ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2405/2021 от 11.05.2021 Ленинскогого районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

Дело № 2а-2405/2021

УИД 36RS0004-01-2021-001934-55

3.027 - Гл. 22 КАС РФ -> О признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя -> прочие о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 мая 2021 года г. Воронеж

Ленинский районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего судьи Яковлева А.С.,

при секретаре Петросян К.М.,

с участием административного ответчика судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г. Воронежа Дяченко Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Васильева Геннадия Александровича к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Воронежской области, начальнику отделения - старшему судебному приставу Ленинского РОСП г. Воронежа Денисюк В.С., судебному приставу-исполнителю Ленинского РОСП г. Воронежа Дяченко Л.В. о признании бездействия незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Васильев Г.А. обратился в Ленинский районный суд г. Воронежа с административными исковыми требованиями о признании незаконным бездействие старшего судебного пристава Ленинского РОСП г. Воронежа, выразившееся в не предоставлении ответа на поданное 26.02.2021 г. заявление в установленный законом срок; признании незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Ленинского районного отделения г. Воронежа Управления федеральной службы судебных приставов по Воронежской области непосредственно ответственного за ведение исполнительного производства, возбужденного на основании определения Ленинского районного суда г. Воронежа об обеспечении гражданского иска административного истца Париновой С.В. от 05.02.2021 года по гражданскому делу № 2-1624/21 по иску о взыскании долга по договору займа, процентов, неустойки, судебных расходов, выразившееся в не предоставлении ответа на поданное 26.02.2021 года заявление в установленный законом срок; возложении на службу судебных приставов – исполнителей Ленинского РОСП г. Воронежа обязанности устранить допущенные нарушения прав административного истца, предоставив ответ на поданное 26.02.2021 г. заявление.

Мотивируя заявленные требования, указывал в иске, что 26.02.2021 года он обратился в электронном виде на адрес электронной почты - osp37@r36.fssp.gov.ru, в Ленинское районное отделение г. Воронежа с заявлением, в котором просил предоставить возможность ознакомления с материалом исполнительного производства, возбужденного на основании определения Ленинского районного суда г. Воронежа об обеспечении гражданского иска Париновой С.В. от 05.02.2021 года по гражданскому делу № 2-1624/21 по иску о взыскании долга по договору займа, процентов, неустойки, судебных расходов, в порядке обеспечения иска, в пределах заявленных исковых требований на сумму 331 100 рублей, которым наложен арест на имущество, принадлежащее ответчику по указанному иску Трунову Олегу Анатольевичу и на имущество принадлежащее поручителю по указанному иску Труновой Светлане Васильевне.

В поданном 26.02.2021 года заявлении было указано, что согласно сведениям, размещённым на официальном сайте Ленинского районного суда г. Воронежа, по гражданскому делу № 2-1624/21 Ленинским районным судом г. Воронежа выданы исполнительные листы ФС № 035328869 и ФС № 035328870.

В поданном 26.02.2021 года заявлении административный истец, в связи с не проживанием истца по месту постоянной регистрации, просил: не направлять предназначенную истцу корреспонденцию на адрес его регистрации; в связи с отсутствием возможности получать почтовую корреспонденцию - уведомлять истца и его представителя о принимаемых по заявлению и по исполнительным производствам, возбужденным по указанным исполнительным листам решениях по указанному номеру телефона путём отправки CMC-сообщений и по указанным адресам электронной почты; передавать лично на руки предназначенные истцу и его представителю по исполнительным производствам возбужденным по указанным исполнительным листам сообщения, уведомления, копии принимаемых процессуальных решений и другие документы, предварительно уведомив по указанному номеру телефона путём отправки CMC-сообщений и на указанные адреса электронной почты; отправлять электронные образы копий предназначенных административному истцу и его представителю по исполнительным производствам, возбужденным по указанным исполнительным листам повесток, сообщений, уведомлений, копий принимаемых процессуальных решений и других документов на указанные адреса электронной почты. До настоящего времени ответ из Ленинского районного отделения г. Воронежа Управления федеральной службы судебных приставов по Воронежской области на поданное 26.02.2021 года заявление административным истцом не получен. Возможность ознакомления с материалом возбужденного исполнительного производства должностными лицами Ленинского районного отделения г. Воронежа Управления федеральной службы судебных приставов по Воронежской области не предоставлена.

Согласно ст. 64.1 Федерального закона «Об исполнительном производстве» заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве, могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства.

Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично, либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства.

Копия постановления об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется заявителю, должнику, взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

Начальник отделения - старший судебный пристав Ленинского районного отделения г. Воронежа, получив заявление административного истца, должен был передать в трехдневный срок заявление об ознакомлении с материалами исполнительного производства должностному лицу службы судебных приставов полномочному его рассматривать, уведомив об этом в письменной форме лицо, подавшее заявление и принять меры для своевременной реализации административным истцом права на ознакомление с материалами исполнительного производства.

Бездействие начальника отделения - старшего судебного пристава Ленинского РОСП г. Воронежа нарушило право Васильева Г.А. на ознакомление с материалами исполнительного производства.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.

К участию в деле судом в качестве административных ответчиков привлечено УФССП России по Воронежской области, судебный пристав-исполнитель Ленинского РОСП г. Воронежа Дяченко Л.В., в качестве заинтересованных лиц Трунов О.А., Трунова С.В., Паринова С.В.

Административный истец Васильев Г.А., административные ответчики по делу Управление Федеральной службы судебных приставов по Воронежской области, начальник отделения - старший судебный пристав Ленинского РОСП г. Воронежа Денисюк В.С., заинтересованные лица Трунов О.А., Трунова С.В., Паринова С.В. в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили.

Принимая во внимание, что в материалах дела имеются надлежащие доказательства извещения указанных лиц о времени и месте проведения судебного заседания, в отсутствие у суда сведений о наличии уважительных причин их неявки в судебное заседание, а также ходатайств об отложении рассмотрения дела, с учетом положений ст.ст. 150, 152 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

В судебном заседании административный ответчик судебный пристав-исполнитель Ленинского РОСП г. Воронежа Дяченко Л.В. исковые требования не признала, в их удовлетворении просила отказать в полном объеме.

Заслушав пояснения административного ответчика, изучив материалы административного дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

С учетом требований ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

В соответствии со ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов, соблюдения сроков обращения в суд возлагается на административного истца.

На административного ответчика судом возложена обязанность по доказыванию соблюдения требований нормативных актов, устанавливающих полномочия, порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий:

- несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам;

- нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Материалами дела установлено.

На исполнении судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г. Воронежа Дяченко Л.В. находятся исполнительные производства № 13277/21/36037-ИП и № 13274/21/36037-ИП, возбужденные 10.02.2021 г. в пользу взыскателя Париновой С.В., в отношении должников Труновой С.В., Трунова О.А., с предметом исполнения: в порядке обеспечения иска наложить арест на принадлежащее должникам имущество, в пределах заявленных исковых требований – 331 100 руб.

Как указывает в поданном иске административный истец, 26.02.2021 г. на адрес электронной почты Ленинского РОСП г. Воронежа - osp37@r36.fssp.gov.ru, как представителем истца Париновой С.В., им было подано заявление о предоставлении возможности ознакомления с материалами указанных исполнительных производств.

Однако до настоящего времени поданное им обращение не рассмотрено, возможность ознакомления с материалами исполнительных производств не предоставлена.

В ст. 121 Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» указано, что постановление судебного пристава-исполнителя их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в суде сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием).

Согласно положений ст. 64.1 Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве (далее - заявления, ходатайства), могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства. Заявления, ходатайства рассматриваются должностными лицами службы судебных приставов в соответствии с их полномочиями, предусмотренными настоящим Федеральным законом. Заявление, ходатайство передаются должностным лицам службы судебных приставов в трехдневный срок со дня поступления в подразделение судебных приставов. В случаях, если должностное лицо службы судебных приставов, получившее заявление, ходатайство, не правомочно их рассматривать, указанное должностное лицо обязано в трехдневный срок направить заявление, ходатайство должностному лицу службы судебных приставов, правомочному их рассматривать, уведомив об этом в письменной форме лицо, подавшее заявление, ходатайство. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства. В случае удовлетворения заявления, ходатайства должностное лицо службы судебных приставов в постановлении указывает, какие исполнительные действия совершены (подлежат совершению) и (или) какие меры принудительного исполнения применены (подлежат применению), если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

В Методических рекомендациях по определению порядка рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве (утв. Федеральной службой судебных приставов от 11 апреля 2014 г. № 15-9) даны следующие разъяснения.

В соответствии с пунктом 4.1 Методических рекомендаций, при поступлении на рассмотрение обращений, направленных в рамках Федерального закона от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и содержащих, в том числе заявления (ходатайства) в порядке статьи 64.1 Закона, должностные лица службы судебных приставов:

- рассматривают заявления (ходатайства) в порядке и сроки, установленные статьей 64.1 Федерального закона «Об исполнительном производстве», с вынесением соответствующих постановлений;

- рассматривают иные доводы обращения в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» с подготовкой мотивированного ответа, содержащего, в том числе информацию о результатах рассмотрения заявления (ходатайства).

Согласно пункта 1.4 Методических рекомендаций, должностным лицом службы судебных приставов (старшим судебным приставом, его заместителем, судебным приставом-исполнителем) в соответствии со ст. 64.1 Закона рассматриваются заявления (ходатайства) по вопросам:

совершения исполнительных действий, предусмотренных ст. 64 Закона (в том числе об установлении временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации, проведении проверки правильности и своевременности перечисления денежных средств, о распределении взысканных денежных средств и перечислении их взыскателям и иные исполнительные действия);

применения мер принудительного исполнения в соответствии со ст. 68 Закона (в том числе об обращении взыскания на имущество должника, об обращении в регистрирующий орган для регистрации перехода права на имущество);

об исправлении допущенных им в постановлении описок или явных арифметических ошибок (ч. 3 ст. 14 Закона);

о зачете встречных однородных требований в соответствии со ст. 88.1 Закона;

об отмене постановления об окончании исполнительного производства в соответствии с ч. 9 ст. 47 Закона;

о ведении исполнительного производства группой принудительного исполнения в соответствии со ст. 34.1 Закона;

по иным вопросам, относящимся к компетенции указанных должностных лиц.

В порядке ст. 64.1 Закона подлежат рассмотрению заявления (ходатайства), по результатам рассмотрения которых должностным лицом службы судебных приставов принимается соответствующее процессуальное решение, за исключением случаев, когда Законом установлен особый порядок рассмотрения заявления, в частности:

об отложении исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения в соответствии с ч. 3.1 ст. 38 Закона;

о приостановлении исполнительного производства судебным приставом-исполнителем в соответствии с ч. 4 ст. 45 Закона;

об объявлении в розыск должника, его имущества, ребенка в соответствии со ст. 65 Закона;

о наложении ареста на имущество должника в соответствии со ст. 80 Закона;

жалоб на постановления, действия (бездействие) должностных лиц ФССП России, поданные в порядке подчиненности в соответствии с главой 18 Закона;

об отводе в исполнительном производстве в соответствии с ч. 3 ст. 63 Закона;

в иных случаях, предусмотренных Законом (пункт 1.3 названных Методических рекомендаций).

Как следует из заявления административного истца от 26 февраля 2021 г., в нем содержится просьба об ознакомлении с материалами исполнительных производств.

Учитывая, что обращение Васильева Г.А. не требует принятия соответствующего процессуального решения, указанное заявление не подлежит рассмотрению по правилам ст. 64.1 Закона 229-ФЗ.

При этом, в соответствии с п. 14 Административного регламента Федеральной службы судебных приставов по предоставлению государственной услуги по предоставлению информации по находящимся на исполнении исполнительным производствам в отношении физического или юридического лица, утвержденного Приказом ФССП России от 19.06.2020 г. № 475, срок предоставления государственной услуги, включая направление (выдачу) заявителю документов, являющихся результатом предоставления государственной услуги, составляет 15 рабочих дней со дня поступления заявления в ФССП России, её территориальные органы.

Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

При обращении в суд, административному истцу надлежит доказать факт нарушения его прав оспариваемым бездействие и указать норму права, на соответствие которой необходимо проверить такое бездействие.

При этом, такой факт нарушении прав, а также совершенное незаконное бездействие заявленного административного ответчика, должны иметь место быть уже на дату обращения в суд, поскольку исходя из смысла и содержания положений ч. 1 ст. 4 КАС РФ, такое обращение в суд преследует за собой защиту нарушенных или оспариваемых прав.

Принимая во внимание предполагаемую дату подачи обращения административным истцом – 26.02.2021 г., ответ должен был быть дан не позднее 22.03.2021 г. (включительно).

Настоящее административное исковое заявление подано в суд 12.03.2021 г., то есть до истечения установленного срока исполнения службой судебных приставов возложенной на них обязанности по даче ответа.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что на момент подачи настоящего иска право административного истца нарушено не было, ввиду не наступления срока исполнения административными ответчиками возложенной на них обязанности, поскольку такие действия могли быть совершены в любой момент течения срока вплоть до 22.03.2021 г.

Кроме того, как следует из представленных в дело копий материалов исполнительных производств, административный истец Васильев Г.А. стороной исполнительных производств, об ознакомлении с материалами которых было заявлено ходатайство, не является, ходатайство об ознакомлении с ними подано им от имени его доверится - взыскателя по исполнительным производствам Париновой С.В.

При этом, обращаясь в суд с настоящим иском, административный истец выступает в защиту своих прав. В связи с этим суд полагает, что поскольку Васильев Г.А. стороной исполнительных производств не является, совершенными службой судебных приставов действиями (бездействием) в рамках вышеназванных исполнительных производств не могут быть затронуты личные имущественные, неимущественные права и законные интересы непосредственно административного истца, выступающего в рамках исполнительных производств в защиту прав другого лица.

Таким образом, отсутствие установленного судом факта нарушения прав административного истца является безусловным основанием к отказу в удовлетворении иска.

В подтверждение факта направления в адрес Ленинского РОСП г. Воронежа на адрес электронной почты osp37@r36.fssp.gov.ru обращения об ознакомлении с материалами исполнительных производств, административным истцом представлен скриншот страницы почтового ресурса «Яндекс. Почта», по результатам изучения которого суд приходит к выводу, что данный документ факт направления обращения не подтверждает. Так, представленная распечатка страницы сайта из сети Интернет не заверена надлежаще, отправителем указано иное лицо, а не административный истец по настоящему делу.

Таким образом, в нарушение положений ст. 165.1 ГК РФ, Васильевым Г.А. факт направления обращения от 26.02.2021 г. не подтвержден.

В соответствии с ч. 1.1 ст. 50 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» заявления, ходатайства, объяснения, отводы и жалобы могут быть поданы стороной исполнительного производства должностному лицу службы судебных приставов в форме электронного документа, подписанного стороной исполнительного производства электронной подписью в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий.

Частью 1.2 статьи 50 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ предусмотрено, что вид электронной подписи и требования к форматам заявлений, ходатайств, объяснений, отводов и жалоб в форме электронного документа определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий.

Приказом Минюста России от 30.12.2016 № 333 утвержден Порядок подачи заявлений, ходатайств, объяснений, отводов и жалоб стороной исполнительного производства должностному лицу Федеральной службы судебных приставов в форме электронного документа, подписанного стороной исполнительного производства электронной подписью, который устанавливает процедуру подачи заявлений, ходатайств, объяснений, отводов и жалоб (далее - электронные обращения) стороной исполнительного производства должностному лицу Федеральной службы судебных приставов в форме электронного документа, подписанного стороной исполнительного производства электронной подписью.

В соответствии с положениями ранее указанного Порядка вид электронной подписи и требования к форматам электронных обращений определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, в соответствии с частью 1.2 статьи 50 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - вид электронной подписи, формат соответственно) (пункт 2 Порядка).

Согласно положений пунктов 3, 4 вышепоименованного Порядка, электронные обращения могут быть поданы взыскателем, должником или представителем стороны исполнительного производства посредством инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, в том числе личного кабинета федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)". Взыскателем, должником или представителем стороны исполнительного производства к электронному обращению могут быть приложены иные документы в форме электронного документа. При подаче электронного обращения представителем стороны исполнительного производства к электронному обращению также прилагается документ, подтверждающий его полномочия, в форме электронного документа. В случае если документ, подтверждающий полномочия представителя стороны исполнительного производства, приобщен к материалам исполнительного производства, в электронном обращении указываются его наименование и реквизиты.

Электронное обращение считается неподанным в случаях: несоответствия формата; несоответствия виду электронной подписи; направления электронного обращения способом, не предусмотренным пунктом 3 настоящего Порядка.

Таким образом, электронные обращения могут быть поданы взыскателем, должником или представителем стороны исполнительного производства посредством инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, в том числе личного кабинета федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)". Электронное обращение считается неподанным в случаях: несоответствия формата; несоответствия виду электронной подписи; направления электронного обращения способом, не предусмотренным пунктом 3 ранее поименованного Порядка.

Приказом ФССП России от 30.12.2016 № 837 «Об определении вида электронной подписи и требований к форматам заявлений, ходатайств, объяснений, отводов и жалоб в форме электронного документа» определено, что при подаче заявлений, ходатайств, объяснений, отводов и жалоб должностному лицу Федеральной службы судебных приставов в форме электронного документа указанные документы подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью (пункт 1).

При подаче заявлений, ходатайств, объяснений, отводов и жалоб в Федеральную службу судебных приставов в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" допустимо использование простой электронной подписи, за исключением случаев подачи заявления об отзыве исполнительного документа, ходатайства о перечислении денежных средств взыскателю на указанные им банковские реквизиты (пункт 2).

В настоящее время создана и функционирует федеральная государственная информационная система «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме».

Постановлением Правительства РФ от 28.11.2011 г. № 977 (в ред. от 20.11.2018) «О федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» утверждены Требования к федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Согласно пункта 1 указанных Требований Федеральная государственная информационная система "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее - единая система идентификации и аутентификации) должна обеспечивать санкционированный доступ участников информационного взаимодействия в единой системе идентификации и аутентификации (далее - участники информационного взаимодействия) к информации, содержащейся в государственных информационных системах, муниципальных информационных системах и иных информационных системах, в следующих целях: а) предоставление государственных и муниципальных услуг, в том числе услуг, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ); б) исполнение государственных и муниципальных функций; в) формирование базовых государственных информационных ресурсов, определяемых Правительством Российской Федерации; г) межведомственное электронное взаимодействие; д) иные цели, предусмотренные федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации.

В пунктах 2-4 Требований закреплено, что санкционированный доступ к информации, указанной в пункте 1 настоящих требований, должен предоставляться с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем. В единой системе идентификации и аутентификации санкционированный доступ к информации, указанной в пункте 1 настоящих требований, должен осуществляться посредством использования простых электронных подписей и усиленных квалифицированных электронных подписей в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, следующими участниками информационного взаимодействия: а) должностные лица федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональные центры), а также иных организаций в случаях, предусмотренных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации; б) заявители - физические и юридические лица.

Единая система идентификации и аутентификации должна обеспечивать взаимодействие государственных информационных систем, муниципальных информационных систем и иных информационных систем, которые используются участниками информационного взаимодействия в целях, указанных в пункте 1 настоящих требований.

Постановлением Правительства РФ от 10.07.2013 г. № 584 «Об использовании федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» были утверждены Правила использования федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" в соответствии с частью 4.1 статьи 14 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", частью 4 статьи 7 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" и в целях обеспечения раскрытия общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Из постановления усматривается, что доступ с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" к информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, предоставляется исключительно пользователям информации, прошедшим авторизацию в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", в следующих случаях: а) когда законодательством Российской Федерации о налогах и сборах предусмотрено взимание сборов за предоставление информации; б) при получении доступа к информации, не относящейся к: нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления; информации о состоянии окружающей среды; информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (включая информацию, созданную в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления либо поступившую в указанные органы и организации), а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну); информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией; иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

Правилами использования федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форм, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 10.07.2013 г. № 584 устанавливается порядок использования федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее - единая система) в целях, установленных пунктом 1 требований к федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2011 г. № 977, а также в случаях, при которых доступ с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" к информации, содержащейся в государственных информационных системах, предоставляется исключительно пользователям информации, прошедшим авторизацию в единой системе.

Использование единой системы в целях, установленных законодательством Российской Федерации, осуществляется после регистрации участника информационного взаимодействия в единой системе. Регистрация гражданина РФ в единой системе осуществляется путем внесения в регистр физических лиц единой системы ряда сведений. В случае достоверности и полноты введенной информации для завершения регистрации гражданина РФ регистрирующемуся в регистре физических лиц единой системы гражданину необходимо удостоверить свою личность одним из следующих способов: путем подписания введенной информации своей усиленной квалифицированной электронной подписью; с использованием кода активации в единой системе идентификации и аутентификации. Получение кода активации осуществляется гражданами РФ самостоятельно без возможности представления их интересов третьими лицами в уполномоченных центрах регистрации после предъявления документа, удостоверяющего личность, и страхового номера индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда Российской Федерации (СНИЛС).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что регистрация в единой системе физических лиц, юридических лиц, органов и организаций, должностных лиц органов и организаций, а также информационных систем осуществляется в соответствии с требованиями к единой системе, утвержденными Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. Подача физическими или юридическими лицами заявлений, ходатайств, объяснений, отводов и жалоб в форме электронного документа в электронном виде должна осуществляться через учетную запись стороны исполнительного производства, прошедших в установленном порядке процедуру регистрации и идентификации в системе ЕСИА.

Как установлено судом, обращение Васильева Г.А. от 26.02.2021 г. в форме электронного образа документа не подписано электронной подписью, и на основании вышеизложенного не может считаться поданным, поскольку заявителем не был соблюден Порядок подачи заявлений, ходатайств, объяснений, отводов и жалоб стороной исполнительного производства, утвержденный Приказом Минюста России от 30.12.2016 г. № 333.

С учетом изложенного суд полагает необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении административных исковых требований Васильева Геннадия Александровича к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Воронежской области, начальнику отделения - старшему судебному приставу Ленинского РОСП г. Воронежа Денисюк В.С., судебному приставу-исполнителю Ленинского РОСП г. Воронежа Дяченко Л.В. о признании бездействия незаконным.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.С. Яковлев

Решение суда в окончательной форме изготовлено в установленные законом десять рабочих дней 19 мая 2021 года.

Дело № 2а-2405/2021

УИД 36RS0004-01-2021-001934-55

3.027 - Гл. 22 КАС РФ -> О признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя -> прочие о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя