ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2403/2022 от 30.08.2022 Элистинского городского суда (Республика Калмыкия)

Дело № 2а-2403/2022

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

30 августа 2022 г. г. Элиста

Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего судьи Цакировой А.Н.,

при секретаре судебного заседания Нимгировой Б.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Министерства здравоохранения Республики Калмыкия к ведущему судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Калмыкия Бембеевой Г.П., Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Калмыкия, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Калмыкия о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя, отмене постановления о взыскании исполнительского сбора,

у с т а н о в и л :

Министерство здравоохранения Республики Калмыкия (далее - Министерство) обратилось в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 16 июня 2022 г. удовлетворены исковые требования прокурора Кетченеровского района Республики Калмыкия в интересах Мучкаева И.Б. о возложении обязанности на Министерство обеспечить Мучкаева И.Б. лекарственным препаратом «Иммуноглобулин человека нормальный» зарубежного производства в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом. На основании указанного судебного акта выдан исполнительный лист серии от 16.06.2022, который направлен в МОСП по ОИП УФССП по Республике Калмыкия. 29.06.2022 ведущим судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП по РК Бембеевой Г.П. в отношении Министерства возбуждено исполнительное производство №23146/22/08015-ИП (вх. № 006/5275 от 29.06.2022). Министерство предупреждено о том, что в соответствии со ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случае неисполнения исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор. Министерством в МОСП по ОИП УФССП по РК представлена информация о том, что закупки лекарственного препарата (МНН - «Иммуноглобулин человека нормальный») в 2021-2022 гг. признаны несостоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в закупке не было подано ни одной заявки, т.е. не по зависящим от Министерства причинам (исх. № 006/МН-006-02-08-4545 от 30.06.2022). Кроме того, МОСП по ОИП УФССП по РК уведомлено, что Министерством ведется подготовка апелляционной жалобы на решение Элистинского городского суда РК от 16.06.2022 по делу №2-1398/2022 и заявления о приостановлении исполнительного производства №23146/22/08015-ИП до принятия Верховным Судом Республики Калмыкия судебного акта по указанному делу. Однако 04.07.2022 ведущим судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП по РК Бембеевой Г.П. в отношении Министерства вынесено постановление № 08015/22/48566 о взыскании исполнительского сбора в размере 50000,00 руб. по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения до 07.07.2022. С вынесенным постановлением административный истец не согласен и считает его необоснованным.

В целях обеспечения Мучкаева И.Б. лекарственными средствами Министерством в 2021 году проведены конкурсные процедуры по закупке лекарственного препарата МНН - «Иммуноглобулин человека нормальный» (по решению врачебной комиссии по торговым наименованиям: И.Г.Вена, Привиджен, Октагам, Гаммунекс 10%). По результатам подведения итогов закупки признаны несостоявшимися в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в закупке не подано ни одной заявки, на основании ч. 8 ст. 83.1 Федерального закона № 44-ФЗ. В 2022 году Министерством проведена процедура закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме лекарственного препарата по МНН – «Иммуноглобулин человека нормальный» (ОКТАГАМ® 10%), извещение от 18.04.2022 №0105500000222000552. По результатам подведения итогов закупки признаны несостоявшимися, поскольку по окончании срока подачи заявок на участие в закупке не подано ни одной заявки, на основании п. 3 ч. 1 ст. 52 Федерального закона №44-ФЗ. Министерством 15.06.2022 в адрес Службы регулирования контрактной системы в сфере закупок Республики Калмыкия для размещения извещений направлены заявки на поставку лекарственных препаратов и медицинских изделий для категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде льготного лекарственного обеспечения за счет республиканских средств на 2022 год, в т.ч. и на поставку лекарственного препарата МНН - Иммуноглобулин человека нормальный (ОКТАГАМ® 10%) для льготной категории граждан на 2022 год (субвенция). Извещением 0105500000222001017 от 21.06.2022 объявлена процедура закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме лекарственного препарата по МНН - Иммуноглобулин человека нормальный (ОКТАГАМ® 10%), прием заявок на участие в процедуре закупки осуществлялся до 28.06.2022. По результатам подведения итогов закупки признаны несостоявшимися в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в закупке не подано ни одной заявки, на основании п. 3 ч. 1 ст. 52 Федерального закона № 44-ФЗ. Полагает, что Министерством предпринимаются все предусмотренные законом меры, направленные на обеспечение Мучкаева И.Б., 30.04.1999 г.р., лекарственным препаратом по МНН - «Иммуноглобулин человека нормальный», что подтверждается направленными Министерством в Службу регулирования контрактной системы в сфере закупок Республики Калмыкия заявками и размещенными в 2021-2022 гг. процедурами закупок. Министерством в ответ на полученное постановление о возбуждении исполнительного производства от 29.06.2022 в МОСП по ОИП УФССП по РК были представлены доказательства того, что исполнение невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. В связи с чем считает, что вынесенное в отношении Министерства постановление о взыскании исполнительского сбора от 04.07.2022 является незаконным. Просит признать действия ведущего судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП по РК Бембеевой Г.П. незаконными, отменить постановление МОСП по ОИП УФССП по РК от 04.07.2022 №08015/22/48566 о взыскании с Министерства исполнительского сбора в размере 50 000,00 руб. по исполнительному производству неимущественного характера и об установлении нового срока исполнения.

Представитель административного истца Нимгирова И.Н. в судебном заседании поддержала административные исковые требования, просила их удовлетворить.

Ведущий судебный пристав-исполнитель МОСП по ОИП УФССП по РК Бембеева Г.П., представитель МОСП по ОИП УФССП по РК в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела надлежаще извещены.

Представитель УФССП России по РК Гаряджиева Г.Ц. в письменном возражении на административный иск просила рассмотреть дело в её отсутствие, в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.

Заинтересованные лица – прокуратура Кетченеровского района РК, Мучкаев И.Б., извещенные о слушании дела, в судебное заседание не явились.

На основании ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав участника процесса, исследовав материалы административного дела, обозрев материалы исполнительного производства №23146/22/08015-ИП, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 360 КАС РФ постановления Федеральной службы судебных приставов, главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 названного Кодекса.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом (части 2, 3 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В силу ст. 2 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительное производство возбуждается на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Исполнительное производство возбуждается без заявления взыскателя в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 6 настоящей статьи, а также в случаях, если суд, другой орган или должностное лицо в соответствии с федеральным законом направляет исполнительный документ судебному приставу-исполнителю (ч. 5 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

В силу ч. 1 ст. 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

В соответствии со ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 16 июня 2022 г. удовлетворены исковые требования прокурора Кетченеровского района Республики Калмыкия в интересах Мучкаева И.Б. о возложении обязанности на Министерство здравоохранения Республики Калмыкия обеспечить Мучкаева И.Б. лекарственным препаратом «Иммуноглобулин человека нормальный» зарубежного производства в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом. Решение обращено к немедленному исполнению.

На основании указанного решения выдан исполнительный лист серии от 16 июня 2022 г.

29 июня 2022 г. ведущим судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП по РК Бембеевой Г.П. возбуждено исполнительное производство №23146/22/08015-ИП в отношении должника Министерства здравоохранения РК в пользу взыскателя Мучкаева И.Б. с предметом исполнения: возложение обязанности обеспечить лекарственным препаратом «Иммуноглобулин человека нормальный» зарубежного производства в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом.

Согласно п. 2 постановления о возбуждении исполнительного производства требование по исполнительному документу подлежит немедленному исполнению, - в течение суток с момента получения должником копии настоящего постановления.

Должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа в указанный срок и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб.

Постановление о возбуждении исполнительного производства получено Министерством здравоохранения РК 29 июня 2022 г.

30 июня 2022 г. в адрес судебного пристава-исполнителя Бембеевой Г.П. должник направил письмо, в котором указал, что закупки лекарственного препарата (МНН - «Иммуноглобулин человека нормальный») в 2021-2022 гг. признаны несостоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в закупке не было подано ни одной заявки, т.е. не по зависящим от Министерства причинам. Кроме того, Министерством ведется подготовка апелляционной жалобы на решение Элистинского городского суда РК от 16 июня 2022 г. и заявления о приостановлении настоящего исполнительного производства до принятия Верховным Судом Республики Калмыкия судебного акта по указанному делу.

4 июля 2022 г. ведущим судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП по РК Бембеевой Г.П. вынесено постановление о взыскании с Министерства здравоохранения РК исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

Анализ материалов гражданского дела и исполнительного производства показывает, что оспариваемое постановление о взыскании исполнительского сбора является законным и обоснованным. Постановление вынесено в рамках возбужденного исполнительного производства компетентным должностным лицом, с соблюдением установленной процедуры, в пределах предоставленных полномочий, содержание постановления соответствует требованиям закона и материалам исполнительного производства. Оно вынесено судебным приставом-исполнителем по истечении срока добровольного исполнения исполнительного документа и в тот же день утверждено старшим судебным приставом.

В силу ч. 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, уменьшить его размер, а также при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Согласно п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 Гражданского кодекса РФ).

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22.12.2015 №2917-О указал, что в соответствии с частью 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» и пунктом 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа, т.е. придет к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении требований исполнительного документа.

Из вышеизложенного следует, что в случае установления судом обстоятельств невиновности должника в неисполнении обязательства и факта законности вынесенного судебным приставом-исполнителем постановления должник может быть освобожден судом от взыскания исполнительского сбора.

Согласно правовой позиции, изложенной в п. 74 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).

Как следует из материалов дела, в целях обеспечения Мучкаева И.Б. лекарственными средствами Министерством здравоохранения РК в 2021 г. проведены конкурсные процедуры по закупке лекарственного препарата МНН - «Иммуноглобулин человека нормальный» (по решению врачебной комиссии по торговым наименованиям: И.Г.Вена, Привиджен, Октагам, Гаммунекс 10%). По результатам подведения итогов закупки признаны несостоявшимися в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в закупке не подано ни одной заявки. В 2022 г. Министерством проведена процедура закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме лекарственного препарата по МНН – «Иммуноглобулин человека нормальный» (ОКТАГАМ® 10%), извещение от 18.04.2022 №0105500000222000552. По результатам подведения итогов закупки признаны несостоявшимися, поскольку по окончании срока подачи заявок на участие в закупке не подано ни одной заявки (п. 3 ч. 1 ст. 52 Федерального закона №44-ФЗ). Министерством 15.06.2022 в адрес Службы регулирования контрактной системы в сфере закупок Республики Калмыкия для размещения извещений направлены заявки на поставку лекарственных препаратов и медицинских изделий для категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде льготного лекарственного обеспечения за счет республиканских средств на 2022 год, в том числе и на поставку лекарственного препарата МНН - Иммуноглобулин человека нормальный (ОКТАГАМ® 10%) для льготной категории граждан на 2022 год (субвенция). Извещением 0105500000222001017 от 21.06.2022 объявлена процедура закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме лекарственного препарата по МНН - Иммуноглобулин человека нормальный (ОКТАГАМ® 10%), прием заявок на участие в процедуре закупки осуществлялся до 28.06.2022. По результатам подведения итогов закупки признаны несостоявшимися в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в закупке не подано ни одной заявки.

Судом установлено, что административным истцом предпринимаются все необходимые меры к исполнению решения суда, направленные на обеспечение Мучкаева И.Б., ДД.ММ.ГГГГ г.р., лекарственным препаратом по МНН - «Иммуноглобулин человека нормальный», что подтверждается поданными Министерством в Службу регулирования контрактной системы в сфере закупок Республики Калмыкия заявками и размещенными процедурами закупок.

Таким образом, нарушение Министерством установленного срока исполнения исполнительного документа вызвано объективными обстоятельствами, находящимися вне его контроля, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязательства.

Судом не установлено уклонения должника от исполнения требований исполнительного документа. Напротив, активные действия должника, направленные на исполнение требований исполнительного документа, исключают его вину в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в виде взыскания исполнительского сбора.

При таких обстоятельствах на основании ч. 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» Министерство подлежит освобождению от уплаты исполнительского сбора.

Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, для принятия судом решения об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия судебного пристава-исполнителя незаконными необходимо установление их противоправности и одновременно факта нарушения прав административного истца.

Поскольку в данном случае совокупность указанных условий отсутствует, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя и отмене постановления о взыскании исполнительского сбора. При этом с учетом установления невиновности административного истца в неисполнении обязательства суд считает необходимым освободить его от уплаты исполнительского сбора.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

административное исковое заявление Министерства здравоохранения Республики Калмыкия о признании действий судебного пристава-исполнителя незаконными, отмене постановления о взыскании исполнительского сбора оставить без удовлетворения.

Освободить Министерство здравоохранения Республики Калмыкия от уплаты исполнительского сбора, взысканного постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Калмыкия Бембеевой Г.П. от 4 июля 2022 г. по исполнительному производству №23146/22/08015-ИП.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия через Элистинский городской суд Республики Калмыкия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий А.Н. Цакирова