ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2408/2021 от 26.08.2021 Кировского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело № 2а-2408/2021

64RS0045-01-2021-003355-97

Решение

Именем Российской Федерации

26 августа 2021 года город Саратов

Кировский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Сорокиной Е.Б.,

при секретаре Агаеве Ш.Ш.,

с участием истцов – Трушина А.Б., Ивановой Е.Г., Мартыненко Е.Н.,

представителя истцов – Матвеева П.И.,

представителя ответчика Администрации муниципального образования «Город Саратов» – Воронова А.О.,

представителя ответчика и заинтересованного лица межведомственной комиссии по оценке соответствия помещений и многоквартирных домов, Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству – Колюжной В.В.,

представителя заинтересованного лица комитета по управлению имуществом города Саратова – Погребняк И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Трушина А.Б., Москвичевой Е.В., Мелешко А.С., Прониной Е.П., Ивановой Е.Г., Мартыненко Е.Н., Орловой О.А. к администрации муниципального образования «Город Саратов», Администрации Кировского района муниципального образования «Город Саратов», межведомственной комиссии по оценке соответствия помещений и многоквартирных домов, Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству, заинтересованные лица Комитет по управлению имуществом г. Саратова, Чичина С.О., Фаталиева Е.О., действующая в интересах несовершеннолетних Фаталиева В.В., Фаталиева А.В., Зотов И.М. об оспаривании распоряжения главы муниципального образования «Город Саратов» №524-р от 24 декабря 2020 года, признании заключения незаконным, признании заключения незаконным,

установил:

административные истцы обратились в Кировский районный суд г. Саратова с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования «Город Саратов», Администрации Кировского района муниципального образования «Город Саратов», межведомственной комиссии по оценке соответствия помещений и многоквартирных домов, Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству об оспаривании распоряжения главы муниципального образования «Город Саратов» № 524-р от 24 декабря 2020 года, признании заключения незаконным, мотивируя свои требования следующим.

Истцам в <адрес> принадлежат по 1 объекту недвижимого имущества – Трушину А.Б. <адрес>, Москвичевой Е.В. <адрес>, Зотову И.М., Мелешко А.С. <адрес>, Прониной Е.П. <адрес>, Орловой О.А. <адрес>, Ивановой Е.Г. <адрес>, Мартыненко Е.Н. <адрес>. Факт наличия объектов в натуре подтверждается выписками из Единого Государственного реестра недвижимости. Многоквартирный <адрес> построен в период с 1892 по 1917 годы и состоит из литеров А и представляет собой три отдельно стоящих здания. Принадлежащие истцам Трушину А.Б., Москвичевой Е.В., Мелешко А.С., Прониной Е.П., Ивановой Е.Г., Мартыненко Е.Н., Орловой О.А. квартиры расположены в литерах А, А1, Б, В указанного многоквартирного дома. Распоряжением и.о. главы МО «Город Саратов» № 524-р от 24.12.2020 многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу на основании заключения от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии по оценке соответствия помещения в многоквартирных домов. Однако, истцы считают, что согласиться с заключением межведомственной комиссии и распоряжением и.о. главы МО «Город Саратов» согласится нельзя, по тем основаниям, что все квартиры в многоквартирном доме отремонтированы и пригодны для проживания, инженерные коммуникации находятся в надлежащем состоянии. Заключение же межведомственной комиссии по оценке соответствия помещения в многоквартирных домов, основанное на техническом заключении № по оценке технического состояния многоквартирного дома изготовленное ООО «Проекты и решения», расположенном в <адрес> дистанционным способом, ошибочно, поскольку доказательством аварийности жилого помещения, по мнению истцов может являться только экспертное заключение. Кроме того, техническое заключение содержит сведения, свидетельствующие о грубых нарушениях при его проведении. В связи с чем, истцы просят признать незаконным заключение межведомственной комиссии по оценке соответствия помещений и многоквартирных домов от ДД.ММ.ГГГГ, признать незаконным и отменить распоряжение администрации муниципального образования «Город Саратов» № 524-р от 24.12.2020.

Административные истцы Трушин А.Б., Иванова Е.Г., Мартыненко Е.Н., представитель истцов Матвеев П.И. административные исковые требования поддержали в полном объеме, по изложенным в административном иске основаниям, просили удовлетворить.

Административные истцы Москвичевой Е.В., Мелешко А.С., Пронина Е. П., Орлова О.А. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Представитель административного ответчика администрации МО «Город Саратов» Воронов А.О. исковые требования не признал, представив письменные возражения, просил в иске отказать.

Представитель ответчика и заинтересованного лица межведомственной комиссии по оценке соответствия помещений и многоквартирных домов, Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Колюжная В.В. исковые требования не признала по тем основаниям, что заключение комиссии законно и обосновано.

Представитель заинтересованного лица КУИ города Саратова Погребняк И.С. исковые требования не признала по аналогичным основаниям, просила в иске отказать.

Представитель административного ответчика администрации Кировского района МО «Город Саратов» в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, ранее давала пояснения, в которых исковые требования не признавала.

Заинтересованные лица Чичина С.О., Фаталиева Е.О., действующая в интересах несовершеннолетних Фаталиева В.В., Фаталиева А.В., Зотов И.М. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причине не явки не известно.

Руководствуясь ст.150, ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), суд принял решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст.46 Конституции РФ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Глава 22 КАС РФ предполагает возможность оспаривания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего и рассмотрение административного дела по предъявленному административному исковому заявлению, если гражданин, организация, иные лица полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В силу части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

На основании п. 4 ст. 218 ГК РФ член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.

В силу ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия для осуществления гражданами права на жилище и его безопасность.

Согласно п. 6 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе осуществляют контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.

В соответствии с пп. 8, 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в числе прочих: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.

Ч. 4 ст. 15 ЖК РФ предусматривает, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Как следует из Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий. Собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), за исключением органов и (или) организаций, указанных в абзацах втором, третьем и шестом настоящего пункта, привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса (п.7 Положения).

В силу п. 33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

Согласно п. 34 Положения жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Пункт 42 Положения предусматривает, что комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения (п. 43 Положения).

Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям предусмотрена п. 44 Положения и включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения.

При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии; передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).

Из содержания пунктов 45, 45.1, 45.2 названного Положения обязанность по представлению в комиссию необходимых документов возложена как на собственников, так и на нанимателей жилых помещений многоквартирного дома. Комиссия признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в указанном Положении требованиям. Представление документов является обязательным условием для проведения комиссией оценки соответствия помещений установленным требованиям.

Комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения. В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии (п. 46 Положения).

В силу п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции. Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения. Если число голосов «за» и «против» при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению.

В случае обследования помещения комиссия составляет в 3 экземплярах акт обследования помещения по форме согласно приложению № 2. На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (п. 49 Положения).

В силу п. 2.1 Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденного Приказом Минкоммунхоза РСФСР от 05 ноября 1985 года №529, жилые дома независимо от группы их капитальности и жилые помещения относятся к категории непригодных для постоянного проживания с учетом физического износа, повреждений несущих конструкций, недостатков планировки и уровня внутреннего благоустройства, а также санитарных требований.

К непригодным для постоянного проживания жилым домам относятся: каменные дома с физическим износом свыше 70%; деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65% (п. 2.2).

Согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч. ч. 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

В главе 5 национального стандарта ГОСТ Р 57778-2010 прописаны Правила технического обследования зданий и сооружений. В соответствии с п. 5.1.7 Обследование технического состояния зданий и сооружений должно проводиться в три этапа: подготовка к провидению обследования; предварительное (визуальное) обследование; детальное (инструментальное) обследование.

Согласно п. 5.2.6 для оценки прочности фундамента роются контрольные шурфы. При наличии деформации стен и фундаментов шурфы в этих местах роют обязательно. При осмотре фундаментов фиксируют: трещины в конструкциях (поперечные, продольные, наклонные и другие). Согласно п. 5.2.18 детальное (инструментальное) обследование оснований и фундаментов в зависимости от постановленных задач, наличия и полноты проектно-технической документации характера и степени дефектов может быть сплошным полным или выборочным. Сплошное обследование проводят если: отсутствует проектная документация; обнаружены дефекты конструкций снижающие их несущую способность.

В соответствии с п. 5.3.4 обследование технического состояния конструкций зданий. Обозначены правила обследования.

Согласно п. 5.3.4.3 конструкции деревянных перегородок определяют внешним осмотром, а также простукиванием, высверливанием, пробивкой отверстий и вскрытием в отдельных местах.

В п. 5.3.4.5 обозначено, что при обследовании несущих деревянных перегородок обязательно проводят вскрытие верхней обвязки в местах спирания балок перекрытия на каждом этаже. Согласно пункта 5.3.4.6 при обследовании деревянных перекрытий необходимо: разобрать конструкции пела на площади обеспечивающей не менее двух балок и заполнений между ними 0.5-1.0 метра; расчистить засыпку, смазку и пазы наката деревянных перекрытий для тщательного осмотра примыкания наката к несущим конструкциям перекрытия; определить качество древесины балок по ГОСТ 16483.3, ГОСТ 16483.7, ГОСТ 16483.10 и материалов заполнения; установить границы повреждения древесины; определить сечение и шаг несущих конструкций.

Согласно п. 5.3.4.7 на чертежах вскрытий необходимо указывать; размер несущих конструкций и их сечение; расстояние между несущими конструкциями; вид и толщину смазки по накату; вид и толщину слоя по засыпки; участки перекрытий с деформациями, повреждениями, ослаблением сечений, протечками и т.п.

В судебном заседании установлено, что административные истцы Трушин А.Б., Иванова Е.Г., Мартыненко Е.Н., Москвичева Е.В., Мелешко А.С., Пронина Е.П., Орлова О.А. и заинтересованные лица Чичина С.О., Фаталиева Е.О., Фаталиева А.В., Зотов И.М. являются собственниками квартир в многоквартирном доме по адресу: <адрес> ().

Так, истец Трушин А.Б. является собственником <адрес>, Иванова Е.Г. является собственником <адрес>, Мартыненко Е.Н. является собственником <адрес>, Москвичева Е.В. является собственником <адрес>, Мелешко А.С. является собственником <адрес>, Пронина Е.П. является собственником <адрес>, Орлова О.А. является собственником <адрес> заинтересованные лица Чичина С.О. является собственником <адрес>, Фаталиева Е.О. является собственником квартиры №, Фаталиева А.В. является собственником квартиры №, Зотов И.М. является собственником <адрес>.

Как следует из материалов дела многоквартирный <адрес> построен в период с 1892 по 1917 годы и состоит из литеров трех отдельно стоящих зданий.

Согласно технического заключения ООО «Проекты и решения» № РТС264Г201449, техническим заказчиком которого являлась администрация Кировского района МО «Город Саратов», проведенного по оценке технического состояния многоквартирного дома с проведением инструментального обследования несущих и ненесущих строительных конструкций многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с физическим состоянием указанных конструкций многоквартирный дом рекомендовано признать аварийным. Проведя сплошное визуальное и инструментальное обследование конструкций здания литер АА1 было установлено, что конструкции перекрытий и крыльца в соответствии с ГОСТ 37937-2011 находятся в ограниченно-работоспособном техническом состоянии. В неудовлетворительном состоянии с износом 41-60%, в соответствии с ВС Н 53-86 (р).

Стены, фундамент, лестницы, козырек, крыша и кровля в соответствии с ГОСТ 31937-2011 находятся в недопустимом техническом состоянии. В ветхом состоянии с износом 61-80% в соответствии с ВС Н 53-86 (р). Износ здания составляет 70%, находится в эксплуатации 128 лет, согласно ГОСТ Р 54257-2010 «Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения и требования» срок службы данного дома составляет от 50-100 лет.

Проведя сплошное визуальное и инструментальное обследование конструкций здания литер Б было установлено, что конструкции перекрытий в соответствии с ГОСТ 37937-2011 находятся в ограниченно-работоспособном техническом состоянии. В неудовлетворительном состоянии с износом 41-60%, в соответствии с ВС Н 53-86 (р).

Стены, фундамент, лестницы, крыша и кровля в соответствии с ГОСТ 31937-2011 находятся в недопустимом техническом состоянии. В ветхом состоянии с износом 61-80% в соответствии с ВС Н 53-86 (р). Износ здания составляет 70%, находится в эксплуатации 128 лет, согласно ГОСТ Р 54257-2010 «Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения и требования» срок службы данного дома составляет от 50-100 лет.

Проведя сплошное визуальное и инструментальное обследование конструкций здания литер В было установлено, что конструкции перекрытий в соответствии с ГОСТ 37937-2011 находятся в ограниченно-работоспособном техническом состоянии. В неудовлетворительном состоянии с износом 41-60%, в соответствии с ВС Н 53-86 (р).

Стены, фундамент, лестницы, крыша и кровля в соответствии с ГОСТ 31937-2011 находятся в недопустимом техническом состоянии. В ветхом состоянии с износом 61-80% в соответствии с ВС Н 53-86 (р). Износ здания составляет 70%, находится в эксплуатации 128 лет, согласно ГОСТ Р 54257-2010 «Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения и требования» срок службы данного дома составляет от 50-100 лет.

Производить капитальный ремонт жилого дома, находящегося по адресу: <адрес>. <адрес> нецелесообразно, здание не пригодно для проживания. Здание необходимо запланировать под снос.

Согласно заключения об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом от ДД.ММ.ГГГГ межведомственная комиссия, созданная (назначенная) Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 09.06.2015 № 1415 «О межведомственной комиссии по оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в Положении о признании жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом требованиям» приняла заключение: о выявлении оснований для признания многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес><адрес> литер А,А1,Б,В, аварийным и подлежащим сносу, предусмотренных пунктом 34 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, на основании выводов, изложенных в техническом заключении ООО «»Проекты и решения.

Распоряжением и.о. главы МО «Город Саратов» № 524-р от 24.12.2020 многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу на основании заключения от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии по оценке соответствия помещения в многоквартирных домов.

Административными истцами в подтверждении своих доводов представлено экспертное заключение ООО «Технострой», согласно выводам которого состояние фундамента, наружных и внутренних стен, перегородок, межэтажных перекрытий, крыши и кровли, полов, окон и лестниц по отношению к литерам Б и В – работоспособное. Основные строительные конструкции находятся в работоспособном состоянии и пригодны к дальнейшей эксплуатации. По санитарно-техническим нормам жилые дома по литерам Б и В пригодны для проживания, не угрожают жизни и здоровью граждан, не нарушают права и интересы третьих лиц.

Согласно экспертному заключению ООО «Независимая Оценка и Судебно-Технические Экспертизы» № 141 от 21 июля 2021 года, По результатам проведенной строительно-технической экспертизы физический износ многоквартирного жилого дома расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Гоголя, д. 57, следующие: литер А, составляет 50%; литер А1, составляет 56%; литер Б, составляет 45%; литер В, составляет 50%. В целом, на основании полученных экспертизой данных, жилой дом, литеры А, А1, Б, В, находится в ограниченно работоспособное состояние – категория технического состояния конструкции, при которой имеются дефекты и повреждения, приведшие к некоторому снижению несущей способности, но отсутствует опасность внезапного разрушения и функционирование конструкции возможно при контроле ее состояния, продолжительности и условий эксплуатации. Препятствий для приведения многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> ( литеры ) в техническое состояние в соответствии с требованиями СНиП, ГОСТ (техническая конструкция элементов здания) не имеются. Привести многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> ( литеры А, А1, Б, В) в техническое состояние в соответствии с требованиями СНиП, ГОСТ (техническая конструкция элементов здания) возможно.

Допрошенный в судебном заседании эксперт Сгибов И.Л. подтвердив доводы своего исследования, пояснил, что жилой многоквартирный дом нуждается в капитальном ремонте.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований истцам, поскольку оспариваемые распоряжение администрации и заключение межведомственной комиссии приняты в соответствии с имеющимися полномочиями, процедура их принятия не нарушена, у межведомственной комиссии имелись основания для проведения оценки соответствия жилого дома установленным требованиям и принятия решения о признании его аварийным и подлежащим сносу. Заключение комиссии принято с соблюдением порядка принятия, выводы соответствуют положениям нормативных правовых актов, устанавливающих требования к оценке пригодности помещений для проживания граждан. Заключение основано на выводах технического заключения специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома. Решением о признании многоквартирного дома аварийным комиссия не нарушила права административных истцов, поскольку комиссией установлено, что многоквартирный дом является аварийным, фактически угрожающим жизни и здоровью граждан. Представленное административными истцами досудебному заключению и судебное заключение, не могут являться основанием для удовлетворения требований истцов, поскольку данные экспертные организации не включены в перечень экспертных организаций, предусмотренных Межгосударственным стандартом зданий и сооружений Правил обследования и мониторинга технического состояния ГОСТ 31937-2011. Кроме этого все экспертные исследования содержат выводы о необходимости проведения капитального ремонта многоквартирного дома.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административных требований Трушина А.Б., Москвичевой Е.В., Мелешко А.С., Прониной Е.П., Ивановой Е.Г., Мартыненко Е.Н., Орловой О.А. к администрации муниципального образования «Город Саратов», Администрации Кировского района муниципального образования «Город Саратов», межведомственной комиссии по оценке соответствия помещений и многоквартирных домов, Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству, заинтересованные лица Комитет по управлению имуществом г. Саратова, Чичина С.О., Фаталиева Е.О., действующая в интересах несовершеннолетних Фаталиева В.В., Фаталиева А.В., Зотов И.М. об оспаривании распоряжения главы муниципального образования «Город Саратов» №524-р от 24 декабря 2020 года, признании заключения незаконным - отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Кировский районный суд г. Саратова.

Судья Е.Б. Сорокина