ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2417/2021 от 14.01.2022 Рудничного районного суда г. Прокопьевска (Кемеровская область)

Идентификационный номер 42RS0032-01-2021-002728-16

Дело № 2а - 508/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Прокопьевск 14 января 2022 года

Рудничный районный суд г. Прокопьевска Кемеровской области

в составе председательствующего судьи Полюцкой О.А.,

при секретаре судебного заседания Узольниковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Серегина Р. А. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России <...> по Кемеровской области – Кузбассу, Управлению Федеральной налоговой службы по Кемеровской области – Кузбассу о признании незаконным решения налогового органа,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец Серегин Р.А. обратился в суд с административным иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России <...> по Кемеровской области – Кузбассу, Управлению Федеральной налоговой службы по Кемеровской области – Кузбассу о признании незаконным решения налогового органа.

Требования мотивированы тем, что 07.04.2021 года истец обратился в МРИФНС <...> по Кемеровской области с запросом о предоставлениисодержащихся в ЕГРЮЛ документов об обществе с ограниченной ответственностью «Сибавиапорт» (<...>):- изменения к уставу ЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ (представлен при внесении в ЕГРЮЛ записи от ДД.ММ.ГГГГ<...>);

- протокол общего собрания участников ЮЛ <...> от 16.03.2021 (представлен при внесении в ЕГРЮЛ записи от 24.03.2021 <...>);

- свидетельство <...> от 16.03.2021 (представлен при внесении в ЕГРЮЛ записи от 24.03.2021 <...>).

09.04.2021 года истец получил ответ налогового органа <...>, согласно которому ему были предоставлены изменения к уставу ЮЛ от 16.03.2021.В предоставлении остальных запрашиваемых документов отказано ввиду того, чтов остальных запрашиваемых документах содержатся сведения (паспортные данные, место жительства), доступ к которым ограничен в соответствии с п. 1 ст. 6 абз. 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей)». Запрашиваемая информация попадает под действие ст.102 НК РФ.

Не согласившись с указанным ответом, 04.05.2021 Серегин Р.А. обратился в Управление ФНС России по Кемеровской области с жалобой на акт налогового органа от 09.04.2021.

21.05.2021 Серегин Р.А. получил ответ УФНС России по Кемеровской области <...>@, согласно которому истцу было отказано в удовлетворении жалобы ввиду того, что запрашиваемые документы содержат сведения, доступ к которым ограничен в соответствии с п. 1 ст. 6 Закона № 129-ФЗ. Истец не согласен с указанными актами ФНС России поскольку отказ в предоставлении запрашиваемых документов полностью лишает истцавозможности на получение доступа к запрашиваемым документам, что противоречит принципу общедоступности документов, содержащихся в государственных реестрах. Сведения о номере, о дате выдачи и об органе, выдавшем документ, удостоверяющий личность физического лица не являются обязательным сведениями, содержащимися в протоколе общего собрания участников ЮЛ, соответственно, при их наличии или отсутствии существо документа не изменится. Серегин Р.А. изначально обратился в налоговой органзаявлением о выдаче документов, содержащихся в ЕГРЮЛ, основываясь лишьна необходимости ознакомиться с существом документа, не предполагая, что в указанных документах могут содержаться сведения о номере, о дате выдачи и об органе, выдавшем документ, удостоверяющий личность физического лица.В случае, если бы в запрашиваемых документах отсутствовали указанные сведения или налоговый орган изъял бы указанные сведения, существо документа не изменилось бы и истец получил бы запрашиваемые документы в полном объеме.Фактически, наличие сведений о номере, о дате выдачи и об органе, выдавшемдокумент, удостоверяющий личность физического лица, в любом из документов (за исключением учредительных документов ЮЛ) полностью лишает возможности любого заинтересованного лица в получении указанных документов.

Административный истец просит признать незаконными: акт Межрайонной ИФНС России <...> по Кемеровской области от 09.04.2021 года <...>, акт Управления ФНС России по Кемеровской области от 21.05.2021 года <...>@; обязать Межрайонную инспекцию ФНС России <...> по Кемеровской области предоставить Серегину Р.А. по запросу от ДД.ММ.ГГГГ, содержащиеся в ЕГРЮЛ документы об обществе с ограниченной ответственностью «Сибавиапорт» (<...>), а именно: - протокол общего собрания участников ЮЛ <...> от 16.03.2021 года (представлен при внесении в ЕГРЮЛ записи от ДД.ММ.ГГГГ, <...>); свидетельство № <...>4 от 16.03.2021 года (представлен при внесении в ЕГРЮЛ записи от ДД.ММ.ГГГГ, <...>).

Административный истец Серегин Р.А. в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении заявленных требований в свое отсутствие.

Представители административных ответчиков - Межрайонной ИФНС России <...> по Кемеровской области — Суркова К.С., УФНС России по Кемеровской области — Калязимова А.В., в судебном заседании поддержали доводы письменных возражений ранее представленных в материалы административного дела, исковые требования Серегина Р.А. не признали, в их удовлетворении просили отказать.

С учетом мнения участников процесса, заявленного административных истцом ходатайства, суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Таким образом, для признания незаконными решений, действий (бездействия) административного ответчика необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение такими решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца.

Судом установлено, что 09.02.2004 года на территории Кемеровской области — Кузбасса, Прокопьевского района, п.Калачево было организовано общество с ограниченной ответственностью «Сибавиапорт» - аэропорт, данные о котором были внесены в ЕГРЮЛ. Учредителями ООО «Сибавиапорт» являются ООО «АЭРОКУЗБАСС» и АО «Международный аэропорт Новокузнецк (Спиченково) имени Бориса Валентиновича Волынова». Основным видом деятельности общества указаны:55.1 деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания (ОКВЭД ОК 029-2014).

07.04.2021 года истец обратился в Межрайонную ИФНС России <...> по Кемеровской области с запросом о предоставлении документов об ООО «Сибавиапорт»: изменений к уставу ЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ; протокола общего собрания участников юридического лица <...> от ДД.ММ.ГГГГ; свидетельства <...> от 16.03.2021.

09.04.2021 года Серегиным Р.А. был получен ответ Межрайонной ИФНС России <...> по Кемеровской области <...>, предоставлены изменения в устав ООО «Сибавиапорт» от ДД.ММ.ГГГГ, в предоставлении протокола <...> от ДД.ММ.ГГГГ и нотариального свидетельства № <...> от ДД.ММ.ГГГГ было отказано со ссылкой на положения п. 1 ст. 6 абз. 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

04.05.2021 Серегин Р.А. через личный кабинет Управления ФНС России по Кемеровской области -Кузбассу обратился с жалобой на ответ Межрайонной ИФНС России <...> по Кемеровской области <...> от 09.04.2021.

21.05.2021 административным истцом был получен ответ УФНС России по Кемеровской области -Кузбассу <...>@, согласно которому Серегину Р.А. было отказано в удовлетворении жалобы ввиду того, что запрашиваемые документы содержат сведения, доступ к которым ограничен в соответствии с п. 1 ст. 6 Закона № 129-ФЗ, указано, что инспекцией не допущено нарушений действующего законодательства.

Как усматривается из выписки из ЕГРЮЛ, представленной в материалы дела истцом и являющейся открытой и общедоступной, действительно, в налоговый орган были представлены изменения к уставу ЮЛ, протокол общего собрания участников ЮЛ, свидетельство <...>4 от 16.03.2021 года.

В соответствии с пп. 13 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса РФ налогоплательщики имеют право на соблюдение и сохранение налоговой тайны, а согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 32 Кодекса на налоговые органы возложена обязанность по соблюдению налоговой тайны и обеспечению ее сохранения.

Согласно п. 1 ст. 102 Налогового кодекса Российской Федерации любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением прямо перечисленных в данной статье, составляют налоговую тайну.

К сведениям о налогоплательщике, не относящимся к налоговой тайне относятся: сведения, разглашенные налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; сведения об идентификационном номере налогоплательщика; сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; сведения, предоставляемые налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями).

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ<...> «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» установлено, что обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами (в том числе, налоговая тайна ст.102 и 313 Налогового кодекса РФ).

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ) регулируются отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с п. 4 ст. 5 Закона № 129-ФЗ записи в ЕГРЮЛ вносятся на основании документов, представленных при государственной регистрации.

Порядок предоставления содержащихся в государственных реестрах сведений и документов закреплен в статье 6 Закона № 129-ФЗ.

Согласно п. 1 ст. 6 Закона № 129-ФЗ содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с абзацами вторым и третьим настоящего пункта.

Так, в соответствии с абз.2 п. 1 ст. 6 Закона <...> – ФЗ ограничен доступ к сведениям о номере, о дате выдачи и об органе, выдавшем документ, удостоверяющий личность физического лица, содержащиеся в государственных реестрах, могут быть предоставлены исключительно органам государственной власти, иным государственным органам, судам, органам государственных внебюджетных фондов, государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» в случаях, предусмотренных федеральными законами, и в порядке, установленном актами Правительства Российской Федерации.

В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 6 Закона <...> – ФЗ доступ к содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц сведениям (документам, содержащим сведения) о юридическом лице (с указанием перечня таких сведений) может быть ограничен. Доступ к предусмотренным настоящим абзацем сведениям (документам, содержащим сведения) ограничивается и возобновляется регистрирующим органом на основании заявления юридического лица, доступ к сведениям о котором может быть ограничен. Заявление об ограничении или о возобновлении доступа к сведениям, указанным в настоящем абзаце, представляется по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, и подписывается лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, доступ к сведениям о котором может быть ограничен. В таком заявлении указываются обстоятельства, которые являются (являлись) основанием для ограничения доступа к сведениям о юридическом лице. Такое заявление может быть направлено или представлено в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Федерального закона. Сведения о юридическом лице, доступ к которым ограничен в соответствии с настоящим абзацем, могут быть предоставлены исключительно органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления, органам государственных внебюджетных фондов, Банку России, судам, а также лицу, имеющему право без доверенности действовать от имени юридического лица, доступ к сведениям о котором ограничен.

Правительство Российской Федерации вправе определить случаи, в которых доступ к содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц сведениям (документам, содержащим сведения) о юридическом лице (с указанием перечня таких сведений) может быть ограничен.

Согласно п. 2 ст. 6 Закона № 129-ФЗ содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы о конкретном юридическом лице или индивидуальном предпринимателе предоставляются в виде: выписки из соответствующего государственного реестра; копии документа (документов), содержащегося в соответствующем государственном реестре; справки об отсутствии запрашиваемой информации. Форма и порядок предоставления содержащихся в государственных реестрах сведений и документов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Как было указано судом выше, в соответствии с п.1 ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, плательщике страховых взносов.

На основании пп. 1 п. 1 ст. 102 НК РФ сведения, полученные налоговым органом, становятся общедоступными с согласия их обладателя - налогоплательщика (плательщика страховых взносов).

Такое согласие представляется по выбору налогоплательщика (плательщика страховых взносов) в отношении всех сведений или их части, полученных налоговым органом, по форме, формату и в порядке, утвержденным приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ<...>@ «Об утверждении формы, формата согласия налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну общедоступными, порядка заполнения формы, а также порядка его представления в налоговые органы».

Определением Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ<...>-О установлено, что специальный правовой статус сведений, составляющих налоговую тайну, закреплен ст. 102 Налогового кодекса Российской Федерации исходя из интересов налогоплательщиков и с учетом соблюдения принципа баланса публичных и частных интересов в указанной сфере, поскольку в процессе осуществления налоговыми органами Российской Федерации своих функций, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, в их распоряжении оказывается значительный объем информации об имущественном состоянии каждого налогоплательщика, распространение которой может причинить ущерб интересам как отдельных граждан, частная жизнь которых является неприкосновенной и охраняется законом, так и юридических лиц, чьи коммерческие и иные интересы могут быть нарушены в случае произвольного распространения в конкурентной или криминальной среде значимой для бизнеса конфиденциальной информации. Поэтому федеральный законодатель предусмотрел ограниченный режим доступа к такой информации путем установления исчерпывающего перечня субъектов, обладающих в силу закона правом обращения к налоговым органам за предоставлением сведений, составляющих налоговую тайну, в указанных в законе целях.

С учетом изложенного, налоговый орган вправе сообщить сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в случае, если налогоплательщик дал согласие на признание таких сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными по форме, утвержденной приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ<...>@.

ООО «Сибавиапорт» не представляло в налоговый орган указанное выше согласие, следовательно, налоговым органом правомерно было отказано в выдаче запрашиваемой информации (документов) по запросу Серегина Р.А.

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах не предусматривает возможность предоставления сведений, составляющих налоговую тайну, физическому лицу (заявителю) по его письменному запросу. Поскольку запрошенные Серегиным Р.А. сведения в отношении ООО «Сибавиапорт» являются налоговой тайной, и в силу положений ст. 102 НК РФ, не могут быть предоставлены по его письменному запросу, налоговый орган обоснованно отказал Серегину Р.А. в предоставлении соответствующей информации - протокола общего собрания участников ЮЛ <...> от 16.03.2021 и свидетельства <...> от 16.03.2021.. Действующее законодательство предусматривает предоставление информации, составляющей налоговую тайну, без согласия налогоплательщика только в судебные и правоохранительные органы по их мотивированным запросам.

На основании изложенного, суд находит правомерным отказ инспекции от представления испрашиваемых Серегиным Р.А. сведений, следовательно, основания для признания незаконными акта Межрайонной ИФНС России <...> по Кемеровской области от 09.04.2021 года <...>, акта Управления ФНС России по Кемеровской области от 21.05.2021 года <...>@ и обязании Межрайонной ИФНС России <...> по Кемеровской области предоставить запрашиваемые документы об ООО «Сибавиапорт» отсутствуют.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения требований Серегина Р.А. не имеется. Обжалуемые действия Межрайонной ИФНС России <...> по Кемеровской области и Управления ФНС России по Кемеровской области, выразившиеся в непредставлении информации административному истцу, не нарушают его права и интересы.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административных исковых требований Серегина Р. А. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России <...> по Кемеровской области – Кузбассу, Управлению Федеральной налоговой службы по Кемеровской области – Кузбассу о признании незаконным решения налогового органа, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Кемеровский областной суд через суд, принявший решение.

Судья <...> О.А. Полюцкая

<...>

<...>

<...>