ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2415/19 от 05.06.2019 Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Соколовой Т.Ю.

при секретаре Анохиной О.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2а-2415/2019 по административному иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к Государственной жилищной инспекции <адрес>, заинтересованное лицо – <адрес> о признании бездействия, выразившееся в не проведении проверки достоверности сведений заявления и документах, не проведении внеплановой проверки незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Административные истцы обратились в суд с настоящим административным иском, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ собственниками жилых помещений в МКД по адресу: <адрес>, была направлена жалоба в Прокуратуру Ростовской области на незаконные действия Государственной жилищной инспекции Ростовской области по включению данного МКД в лицензию управляющей компании ООО1

На основании вышеназванного обращения Прокуратурой Ростовской области проведена проверка в ходе которой выявлены нарушения Государственной жилищной инспекции Ростовской области жилищного законодательства при внесении сведений об управлении общим имуществом многоквартирного <адрес> в <адрес> в реестр лицензий Ростовской области.

Административный истец указывает, что в силу подпункта «е» пункта 5 Порядка № 938/пр, условием для принятия положительного решения по заявлению о внесении изменений в реестр лицензий являлось отсутствие признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации.

Кроме того в силу положений ранее действовавшей редакции пункта 5 Порядка № 938/пр инспекция обязана была выяснять данный вопрос, поскольку к числу условий, которые должны соблюдаться для принятия соответствующего решения уполномоченным органом относилась достоверность сведений, содержащихся в заявлении (подпункт «б»).

В рамках проверки, ГЖИ РО обязана была проверить представленные решения собственников на предмет признаков ничтожности вне зависимости от наличия или отсутствия судебного акта, поскольку ничтожные решения не влекут правовых последствий вне зависимости от признания их таковыми судом.

Требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах утверждены приказом Минстроя России от 25.12.2015 № 937/пр.

Между тем, представленный ООО1 (ИНН ) реестр собственников не соответствует вышеприведенным нормам: в нем отсутствуют сведения обо всех собственниках помещений в многоквартирном доме с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) собственников - физических лиц, количества голосов, которым владеет каждый собственник помещения в многоквартирном доме (подпункт «а»). Данные документов, подтверждающих права собственности на помещения, не соответствуют действительности.

В ходе рассмотрения заявления ООО1 (ИНН ), проверка достоверности сведений (подпункт «б» пункта 5 Порядка № 938/пр), содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка инспекцией не была проведена, в связи с чем прийти к выводу об отсутствии кворума, для инспекции не представилось возможным.

По смыслу вышеизложенных норм гражданского и жилищного законодательства, а также разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, действующим законодательством не предусмотрен только судебный порядок оспаривания решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, поскольку ничтожность такого решения (например, в случае, когда оно принято при отсутствии необходимого кворума) может быть установлена независимо от признания его таковым судом.

Административный истец полагает, что ГЖИ РО правомочна была оценить соответствующее решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на предмет их ничтожности.

Не проведение проверки ГЖИ РО протокола от ДД.ММ.ГГГГ общего собрания подтверждается тем, что в своем письме от ДД.ММ.ГГГГ-ОГ ГЖИ РО признает отсутствие кворума.

Поскольку решение собрания, оформленного протоколом от ДД.ММ.ГГГГ было принято в отсутствие кворума, указанный протокол общего собрания не мог рассматриваться ГЖИ РО в качестве основания для внесения изменений в реестр лицензий, поскольку данное решение собрания не порождает каких-либо прав или обязанностей, связанных с его принятием.

Административный истец указывает, что отсутствие судебного акта о признании кворума отсутствующим и о признании решения собрания ничтожным на момент приятия ГЖИ РО решений, не влияет на выводы о ничтожности решений общего собрания собственников помещений, поскольку они ничтожны вне зависимости от признания их таковыми судом, так же как договор управления, заключенный на его основании.

Из ответа Прокуратуры Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ Истцам стало известно, что: ДД.ММ.ГГГГ в ГЖИ РО поступило заявление ООО1" (ИНН ) о и изменений в реестр лицензий Ростовской области в связи с заключением договора управления вышеназванным домом.

В связи с содержащимися в реестре лицензий Ростовской области сведениями об управлении указанным многоквартирным домами ООО2», рассмотрение заявления ООО1 (ИНН в соответствии с п. 10 Порядка было приостановлено.

С целью принятия решения ГЖИ РО в соответствии с п. 15 Порядка у ООО1-ИНН ) запрошены копии технических паспортов многоквартирного дома, мление о расторжении договора управления с предыдущей управляющей организацией, приёма-передачи технической документации, договоров, заключённых с ресурсоснабжающими организациями.

Также ГЖИ РО у ООО «УК «Военвед» истребованы копии протоколов общих собраний собственников помещений в указанном многоквартирного доме по вопросу выбора управляющей организациии (или) прекращения договорных отношений с управляющей организацией (с приложением реестров голосования, решением собственников помещений), договором управления, технических паспортов многоквартирных домов, уведомлений о расторжении договоров управления, актов приёма-передачи технической документации.

Из ответа Прокуратуры Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ административные истцы узнали, что вопреки требованиям пп. «б» п. 5 Порядка ГЖИ РО не была проверена достоверность представленных ООО1 (ИНН ) документов. Так же ГЖИ РО была проигнорирована информация, представленная ООО «УК «Военвед» о нарушениях допущенных ООО1" при уведомлении ООО2» о расторжении договора.

Согласно заключения ГЖИ РО от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, оформленном по результатам рассмотрения заявления ООО1 (ИНН ), проверка достоверности сведений содержащихся в документах представленных ООО1-ИНН ) проводилась. Вышеуказанное заключение полностью противоречит сведениям представленным собственникам помещений на их обращения, в ответах ГЖИ РО -ОГ от ДД.ММ.ГГГГ за подписью заместителя начальника ГЖИ РО М.; -ОГ от ДД.ММ.ГГГГ за подписью заместителя начальника ГЖИ РО А.; -ОГ от ДД.ММ.ГГГГ за подписбю начальника ГЖИ РО А..

Проведённой проверкой было установлено, что ООО2» информацию о расторжении договоров управления с собственниками помещений указанного многоквартирного дома в ГЖИ РО не представляло.

В нарушение требований ч. 3 ст. 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, при наличии поступивших из ООО1 (ИНН ) сведений о заключении названных договоров управления, внеплановая проверка ГЖИ РО не организована и не проведена.

Несмотря на вышеперечисленные нарушения законодательства, ГЖИ РО вынесен приказ от ДД.ММ.ГГГГ-Д, которым внесены изменения в реестр об управлении многоквартирным домом по <адрес> в <адрес>ООО1 (ИНН <***>).

Вышеназванное бездействие ГЖИ РО привело к дестабилизации обстановки по управлению указанным многоквартирным домом, выразившееся в полном отсутствии обслуживания, что нарушает жилищные права истцов, предусмотренные ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, по смыслу которой, управление многоквартирным домом, должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в доме.

Так же бездействие ГЖИ РО привело к изданию незаконного приказа, принятого с нарушением Порядка, без проведения проверки достоверности документов представленных ООО1" (ИНН согласно п. 3 Порядка и проверки на наличие признаков ничтожности решения общего собрания собственников, согласно п. 5 пп. «е» Порядка.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просит признать бездействие ГЖИ РО, выразившееся в не проведении проверки достоверности сведений в представленных ДД.ММ.ГГГГООО1 (ИНН в заявлении и документах, в целях внесения изменений в реестр, в отношении многоквартирного <адрес> в <адрес>, не проведении внеплановой проверки в соответствии с ч. 3 ст. 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, - незаконным.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание явился, административные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.

Представитель административных истцов, действующая на основании доверенности ФИО5 в судебное заседание явилась, административные исковые требования поддержал, просил из удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика, действующая на основании доверенности ФИО6 в судебное заседание явилась, административные исковые требования не признала, просила в его удовлетворении отказать.

Представитель заинтересованного лица Прокуратуры Ростовской области, действующий на основании доверенности ФИО7, в судебное заседание явилась, полагал, что административные исковые требования подлежат удовлетворению.

Представитель заинтересованного лица Прокуратуры Ростовской области, действующий на основании доверенности ФИО8, в судебное заседание явился, полагал, что административные исковые требования подлежат удовлетворению.

Административные истцы ФИО2, ФИО3, ФИО4 в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены судом надлежащим образом.

Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся административных истцов, рассмотрено в порядке ст.150 КАС РФ.

Выслушав административного истца, представителя административного истца, представителя административного ответчика, представителей заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии со ст. 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (ч. 1). Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом (ч. 2).

В соответствии с ч. 1.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса случая.

Согласно ч. 3 ст. 200 Жилищного кодекса Российской Федерации лицензиат, в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а также в случае прекращения или аннулирования лицензии в соответствии со статьей 199 настоящего Кодекса обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до дня: 1) возникновения в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса; 2) возникновения обязательств по договору управления многоквартирным домом, заключенному управляющей организацией с товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) возникновения обязательств по договорам, указанным в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса; 4) государственной регистрации товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

Согласно ч. 1 ст. 195 Жилищного кодекса Российской Федерации сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации; сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами; реестре дисквалифицированных лиц.

В соответствии со ст. 198 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (ч. 2). Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ч. 3).

Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утверждены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ/пр.

Пунктами 2 и 3 Порядка утверждены требования, предъявляемые к заявлению о внесении изменений в Реестр и к составу прилагаемых к нему документов. Пунктом 5 Порядка установлены условия, соблюдение которых проверяется органом государственного жилищного надзора при рассмотрении заявления лицензиата, и прилагаемых к нему документов.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГООО1» обратилось в Государственную жилищную инспекцию Ростовской области с заявлением о внесении изменений в Реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом по <адрес> в <адрес> с приложением к заявлению копии протокола общего собрания собственников, решений собственников и договора управления указанным многоквартирным домом.

В ходе рассмотрения заявления Государственной жилищной инспекции Ростовской области было установлено, что в Реестре содержались сведения об управлении указанными многоквартирными домами ООО2 в связи с чем, Госжилинспекцией области в соответствии с подпунктом «в» пункта 7, подпунктом «а» пункта 10, подпунктом «а» пункта 15, пунктом 16 Порядка ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о приостановлении рассмотрения заявления ООО1» на срок 20 рабочих дней – до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 15 Порядка в адрес обеих управляющих организаций были направлены запросы о предоставлении информации и документов, подтверждающих правомочность управления указанным многоквартирным домом.

Как указывает административный ответчик, в ответ на запрос Госжилинспекции области ООО1 была предоставлена подтверждающая информация, в том числе о расторжении договора управления с предыдущей управляющей организацией - ООО2

В письме от ДД.ММ.ГГГГООО2» сообщило, что в адрес ООО2» поступили письма от ООО1 с требованием передачи технической документации на вышеуказанные дома в связи с принятыми на общих собраниях собственников помещений решений о смене управляющей организации. К данным письмам были приложены только копий первых страниц протоколов общих собраний собственников помещений, а копии решений собственников к данным письмам приложены не были, что противоречит ст. 46 Жилищного кодекса РФ. В приложенных документах не содержалась повестка дня собраний и принятые по вопросам повестки решения. Указанные копии не позволяют удостовериться в правдивости проведения собрании и их правомерности. Кроме того, собрания в каждом из многоквартирных домов были проведены около года назад, то есть уведомления направлены с нарушением пятидневного срока. В адрес ГЖИ РО было направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ с исх. с указанием на нарушения и просьбой провести проверку правомерности проведенных собраний по выбору ООО1 в качестве управляющей организации, в ответе ГЖИ РО от ДД.ММ.ГГГГ-ОГ было указано, что в жилищную инспекцию данные протоколы не направлялись. Уведомлений о расторжении договора управления МКД в адрес ООО2» не поступало.

Кроме того, в адрес ГЖИ Ростовской области ООО2 была направлена информация (заявления жильцов) о фактах недействительности (нелегитимности) протоколов общих собраний от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ о выборе управляющей компании ООО1 а также заключенных договоров управления домами.

По результатам рассмотрения поступивших от обоих лицензиатов информации и документов Госжилинспекцией области было принято решение о внесении изменений в Реестр в отношении многоквартирного <адрес> в <адрес>, оформленное приказом от ДД.ММ.ГГГГ-Л.

ДД.ММ.ГГГГ в Госжилинспекцию области поступило заявление ООО2» о внесении изменений в Реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом по <адрес> в <адрес>.

Поскольку на момент рассмотрения указанного заявления в Реестре содержались сведения об управлении указанным многоквартирным домом ООО1», ДД.ММ.ГГГГ<адрес> рассмотрение заявления приостановлено на срок 20 рабочих дней - по ДД.ММ.ГГГГ.

В адрес обеих управляющих организаций были направлены запросы о предоставлении информации и документов, подтверждающих правомочность управления указанным многоквартирным домом.

ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения поступивших в ответ на запросы информации и документов Госжилинспекцией области принято решение об отказе во внесении изменений в Реестр и возврате заявления ООО2 в связи с тем, что собственниками помещений в указанном многоквартирном доме не была соблюдена процедура расторжения договора управления многоквартирным домом с ООО1 (не было направлено уведомление о расторжении договора управления).

На момент обращения ООО1» в Государственную жилищную инспекцию Ростовской области с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ Порядок № 938/пр действовал в редакции от ДД.ММ.ГГГГ.

Пунктом 2 Пордка № 938/пр предусмотрено, что изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с частями 3, 3.1, 5 - 5.4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации или при непоступлении в установленный срок заявления о продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, либо на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - заявитель), заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения: адрес многоквартирного дома; основания заключения, прекращения или расторжения договора управления многоквартирным домом; в) реквизиты договора управления многоквартирным домом; г) реквизиты распорядительного документа органов местного самоуправления, органов исполнительной власти городов федерального значения - Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, в случае заключения договора управления многоквартирным домом, в соответствии с частью 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; д) данные о заявителе (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия) в случае осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на основании лицензии; е) данные о реорганизации лицензиата:

Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются следующие документы:

а) копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления в случае проведения такого собрания, за исключением случая представления в орган государственного жилищного надзора подлинников указанных документов в соответствии с частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации;

б) копия протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в соответствии с которым управляющая организация определена победителем конкурса, либо копия протокола, в соответствии с которым управляющая организация определена единственным участником конкурса, в случае если конкурс признан несостоявшимся, в связи с тем, что только один претендент признан участником конкурса (в случае проведения указанного конкурса);

в) копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, или копия договора управления, заключенного с застройщиком в случаях, предусмотренных частью 14 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;

г) копия акта приема-передачи технической документации и иных связанных с управлением таким домом документов, ключей от помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, электронных кодов доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иных технических средств и оборудования, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, в случае подачи заявления об исключении многоквартирного дома из реестра;

д) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя на подачу заявления и документов, предусмотренных пунктом 3 настоящего Порядка (в случае, если от имени заявителя обращается его уполномоченный представитель), оформленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

е) копия договора управления многоквартирным домом, заключенного с управляющей организацией на основании распорядительного документа органа местного самоуправления, органа исполнительной власти городов федерального значения - Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в случаях, предусмотренных частью 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;

ж) копию заявления одной из сторон договора управления многоквартирным домом в случае прекращения договора управления многоквартирным домом в связи с окончанием срока его действия;

з) копия договора управления многоквартирным домом, подписанного управляющей организацией, определенной победителем открытого конкурса по отбору управляющей организации;

и) в случае реорганизации в форме присоединения к лицензиату юридического лица или юридических лиц, управляющего или управляющих многоквартирным домом или домами (далее - присоединяемые лица):

- копия листа записи Единого государственного реестра юридических лиц о реорганизации в форме присоединения к лицензиату присоединяемых лиц;

- копии решений общих собраний участников (акционеров) лицензиата и присоединяемых лиц о реорганизации в форме присоединения, оформленных протоколами общих собраний участников (акционеров) или решениями единственных участников (акционеров), или решений собственников имущества унитарных предприятий, или решений учредителей (учредителя) некоммерческих организаций о реорганизации в форме присоединения;

- копия передаточного акта между присоединяемыми лицами и лицензиатом;

к) в случае реорганизации в форме преобразования лицензиата:

- копия листа записи Единого государственного реестра юридических лиц о реорганизации в форме преобразования;

- копии решений общих собраний участников (акционеров) лицензиата о реорганизации в форме преобразования, оформленных протоколами общих собраний участников (акционеров) или решениями единственных участников (акционеров), или решений собственников имущества унитарных предприятий, или решений учредителей (учредителя) некоммерческих организаций о реорганизации в форме преобразования;

л) в случае реорганизации в форме слияния юридических лиц, управляющих многоквартирным домом или домами (далее - реорганизованные юридические лица):

- копия листа записи Единого государственного реестра юридических лиц о создании юридического лица путем реорганизации в форме слияния;

- копии решений общих собраний участников (акционеров) реорганизованных юридических лиц о реорганизации в форме слияния, оформленных протоколами общих собраний участников (акционеров) или решениями единственных участников (акционеров), или решений собственников имущества унитарных предприятий, или решений учредителей (учредителя) некоммерческих организаций о реорганизации в форме слияния;

- копия передаточного акта между реорганизованными юридическими лицами и юридическим лицом, создаваемым в результате слияния;

- справка с данными о реорганизованных юридических лицах (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами) на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц, заверенная правопреемником;

м) опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная заявителем (уполномоченным представителем заявителя).

Копии представляемых с заявлением документов должны быть прошиты и надлежащим образом заверены уполномоченным должностным лицом заявителя.

Согласно п. 5 Порядка, в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:

а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;

б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;

в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;

г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;

д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГN 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)

е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, в силу подпункта «е» пункта 5 Порядка № 938/пр, в редакции, действовавшей на момент принятия Госжилинспекцией оспариваемых решений, условием для принятия положительного решения по заявлению о внесении изменений в реестр лицензий являлось отсутствие признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации.

Кроме того, суд принимает во внимание, что и в силу положений ранее действовавшей редакции пункта 5 Порядка № 938/пр инспекция обязана была выяснять данный вопрос, поскольку к числу условий, которые должны соблюдаться для принятия соответствующего решения уполномоченным органом относилась достоверность сведений, содержащихся в заявлении (подпункт «б»). В рамках проверки, которой Инспекция обязана была проверять представленные решения собственников на предмет признаков ничтожности вне зависимости от наличия или отсутствия судебного акта, поскольку ничтожные решения не влекут правовых последствий вне зависимости от признания их таковыми судом.

Таким образом, поскольку основания ничтожности решений собраний собственников помещений в многоквартирном доме нормами ЖК РФ не урегулированы, то применению к таким правоотношениям подлежат общие положения, установленные гражданским законодательством в данной сфере, в частности, положения статьи 181.5 ГК РФ.

Согласно статье 181.5 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно:

- принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества;

- принято при отсутствии необходимого кворума;

- принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания;

- противоречит основам правопорядка или нравственности.

При этом из разъяснений, содержащихся в пункте 106 названного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГN следует, что согласно пункту 1 статьи 181.4 ГК РФ решение собрания недействительно по основаниям, установленным ГК РФ или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) либо независимо от такого признания (ничтожное решение). Допускается возможность предъявления самостоятельных исков о признании недействительным ничтожного решения собрания; споры по таким требованиям подлежат разрешению судом в общем порядке по заявлению любого лица, имеющего охраняемый законом интерес в таком признании.

Таким образом, по смыслу вышеизложенных норм гражданского и жилищного законодательства, а также разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, действующим законодательством не предусмотрен только судебный порядок оспаривания решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, поскольку ничтожность такого решения (например, в случае, когда оно принято при отсутствии необходимого кворума) может быть установлена независимо от признаков признания его таковым судом.

Положения части 6 статьи 46 ЖК РФ, предусматривающие право собственника помещения в многоквартирном доме обжаловать в судебном порядке решение, принятое общим собранием, не ограничивает саму возможность оценки юридической силы такого решения с точки зрения соблюдения при его принятии отдельных положений жилищного законодательства (наличие кворума; количество голосов, отданных за те или иные решения; соответствие принятых решений повестке дня) только лишь рамками судебного дела об оспаривании решения.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Государственная жилищная инспекция правомочна оценить соответствующие решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на предмет их ничтожности.

Между тем, в судебном заседании установлено и не оспаривалось административным ответчиком, оригинал протокола от ДД.ММ.ГГГГ в Государственную жилищную инспекцию в порядке ст.46 ЖК РФ не поступал, местонахождение оригинала протокола общего собрания собственников помещений от ДД.ММ.ГГГГ, листов голосования по вопросам, вынесенным на повестку дня в ходе проведения проверки установить не удалось.

Как следует из ответов Государственной жилищной инспекции Ростовской области, протокол общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ принят в отсутствие кворума, оригинал протокола общего собрания многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе решения собственников в адрес Государственной жилищной инспекции Ростовской области не поступал.

Поскольку в рассматриваемой ситуации решения собрания, оформленного протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, приняты в отсутствие кворума, указанный протокол общего собрания не мог рассматриваться Государственной жилищной инспекции Ростовской области в качестве основания для внесения изменений в реестр лицензий, поскольку данное решение собрания не порождает каких-либо прав или обязанностей, связанных с его принятием.

В силу пункта 9 Порядка № 938/пр основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются: несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 настоящего Порядка (подпункт «а»); несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 настоящего Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка (подпункта «б»).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что действия (бездействие) Государственной жилищной инспекции Ростовской области, выразившихся в непроведении проверки достоверности сведений в представленных в заявлении и документах, в целях внесения изменений в реестр, в отношении многоквартирного <адрес> в <адрес>, непроведении проверки в соответствии с ч.3 ст. 198 ЖК РФ, нарушило право административных истцов.

Приведенные выше обстоятельства указывают на нарушение прав административных истцов и, соответственно, на необходимость их восстановления.

В соответствии с ч.1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Частью 1 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, а также соблюдения срока обращения в суд, возлагается на лицо, обратившееся в суд.

Согласно ч.11 ст.226 КАС РФ, обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Однако приведенное положение процессуального закона не освобождает административного истца от обязанности доказать факт допущенного нарушения органом власти и нарушение этим его прав и законных интересов.

В силу ч.ч. 1-3 ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

В нарушение положений ч. 2 ст. 62 КАС РФ, административным ответчиком, доказательств, свидетельствующих о том, что была проведена проверка достоверности сведений в представленных в заявлении и документах, в целях внесения изменений в реестр, в отношении многоквартирного <адрес> в <адрес>, предоставлено не было.

В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу о правомерности заявленных требований к Государственной жилищной инспекции Ростовской области, о признании действий (бездействия), выразившееся в не проведении проверки достоверности сведений заявления и документах, не проведении внеплановой проверки незаконным, в связи с чем, заявленные требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие Государственной жилищной инспекции Ростовской области в не проведении проверки достоверности сведений в представленных ДД.ММ.ГГГГООО1 в заявлении и документах, в целях внесения изменений в реестр, в отношении многоквартирного <адрес> в <адрес>, не проведении внеплановой проверки.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ростовского областного суда через Кировский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы.

СУДЬЯ:

Решение в окончательной форме изготовлено 10 июня 2019 года.