ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2415/19 от 06.06.2019 Ногинского городского суда (Московская область)

Дело

РЕШЕНИЕ СУДА

именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Ногинск Московской области

Ногинский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Дорохиной И.В..,

при секретаре Грачевой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению кадастрового инженера Вишняковой С. В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным решения (уведомления) о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и обязании исправить реестровую ошибку в сведениях ЕГРН,

у с т а н о в и л:

Административный истец обратился с указанным административным иском в суд, в обоснование требований указав следующее.

Решением Ногинского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, постановлено исправить реестровую и техническую ошибку в части местоположения границ земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии со схемой заключения эксперта ООО «Мегалэнд».

Исправление реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером обусловлено необходимостью исполнения ранее вынесенного решения Ногинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым установлены местоположение границ смежного земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> произведен его раздел, в результате которого образованы два земельных участка, а также устранена кадастровая ошибка в местоположении границ смежного земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>

Кадастровый инженер Вишнякова С.В. подготовила межевой план в связи с исправлением реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером , который был сдан с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ.

Однако, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области было принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета, что следует из Уведомления от 08.02.2019г. . Основанием приостановления указан п.7. части 1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", причиной- граница земельного участка с кадастровым номером пересекает границу земельного участка с кадастровым номером .

Административный истец считает приостановление государственного кадастрового учета незаконным по следующим основаниям:

1) Приостановление осуществления кадастрового учета на основании п. 7 части 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" с указанием причины -пересечение границ земельных участков незаконно, так как такое основание приостановления осуществления кадастрового учета, как пересечение границ земельного участка, предусмотрено совершенно иной нормой, а именно п.20 части 1 ст.26 ФЗ-218.

В соответствии с п.7. части 1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: - форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации;

Таким образом, при пересечении границ земельных участков приостановление осуществления кадастрового учета по основаниям п.7 части 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости” незаконно.

2) Исправление реестровой ошибки на основании решения суда и кадастровый учет изменений объекта недвижимости - это разные процедуры, по которым предусмотрен отличный друг от друга порядок исполнения, в связи с чем приостановление кадастрового учета при исправлении реестровой ошибки по основаниям, предусмотренным ст. 26 ФЗ- 218, незаконно.

Собственником подавалось заявление об исправлении реестровой ошибки на основании решения Ногинского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Ранее процедура исправления кадастровой ошибки определялась п.4. ст.28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости”, где указывалось, что кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости.

После вступления в силу Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" порядок исправления ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, определяется ст. 61 ФЗ- 218, согласно положениям которой воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, подлежит исправлению по решению суда.

Согласно частям 3, 4, 6 и 7 статьи 61 Закона N 218-ФЗ воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее – реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

Из анализа положений закона следует, что поскольку сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 50:16:0703009:129 признаны реестровой и технической ошибкой решением Ногинского городского суда Московской области от 15.03.2018, то ошибка подлежит исправлению на основании решения суда в порядке ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", а не в порядке кадастрового учета изменений объекта недвижимости.

По основаниям, предусмотренным ст. 26 ФЗ-218, приостановление незаконно, поскольку заявлено исправление реестровой ошибки на основании решения суда, порядок исправления которой определяется ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", тогда как ст. 26 ФЗ-218 предусматривает основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета при постановке на кадастровый учет и учете изменений.

Из буквального толкования ст. 61 ФЗ-218 следует, что реестровая ошибка должна исправляться на основании решения суда и необходимость предоставления межевого плана отсутствует.

3) Судебные акты являются основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в течение 5 рабочих дней с даты поступления в орган регистрации прав вступившего в законную силу судебного акта, установившего обязанность осуществить государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав (пункт 5 части 2 статьи 14, пункт 7 части 1 статьи 16 Закона N 218-ФЗ).

Таким образом, полагает, что административным ответчиком нарушены положения пункта 5 части 2 статьи 14. пункт 7 части 1 статьи 16 Закона N 218-ФЗ. что влечет незаконность уведомления административного ответчика.

4)Приостановление кадастрового учета по основанию пересечения границ земельных участков с кадастровыми номерами и незаконно, так как выявленное пересечение соответствует нормативно установленному допуску определения местоположения характерных точек границ, что позволяет сделать вывод об отсутствии пересечения.

Оснований для обращения в суд по изменению местоположения границ земельного участка с кадастровым номером не имеется. поскольку спор по границам отсутствует и наложение границ находится в пределах допустимых значений.

5)В силу п.6 ст.61 ФЗ-218 орган регистрации прав при обнаружении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков принимает решение о необходимости устранения такой ошибки. Таким образом, если административный ответчик считает, что при исправлении реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером будет иметься пересечение границ с земельным участком с кадастровым номером то он должен был самостоятельно принять решение об исправлении реестровой ошибки в отношении земельного участка с кадастровым номером или

Поскольку из решения суда следует, что допущены реестровая и техническая ошибка при определении местоположения границ земельного участка с кадастровым номером полагает, что логично было бы исправить реестровую ошибку в отношении местоположения границ земельного участка с кадастровым номером взяв за основу границу земельного участка с кадастровым номером

По еще более раннему обращению с заявлением об исправлении реестровой ошибки кадастровым инженером предоставлялся межевой план по исправлению реестровой ошибки, в котором в качестве смежной была принята граница земельного участка с кадастровым номером 50:16:0703009:130 с обоснованием причин:- сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 50:16:0703009:130 внесены в ЕГРН после подготовки экспертного заключения на основании которого исправлялась реестровая ошибка в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером - пересечение значительно меньше допуска по определению местоположения характерных точек земельного участка, установленного

требованиями приказа Минэкономразвития от ДД.ММ.ГГГГ.;- спор по границам отсутствует. Административным ответчиком было отказано в исправлении реестровой ошибки по причине противоречий в сведениях, содержащихся в межевом плане со сведениями в представленном решении Ногинского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Просит суд:

1. Признать незаконным решение (уведомление) административного ответчика о приостановлении государственного кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ.

2. Обязать административного ответчика исправить реестровую ошибку в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером на основании решения Ногинского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Административный истец и его представитель Смирнова Т.В. в судебном заседании поддержал исковые требования по доводам и основаниям, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика не явился, извещен надлежащим образом, направил письменный отзыв на административный иск, просят в удовлетворении требований отказать.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 4 Кодекса административного судопроизводства РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с п. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация и иные лица могут обратиться в суд с требованием об оспаривании в суде решений, действий (бездействий) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права и свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации их законных интересов.

По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца.

При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действующей на дату возникновения спорных правоотношений) кадастровый учет осуществляется, в том числе в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 данного Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

К числу таких характеристик относится, в частности местоположение границ объекта недвижимости.

В силу пункта 7 статьи 38 данного Федерального закона местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Частью 9 статьи 38 указанного Федерального закона предусмотрено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется, исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в этой части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

В соответствии со статьей 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельных участков определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (п. 7 ст. 36 ЗК РФ).

Согласно части 1 статьи 22 Закона межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

В текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках, включая сведения об использованной при подготовке межевого плана геодезической основе, в том числе о пунктах государственных геодезических сетей или опорных межевых сетей, а также в установленном частью 3 настоящей статьи случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ (часть 7 статьи 22 Закона).

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 8 статьи 22 Закона).

Согласно пункту 7 части 1 ст. 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно статье 28 вышеназванного Федерального закона одним из видов ошибок в государственном кадастре недвижимости является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (пункт 2 части 1); кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 данного Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (часть 4).

Статьей 22 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действующей на дату возникновения спорных правоотношений) определен состав необходимых для кадастрового учета документов. В числе таких документов назван, в том числе межевой план.

В соответствии с частью 12 статьи 38 указанного Федерального закона форма межевого плана и требования к его подготовке устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Требования к подготовке межевого плана определены Приказом Минэкономразвития России от 08 декабря 2015 г. N 921.

В силу пункта 11 данных Требований раздел "Сведения об уточняемых земельных участках" включается в состав межевого плана, подготавливаемого в результате выполнения кадастровых работ:

1) по уточнению сведений ЕГРН о местоположении границ и (или) площади земельного участка;

2) по исправлению ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ и (или) площади земельного участка;

3) по образованию земельных участков в случае, если одновременно уточнены сведения о местоположении границ смежных земельных участков.

Согласно пункту 5 части 2 статьи 26 указанного Федерального закона осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям данного Федерального закона.

В случае истечения срока приостановления осуществления кадастрового учета и неустранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета (пункт 6 части 2 статьи 27 названного Федерального закона).

Из письма Минэкономразвития России от 27 марта 2009 г. N 4448-ИМ следует, что в случае выявления пересечения границ, связанного с наличием ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка, органом кадастрового учета должно приниматься решение о приостановлении кадастрового учета, в которое включаются рекомендации органа кадастрового учета о доработке представленного для осуществления государственного кадастрового учета межевого плана. При этом орган кадастрового учета сообщает соответствующему заявителю о возможности внесения в межевой план, предназначенный для осуществления государственного кадастрового учета, дополнительных сведений, необходимых для исправления ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка.

Из материалов дела усматривается, что решением Ногинского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, постановлено исправить реестровую и техническую ошибку в части местоположения границ земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> соответствии со схемой заключения эксперта ООО «Мегалэнд».

Исправление реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером обусловлено необходимостью исполнения ранее вынесенного решения Ногинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым установлены местоположение границ смежного земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес> произведен его раздел, в результате которого образованы два земельных участка, а также устранена кадастровая ошибка в местоположении границ смежного земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>

Кадастровый инженер Вишнякова С.В. подготовила межевой план в связи с исправлением реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером который был сдан с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ.

Однако, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области было принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета, что следует из Уведомления от ДД.ММ.ГГГГ. . Основанием приостановления указан п.7. части 1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", причиной- граница земельного участка с кадастровым номером пересекает границу земельного участка с кадастровым номером

Таким образом, оспариваемый отказ принят органом кадастрового учета по результатам заявления кадастрового инженера, поданного им лишь в отношении изменения местоположения границ земельного участка с кадастровым номером . Представленный кадастровым инженером в целях устранения реестровой ошибки межевой план на земельный участок не содержал переопределенных координат другого смежного с его земельного участка с кадастровым номером что следовало сделать в целях устранения реестровой ошибки согласно вышеприведенным положениям законодательства.

Соответственно, только на основании заявления кадастрового инженера и приложенных к нему документов орган кадастрового учета не мог внести изменения в отношении смежных земельных участков с кадастровыми номерами и

Следовательно, земельный участок с кадастровым номером в установленных решением суда границах пересекал границы смежного с ним земельного участка с кадастровым номером сведения о котором содержались в ГКН и не могли исключаться в результате рассмотрения заявления лишь об участке с кадастровым номером

Данных о том, что кадастровый инженер Вищнякова С.В. подала заявление в отношении внесения изменений в отношении двух земельных участков, а также что все измененяемые сведения в отношении двух земельных участков содержатся в представленном в орган кадастрового учета межевом плане, в материалах дела не имеется.

При таких обстоятельствах оспариваемый отказ органа кадастрового учета являлся законным, в связи с чем в удовлетворении требований административного истца надлежит отказать.

Руководствуясь ст.175, 177-180 Кодекса административного судопроизводства РФ,

решил:

В удовлетворении административного искового заявления кадастрового инженера Вишняковой С. В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным решения (уведомления) о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и обязании исправить реестровую ошибку в сведениях ЕГРН отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Ногинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: