ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2407/2016 от 15.09.2016 Советского районного суда г. Орла (Орловская область)

2а-2407/16

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 сентября 2016 года г.Орёл

Советский районный суд г. Орла в составе:

председательствующего судьи Михеевой Т.А.,

при секретаре Гункиной Н.Ю.,

с участием административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика ФИО2, действующей на основании доверенности б/н от <...> года сроком действия на три года,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда административное дело № 2а-2407/16 по административному иску ФИО1 о признании бездействия должностного лица – начальника Федерального казённого учреждения «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области» незаконным,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 обратился в суд с указанным иском. В обоснование иска указал следующее.

ДД.ММ.ГГ он обратился в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Орловской области, на имя начальника ИК ФИО3 с заявлением о предоставлении свидания с осужденным, а также с заявлением об ознакомлении с материалами личного дела осужденного. До настоящего времени какой-либо ответ в его адрес не направлен.

В связи с этим административный истец просил суд признать незаконным данное бездействие начальника ИК-2.

Административный истец ФИО1 явился в судебное заседание, поддержал доводы, изложенные в административном исковом заявлении, в полном объёме.

Представитель административного ответчика ФИО2 явилась в судебное заседание, полагала административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Подтвердила, что ДД.ММ.ГГ в ИК-2 на имя начальника колонии ФИО3 поступили два заявления ФИО1 - о предоставлении свидания с осужденным ФИО4 с целью оказания ему юридической помощи, второе заявление – с просьбой об ознакомлении с материалами личного дела этого осужденного. Первое заявление ФИО1 было удовлетворено – начальником колонии была проставлена на заявлении резолюция «разрешаю», подпись. По поводу второго заявления пояснила, что материалы личного дела осужденного являются материалами для служебного пользования, по резолюции начальника колонии заявление было передано начальнику отдела специального учёта для установления права заявителя на ознакомление с данными документами; со ссылкой на специальные нормативные акты указала, что с личным делом осужденного, в котором в том числе хранятся его личные данные, вправе знакомиться сам осужденный, материалы могут быть представлены по запросу прокуратуры. Суда. В связи с тем, что оба заявления были поданы в канцелярию ИК-2 лично заявителем и тексты заявлений не предполагали по своей сути ответа (предполагалась лишь резолюция начальника учреждения, в них не было указано о необходимости письменного уведомления заявителю о решении начальника колонии), ответ заявителю в письменном виде дан не был. Административный истец ни письменно, ни устно в администрацию колонии по поводу результатов рассмотрения заявлений не обращался.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ст. 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления и порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом N 59-ФЗ от 02 мая 2006 года "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

При этом установленный данным Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право, в том числе, представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме; получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов; обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 5 Федерального закона).

Согласно п. 3 ст. 8 указанного Закона письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

В силу ст. 9 указанного Федерального закона обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Данный федеральный закон предоставляет право государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу: запрашивать, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия.

Таким образом, последовательность совершения тех или иных действий (запрос сведений, документов, проведение опроса и тому подобное) и определение их необходимости и целесообразности в рамках проверки относится к правомочиям проверяющего органа.

По результатам рассмотрения обращения дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 Федерального закона. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом (ст. 10 Федерального закона).

Срок рассмотрения обращений граждан установлен равным 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Судом установлено следующее.

ДД.ММ.ГГ в ИК-2, на имя начальника колонии ФИО3, от административного истца ФИО1 поступило заявление о предоставлении свидания с осужденным ФИО1; на заявлении имеется входящий штамп (л.д.5), также имеется резолюция начальника колонии «Разрешаю», проставлена подпись. В тот же день от ФИО1 на имя начальника колонии также поступило заявление об ознакомлении с характеризующими материалами личного дела осужденного ФИО4, имеется входящий штамп (л.д.4), начальником колонии проставлена резолюция о передаче заявления на рассмотрение должностному лицу ИК <данные изъяты> Данные обстоятельства участниками процесса не оспаривались.

В силу приведённых выше положений Федерального закона № 59-ФЗ в течение тридцати дней с момента обращения заявителю должен быть направлен письменный ответ по результатам рассмотрения заявления, за исключением случаев, предусмотренных ст.11 данного Закона. Рассматриваемая ситуация в указанный перечень не входит.

Представитель ИК-2 подтвердила, что письменный ответ ФИО1 по результатам рассмотрения его заявления не давался; о полномочиях иного лица на рассмотрение заявлений ФИО1 не заявила. Доводы возражений по административному иску не основаны на законе, в связи с чем несостоятельны.

Оценив в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ представленные по делу доказательства, установив, что на поступившие и зарегистрированные ИК-2 заявления ФИО1 письменный ответ в установленный действующим законодательством срок не дан, доказательств направления заявителю ответа на его заявление суду не представлено, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения административного иска ФИО1 Также суд возлагает на административного ответчика обязанность дать заявителю ответ по обоим заявлениям.

Руководствуясь ст. ст. 178-181 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление ФИО1 о признании бездействия должностного лица – начальника Федерального казённого учреждения «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области» незаконным удовлетворить.

Признать незаконным бездействие начальника Федерального казённого учреждения «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области» по ненаправлению ФИО1 письменного ответа по заявлениям от ДД.ММ.ГГ о предоставлении свидания с осужденным и об ознакомлении с материалами личного дела осужденного.

Возложить на должностное лицо - начальника Федерального казённого учреждения «Исправительная колония №*** Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области» обязанность направить ФИО1 письменный ответ по заявлению от ДД.ММ.ГГ о предоставлении свидания с осужденным ФИО1 и по заявлению от ДД.ММ.ГГ об ознакомлении ФИО1 с характеризующими материалами личного дела осужденного ФИО1.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме в Орловский областной суд.

Судья Т.А. Михеева

Мотивированное решение изготовлено 20 сентября 2016 года.