№
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
21 сентября 2016 года в гор. Кисловодске
Кисловодский городской суд Ставропольского края в открытом судебном заседании под председательством судьи Супрунова В.М., при секретаре Аджибековой Н.Р.
рассмотрел в порядке упрощенного производства административное исковое заявление прокурора г.Кисловодска в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования г.Кисловодска о признании незаконным бездействия администрации г.Кисловодска и возложении обязанности устранения допущенных нарушений
у с т а н о в и л:
прокуратурой города Кисловодска в рамках надзора за осуществлением нормотворческой деятельности и за законностью нормативных правовых актов, проведена проверка которой установлено, что меры, направленные на разработку и принятие административных регламентов по осуществлению муниципального контроля за организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках; по осуществлению муниципального контроля в области торговой деятельности по осуществлению муниципального контроля в области розничной продажи алкогольной продукции должностными лицам администрации города не приняты, вследствие чего, в случае проведения муниципальными инспекторами проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, данные проверки будут осуществляться с нарушением требований норм федерального законодательства, приведут к нарушению прав и гарантий субъектов предпринимательской деятельности, затруднят возможность обжалования действий должностных лиц органов местного самоуправления. Кроме того, в соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка является коррупциогенным фактором, устанавливающим для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного исключения из общих правил. Просит признать бездействие администрации г. Кисловодска, выразившееся в уклонении от разработки и принятия нормативных правовых актов – административного регламента исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального контроля за организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках; административного регламента исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального контроля в области розничной продажи алкогольной продукции, незаконным. Обязать администрацию города Кисловодска разработать и утвердить в установленном законом порядке нормативные правовые акты - административный регламент исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального контроля за организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках; административных регламент исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального контроля в области торговой деятельности, административный регламент исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального контроля в области розничной продажи алкогольной продукции, в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Административный истец помощник прокурора Арустамян С.А., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения административного искового заявления в судебное заседание не явилась, письменно просит рассмотреть административное исковое заявление в отсутствие представителя прокуратуры в упрощенном (письменном) производстве.
Административный ответчик администрация г.Кисловодска, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения административного искового заявления представителя в судебное заседание не направил, письменно о рассмотрении дела в его отсутствие не просил, возражений против рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства (без проведения устного разбирательства) и относительно заявленных требований не представил.
В соответствии п.2 ст.291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если ходатайство о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела.
Исследовав материалы дела, суд пришёл к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 17.1 Закона 131-ФЗ органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Основы государственного регулирования отношений, связанных с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а также права и обязанности лиц, осуществляющих указанную деятельность, определяются Федеральным законом от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (далее - Закон № 271-ФЗ).
В соответствии с ч. 2 ст. 23 Закона № 271-ФЗ контроль за соблюдением требований, установленных данным Федеральным законом, осуществляется уполномочёнными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их компетенции.
Таким образом, на территории муниципального образования органами местного самоуправления осуществляется муниципальный контроль за организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках в соответствии с Законом № 381-Ф3 и Федеральным законом от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации определяются Федеральным законом от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», который также регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности (ч.1 и 3 ст. 1 Закона № 381-Ф3).
Государственное регулирование торговой деятельности осуществляется посредством государственного контроля (надзора), муниципального контроля в этой области (п. 4 ч. 1 ст. 4 Закона № 381-Ф3).
Органы местного самоуправления в области регулирования торговом деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли (ч. 2 ст. 6 Закона № 381-Ф3).
Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований Федерального закона от 28.12.2009 г. №381-ФЗ, муниципальный контроль в области торговой деятельности проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 16 Закона № 381-Ф3).
Таким образом, на территории муниципального образования органами местного самоуправления осуществляется муниципальный контроль в области торговой деятельности в соответствии с Законом № 381-Ф3 и с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 22.11.1995 № 171 -ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции осуществляют контроль за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции.
В связи с чем, на территории муниципального образования органами местного самоуправления осуществляется муниципальный контроль в области розничной продажи алкогольной продукции в соответствии с Законом № 381-Ф3 и с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В соответствии с ч. 4 ст. 2 Закона № 294-ФЗ муниципальный контроль - это деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
Согласно ч. 1 ст. 6 Закона № 294-ФЗ определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом.
Частью 2 ст. 6 Закона № 294-ФЗ полномочия по разработке и принятию административных регламентов проведения проверок при осуществлении муниципального контроля отнесены к полномочиям органов местного самоуправления.
Как установлено в судебном заседании до настоящего времени меры, направленные на разработку и принятие административных регламентов по осуществлению деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках по осуществлению муниципального контроля в области торговой деятельности, осуществлению муниципального контроля в области розничной продажи алкогольной продукции должностными лицами администрации города не приняты, вследствие чего, в случае проведения муниципальными инспекторами проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проверки будут осуществляться с нарушением требований норм федерального законодательства, соответственно приведут к нарушению прав и гарантий субъектов предпринимательской деятельности, затруднят возможность обжалования действий должных лиц органами местного самоуправления.
Тем самым в соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка является коррупциогенным фактором, устанавливающим для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного исключения из общих правил.
При изложенных обстоятельствах, административное исковое заявление предъявленное прокурором в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования г.Кисловодска подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 218 КАС РФ суд
р е ш и л:
административные исковые требования прокурора города Кисловодска в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования города – курорта Кисловодска – удовлетворить.
Признать бездействие администрации города-курорта Кисловодска, выразившееся в уклонении от разработки и принятия нормативных правовых актов – административного регламента исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального контроля за организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках; административного регламента исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального контроля в области розничной продажи алкогольной продукции, незаконным.
Обязать администрацию города – курорта Кисловодска разработать и утвердить в установленном законом порядке нормативные правовые акты - административный регламент исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального контроля за организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках; административный регламент исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального контроля в области торговой деятельности, административный регламент исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального контроля в области розничной продажи алкогольной продукции, в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение можно обжаловать в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд в течение месяца.
Председательствующий,
судья Кисловодского городского суда: В.М. Супрунов