ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2413/2021 от 25.03.2022 Брянского районного суда (Брянская область)

Дело №2а-367/2022 (2а-2413/2021)

УИД: 32RS0003-01-2021-003306-69

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 марта 2022 года г. Брянск

Брянский районный суд Брянской области в составе

председательствующего судьи Копыловой О.В.,

при секретаре Никишонкове С.А.,

с участием представителя административного истца ФИО1 – адвоката

Гарбуз Е.Г.,

административного ответчика инспектора отдела опеки и попечительства администрации Брянского района ФИО2,

представителя административного ответчика администрации Брянского района

ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к инспектору отдела опеки и попечительства администрации Брянского района ФИО2, отделу опеки и попечительства администрации Брянского района, администрации Брянского района о признании незаконным бездействия инспектора отдела опеки и попечительства администрации Брянского района ФИО2,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к инспектору отдела опеки и попечительства администрации Брянского района ФИО2 о признании ее бездействия незаконным, ссылаясь на то, что Брянским районным судом Брянской области 29.07.2021 г. было вынесено решение по гражданскому делу №2-950/2021 по иску ФИО1 к ФИО4 о восстановлении в родительских правах, которым истцу было отказано в удовлетворении заявленных исковых требований. При рассмотрении данного гражданского дела в период с 05.02.2021 г. по 29.07.2021 г. инспектором отдела опеки и попечительства администрации Брянского района ФИО2 в нарушение ст.78 СК РФ, п.11 ст.9 Закона Брянской области №1-3 от 11.01.2008 г. «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Брянской области» не был составлен акт обследования условий жизни ребенка ФИО8, и соответственно указанный акт не был представлен суду в процессе рассмотрения вышеуказанного гражданского дела. Ссылаясь на вышеизложенное, полагая тем самым, что инспектор отдела опеки и попечительства администрации Брянского района ФИО2 проявила бездействие, что не позволило суду полно и объективно принять решение по делу по иску ФИО1 о восстановлении в родительских правах, просил признать незаконным бездействие инспектора отдела опеки и попечительства администрации Брянского района ФИО2

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 – адвокат Гарбуз Е.Г. поддержала требования административного иска в полном объеме.

Административный ответчик инспектор отдела опеки и попечительства администрации Брянского района ФИО2, действующая так же в интересах отдела опеки и попечительства администрации Брянского района, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований административного иска, ссылаясь на то, что при рассмотрении гражданского дела №2-950/2021 судебного запроса на составление акта обследования условий жизни несовершеннолетнего ФИО8 не поступало, органом опеки и попечительства по делу было дано заключение по существу спора исключительно в интересах ребенка, основанное на материалах дела, в том числе, на результатах проведенного психологического исследования ребенка.

В судебном заседании представитель административного ответчика администрации Брянского района ФИО3 возражала против требований административного иска в полном объеме.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения административного дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не заявляли.

Суд в соответствии с ч.6 ст.226 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело без участия неявившихся лиц.

Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч.2 ст.27 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Из буквального толкования ст.ст.27, 218 КАС РФ следует, что суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Доводы стороны административного истца о том, что бездействие инспектора отдела опеки и попечительства администрации Брянского района ФИО2, выразившееся в несоставлении в рамках гражданского дела по иску ФИО1 к ФИО4 о восстановлении в родительских правах акта обследования условий жизни ребенка ФИО8, и непредставление его суду, является незаконным, суд признает необоснованными по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, на рассмотрении в Брянском районном суде Брянской области находилось гражданское дело по иску ФИО1 к ФИО4 о восстановлении в родительских правах. Решением Брянского районного суда Брянской области от 29.07.2021 г. в удовлетворении исковых требований ФИО1 к ФИО4 о восстановлении в родительских правах, отказано.

В соответствии со ст.47 ГПК РФ в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления до принятия решения судом первой инстанции вступают в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на них обязанностей и защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В случаях, предусмотренных федеральным законом, и в иных необходимых случаях суд по своей инициативе может привлечь к участию в деле государственный орган или орган местного самоуправления для достижения целей, указанных в части первой настоящей статьи.

Согласно ст.78 СК РФ при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту ребенка, к участию в деле должен быть привлечен орган опеки и попечительства. Орган опеки и попечительства обязан провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, и представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора.

При рассмотрении вышеуказанного гражданского дела в судебном заседании участвовал представитель отдела опеки и попечительства администрации Брянского района инспектор ФИО2, которой было оглашено в судебном заседании заключение отдела опеки и попечительства администрации Брянского района, подписанное и.о. начальника отдела ФИО5, согласно которому, принимая во внимание результаты психологического исследования, возраст несовершеннолетнего, особенности психологического и физиологического развития ребенка, восстановление в родительских правах ФИО1 в отношении несовершеннолетнего ФИО8, является нецелесообразным и не отвечает интересам ребенка.

Так же, поскольку по вышеуказанному гражданскому делу судом рассматривался вопрос о восстановлении ФИО1 в родительских правах, по запросу суда специалистами Комитета по делам молодежи, семьи, материнства и детства Брянской городской администрации был составлен акт обследования условий жизни ФИО1, проживающего по адресу: <адрес>, согласно которому в квартире созданы все необходимые условия для проживания несовершеннолетнего ребенка.

В соответствии с п.11 ст.9 Закона Брянской области №1-3 от 11.01.2008 г. «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Брянской области» органы опеки и попечительства муниципальных образований в пределах своих полномочий в отношении несовершеннолетних граждан проводят обследование условий жизни ребенка (детей), а также лица (лиц), претендующего на его воспитание, представляют заключения в суд по спорам, связанным с воспитанием ребенка (детей), разрешают спорные вопросы между родителями (иными законными представителями) и родственниками о воспитании ребенка (детей).

Согласно положению об отделе опеки и попечительства администрации Брянского района, отдел опеки и попечительства является структурным подразделением администрации Брянского района в составе аппарата администрации, который осуществляет функции опеки и попечительства на территории Брянского района в соответствии с полномочиями, установленными настоящим положением (п.п.1.1, 1.2). Основными задачами отдела являются, в том числе, представление интересов и обеспечение защиты законных прав несовершеннолетних граждан в судах общей юрисдикции, обеспечение участия полномочного представителя органа опеки и попечительства в судебных заседаниях (п.3.14); проведение обследования условий жизни ребенка (детей), а так же лица (лиц), претендующих на его воспитание, представление заключения в суд по спорам, связанным с воспитанием детей, разрешение спорных вопросов между родителями (иными законными представителями) и родственниками о воспитании ребенка (детей) (п.3.25); подготовка в суд исковых заявлений о лишении родительских прав, ограничении родительских прав и других исков и заявлений о защите прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних, подготовка заключений в суд по данным вопросам в случаях, предусмотренных законом.

В материалы административного дела представлены должностные инструкции начальника отдела по опеке и попечительству администрации Брянского района №604 от 22.04.2020 г., с которой был ознакомлен начальник отдела ФИО6.; инспектора отдела по опеке и попечительству администрации Брянского района №434 от 26.12.2016 г., с которой ознакомлены инспектора ФИО7, ФИО2; специалиста отдела по опеке и попечительству администрации Брянского района №435 от 26.12.2016 г., с которой были ознакомлены специалисты ФИО9, ФИО10; специалиста отдела по опеке и попечительству администрации Брянского района №425 от 23.09.2016 г., с которой была ознакомлена специалист ФИО5

Так, согласно п.п.9, 30, 40 должностной инструкции начальника отдела по опеке и попечительству администрации Брянского района №604 от 22.04.2020 г., в должностные обязанности начальника отдела входят распределение обязанности между сотрудниками, координация их деятельности; подготовка и подача исковых заявлений в суд о лишении родительских прав, ограничении в родительских правах и по иным вопросам, связанным с воспитанием детей и защитой их имущественных и личных неимущественных прав и охраняемых законом интересов, подготовка заключений по данным делам и участие в судебных заседаниях при их рассмотрении; посещение и обследование семьи, имеющей несовершеннолетних детей, в случае возникновения необходимости защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

Согласно п.п.18, 38 должностной инструкции инспектора отдела по опеке и попечительству администрации Брянского района №434 от 26.12.2016 г., в должностные обязанности инспектора отдела входят подготовка обоснованных заключений в суд по спорам между раздельно проживающими родителями об определении места жительства несовершеннолетнего ребенка, а так же порядка общения с ребенком родителю, проживающему отдельно от ребенка, близким родственникам ребенка; подготовка исковых заявлений и заключений по курируемому направлению, обеспечение исполнения судебных решений.

Согласно п.4 должностной инструкции специалиста отдела по опеке и попечительству администрации Брянского района №435 от 26.12.2016 г., в должностные обязанности специалиста отдела входит участие в судебных заседаниях, связанных с защитой имущественных прав детей и охраняемых законом их интересов, проведение обследования жилищно-бытовых условий граждан по запросам судов.

Согласно п.19 должностной инструкции специалиста отдела по опеке и попечительству администрации Брянского района №425 от 23.09.2016 г., в должностные обязанности специалиста отдела, в том числе, входит принятие участия в судебных заседаниях при рассмотрении вопросов о лишении родительских прав, восстановлении в родительских правах, ограничении родительских прав.

При указанных обстоятельствах, учитывая, что судом при рассмотрении гражданского дела рассматривался вопрос о восстановлении в родительских правах ФИО1, в связи с чем обстоятельствами, имеющими значение для рассмотрения данного спора являлись установление обстоятельств изменения поведения, образа жизни и (или) отношение к воспитанию ребенка ФИО1, мнение ребенка, в отношении которого он был лишен родительских прав, наличие (отсутствие) противоречия интересам ребенка в случае восстановления ФИО1 в родительских правах, а так же то, что судебного запроса в адрес инспектора ФИО2 об обследовании условий жизни ребенка ФИО8 и составления об этом акта, не поступало, сведений о том, что на инспектора ФИО2 начальником отдела по опеке и попечительству администрации Брянского района были возложены обязанности по составлению такого акта, в материалах дела не имеется, лицами, участвующими в деле, не представлено, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца о признании незаконным бездействия инспектора отдела опеки и попечительства администрации Брянского района ФИО2

Кроме того, стороной административного истца не представлено доказательств, что бездействие инспектора ФИО2 по несоставлению в рамках гражданского дела по иску ФИО1 к ФИО4 о восстановлении в родительских правах акта обследования условий жизни ребенка ФИО8, и непредставление его суду, нарушило права и свободы заявителя. В соответствии с ч.3 ст.67 ГПК РФ суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. При рассмотрении гражданского дела по иску ФИО1 к ФИО4 о восстановлении в родительских правах 29.07.2021 г. Брянским районным судом Брянской области вынесено решение, в удовлетворении исковых требований ФИО1 к ФИО4 о восстановлении в родительских правах, отказано.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 177-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска ФИО1 к инспектору отдела опеки и попечительства администрации Брянского района ФИО2, отделу опеки и попечительства администрации Брянского района, администрации Брянского района о признании незаконным бездействия инспектора отдела опеки и попечительства администрации Брянского района ФИО2, отказать.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Брянский районный суд Брянской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий О.В. Копылова

Мотивированное решение изготовлено 25 марта 2022 года