муниципальной службы юридической и кадровой работы администрации Сосьвинского городского округа. Присутствовала на заседании Думы Сосьвинского городского округа, которое состоялось 31.10.2023 года по своей инициативе. О заседании думы узнала на сайте в связи с тем, что по работе ей приходиться просматривать сайт. На заседание Думы ходила в рабочее время, но работодатель ей оплатил данные часы, так как потом она их отработала задержавшись на работе. Сначала она присутствовала на заседании около 40 минут, затем был объявлен перерыв, после которого она вернулась и присутствовала еще минут 20-30. Написала заявление на разрешение присутствовать на заседании Думы, как гражданин.

Суд, заслушав административного истца, представителя административного ответчика, представителя заинтересованного лица, исследовав письменные доказательства по делу, на предмет их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, пришел к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона Российской Федерации от 09.02.2009 года N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» коллегиальные государственные органы и коллегиальные органы местного самоуправления обеспечивают возможность присутствия граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на своих заседаниях, а иные государственные органы и органы местного самоуправления на заседаниях своих коллегиальных органов. Присутствие указанных лиц на этих заседаниях осуществляется в соответствии с регламентами государственных органов или иными нормативными правовыми актами, регламентами органов местного самоуправления или иными муниципальными правовыми актами.

В соответствии с ч. 7 ст. 20 Устава Сосьвинского городского округа, порядок организации деятельности Думы городского округа определяется Регламентом, утверждаемым Думой городского округа, который устанавливает периодичность, созыва и проведения заседаний Думы городского округа и иных организационных форм ее деятельности, планирования работы, подготовки актов и иные вопросы ее деятельности.

Решением Думы Сосьвинского городского округа от 13.06.2023 года N 69 утвержден Регламент Думы Сосьвинского городского округа (далее - Регламент).

В силу ст. 36 Регламента Заседания комиссии Думы проводятся по мере необходимости в связи с поступлением в комиссию на рассмотрение обращений, проектов решений и других документов по предметам ведения комиссии, а также по инициативе председателя комиссии, или не менее одной трети членов данной комиссии, или председателя Думы. Заседания комиссии проводит председатель комиссии или по его поручению заместитель председателя комиссии. Информация об открытом заседании комиссии обнародуется в сети «Интернет» на официальном сайте Думы.

Согласно п. 2 ст. 56 Регламента - Дума созывается на очередные и внеочередные заседания. В случаях, предусмотренных законодательством и настоящим Регламентом, могут проводиться внеочередные заседания Думы. Дату проведения внеочередного заседания назначает председатель Думы по согласованию с его инициаторами, но не позднее чем через семь рабочих дней после внесения в Думу письменного заявления о проведении внеочередного заседания Думы (ст. 57 регламента).

При этом на основании п. 3 и п. 4 ст. 59 Регламента - информацию о времени и месте проведения заседания Думы, вопросах, вносимых на рассмотрение, председатель Думы доводит до сведения населения муниципального образования не менее чем за три дня до открытия заседания Думы через средства массовой информации. Не менее чем за пять дней до заседания проекты решений Думы по вопросам, включенным в повестку заседания, размещаются в сети «Интернет» на официальном сайте Думы.

Согласно постановлению председателя Думы Сосьвинского городского округа от 30.10.2023 года № 17 постановлено: созвать семнадцатое внеочередное заседание Думы Сосьвинского городского округа седьмого созыва 31 октября 2023 года в 10:30 часов по адресу: Свердловская область, Серовский район, птг Сосьва, ул. Митина, д. 1А. Настоящее постановление опубликовать в газете «Серовский рабочий» и разместить в сети «Интернет» на официальном сайте Думы Сосьвинского городского округа.

Судом установлено, и не оспаривается лицами, участвующими в деле и их представителями, что информация о проведении 31.10.2023 года совместного заседания постоянных депутатских комиссий Думы Сосьвинского городского округа седьмого созыва и открытого семнадцатого внеочередного заседания Думы Сосьвинского городского округа, была размещена на официальной странице Думы Сосьвинского городского округа в сети «Интернет» 30.10.2023 года. А постановление о созыве семнадцатого внеочередного заседания Думы Сосьвинского городского округа седьмого созыва было опубликовано в СМИ – газета «Серовский рабочий» 04.11.2023 года.

В п. 1 уточненных требований административного искового заявления административный истец просит: Признать незаконным действия Думы Сосьвинского городского округа от 30.10.2023 года по несвоевременному размещению информации на официальном сайте Думы о дате, времени, и месте проведения заседаний постоянных комиссии Думы Сосьвинского округа на 31.10.2023 года.

В п. 2 уточненных требований административного искового заявления административный истец просит: Признать незаконным действия Думы Сосьвинского городского округа от 30.10.2023 года по несвоевременному размещению информации на официальном сайте Думы о дате, времени и месте проведения заседаний Думы Сосьвинского городского округа на 31.10.2023 года.

Судом установлено, что 31.10.2023 года проводились: совместное заседание постоянных депутатских комиссий Думы Сосьвинского городского округа седьмого созыва и открытое семнадцатое внеочередное заседание Думы Сосьвинского городского округа.

Таким образом, административный истец просит признать незаконными действия по несвоевременному размещению информации о «мероприятиях», которые вообще не проводились и не планировалось их проведение 31.10.2023 года. Кроме этого, что касается п. 1 уточненных требований административного искового заявления, то ст. 36 Регламента не устанавливает какие-либо пресекательные сроки размещения информации о заседаниях комиссий в сети «Интернет» на официальном сайте Думы. В связи с чем, требования п. 1 и п. 2 административного искового заявления, с учетом уточнений административного искового заявления, не подлежат удовлетворению.

Что касается п. 3 и п. 4 уточненных требований административного искового заявления, в которых административный истец просит: признать незаконными бездействие Думы по не опубликованию в официальном печатном СМИ информации о дате, времени и месте проведения заседаний постоянных комиссий Думы Сосьвинского округа на 31.10.2023 года; 4. признать незаконным бездействие Думы по не опубликованию в официальном печатном СМИ информации о дате, месте, времени проведения заседания Думы Сосьвинского городского округа на 31.10.2023 года (соответственно), то суд приходит к выводу о том, что данные требования не подлежат удовлетворению, поскольку в соответствии с положениями Регламента Думы Сосьвинского городского округа от 13.06.2023 года № 69 судом не установлено обязанности Думы Сосьвинского городского округа по опубликованию какой-либо информации (в том числе о дате, времени и месте проведения заседаний постоянных комиссий и заседаний Думы Сосьвинского городского округа) в официальном печатном СМИ о проведении внеочередного заседания Думы Сосьвинского городского округа. Пункт 3 и п. 4 ст. 59 Регламента – регламентирует, что председатель Думы доводит до сведения населения муниципального образования определенного рода информацию через СМИ, то есть функции опубликования у Думы Серовского городского округа (в прямом понимании смысла этого слова «выпуск в свет» - в обращение экземпляров какого-либо документа, представляющего собой копию документа в любой материальной форме) Регламентом не предусмотрено.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 333.20 Налогового Кодекса Российской Федерации и издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае, взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В силу п. 19. ст. 333.36. Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты госпошлины освобождены государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), в связи с чем, оснований для взыскания с ответчика государственной пошлины не имеется.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска Пикалова Павла Евгеньевича к Думе Сосьвинского городского округа об оспаривании действий (бездействий), признании незаконными действий, – отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Серовский районный суд Свердловской области.

Мотивированное решение в окончательной форме составлено 09.02.2024 года.

Судья Серовского районного суда Е.А. Фарафонова