ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2408-2019 от 05.03.2019 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2а-2408-2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Якутск 05 марта 2019 года

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Смирниковой В.Г., при секретаре Скрябиной В.Е.

с участием административного истца Толмачевой Г.В., ее представителя Алексеева М.Л.

представителя административного ответчика Фоминой О.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Толмачевой Г.В. к Окружной администрации города Якутска о признании незаконным отказа,

у с т а н о в и л :

Толмачева Г.В. обратилась в суд с вышеуказанным административным иском. В обоснование административного иска указано, что административный истец является собственником квартиры, расположенной по адресу: ____ Толмачева Г.В. обратилась в ОА г. Якутска с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: ____ в собственность. Ей было отказано в предоставлении земельного участка в собственность в связи с тем, что земельный участок находится в зоне с особыми условиями использования территорий: объектов газового хозяйства. Административный истец считает данное решение незаконным, нарушающим ее права, как собственник здания она имеет право приобрести указанный земельный участок в собственность. Просила признать отказ незаконным и обязать административного ответчика предоставить в собственность земельный участок, расположенный по адресу: ____

В судебном заседании административный истец и его представитель иск поддержали, просили удовлетворить.

В судебном заседании представитель административного ответчика иск не признала, просила в его удовлетворении отказать, ссылаясь на законность и обоснованность отказа органа местного самоуправления.

Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено право граждан и организаций на обращение в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Трехмесячный срок обращения с административным исковым заявлением в суд, предусмотренный ч. 1 ст. 219 КАС РФ, административным истцом не пропущен, поскольку оспариваемый отказ изложен в уведомлении от ____ 2018 года, а административное исковое заявление поступило в суд ____ 2019 года.

В соответствии с ч.2 ст.15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В силу п.3 ст.35 ЗК РФ собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. В случае если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные ч.1 ст.39.20 ЗК РФ.

Согласно ч.1 ст.39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Толмачева Г.В. и Толмачев А.С. являются собственниками квартиры , расположенной по адресу: ____, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации.

____ 2018 года Толмачева Г.В. обратилась в ОА г. Якутска с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: ____

____ 2018 года ДИЗО ОА г. Якутска направило административному истцу уведомление № об отказе в предоставлении указанного земельного участка в собственность в связи с тем, что он расположен в зоне с особыми условиями использования территорий: объектов системы газоснабжения.

Подпунктом 3 п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в ст. 39.16 ЗК РФ.

В силу ст. 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Ст. 27 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки: в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи; из состава земель лесного фонда; в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности; занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками; предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи; не указанные в пункте 4 настоящей статьи в границах закрытых административно-территориальных образований; предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения; занятые объектами космической инфраструктуры; расположенные под объектами гидротехнических сооружений; предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств; загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли; расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд; в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Согласно ст. 105 ЗК РФ могут быть установлены виды зон с особыми условиями использования территорий, в том числе охранная зона трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов).

В соответствии с пунктом 6 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации и частью 6 статьи 28 Закона о газоснабжении в Российской Федерации границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией.

Из изложенного следует, что действующее законодательство не содержит запрета на предоставление гражданам в собственность земельных участков, расположенных в зоне с особыми условиями использования территорий, в том числе охранная зона трубопроводов (газопроводов). Такие земельные участки не изъяты из оборота и не ограничены в обороте, их использование допускается с соблюдением определенных ограничений, предусмотренных действующим законодательством.

Доказательств того, что испрашиваемый участок изъят из оборота, зарезервирован для государственных или муниципальных нужд или в отношении него федеральным законом установлен запрет на приватизацию, что могло бы послужить основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность, стороной ответчика суду не представлено.

Из Сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности следует, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне Ж-2А: для индивидуального жилищного строительства на территории г. Якутска, ограничения по линии градостроительного регулирования (красные линии) соответствуют; решение о резервировании под муниципальные и государственные нужды не принято. Установлена зона с особыми условиями использования территорий: объектов системы газоснабжения.

В оспариваемом решении не указано, какие именно объекты газоснабжения находятся на испрашиваемом земельном участке.

Из акта обследования земельного участка от ____ 2019 г. следует, что к жилому дому с западной стороны земельного участка по забору подведен газ низкого давления.

В силу ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

То есть, применительно к рассматриваемым спорным правоотношениям, ответчик должен доказать наличие обстоятельств, на которые он ссылался как на предусмотренные законом основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность.

Судом неоднократно предлагалось предоставить доказательства, свидетельствующие о законности оспариваемого решения.

Указанные положения КАС РФ судом были разъяснены административному ответчику в ходе подготовки дела к судебному разбирательству письменно и устно, судом у административного ответчика были истребованы доказательства законности оспариваемых действий, а также мотивированные возражения на доводы административного иска.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что административный ответчик не предоставил доказательства, свидетельствующие о законности оспариваемого решения об отказе в предоставлении земельного участка, в связи тем, что на испрашиваемом участке находятся объекты газового хозяйства.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что нахождение объектов газового хозяйства не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка. Законом предусмотрено, что их использование допускается с соблюдением определенных ограничений, предусмотренных действующим законодательством. В этом случае отказ в предоставлении земельного участка является незаконным.

При таких обстоятельствах, исходя из совокупности установленных по делу обстоятельств, суд признает действия органа местного самоуправления незаконными и нарушающими права и охраняемые законом интересы административного истца.

С учетом изложенного, нарушенные права и законные интересы административного истца подлежат восстановлению путем возложения на ответчика обязанности предоставить земельный участок.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Признать незаконным отказ Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска от ____ 2018 года в предоставлении земельного участка Толмачевой Г.В..

Обязать Окружную администрацию города Якутска предоставить Толмачевой Г.В. в собственность земельный участок, расположенный по адресу: ____ в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Судья: В.Г. Смирникова