К делу №
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город Сочи ДД.ММ.ГГГГ года
Центральный районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе:
судьи Круглова Н.А.,
при секретаре судебного заседания Тищенко И.П.,
с участием: представителя административного истца ФИО1 – ФИО2, представителя административного ответчика администрации г.Сочи ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации города Сочи о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации города Сочи о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство, в котором просил суд признать незаконным и отменить решение администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в выдаче разрешения на строительство; обязать администрацию города Сочи в течение 10-ти календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу выдать ФИО1 разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером №
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 – ФИО2 поддержал заявленные требования и мотивировал их тем, что ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился к административному ответчику с заявлением о предоставлении муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства». Заявление было подано через МАУ МФЦ г.Сочи и зарегистрировано за №, к заявлению были приложены все необходимые документы. В указанном заявлении административный истец просил выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке площадью 3638 кв.м с кадастровым номером №, расположенном по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, <адрес>. В нарушение сроков, предусмотренных п.2.4 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства», утвержденного постановлением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - «Регламент»). Административный ответчик ДД.ММ.ГГГГ, практически через 3 месяца со дня регистрации заявления административного истца в МАУ МФЦ города Сочи, выдал решение об отказе в выдаче разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства №
Считает решение об отказе в выдаче разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным по следующим основаниям.
Частью 9 ст. 51 ГрК РФ установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, реконструкцию объекта индивидуального строительства, в который входят: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения па строительство; схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства; описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства в случае, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, за исключением случая, предусмотренного частью 10.2 настоящей статьи. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства включает в себя его описание в текстовой форме и графическое описание. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства в текстовой форме включает в себя указание на параметры объекта индивидуального жилищного строительства, цветовое решение его внешнего облика, планируемые к использованию строительные материалы, определяющие внешний облик такого объекта, а также описание иных характеристик такого объекта, требования к которым установлены градостроительным регламентом в качестве требований к архитектурным решениям объекта капитального строительства. Графическое описание представляет собой изображение внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства, включая его фасады и конфигурацию объекта.
Вышеуказанный перечень документов продублирован в п. 2.7 Регламента.
Как видно из расписки № зарегистрированной ДД.ММ.ГГГГ. в 13 ч. 48 мин. Уполномоченным представителем Административного истца ФИО4 с заявлением о предоставлении испрашиваемой муниципальной услуги был представлен полный комплект требуемых документов, при этом в расписке был зафиксирован максимальный срок исполнения услуги ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ. административным ответчиком представителю административного истца было выдано решение об отказе в выдаче разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства № со ссылкой на ст.51 ГрК РФ. Из текста решения об отказе следует, что ДД.ММ.ГГГГ (через 34 дня после истечения срока исполнения муниципальной услуги) работниками управления муниципального земельного контроля администрации города Сочи был обследован земельный участок с кадастровым номером № и выявлены возведённые подпорные стены и выполненное свайное иоле. Указанные подпорные стены и свайное поле является, по мнению работников административного ответчика, объектами самовольного строительства, что и является основанием к отказу в выдаче разрешения на строительство.
Частью 13 ст. 51 ГрК РФ установлен исчерпывающий перечень оснований к отказу в выдаче разрешения на строительство, который включает в себя отсутствие документов, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 51 ГрК РФ, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Ни одно вышеперечисленное основание в отказе не указано, что говорит об отсутствии такого основания.
В судебном заседании представитель администрации города Сочи ФИО3 возражал против удовлетворения административного искового заявления.
Выслушав доводы и возражения сторон, исследовав материалы дела и представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии части 1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N №-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона N №-ФЗ к вопросам местного значения отнесены утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство.
В силу части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений (пункт 2); выдача разрешений на строительство (пункт 5).
В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (пункт 1).
Как следует из материалов дела, административный истец через ГАУ КК «МФЦ КК» по городу Сочи, обратился в департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи с заявлением о выдаче разрешения на строительство на земельном участке с кадастровым номером №
Решением от ДД.ММ.ГГГГ№ административному истцу отказано в выдаче разрешения на строительство.
Основанием к отказу послужил тот факт, что согласно акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ управления муниципального земельного контроля администрации города Сочи, в границах земельного участка с кадастровым номером 23:49:0401008:2237 возведены подпорные стены. Кроме того, в границах указанного земельного участка расположено свайное поле.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция, объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных законом (часть 2 статьи 51 Градостроитель кодекса).
Полномочиями по выдаче разрешения на строительство в соответствии с частью 4 статьи 51 Градостроительного кодекса наделены органы местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Получению разрешения на строительство, как следует из части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса, предшествует подготовка проектной документации, которая представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта. Проектная документация должна осуществляться на основании результатов инженерных изысканий, градостроительного плана земельного участка, в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (часть 11 статьи 48 Градостроительного кодекса).
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (часть 1 статьи 51 Градостроительного кодекса).
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (часть 2 статьи 51 Градостроительного кодекса).
Системное толкование приведенных положений Градостроительного кодекса дает основание полагать, что застройщик вправе приступить к строительству объекта капитального строительства (в случаях, когда необходимо получение разрешения) только после получения разрешения на строительство такого объекта, осуществления всех предусмотренных законом мероприятий и оформления документов, подготавливаемых в целях его получения и осуществления строительства.
Предоставление застройщиком указанных в статье 51 Градостроительного кодекса документов, необходимых для получения разрешения на строительство, является обязательным, но их наличие не является единственным основанием для получения разрешения на строительство. Исполнение этой обязанности необходимо совершить перед началом строительства.
Также необходимо отметить, что административный истец неверно толкует нормы ст. 51 Градостроительного кодекса РФ в части срока оказания муниципальной услуги.
Так, в соответствии с пп. 3 ч. 11.1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», в случае, если подано заявление о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, который не является линейным объектом и строительство или реконструкция которого планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, и к заявлению о выдаче разрешения на строительство не приложено заключение, указанное в части 10.1 настоящей статьи, либо в заявлении о выдаче разрешения на строительство не содержится указание на типовое архитектурное решение, в соответствии с которым планируется строительство или реконструкция объекта капитального строительства, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" - в течение тридцати дней со дня получения указанного заявления выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Указанное положение закреплено в административном регламенте предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, утвержденного постановлением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№.
Так, согласно абз. 3,4 п. 2.4. административного регламента, разрешение на строительство или реконструкцию выдается в течение 7 (семи) рабочих дней со дня поступления заявления в Департамент. В случае если подано заявление о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, который не является линейным объектом и строительство или реконструкция которого планируется в границах территории исторического поселения регионального значения, и к заявлению о выдаче разрешения на строительство не приложено заключение, указанное в подпункте 2.7.7 административного регламента, и в заявлении о выдаче разрешения на строительство не содержится указание на типовое архитектурное решение, в соответствии с которым планируется строительство или реконструкция объекта капитального строительства, срок предоставления муниципальной услуги составляет тридцать календарных дней со дня поступления заявления в Департамент.
При таких обстоятельствах администрацией города Сочи обоснованно отказано ФИО1 в выдаче разрешения на строительство, в рамках своих полномочий и в соответствии с действующим законодательством было принято оспариваемое административным истцом решение. Нарушений прав и законных интересов административного истца при этом, судом не установлено.
Таким образом, в сложившейся ситуации, у суда отсутствуют основания для обязания администрации г.Сочи выдать ФИО1 испрашиваемое разрешение на строительство индивидуального жилого дома.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, должностного лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 1 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с п.2 ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 218, 226, 227 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к администрации города Сочи о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Сочи.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Центрального
районного суда г.Сочи Н.А. Круглов