<данные изъяты>
дело № 2а-2403/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Волоколамск Московской области 25 августа 2016 года
Волоколамский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Капцовой Т.Ю.,
при секретаре Ошурко Е.А.,
представителя административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО3 к ФГБУ «Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии Росреестра по <адрес>» об оспаривании решения об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
В Волоколамский городской суд <адрес> обратилась ФИО3 с административным иском к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по <адрес> об оспаривании Решения от ДД.ММ.ГГГГ № № об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.
В обоснование своих требований указала, что на основании Постановления главы Курьяновского сельского округа <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ она является собственником земельного участка площадью 1000 кв.м. для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ представитель истицы обратилась в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по <адрес> с заявлением о внесении в ГКН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости- данном земельном участке. Решением ФГБУ от ДД.ММ.ГГГГ № № ей было отказано на том основании, что согласно ч. 4 ст. 45 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» орган кадастрового учета направил запрос в архив администрации <адрес> о предоставлении сведений о данном земельном участке. Также, истцу сообщили, что при получении ответа на указанный запрос, сведения о ранее учтенном объекте недвижимости будут внесены. С данным Решением административный истица не согласна, поскольку предоставила в ФГБУ вместе с заявлением и правоустанавливающий документ на спорный земельный участок. Считает, что направление запроса в архив района и принятие решения об отказе не обоснованны и не законны, так как оснований для отказа у ФГБУ не было.
Просит суд признать незаконным Решение ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № № об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости и отменить его.
Обязать ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес>» внести в государственный кадастр недвижимости сведения о ранее учтенном объекте недвижимости- земельном участке площадью 1000 кв.м. по адресу: <адрес>.
Представитель административного истца по доверенности ФИО1 поддержал административный иск по изложенным выше доводам. Считает, что у ответчика не имелось предусмотренных законом оснований для отказа во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.
В суде представитель административного ответчика ФИО2 возражала против доводов, изложенных в иске. Считает, что решение об отказе принято на законных основаниях. Согласно ч. 2 ст. 38 КАС РФ права административного истца не нарушены, поскольку к ним с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости обратилась ФИО4, которая не приложила доверенность от истицы. Заявитель приложила к заявлению Постановление главы <адрес> сельского округа <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в собственность ФИО3 земельного участка в д. <адрес>. Однако, учитывая, что предоставляется много поддельных документов, им было необходимо проверить данную информацию, поэтому заявителю было отказано во внесении сведений. В Решении было указано, что орган кадастрового учета направил запрос в архив района о предоставлении сведений о данном объекте недвижимости. Однако, как выяснилось позже, данный запрос ими не направлялся по не установленным причинам. Данный запрос направлялся ими уже по второму отказу заявителю по ее заявлению о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, с которым она обратилась ДД.ММ.ГГГГ. Однако, до настоящего времени, ответ им из архива не пришел.
Изучив административное исковое заявление, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы данного дела, суд находит требования, изложенные в административном иске обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с п. 8 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с п. 5 ст. 4 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов.
Согласно ч. 17 ст. 45 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» орган кадастрового учета принимает решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в случае, если:
1) имеется несоответствие представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания;
2) в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, и сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти (в том числе органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним), органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа кадастрового учета;
3) сведения о таком объекте недвижимости содержатся в государственном кадастре недвижимости;
4) ответ органа государственной власти (в том числе органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним), органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа кадастрового учета свидетельствует об отсутствии необходимых документа и (или) сведений и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ через МБУ «МФЦ Волоколамского муниципального района» в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по <адрес> обратилась представитель ФИО3 по доверенности (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ удостоверена нотариусом Волоколамского нотариального округа ФИО5) ФИО4 с заявлением о внесении в ГКН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости- земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>. К данному заявлению было приложено Постановление главы <адрес> сельского округа <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче земельного участка в собственность ФИО3 дополнительно к имеющемуся», согласно которого ФИО3 был выделен в собственность земельный участок, дополнительно к имеющемуся, площадью 0,10 га., расположенный в <адрес>, для посадки овощей.
Решением ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № № истице было отказано во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости со ссылкой на п. 4 ч.17 ст. 45 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 42 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости". В Решении указано, что ввиду отсутствия в реестре объектов недвижимости сведений о земельном участке по адресу: <адрес>, согласно ч. 4 ст. 45 Закона, орган кадастрового учета направил запрос в Архив администрации <адрес> о предоставлении сведений о данном объекте недвижимости. Также, в данном Решении было указано, что при получении ответа на вышеуказанный запрос, сведения о ранее учтенном объекте недвижимости будут внесены.
В силу п. 4 ч. 17 ст. 45 ФЗ "О кадастре" орган кадастрового учета принимает решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в случае, если ответ органа государственной власти (в том числе органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним), органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа кадастрового учета свидетельствует об отсутствии необходимых документа и (или) сведений и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе.
Сведения об объектах недвижимости, права на которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и не прекращены и, государственный кадастровый учет которых не осуществлен, вносятся в государственный кадастр недвижимости по правилам, предусмотренным настоящей статьей для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости (ч. 18 ст. 45 Закона).
В соответствии с п. 21 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 42, предусмотрено, что решение о внесении сведений в Реестр о ранее учтенном земельном участке принимается на основании заявления заинтересованного лица и документа, содержащего решение о предоставлении земельного участка на определенном праве конкретному лицу, изданного уполномоченным органом (организацией) в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого документа на момент его издания.
Таким образом, исходя из содержания названных норм, сведения о ранее учтенном земельном участке могут быть включены в ГКН на основании любого документа, устанавливающего или подтверждающего право заявителя на соответствующий земельный участок. При не предоставлении указанных доказательств, орган кадастрового учета принимает решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.
Как установлено судом, одновременно с подачей заявления о внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, ответчику был предоставлен правоустанавливающий документ на спорный земельный участок- Постановление главы <адрес> сельского округа <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в собственность ФИО6 земельного участка площадью 0,10 га. в д. <адрес>.
То есть, ответчику был предоставлен необходимый документ с отражением в нем всех реквизитов, необходимых для внесения сведений о данном земельном участке в ГКН, в том числе, площадь участка, географический адрес объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах, суд считает, что у административного ответчика отсутствовали законные основания для отказа во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.
Вызывает недоумение действия органа кадастрового учета, когда ответчик своим Решением отказывает заявителю во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости и, одновременно, в своем Решении указывает на то, что направит запрос в архив района о предоставлении данных сведений и когда такие сведения будут получены, они будут органом кадастрового учета внесены.
Статья 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" регулирует вопросы информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости.
Вместе с тем, как в суде пояснила представитель административного ответчика ФИО2, запрос в Архив района о предоставлении сведений о данном земельном участке с целью перепроверки подлинности предоставленного заявителем документа, они так и не направили. Доказательств обратного суду не представлено. Данное обстоятельство расценивается судом как злоупотребление органом кадастрового учета своим правом и как следствие нарушением прав административного истца, которая до настоящего времени не может поставить свой земельный участок на кадастровый учет.
На нарушение прав истицы со стороны органов кадастрового учета указывает и то обстоятельство, что административный истец ДД.ММ.ГГГГ второй раз обратилась с аналогичным заявлением, приложила кроме вышеуказанного Постановления еще и архивную копию из данного Постановления, но также получила отказ по тем же основаниям.
В силу п. 4 ч. 17 ст. 45 ФЗ "О кадастре" орган кадастрового учета принимает решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости только в случае, если ими получен ответ, из которого бы следовало об отсутствии необходимого документа и (или) сведений и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе.
В нашем случае, во- первый, такой документ заявителем был представлен; во-вторых, ответчик отказал в удовлетворении заявления еще не получив ответа из Архива района и даже, не направив его.
Ссылку представителя административного ответчика на то, что права истицы ФИО3 не нарушены, поскольку к ним с заявлением обращалась ФИО7, суд находит не обоснованной, так как согласно ч. 2 ст. 38 КАС РФ ФИО3, как собственник земельного участка, обратилась в суд в защиту своих прав и законных интересов, а ФИО7 действовала от имени истца по доверенности. Кроме того, согласно ст. 20 «Закона о кадастре» с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться как собственники таких объектов недвижимости так или любые иные лица.
При указанных выше обстоятельствах, суд считает, что Решение органа кадастрового учета является не законным, нарушает права и законные интересы административного истца и следовательно, подлежит отмене, с возложение на административного ответчика обязанности внести в ГКН сведения о ранее учтенном объекте недвижимости.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск ФИО3- удовлетворить.
Признать Решение ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № № об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости - незаконным и отменить его.
Обязать ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> внести в государственный кадастр недвижимости сведения о ранее учтенном объекте недвижимости- земельном участке площадью 1000 кв.м. по адресу: <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение месяца путем подачи жалобы через Волоколамский городской суд <адрес>.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья Т.Ю. Капцова