ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2408/17 от 07.07.2017 Куйбышевского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 июля 2017 года г. Иркутск

Куйбышевский районный суд г. Иркутска в составе

председательствующего судьи Зыковой А.Ю.,

при секретаре Мельниковой А.И.,

с участием представителя административного истца ФИО1 ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2408/2017 по административному иску ФИО1 к Администрации г. Иркутска о признании незаконным и отмене решения об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, обязании выдать разрешение на строительство,

УСТАНОВИЛ:

В Куйбышевский районный суд г. Иркутска обратилась ФИО1 с административным иском к Администрации г. Иркутска о признании незаконным и отмене решения об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, обязании выдать разрешение на строительство.

В обоснование доводов иска административный истец указал, что ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым <номер>, категории земель земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации существующего индивидуального жилого дома, общей площадью 300 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>. В целях строительства объекта индивидуального жилого дома, <дата> ФИО1 подала в отдел выдачи разрешительной документации департамента реализации градостроительной политики комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска заявление о выдаче разрешения на строительство. К заявлению были приложены все необходимые документы, в том числе Градостроительный план земельного участка с кадастровым <номер>, утвержденный приказом департамента обеспечения градостроительной деятельности Комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска <номер> от <дата>. Рассмотрев указанное заявление отдел выдачи разрешительной документации департамента реализации градостроительной политики комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска <дата> принял решение <номер> об отказе в выдаче ФИО1 разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>. В принятом решении об отказе указано, что в п.1 приложения <номер> градостроительного плана земельного участка, утвержденного приказом начальника департамента обеспечения градостроительной деятельности комитета по градостроительной деятельности комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска от <дата><номер>, указана информация о предельных размерах земельного участка и предельных параметров разрешенного строительства. А именно, для индивидуального жилищного строительства минимальный размер земельного участка должен составлять 0,04 га. В связи с тем, что размер земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: <адрес>. составляет 0,03 га, размещение объектов индивидуального жилищного строительства на данном земельном участке не предоставляется возможным. Действующее законодательство не содержит такого основания для отказа в выдаче разрешения на строительство, как несоответствие площади земельного участка установленному градостроительным регламентом предельному минимальному размеру земельного участка. Утвержденная Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от <дата><номер>/пр форма градостроительного плана не предусматривает в своем составе Приложения <номер> к Градостроительному плану земельного участка, соответственно ссылка на информацию содержащуюся в указанном Приложении <номер>, как на основание для отказа в выдаче разрешения на строительство является незаконным, а решение об отказе подлежит отмене. Кроме того, согласно утвержденной формы градостроительного плана, информация о градостроительном регламенте либо требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства отражается в п. 2 градостроительного плана. Указанный пункт 2 утвержденного градостроительного плана земельного участка с кадастровым <номер> содержит всю предусмотренную утвержденной формой информацию. Таким образом, поданные ФИО1 документы и указанные в них параметры строительства жилого дома (120 кв.м. - 2 этажа), соответствуют требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительным планом земельного участка с кадастровым <номер> утвержденным приказом департамента обеспечения градостроительной деятельности комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска <номер> от <дата>. Испрашиваемое размещение объекта капитального строительства соответствует разрешенному использованию земельного участка. Земельное и иное законодательство Российской Федерации не содержит ограничений на ограничений на земельном участке. Соответственно решение об отказе в выдаче разрешения на строительство является незаконным и подлежит отмене. До утверждения градостроительного плана на территории г. Иркутска был установлен предельный минимальный размер земельного участка для ИЖС не 0,04 га, а 0,02га, в соответствии с указанным размером массово формировались и предоставлялись гражданам земельные участки для ИЖС. Предоставленный Градостроительный план земельного участка с кадастровым <номер>, не содержит информации о том, что его использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры и в связи с этим на его использование наложен запрет. Сведения о запрете на его использование также отсутствуют. Поданные ФИО1 документы и указанные в них параметры строительства жилого дома (120 кв.м. - 2 этажа), не превышают установленные на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительным планом земельного участка, соответственно нет необходимости обращения за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Административный истец считает принятое отделом выдачи разрешительной документации департамента реализации градостроительной политики комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска <дата> решение <номер> об отказе в выдаче ФИО1 разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, незаконным, нарушающим право ФИО1 возводить жилой дом, в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительного плана, и подлежит отмене.

На основании изложенного, истец просит суд признать незаконным и отменить решение отдела выдачи разрешительной документации департамента реализации градостроительной политики комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска от <дата><номер> об отказе в выдаче ФИО1 разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>; обязать Администрацию города Иркутска в лице уполномоченного органа - отдела выдачи разрешительной документации департамента реализации градостроительной политики комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска, устранить допущенное нарушение права заявителя, предусмотренного п. 2 ст. 40 Земельного Кодекса РФ, выдать ФИО1 разрешение на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, по заявлению о выдаче разрешения на строительство от <дата> в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, сведений об уважительности причин неявки суду не представила, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просила.

Представитель административного истца ФИО2, действующий на основании доверенности от <дата>, реестровый <номер>, заявленные требования поддержал по доводам и основаниям, указанным в иске, настаивал на их удовлетворении.

Представитель административного ответчика Администрации г. Иркутска ФИО3, действующая на основании доверенности от <дата>, в судебное заседание не явилась, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства, сведений об уважительности причин неявки суду не сообщила, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просила. Ранее в судебном заседании возражала против удовлетворения требований ФИО1, просила суд в удовлетворении административного иска отказать.

Суд с учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие извещенных, но не явившихся лиц.

Суд, выслушав пояснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В ходе рассмотрения настоящего административного дела судом установлено, что <дата> ФИО1 обратилась в отдел выдачи разрешительной документации департамента реализации градостроительной политики комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска с заявлением, в котором просила выдать разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства индивидуального жилого дома, расположенного на земельном участке по адресу: <адрес>.

Одновременно с заявлением административным истцом были предоставлены следующие документ:

- копия свидетельства о государственной регистрации права от <дата>, согласно которому ФИО1 является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации существующего индивидуального жилого дома, общая площадь 300 кв.м, адрес объекта: <адрес>;

- копия договора купли-продажи от <дата>, заключенного между О (продавец) и ФИО1 (покупатель), в соответствии с которым продавец продал, а покупатель купил в целом земельный участок с расположенным на нем жилым домом по адресу: <адрес>;

- градостроительный план земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного в <адрес>, утвержденный приказом и.о. начальника департамента обеспечения градостроительной деятельности комитета по градостроительной политики администрации г. Иркутска <номер> от <дата>;

- схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

<дата> отдел выдачи разрешительной документации департамента реализации градостроительной политики комитета по градостроительной политики Администрации г. Иркутска ФИО1 отказано в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, в связи с тем, что размер земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: <адрес> составляет 0,03 га, соответственно, размещение объектов индивидуального жилищного строительства на данном земельном участке не представляется возможным.

Данный отказ получен ФИО1 лично <дата>.

С настоящим административным иском истец обратилась <дата>, то есть в пределах сроков, установленных ст. 219 КАС РФ.

В обоснование доводов административного иска ФИО1 указала, что данным решением администрации г. Ирктуска об отказе в выдаче разрешения на строительство нарушается ее права, поскольку она не имеет возможности построить индивидуальный жилой дом на земельной участке, принадлежащим ей на праве собственности, в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (в редакции, действующей на момент обращения административного истца с заявлением) разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В силу ч. 4 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.

Частью 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос". Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

1.1) при наличии соглашения о передаче в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления полномочий государственного (муниципального) заказчика, заключенного при осуществлении бюджетных инвестиций, - указанное соглашение, правоустанавливающие документы на земельный участок правообладателя, с которым заключено это соглашение;

2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;

3) материалы, содержащиеся в проектной документации:

а) пояснительная записка;

б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;

в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;

г) архитектурные решения;

д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

е) проект организации строительства объекта капитального строительства;

ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;

з) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда в случае строительства, реконструкции указанных объектов при условии, что экспертиза проектной документации указанных объектов не проводилась в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса;

4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;

4.1) заключение, предусмотренное частью 3.5 статьи 49 настоящего Кодекса, в случае использования модифицированной проектной документации;

5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);

6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в пункте 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома;

6.1) в случае проведения реконструкции государственным (муниципальным) заказчиком, являющимся органом государственной власти (государственным органом), Государственной к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х&#0;????????????????&#0;????????????????&#0;?????????????????????*??????h&#0;????&#0;&#0;?????????????j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